Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:16, дипломная работа
Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования приема графического моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить педагогический опыт в аспекте изучаемого вопроса.
3. Составить библиографию.
4. Выявить умения у младших школьников решать текстовые задачи.
ВВЕДЕНИЕ……….........................................…………………………………….3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ…………………………………………………..8
1.1 Моделирование как метод познания и как метод обучения……………………………………...........................................................8
1.2 Разные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач....................................................................................19
1.3 Прием графического моделирования как важное средство обучения младших школьников решению текстовых задач…………...………………...30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………..…………………...51
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ СПОСОБОМ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ….………….53
2.1 Анализ сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками на этапе констатирующего эксперимента..................................53
2.2 Методика использования приема графического моделирования в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач на этапе формирующего эксперимента..............................................................................58
2.3 Обработка результатов педагогического исследования…………………..71
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….77
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...79
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….........................82
Приложение А…………………………………………………………………………..………82
Приложение Б………………………………………………………………………………..…83
Приложение В……………………………………………………………………………..……87
Приложение Г………………………………………………………………………………..…89
Приложение Д………………………………………………………………………………..…90
Приложение Е…………………………………………………………………………………..92
Приложение Ж………………………………………………………………………………...100
Приложение З………………………………………………………………………………….101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..102
Благодаря чертежу мы можем
сразу сказать, во сколько
Фрагмент урока №2
Тема: Умножение чисел, заканчивающихся нулями. Нахождение части от числа.
Цель: ознакомить со способами умножения чисел, которые заканчиваются нулями; ознакомить со способами нахождения части от числа и решением задач данного вида
Этап урока: проверка домашнего задания
Использование графической модели: указание к построению модели
Учитель зачитывает задачу:
«Бревно длиной 12см распилили на 6 разных частей. Сколько распилов сделали?»
- Решали ли вы задачи такого вида и известен ли способ решения? (нет, не решали)
(как обычно, дети ошибочно
быстро решают такой вид
12:6=2(м) – длина одной части бревна
- Но в задаче спрашивается, сколько сделали распилов?
- Предлагаю сделать рисунок или чертеж. (учитель чертит на доске)
- Мы прямоугольник делим на 6 равных частей. Получается 5 засечек, а не 6. Задача решена без арифметического действия. Ответ получили, сделав чертеж.
- Начертите в тетрадях и ниже запишите ответ задачи.
- Мы можем сделать вывод, что при поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж (рисунок), так как он может быть способом решения задачи.
- А сейчас откройте первую страницу в тетради. На обложке тетради записываем следующую памятку:
Памятка:
Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:
1. Сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть нужно, сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задач.
2. Ввести вспомогательный элемент (часть);
3. использовать для решения задачи способ подбора;
4. переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой;
5. раздели условие или вопрос задачи на части и реши ее по частям;
6. начать решение задачи с «конца».
На таком уроке дети понимают смысл моделирования, и прежде чем решать задачу они будут обращать свое внимание на чертеж.
Фрагмент урока №3
Тема: Умножение суммы на число. Геометрический материал. Повторение изученного материала
Цель урока: раскрыть способы умножения суммы на число; повторить изученный материал: вычисление выражений на порядок действий, составление неравенств с вычислением выражений на деление разрядных чисел; учить наблюдению за кругами с одним и тем же центром.
Этапы урока: закрепления и обобщения изученного
Использование графической модели: сравнение схем и текстов задач
- Вам нужно найти к каждой веревочке свой воздушный шарик. Чтоб это сделать, вам нужно прочитать задачу, записанную на веревочке и найти соответствующий шарик к ней.
?
Фрагмент урока №4
Тема: Умножение однозначного числа на двузначное. Решение задач. Геометрический материал
Цель: раскрыть способы умножения однозначного числа на двузначное; совершенствовать умение строить и измерять отрезки и ломаные линии; совершенствовать умение анализировать
Этап урока: первичное закрепление
Использование графической модели: дополнение к построению схемы (предлагается часть схематического чертежа, ученик достраивает его до завершения)
Задача №63 «Купили 2 кг моркови,6 кг капусты, а лука в 2 раза больше, чем капусты. Сколько килограммов овощей купили?»
- Что известно в задаче? (что 2 кг моркови, 6 кг капусты)
- Давайте, изобразим это в виде чертежа.
М 2
К 6
- О чем еще говорится в задаче? (о луке)
- Известно сколько было лука? (нет, но сказано, что его в 2 раза больше, чем капусты)
- Как вы понимаете в 2 раза больше? (то есть, 2 раза взять по 6 кг)
- Как мы можем это отобразить на чертеже? (то есть отрезок с капустой взять два раза)
- Изобразите на чертеже. (один ученик под контролем учителя чертит на доске)
- Какой главный вопрос в задаче? (сколько килограммов овощей купили?)
- Покажите на чертеже.
2
М
6
К 6 6 ?
