Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:16, дипломная работа
Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования приема графического моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить педагогический опыт в аспекте изучаемого вопроса.
3. Составить библиографию.
4. Выявить умения у младших школьников решать текстовые задачи.
ВВЕДЕНИЕ……….........................................…………………………………….3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ…………………………………………………..8
1.1 Моделирование как метод познания и как метод обучения……………………………………...........................................................8
1.2 Разные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач....................................................................................19
1.3 Прием графического моделирования как важное средство обучения младших школьников решению текстовых задач…………...………………...30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………..…………………...51
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ СПОСОБОМ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ….………….53
2.1 Анализ сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками на этапе констатирующего эксперимента..................................53
2.2 Методика использования приема графического моделирования в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач на этапе формирующего эксперимента..............................................................................58
2.3 Обработка результатов педагогического исследования…………………..71
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….77
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...79
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….........................82
Приложение А…………………………………………………………………………..………82
Приложение Б………………………………………………………………………………..…83
Приложение В……………………………………………………………………………..……87
Приложение Г………………………………………………………………………………..…89
Приложение Д………………………………………………………………………………..…90
Приложение Е…………………………………………………………………………………..92
Приложение Ж………………………………………………………………………………...100
Приложение З………………………………………………………………………………….101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..102
«Сколько всего детей занимается в студии?».
А) В студии 20 детей, из них 12 мальчиков.
Б) В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.
В) В студии 8 мальчиков и 20 девочек.
Г) В студии занимаются девочки и 8 мальчиков.
5) Выбор данных.
«На аэродроме было 35 самолетов. Сколько самолетов осталось?»
Выбери данные, которыми
можно дополнить условие
а) Утром прилетело 10 самолетов.
Б) Улетело на 20 самолетов больше, чем было.
В) Улетело 30 самолетов.
6) Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.
Подумай! Что нужно изменить в текстах задач, чтобы выражение 9-6 было решением каждой?
А) На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из них 9. Сколько девочек сидело на второй скамейке?
Б) В саду 9 кустов красной смородины, а кустов черной смородины на 6 больше. Сколько кустов черной смородины в саду?
В) В гараже 9 легковых машин и 6 грузовых. Сколько всего машин в гараже?
7) Постановка вопроса соответствующего данной схеме.
«Коля выше Пети на 20см, а Петя выше Вовы на 7 см. Рассмотри схему и подумай, на какой вопрос можно ответить, пользуясь данным условием
К. 20 см
П.
В.
Рис. 1.3.
8) Объяснение выражений, составленных по данному условию.
«Фермер отправил в магазин 45 кг укропа, петрушки на 4 кг больше, чем укропа, и 19 кг сельдерея. Сколько всего килограммов зелени отправил фермер в магазин?»
Что означает выражения, составленные по условию задачи:
45-19 45+19 45+4 45-4
9) Выбор решения задачи.
«Курица легче зайца на 4 кг, а заяц легче собаки на 8 кг. На сколько собака тяжелее курицы? На сколько курица легче собаки?»
Маша решила эту задачу так: 8+4=12 (кг)
К.
З.
С.
А Миша - так: 8-4=4 (кг)
Кто прав: Миша или Маша?
При обучении использованию схематического чертежа в моделировании задач на этапе ознакомления используются следующие приемы: разъяснение учителем каждой части схемы; указание к построению модели; моделирование по наводящим вопросам учителя и поэтапное выполнение схемы; предлагается заготовка схемы, а на ней необходимо указать количественные характеристики объектов; дополнение к построению схемы.
По системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова модель выступает как продукт и как средство осуществления познавательной деятельности [64]. Обучение моделированию осуществляется на основе изучения основных свойств величин и математических понятий. Каждое задание решается предметно, моделируется схемой и формулами.
Со схемами в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дети знакомятся с первых уроков, когда находят среди разных предметов одинаковые по какому-либо признаку: длине, площади, форме, объему. Например, учащимся выдается набор полосок разных по длине, ширине и цвету. Их задача – найти равные по какому-либо признаку. Сразу дети находят одинаковые полоски по цвету, затем путем наложения и по длине (ширине). Перед учащимися ставятся следующие задачи:
- Что нужно сделать, чтобы каждый раз не измерять полоски, а найти одинаковые сразу и быстро? (предлагают на одинаковых полосках поставить одинаковые значки)
- А как записать в тетради, что среди полосок есть одинаковые? (нужно их зарисовать и поставить значки).
Далее аналогично сравнивают сосуды по объему и находят равные. После этого дети находят сосуды, одинаковые по другим признакам: материалу, высоте. Записывают, что сосуды равны по высоте с помощью вертикальных отрезков.
На последующих уроках дети с помощью схем учатся находить и определять равные и неравные величины:
= (равенство) ≠ (неравенство)
|
|
Рис. 1.5.
Через несколько уроков вводится буквенная символика. Все величины обозначаются буквами русского алфавита. Буквы подписываются и на предметах и на схеме:
А
А=В
В
Делается вывод: равенство
Итак, выполняя предметные действия на основе измерения разных величин, отображая эти действия графически сначала в виде рисунка, а затем модели, учащиеся подходят к знаково-символической форме равенства и уравнения.
Далее появляются простые текстовые задачи и уравнения, которые решаются с опорой на схему. Работа со схемой в текстовых задачах является продолжением, а не новым материалом, как в традиционной системе обучения, поэтому проходит легче, вызывая у детей интерес. Очень важно этот интерес у детей поддержать различными видами работ со схемой, которые помогли бы детям выбирать правильное решение задач. Они следующие:
1) Составление схемы к задаче.
Например, дана задача: «К кормушке прилетело А синиц и В воробьев. Сколько всего птиц в кормушке?».
