Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:16, дипломная работа
Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования приема графического моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить педагогический опыт в аспекте изучаемого вопроса.
3. Составить библиографию.
4. Выявить умения у младших школьников решать текстовые задачи.
ВВЕДЕНИЕ……….........................................…………………………………….3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ…………………………………………………..8
1.1 Моделирование как метод познания и как метод обучения……………………………………...........................................................8
1.2 Разные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач....................................................................................19
1.3 Прием графического моделирования как важное средство обучения младших школьников решению текстовых задач…………...………………...30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………..…………………...51
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ СПОСОБОМ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ….………….53
2.1 Анализ сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками на этапе констатирующего эксперимента..................................53
2.2 Методика использования приема графического моделирования в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач на этапе формирующего эксперимента..............................................................................58
2.3 Обработка результатов педагогического исследования…………………..71
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….77
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...79
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….........................82
Приложение А…………………………………………………………………………..………82
Приложение Б………………………………………………………………………………..…83
Приложение В……………………………………………………………………………..……87
Приложение Г………………………………………………………………………………..…89
Приложение Д………………………………………………………………………………..…90
Приложение Е…………………………………………………………………………………..92
Приложение Ж………………………………………………………………………………...100
Приложение З………………………………………………………………………………….101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..102
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНОГО ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………...................
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ…………………………………………………..8
1.1 Моделирование как
метод познания и как метод
обучения……………………………………........
1.2 Разные методические
подходы к обучению младших школьников решению текстовых
задач.........................
1.3 Прием графического
моделирования как важное
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………..…………………...51
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ СПОСОБОМ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ….………….53
2.1 Анализ сформированности
умений решать текстовые задачи младшими школьниками
на этапе констатирующего эксперимента..................
2.2 Методика использования
приема графического
2.3 Обработка результатов педагогического исследования…………………..71
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….77
ОБЩИЙ ВЫВОД……………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….
Приложение А………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………………
Приложение В……………………………………………………………………………
Приложение Г………………………………………………
Приложение Д………………………………………………
Приложение Е………………………………………………
Приложение Ж………………………………………………
Приложение З………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..102
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные тенденции развития школьного образования связаны с его переориентацией на приоритет развивающей функции по отношению к информационной. В связи с этим на первый план выдвигается задача целенаправленного обучения учащихся познавательной деятельности, то есть способам познания окружающего мира: наблюдению, анализу, сравнению, классификации, моделированию.
Организацию моделирования
в учебной деятельности младшего
школьника можно считать одним
из направлений инновации в началь
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что единых взглядов на проблему использования моделирования в учебной деятельности младшего школьника нет. Моделирование рассматривается как учебное действие (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); как активный метод обучения (Ю.К. Бабанский); как деятельность, входящая в структуру знако-символической деятельности (Н.Г. Салмина, П.Я. Гальперин). Несмотря на различия исходных позиций, все авторы подчеркивают значимость моделирования в процессе обучения.
Роль и место моделирования
в обучении младших школьников объясняется
следующими факторами. Во-первых, доступность
моделирования для младшего школьника,
обусловленная наглядно-практич
Математические понятия, являясь абстракциями (моделями) особого рода, и, соответственно, математическое мышление и математическая деятельность, носят специфически опосредованный модельный характер. Поэтому при изучении курса математики школьники должны осознать особый характер отражения действительности в моделях. Раскрытию своеобразия отражения математической стороны действительности успешно содействует решение текстовых задач. Среди общих целей, достигаемых посредством решения задач, выделяются: формирование научного мировоззрения, математической культуры; развитие познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; а также эстетическое, экологическое и патриотическое воспитание. К специальным целям относятся: овладение аппаратом исследования с помощью различных моделей, воспитание математического подхода к анализу явлений, формирование умений строить математические модели реальных процессов и явлений.
Решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Поэтому в дипломной работе мы хотим показать и доказать, что применение графического моделирования при работе над текстовой сюжетной задачей способствует формированию умения у младших школьников осмысленно подойти к решению текстовой задачи и самостоятельно найти рациональный путь ее решения, поскольку данный прием обучения дает возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данными и искомыми в задаче.
Итак, проблема нашего исследования – выявить, какие существуют возможности использования приема графического моделирования на уроках математики, в частности, при обучении младших школьников умению решать текстовые задачи.
В связи с этим выделили:
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решать текстовые задачи на уроках математики.
Предмет исследования: графическое моделирование как средство обучения младших школьников решению текстовых задач.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования приема графического моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить педагогический опыт в аспекте изучаемого вопроса.
