Методика использования различного построения моделей в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:16, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования приема графического моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить педагогический опыт в аспекте изучаемого вопроса.
3. Составить библиографию.
4. Выявить умения у младших школьников решать текстовые задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….........................................…………………………………….3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ…………………………………………………..8
1.1 Моделирование как метод познания и как метод обучения……………………………………...........................................................8
1.2 Разные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач....................................................................................19
1.3 Прием графического моделирования как важное средство обучения младших школьников решению текстовых задач…………...………………...30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………..…………………...51
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ СПОСОБОМ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ….………….53
2.1 Анализ сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками на этапе констатирующего эксперимента..................................53
2.2 Методика использования приема графического моделирования в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач на этапе формирующего эксперимента..............................................................................58
2.3 Обработка результатов педагогического исследования…………………..71

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….77
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...79
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….........................82
Приложение А…………………………………………………………………………..………82
Приложение Б………………………………………………………………………………..…83
Приложение В……………………………………………………………………………..……87
Приложение Г………………………………………………………………………………..…89
Приложение Д………………………………………………………………………………..…90
Приложение Е…………………………………………………………………………………..92
Приложение Ж………………………………………………………………………………...100
Приложение З………………………………………………………………………………….101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..102

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 646.00 Кб (Скачать документ)

Цель: раскрыть способы нахождения числа по его части; совершенствовать умение измерять и строить ломаные линии по заданным параметрам; формировать умения вычислять выражения на порядок действий; обобщать умение составлять и вычислять выражения с числовыми и буквенными значениями

Задача №41 с.93. «Мама сделала 6 банок яблочного  сока, по 3 л в каждой, и столько же банок томатного сока, по 2 л в каждой банке. Сколько всего литров получилось?»

- Какой сок мама  сделала? (яблочный и томатный)

- Количество банок сока обозначим отрезками соответствующей длины.

- Известно сколько  банок с яблочным соком? (6)

- Что сказано о емкости  банок? (содержит по 3 литра)

Учитель выполняет чертеж на доске, а учащиеся у себя в тетрадях.

- Итак, что нам известно? Давайте начертим.

 I    


           3

- А что говорится о томатном  соке? (столько же банок закрутили)


- Что значит столько  же? (одинаковое количество, т.е. 6 банок)

- Известна емкость  банок с томатным соком? (да, по 2 литра)

Давайте покажем это  на чертеже.

II  

          2

- А что мы должны  найти? Покажем на рисунке.

                             


I     ?


            3                                                        ?


II         ?

             2

- По чертежу перескажите  задачу.

- Во сколько действий решается задача? (в три)

- По какому плану  будем ее решать? (найдем, сколько  литров мама сделала яблочного  сока, затем томатного. После чего  мы сможем ответить на главный  вопрос.)

Далее выполняют план по решению задачи по действиям.

- При помощи какого действия мы будем решать задачу? (сложения произведения чисел)

3 ∙ 6 = 18 (л) – с  яблочным соком

2 ∙ 6 = 12 (л) – с  томатным соком

18 + 12 = 30 (л) - всего

Записали решение в  тетради.

- Какое выражение можно  составить к решению  задачи?

3 ∙ 6 + 2 ∙ 6 = 30 (л.)

Задача №42 (1) «В классе 11 вазонов, а в коридоре – на 9 вазонов больше. Сколько  вазонов в коридоре и в классе вместе?»

- О чем говорится  в задаче? (о вазонах, которые  установили в классе и в  коридоре.)

- А вы знаете, значение  слова «вазоны»? С.И.Ожегов в своем словаре это слово расшифровывает, как цветочный горшок.

- Сколько цветочных  ваз находится в классе? (11)

- Известно сколько  вазонов в коридоре? (нет, но  сказано на 9 больше)

Изобразим это в виде чертежа.

 11 в.


Кл.                 


 9 в.              


Кор.   


                                    ? в.

- Что нужно узнать  в задаче? (сколько вазонов в коридоре и в классе вместе?)

- Дополните чертеж.

 

                            11 в.


Кл.                 


 9 в.                 ? в.


Кор.   


                                    ? в.

      Самостоятельно  дети записывают решение по  чертежу, после чего идет анализ  и проверка решения вместе  со всем классом. 

Учитель  читает задачу в слух:

Задача №42 (2) «60 штук яиц разложили поровну в 10 коробок, а 30 яиц положили в корзину. На сколько больше яиц в корзине, чем в коробке?»

- О чем говорится  в задаче?

- Сколько яиц в корзине,  мы знаем? (30 шт)

- А в коробке нам  известно, сколько было яиц? (нет,  но мы знаем, сколько в 10 коробках яиц)

- Какой длины будет первый отрезок, по сравнению со вторым длиннее или короче? (длиннее)

- Какой главный вопрос  задачи?

- Выберите чертеж, соответствующего  решению задачи

1)                                60

Коробка            

                 ?

                     30   ?

Корзина

  2)           60 30

 

   ?

    3)           

            60

30 ? ?

 

  4)       

             60                          30

 

        ?


 

- Почему именно первая  схема подходит нам? Докажите.

Начертите в тетрадях схему к нашей задаче. Запишите решение выражением.

30 - 60 : 10 = 24 (л)

Фрагмент урока  № 3

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. Выражения на порядок действий. Решение задач. Уравнения.

Цель: раскрыть способы умножения двузначного числа на однозначное; учить вычислять выражения с применением данного способа вычисления, учить составлять выражения на умножение суммы на число при решении задач; совершенствовать навыки вычисления выражений на порядок действий

Задача №56: «Было красной ткани 4 м по 3 грн и желтой 8 м по 3 грн. Еще на 20 грн купили тесьму. Сколько всего уплатили за товар?

- Выберите схему подходящую  к данной задаче.

1) 

       3                                    

                                                 ?          

       3 

                                                             ?  

 ?

      

          20

2)  3

 

20 ?




 

3)

               4

                                                    3

                 8                                 3       ?

                20

                                                    ?

4)    3

                                                    ?

 

 

                                                     ?

20


 

           Применяя данную методику обучения детей работе над текстовыми задачами по новой системе в условиях традиционной школы, постепенно стали видны и результаты нашей работы. Учащиеся уже меньше стали допускать ошибок в решении задач. Главным для них стало умение разобраться в ситуации, которая отражена в задаче, и записать ее сначала на языке схем, а затем на языке математических символов.

 

 

 

 

 

 

2.3. Обработка результатов педагогического исследования

О том, насколько предлагаемая методика обучения решению текстовых задач эффективнее ряда других, используемых в начальной школе, свидетельствуют результаты экспериментальной проверки. Учащимся 3-Б класса, участвующих в эксперименте, была предложена письменная проверочная работа. С целью проверить эффективность применения методов нетрадиционного обучения учащимися построения графических моделей и решение текстовых задач. С этой целью школьникам были предложены задачи (предлагаем один из вариантов работы):

1. Какой схемой (рис. 2.1) будешь пользоваться, решая задачу: «От рулона ткани отрезали 9 м ситца, затем еще – 4 м. Сколько всего метров было ситца в рулоне, если осталось 14 метров?»

А)       В)

.


 

Рис. 2.1.

2. Построй схему к  задаче и реши ее: «В двух коробках 26 карандашей. Во второй коробке, на 15 карандашей меньше. Сколько всего карандашей в двух коробках?»

3. Придумай по схеме  (рис. 2.2) задачу и реши ее:

                  12 кг

          Рис. 2.2.


4. Это задача о количестве ящиков с помидорами и огурцами (рис. 2.3).

  

Рис. 2.3.

Как нужно изменить схему, если вопрос задачи будет таким: «На  сколько больше ящиков с помидорами, чем с огурцами, привезли в магазин?»

Таблица 2.4.

Шкала оценивания письменной проверочной работы

№ задания

1

2

3

4

Количество 

Баллов

 

2

 

2

 

4

 

4


 

Таблица 2.5.

Шкала оценивания письменной проверочной работы по 12-балльной системе

 

Количество  набранных баллов 

Отметка по 12-балльной системе

Ниже 4

1 – 2 – 3

4 - 5 – 6

4 – 5 – 6

7 – 8

7 – 8 – 9

9 – 10

10-11-12


         

           Анализ работ показал, что в 3-Б классе большая масса учащихся (это составляет  80% от всех учащихся) в результате проделанной целенаправленной работы по обучению их в применении приема графического моделирования при решении текстовых задач овладела им. И только 20% не могли выполнить некоторые из предложенных заданий в силу своих индивидуальных способностей. На высокий уровень – 5 человек, достаточный уровень – 7 человек, средний уровень – 3 человека.

В конце эксперимента обеим классам нужно было выполнить  контрольную работу по проверке сформированности у них умения решать текстовые задачи.

В первом задании нужно  было выбрать выражение, являющееся решением задачи. Здесь учащимся необходимо было проанализировать текст задачи, выявить известные и неизвестные  величины, их отношения и, возможно, сконструировать простейшую модель (схему) по данной ситуации, которая позволит им соотнести свой поиск решения задачи с данным (даны два варианта решения задачи, а нужно выбрать правильный).

Во втором задании  был дан текст задачи, которую нужно было просто решить. Задание схожее с предыдущим, но никаких форм контроля не прилагалось к тексту. Учащемуся необходимо было  с начала и до конца выдержать все основные этапы работы над задачей самостоятельно.

В третьем задании  была дана логическая задача, решение которой основывалось на понимании смысла отношений «больше на…» и «меньше на…», «больше в …» и «меньше в …» (приложение Ж).

За каждое  выполненное  задание  ученик получал определенное количество баллов. (табл.2.6).

Таблица 2.6.

Шкала оценивания письменной проверочной работы

№ задания

1

2

3

Количество баллов

 

1

 

4

 

5


 

         Максимальное количество баллов - 10. При оценивании также учитывалась   аккуратность в  выполнении работы.

Поэтому оценивание работ  учащихся проходило согласно с таблицей 2.7:

Таблица 2.7.

Шкала оценивания письменной проверочной работы по 12-балльной системе

Количество  набранных баллов

Отметка по 12-балльной системе

Ниже 4

1 – 2 – 3

4 - 5 – 6

4 – 5 – 6

7 – 8

7 – 8 – 9

9 – 10

10-11-12


 

Результаты  контрольной работы по уровням

Класс

Высокий уровень

Достаточный уровень

Средний уровень

Низкий  уровень

3-А (контрольный)

2

6

7

-

3-Б (экспериментальный)

4

7

4

-


 

         Оценивалась контрольная работа по следующим критериям.

         Высокий уровень:

- аккуратность работы

- понимание текста  задачи

- правильная запись выражений

- правильность записи  краткого условия

- ученик допускает  в работе 1 негрубую ошибку или  2-3 исправления

         Достаточный уровень:

- аккуратность работы, может быть допущено 1-3 грубых ошибок

- неточность в записи  краткого условия

- правильно выполняет  2/3 предложенной работы

Средний уровень:

- ученик может допустить  в работе от 4 до 6 грубых ошибок (пропуск действий, вычислительные  ошибки, невыполненное задание, незаконченное 

решение задач)

- правильно выполняет  1/2 предложенной работы

Начальный уровень:

Информация о работе Методика использования различного построения моделей в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач