Методика использования различного построения моделей в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:16, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования приема графического моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить педагогический опыт в аспекте изучаемого вопроса.
3. Составить библиографию.
4. Выявить умения у младших школьников решать текстовые задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….........................................…………………………………….3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ…………………………………………………..8
1.1 Моделирование как метод познания и как метод обучения……………………………………...........................................................8
1.2 Разные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач....................................................................................19
1.3 Прием графического моделирования как важное средство обучения младших школьников решению текстовых задач…………...………………...30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………..…………………...51
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ СПОСОБОМ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ….………….53
2.1 Анализ сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками на этапе констатирующего эксперимента..................................53
2.2 Методика использования приема графического моделирования в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач на этапе формирующего эксперимента..............................................................................58
2.3 Обработка результатов педагогического исследования…………………..71

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….77
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...79
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….........................82
Приложение А…………………………………………………………………………..………82
Приложение Б………………………………………………………………………………..…83
Приложение В……………………………………………………………………………..……87
Приложение Г………………………………………………………………………………..…89
Приложение Д………………………………………………………………………………..…90
Приложение Е…………………………………………………………………………………..92
Приложение Ж………………………………………………………………………………...100
Приложение З………………………………………………………………………………….101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..102

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 646.00 Кб (Скачать документ)

Обучение проходило  по действующим программам и учебникам под редакцией Кочиной Л.П. и Листопад Н.П. В качестве главного предмета исследования выступает графическое моделирование, так как именно оно приводит учащихся к обобщению способов решения текстовых задач. Формирование умений выполнять моделирование текстовой задачи  осуществляется поэтапно. В основу нашей программы по обучению младших школьников решению текстовых задач способом графического моделирования была положена методика развивающего обучения авторов Истоминой Н.Б. и Занкова Л.В., а также методика авторов действующего у нас на Украине учебника по математике Кочиной Л.П. и Листопад Н.П.

Суть нашей программы  в том, что процесс обучения состоит  из трех этапов.

1 этап – подготовительный.

Цель этого этапа – научить детей переводить различные реальные  явления на язык математических символов и знаков.  Наша задача заключалась в том, чтобы поступательно научить младшего школьника представлять конкретные объекты в виде символической модели, помочь ему отработать навык перевода текстовой задачи на математический язык.

Средством организации  этой деятельности могут быть специально обучающие задания, включающие методические приемы соотнесения, выбора, преобразования.

В качестве примера приведем учебные задания, включающие данные методические приемы, которые мы  использовали в разработках  своих  уроков.

1) Прием соотнесения  рисунка и математической записи: «Объясни, что обозначают равенства,  записанные под рисунком?»



а) 3+2=5            2+3=5                              а) 3∙2=6                   2∙3=6

          б) 5-3=2             5-2=3                             

          2) Выбор рисунка (схемы), соответствующего выражению: «Какая схема соответствует выражению?»

18-7=?

           7                          ?

                     

                                

                                      18

                              ?

 

 

                         18                          7


 

Такая система учебных заданий оказывает эффективное воздействие как на познавательную активность детей, так и на результаты обучения, выраженные  в знаниях, умениях и навыках. Желаемый результат достигается не путем выполнения большого количества однообразных упражнений, а включением младшего школьника в деятельность целенаправленного наблюдения, в процессе которого он вынужден активно использовать приемы умственных действий.

2 этап – основной.

Цель этого этапа  – формирование у младших школьников умения строить графическую модель для  решения текстовых задач. Формированию этого умения у учащихся способствуют следующие методические приемы:

-    разъяснение  учителем каждой части модели;

  • указание к построению модели (сначала необходимо выбрать слова, характеризующие предметы, о которых идет речь в задаче, а затем

определить, какое слово  включает общее понятие, а какие  слова являются частью целого);

  • моделирование по наводящим вопросам учителя и поэтапное выполнение схемы (либо учителем на доске, либо учащимся на доске, либо учителем на доске, а учащимися в тетради).
  • повторение текста задачи учеником по построенному схематическому чертежу:
  • дополнение к построению схемы (предлагается часть схематического чертежа, а ученик достраивает его до завершения. Например, указываются учеником на схеме количественные характеристики объектов);
  • сравнение схем (моделей) с целью выявления признаков сходства и различия с точки зрения формулировки текста задачи.