На доске вычерчиваются все схемы, которые предлагают дети. Каждая схема анализируется. После анализа остаются правильные (1 и 4), из которых выделяется более удобная для выбора решения.
1) А
|
2) |
3) ?
|
4)
|
Рис. 1.7.
Выбрав схему 4, учащиеся объясняют решение задачи так: «Все птицы – это целое, которое состоит из двух частей: воробьев и синиц. Поэтому, чтобы найти целое (сколько всего птиц), нужно сложить А + В».
2) Составление уравнения (алгебраический способ) к решению задачи.
Анализируя после решения задачи схему 1, можно составить уравнения к решению задачи, обозначив через х количество всех птиц:
а) х – А = В б) х – В = А
х = А + В х = А + В
3) Составление задач по схеме.
|
Рис. 1.8.
С помощью схемы можно дать детям понятие обратной задачи. Таким образом, дети решают триаду простых задач:
1) А + В = С – прямая задача;
2) С – А = В – первая обратная задача;
3) С – В = А – вторая обратная задача.
В рамках данного подхода модели (схемы) являются эффективным средством поиска решения текстовой задачи.
Как видим, проблеме использования
моделирования в обучении решению
текстовых задач уделяется
1.3. Прием графического моделирования как важное средство обучения младших школьников решению текстовых задач
Система текстовых задач – важный элемент начального курса математики. Они выступают, с одной стороны, как объект изучения, исследования, связующим звеном между теорией и практикой, а с другой стороны, текстовые задачи являются одним из средств формирования, усвоения математических понятий.
Принято выделять два основных типа задач в зависимости от числа действий, выполняемых в ходе их решения. Это простые и составные задачи.
Задача, для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие, называется простой. В свою очередь можно выделить разные виды простых задач. Знание основных типов простых задач, приемов их решения, знание зависимостей между основными величинами позволяет лучше понять и усвоить основные способы решения задач в два и более действий.
Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того, чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широкого класса задач, а не ограничивался нахождением ответа в данной, конкретной, задаче, он должен овладеть некоторыми теоретическими знаниями о задаче и, прежде всего, о ее структуре.
Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев писал: «Актуально сознается только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта». Поэтому, чтобы структура задачи стала предметом анализа и изучения, необходимо отделить ее от всего несущественного и представить в таком виде, который обеспечивал бы необходимые действия. Сделать это можно путем особых знаково-символических средств – моделей, однозначно отображающих структуру задачи и достаточно простых для восприятия младшими школьниками.
В структуре любой задачи выделяют:
1) предметную область, т.е. объекты, о которых идет речь в задаче;
2) отношения, которые связывают объекты предметной области;
3) требование задачи.
Объекты задачи и отношения между ними составляют условие задачи. Например, в задаче: «Лида нарисовала 5 домиков, а Вова – на 4 домика больше. Сколько домиков нарисовал Вова?» - объектами являются:
1) количество домиков,
нарисованных Лидой (это
2) количество домиков, нарисованных Вовой (это неизвестный объект в задаче и согласно требованию искомый).
Связывает объекты в задаче отношение «больше на».
Структуру задачи можно
представить с помощью
- предметные (вещественные);
- графические;
- символические (или знаковые).
К графическим моделям относят рисунок, условный рисунок, чертеж, схематический чертеж (или, короче, схему).
Так, для задачи, приведенной ранее, графическая модель может быть выполнена:
А) в виде рисунка:
|
Рис. 1.9.
Б) в виде условного рисунка:
Рис. 1.10.
В) в виде чертежа:
Рис. 1.11.
Г) в виде схематизированного чертежа:
Рис. 1.12.
Главное правило построения модели состоит в том, что она должна отражать только существенные свойства объекта и структуру его связей и отношений. Для математической модели задачи главным будет то, что она отражает количественные соотношения предложенной в ней ситуации. А главные связи – это связи между данными и искомым.
Трудность перехода от словесной модели к образу состоит в том, что ученику надо уметь отвлечься от наиболее бросающихся в глаза свойств предмета или конкретных подробностей текста, т.е. абстрагироваться. Как показывает практика, сделать это младшему школьнику довольно трудно. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, которое непосредственно и полностью зависит от восприятия.
Трудность перехода от мыслительной модели к знаково-символической заключается в правильном выборе действия. Если мысленная модель построена правильно, т.е. верно отражает структурные связи между данными и искомым, то выбор действия не затрудняет ученика. Обычно дети, овладевшие умением абстрагироваться, выбор действия выполняют легко и быстро. Однако таких детей немного.
Научить младшего
школьника решать задачи по представлению,
т.е., пользуясь мысленной моделью,
крайне трудно, и почти всегда в
классе есть дети, которые так и
не могут этого сделать.
Для того, чтобы помочь ученикам в этой ситуации, необходимо их учить разбивать текст задачи на смысловые части и моделировать ситуации, отраженные в задаче.
Предметное моделирование дает возможность осмыслить задачу и решить ее практическим способом. При этом рисунки могут изображать реальные предметы, о которых идет речь в задаче (людей, животных, растений, машин и т.п.) или же быть условными, т.е. изображать реальные предметы условно, в виде различных фигур: квадратов, кружков, прямоугольников и т.п.
Использование конкретно воспринимаемой наглядности помогает осмыслить ситуацию. Однако часто это выглядит так. Детям предлагается решить задачу: «На поляне сидело 7 зайцев, затем 2 убежали. Сколько зайцев осталось на поляне?» Учитель выставляет на наборном полотне 7 зайцев (или кружков), затем 2 убирает. Естественно, чтобы ответить на вопрос, не надо мысленно представлять себе эту ситуацию и думать над выбором действия. Дети пересчитывают оставшихся зайцев и дают правильный ответ.