Л
Фрагмент урока №5
Тема урока: Деление суммы на число. Решение задач
Цель: раскрыть способ деления суммы на число; учить применять его при решении задач и вычислении выражений
Этап урока: этап обобщения и систематизации
Использование графической модели: формулирование текста задачи по предложенному сюжету и схематическому чертежу
На карточке изображен чертеж, сюжет, которого вы должны придумать. Я даю вам немного времени подумать, после чего вы выскажите свои версии.
4грн
Блокнот ? грн
5грн ? грн
Альбом ? грн
Например: «Петя купил 9 блокнотов по 4 грн и 5 альбомов по 5 грн. Сколько всего гривен потратил Петя на покупку?»
Решение обговаривается детьми и самостоятельно записывается в тетрадь.
Фрагмент урока №6
Тема: Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач. Выражения на порядок действий. Закрепление навыков вычислительных примеров
Цель: учить применять правило деления суммы на число при вычислении выражении выражений; рассмотреть все случаи деления двузначного числа на однозначное с помощью таблицы; учить решать задачи по правилу деление суммы на число
Этап урока: контроля и коррекции знаний
Использование графической модели: выбор выражения, которым решается задача, к схеме
Задача №76: «Купили 2 чашки по 5 грн и 4 блюдца по 2 грн. Сколько заплатили денег?»
Чашки 5 грн
? грн
Блюдца 4 грн ? грн
? грн
1) 5 ∙ 2 + 4 ∙ 2 = 18 (грн) 3) 5 ∙ 2 – 4 ∙ 2 = 2 (грн)
2) 5 + 4 - 5 + 4 = 8 (грн) 4) 5 – 2 + 4 – 2 = 5 (грн)
Приложение Ж
Варианты контрольной работы на этапе контрольного эксперимента
Вариант 1
1. Дана задача: «На вешалке висели полотенцы. После того, как дети взяли 9 полотенец, а затем еще 6, то на вешалке осталось 34. Сколько полотенец висело на вешалке?»
Маша записала решение этой задачи так: 34 - (9 – 6) = 31 (п.)
А Миша – так: (9 + 6) + 34 = 49 (п.)
2. Запиши задачи кратко и реши их:
«Ученики отбрасывали
снег. Мальчики почистили дорожку
длиной 36 м, а девочки – на 11 м
меньше. Какой длины дорожку почистили
девочки? Какова совместная длина обеих
дорожек, почищенных детьми? »
3*. Запиши задачи кратко и реши их:
«В одном ящике 9 кг слив, что на 3 кг меньше, чем в другом. Сколько слив в другом ящике? Сколько слив в двух ящиках?» (5 б.)
Вариант 2
1. Дана задача: «Миша нарисовал 36 рисунков, из них 9 самолетов и 12 рисунков машин. Сколько нарисовал Миша танков.»
Один ученик записал решение задачи так: 36 - (12 + 9) = 15 (т.),
а другой так: 36 + (12 – 9) = 39 (т.). Кто из них прав?
2. Запиши задачи кратко и реши их:
«В одной группе продленного дня 8 мячей, в другой – в 3 раза
больше. Сколько мячей в двух группах?
На сколько больше мячей во второй группе,
чем в первой?»
3*. Запиши задачи кратко и реши их:
«Столяр в первый день отремонтировал 11 парт, что на 3 парты больше, чем во второй день. Сколько парт отремонтировал столяр во второй день? Сколько парт столяр отремонтировал за два дня?»
(5 б.)
Приложение З
Результаты контрольной работы по 3-А классу
№ п/п |
Ф.И.О. учащихся |
Набранный балл |
1 |
Абибуллаев Дилявер |
11 |
2 |
Аверин Тимофей |
4 |
3 |
Анисимова Вероника |
9 |
4 |
Гришина Александра |
6 |
5 |
Гуртовая Валерия |
5 |
6 |
Кухаренко Павел |
10 |
7 |
Манукян Арман |
4 |
8 |
Пидлубный Владислав |
8 |
9 |
Прокопенко Андрей |
7 |
10 |
Прокопенко Кристина |
9 |
11 |
Ракова Светлана |
5 |
12 |
Сухомлин Андрей |
7 |
13 |
Тит Сергей |
4 |
14 |
Тасинов Мухаммед |
6 |
15 |
Чигринский Александр |
8 |
Средний балл |
7,0 |
Результаты контрольной работы по 3-Б классу
№ п/п |
Ф.И.О. учащихся |
Набранный балл |
1 |
Ботвинкин Светозар |
9 |
2 |
Браньков Глеб |
11 |
3 |
Велюллаев Эмиль |
6 |
4 |
Гомзикова Олеся |
9 |
5 |
Григоренко Максим |
7 |
6 |
Дубницкий Валера |
10 |
7 |
Коник Константин |
7 |
8 |
Онуфриева Вероника |
11 |
9 |
Ратушняк Александр |
9 |
10 |
Ратушняк Николай |
7 |
11 |
Сапелкина Наталья |
9 |
12 |
Степанова Анна |
4 |
13 |
Сухоруков Вадим |
6 |
14 |
Тасинова Гульнара |
10 |
15 |
Чуприн Николай |
4 |
Средний балл |
8,0 |
Список использованных источников