3. Составить библиографию.
4. Выявить умения у младших школьников решать текстовые задачи.
5.Разработать конспекты уроков с применением приема графического моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач и апробировать их на практике.
6. Выявить эффективность приема графического моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование приема графического моделирования в практике обучения младших школьников решению текстовых задач способствует развитию образного мышления, учит школьника логически рассуждать и правильно выбирать арифметическое действие в ходе решения задачи, т. е. формирует у него общее умение решать текстовые задачи.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют основные концептуальные положения теории развивающего обучения П.М. Эрдниева, Б.П. Эрдниева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской, а также концепция теории традиционного обучения М.В.Богдановича, Л.П. Кочиной, Н.П. Листопад, Н.А. Бантовой.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы. Они следующие:
- теоретические:
1. Изучение и анализ научно- методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Изучение передового
педагогического опыта в
3. Составление библиографии.
- эмпирические:
1. Наблюдение за учебно-
2. Педагогический эксперимент.
- обсервационные методы:
1. Тестирование.
2. Изучение и анализ детских работ.
3. Анализ и сравнение
результатов деятельности
Исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определенные цели:
I этап (сентябрь - декабрь 2010 г.): подбор и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме, разработка концепции и методов исследования, обобщение и анализ передового педагогического опыта по проблеме, постановка целей и задач исследования.
II этап (январь - апрель 2011 г.): экспериментальное применение методики обучения решению текстовых задач с использованием графического моделирования; анализ результатов, их обобщение; формулирование основных выводов, оформление практических приложений.
III этап (май 2011 г.): завершение оформления работы, подготовка к защите.
База исследования: Кореизская общеобразовательная школа № 16 АР Крым, 3-А - контрольный класс (классный руководитель: Свиридова И.И.) и 3-Б класс – экспериментальный (классный руководитель Кулыгина Л.П.)
Теоретическая значимость исследования: в работе рассмотрены разные методические подходы к проблеме формирования умения младшими школьниками решать текстовые задачи.
Практическая значимость исследования: апробирована на практике нетрадиционная методика обучения младших школьников решению текстовых задач с использованием приема графического моделирования в условиях традиционной школы.
Публикации: результаты по проблеме исследования были опубликованы в статье «Графическое моделирование как способ обучения младших школьников решению текстовых задач» к XIII недели научных статей, которая состоялась в апреле 2011 в КГУ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов по каждому разделу, общего вывода, списка используемых источников (79), приложений (8). Общий объем работы составляет 80 страниц.
РАЗДЕЛ I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОСТОЙ ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ
1.1. Моделирование как метод познания и как метод обучения
Моделирование в философской и психологической литературе рассматривается по-разному. В предельно общем виде современная трактовка понятия «моделирование» сводится к определению его как метода познания, при котором исследуется искусственная система-модель. Так, И.Б. Новик под моделированием понимает метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом с использованием вспомогательного промежуточного «квазиобъекта» (модели), который способен замещать его в определенных отношениях и давать при его изучении информацию о самом моделируемом объекте. По мнению А.И. Уемова, модель - это система, исследование которой служит средством для получения новой информации о другой системе [65, c. 27].
По определению В.А. Штоффа, модель - «это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [76, c. 19]. В большинстве психолого-дидактических исследований [23; 24; 54] за основу берется философское определение модели и моделирования, так как по своим существенным характеристикам учебное и научное моделирование схожи. Исследуя новое понятие, решая задачу методом моделирования, школьник рассуждает как исследователь и именно в этом заключается важнейшее методологическое значение применения моделирования в обучении.
Однако учебная деятельность школьника не тождественна исследовательской деятельности ученого. Особенностями учебного познания объясняются и особенности применения моделирования в обучении.
В науке моделирование является средством получения объективно новой информации, тогда как в учебном познании с помощью моделирования передается и получается новая для ученика, т.е. субъективно новая, информация. Кроме того, учащиеся часто не осознают, что пользуются именно методом моделирования, а в науке модельный характер задач ясен каждому исследователю. Отличается и характер исследуемых в учебном и научном познании понятий и явлений. Школьники должны овладеть понятиями, которые сами по себе уже являются моделям, например: число, функция, прямая. Чтобы облегчить усвоение последних, они применяют специально созданные для этого учебные модели, которые специфичны по сравнению с научными моделями и применяются преимущественно в учебном познании. Эти особенности учебного моделирования отмечают, например, Н.Г. Салмина [54], Л.М. Фридман [70].