3 этап – заключительный.

Цель этого этапа  – учить самостоятельно строить  схематические чертежи к решению текстовых задач. Средством организации деятельности учащихся на этапе закрепления и обобщения умения младшими школьниками решать  текстовые задачи с использованием графического моделирования являлась система следующих методических приемов:

  • предлагается заготовка схемы, необходимо указать на схеме количественные характеристики объектов;
  • самостоятельное построение модели к решению задачи;
  • преобразование модели с целью «открытия» способа решения задачи;
  • преобразование модели с целью сравнения с задачами другого вида, с целью составления таких задач;
  • изменение модели или количественных характеристик;
  • формулирование текста задачи по предложенному сюжету и схематическому чертежу;

-     выбор выражения,  которым решается задача, к схеме.

Использование данных методических приемов позволяет глубоко осознать и понять сущность графического моделирования, его значимость и необходимость использования в работе над задачей, что позволит избежать многих трудностей в процессе обучения математики, развить познавательный интерес и подготовить учащихся к организации самостоятельной деятельности в обучении.

Согласованно с календарным  планированием мы выделили этапы урока с применением графического моделирования (табл.2.3).

 

Таблица 2.3.

Темы уроков

Этапы урока  с применением графического моделирования

Использование графической модели при выполнении задачи

Умножение и деление чисел. Части. Повторение изученного материала.

Объяснение нового материала

разъяснение учителем каждой части  модели;

Умножение чисел, заканчивающихся нулями. Нахождение части от числа.

Этап проверки домашнего задания

Указание к построению модели;

Деление чисел,  заканчивающихся  нулями. Решение задач. Геометрический материал.

этап изучения нового материала 

моделирование по наводящим вопросам учителя и поэтапное выполнение схемы (учителем на доске, учащимися в тетради);

Нахождение числа по его части. Вычисление и составление выражений, связанных с названиями компонентов  арифметических действий. Геометрический материал.

Этап первичного закрепления изучаемого материала

моделирование по наводящим вопросам учителя и поэтапное выполнение схемы (учащимся на доске);

Умножение суммы на число. Геометрический материал. Повторение изученного материала.

Этап закрепления и обобщения  изученного

сравнение схем и текстов задач;

Умножение двузначного числа на однозначное. Выражения на порядок  действий. Решение задач. Уравнения.

Этап закрепления и обобщения  изученного

выбор схемы к данной задачи;

Умножение однозначного числа на двузначное. Решение задач. Геометрический материал.

Этап первичного закрепления

дополнение к построению схемы (предлагается часть схематического чертежа, ученик достраивает его  до завершения);

Деление суммы на число. Решение  задач.

этап обобщения и  систематизации

формулирование текста задачи по предложенному сюжету и схематическому чертежу;

Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач. Выражения на порядок  действий. Закрепление навыков вычислительных примеров.

этап контроля и коррекции знаний

выбор выражения, которым решается задача, к схеме;


          

           На основе этих приемов были разработаны конспекты уроков математики, проводимых на данном этапе эксперимента (приложение Е).

Апробацию программы  мы проиллюстрируем на примерах некоторых  фрагментов уроков.

Фрагмент урока № 1

Тема: Деление чисел,  заканчивающихся нулями. Решение задач. Геометрический материал

Цель: ознакомить со способами деления чисел, которые заканчиваются нулями; совершенствовать умение анализировать задачи; учить наблюдать за делением шестиугольника одним отрезком на части учить

         Задача №30 (1) с.90. «Мама купила 4 чашки по 6 грн. В кассу она подала 50 грн. Сколько сдачи должна получить мама?»

- Что мама купила? (чашки)

- Известно сколько  штук? (да)

- Сколько? (4)

- Изобразим при помощи графического чертежа.

- Итак, известно, что мама  купила 4 чашки:


- А что-то сказано  о цене чашки? (мама покупала их по 6 грн.)

- А что значит по  6 грн? (одна чашка стоит 6 грн)

- Давайте попробуем  это изобразить на чертеже:

       6


                                                                   


 

- Что еще известно в задаче? (что мама в кассу подала 50 грн)

- Как это показать  на чертеже?

6


                              50 грн

- Какой главный вопрос  задачи? (Сколько сдачи должна получить мама?)

- Где его нужно поставить  на чертеже?

             ?                                 ?


                                     50 грн

 

- Мы представили, таким  образом, текст задачи в виде чертежа.

- Кто по чертежу  может ее пересказать?

- Простая эта задача  или составная?(составная) 

- Почему? (так как она решается в несколько действий)

- Чтоб узнать, во сколько действий решается задача, вам нужно посмотреть на чертеж? Сколько вопросов изображено на чертеже во столько действий она и решается.

- Что будем искать  в первом действии? (сколько мама  заплатила за 4 чашки)

- Подсказал ли вам  чертеж, каким действием будем находить стоимость четырех чашек? (умножением)

Почему? (т.к. 4 чашки по 6 грн.)

- Запишите решение  в тетрадь.

6 ∙ 4 = 24 (грн) – за 4 чашки

- Что дальше узнаем? (сколько сдачи должна получить  мама?)

- Каким действием будем  отвечать на него? (вычитанием)

- Почему? (т.к. нам нужно  найти, сколько осталось гривен  у мамы)

- Как мы запишем второе действие?

50 – 24 = 26 (грн) - осталось

- Как изменить текст  задачи, чтобы она решалась таким  выражением:

6 ∙ 4 + 50

Например: «Мама купила 4 чашки по 6 грн. У ней еще осталось 50 грн. Сколько всего денег было у мамы?»

Задача №30 (2) «Посадили 4 ряда по 6 саженцев и 2 ряда по 5 саженцев. Сколько всего саженцев?»

Дети походу объяснения учителя изображают чертеж и решение  в тетрадях.

- Сколько посадили  саженцев на 4 рядах? (по 6 саженцев  на каждый ряд)

- Начертим. (один ученик  у доски изображает чертеж под руководством учителя, остальные самостоятельно в тетрадях)

      6

 

- Известно сколько саженцев на 2 рядах? (по 5 с.)

- Дополним наш чертеж.

       5                                                    



- Мы знаем, сколько саженцев всего на 4 рядах и сколько всего на 2 рядах? (нет)

- Давайте попробуем  это изобразить на чертеже.

     6


                              ?                                                                                                                                                                     

       5                                                          



            ?

- Какой главный вопрос  задачи? (сколько всего саженцев?)           

- Как это показать на чертеже?

     6


                                                          

       5                     ?                                ?


 


            ?

- Глядя на чертеж, мы  можем сказать во сколько действий будет решаться задача. (в три)

- Каким действием найдем, сколько всего саженцев на 4 рядах? (умножением)

- Почему? (т.к. 4 ряда по 6 с.)

- Каким действием будем  находить, сколько всего саженцев  на двух рядах? (умножением, т.к.  в 2 рядах по 5 саженцев)

После того как один из учеников проговорил решение задачи, дети самостоятельно записывают его  в тетрадь.

1) 6 ∙ 4 = 24 (с.) – на 4 рядах

2) 5 ∙ 2 = 10 (с.) – на 2 рядах

- Что дальше узнаем? (сколько всего саженцев)

- Каким действием будем  отвечать на него? (сложением)

- Почему? (т.к. нужно  узнать, сколько всего саженцев на 4 рядах и на 2 вместе)

- Как мы запишем  третье действие?

3) 24 + 10 = 34 (с.) - всего

- Мы можем записать  по-другому решение задачи - выражением? (разбирают под руководством учителя)

- Зная, что посадили 4 ряда по 6 саженцев и 2 ряда по 5 саженцев мы можем записать как:

6 ∙ 4 и 5 ∙ 2 ,

но так как главный  вопрос задачи, сколько всего саженцев, то мы можем записать в виде выражения: 

6 ∙ 4 + 5 ∙ 2 = 34 (с.) – всего

Фрагмент урока  № 2

Тема: Нахождение числа по его части. Вычисление и составление выражений, связанных с названиями компонентов арифметических действий. Геометрический материал.

Информация о работе Методика использования различного построения моделей в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач