Методика использования различного построения моделей в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:16, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования приема графического моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить педагогический опыт в аспекте изучаемого вопроса.
3. Составить библиографию.
4. Выявить умения у младших школьников решать текстовые задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….........................................…………………………………….3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ…………………………………………………..8
1.1 Моделирование как метод познания и как метод обучения……………………………………...........................................................8
1.2 Разные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач....................................................................................19
1.3 Прием графического моделирования как важное средство обучения младших школьников решению текстовых задач…………...………………...30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………..…………………...51
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ СПОСОБОМ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ….………….53
2.1 Анализ сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками на этапе констатирующего эксперимента..................................53
2.2 Методика использования приема графического моделирования в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач на этапе формирующего эксперимента..............................................................................58
2.3 Обработка результатов педагогического исследования…………………..71

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….77
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...79
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….........................82
Приложение А…………………………………………………………………………..………82
Приложение Б………………………………………………………………………………..…83
Приложение В……………………………………………………………………………..……87
Приложение Г………………………………………………………………………………..…89
Приложение Д………………………………………………………………………………..…90
Приложение Е…………………………………………………………………………………..92
Приложение Ж………………………………………………………………………………...100
Приложение З………………………………………………………………………………….101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..102

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 646.00 Кб (Скачать документ)

          Благодаря чертежу мы можем  сразу сказать, во сколько действий  будет решаться задача.

 

 

 

 

 

 

Фрагмент  урока №2

Тема: Умножение чисел, заканчивающихся нулями. Нахождение части от числа.

Цель: ознакомить со способами умножения чисел, которые заканчиваются нулями; ознакомить со способами нахождения части от числа и решением задач данного вида

Этап  урока:  проверка домашнего задания

Использование графической модели: указание к построению модели

Учитель зачитывает задачу:

«Бревно  длиной 12см распилили на 6 разных частей. Сколько распилов сделали?»

- Решали ли вы задачи такого вида и известен ли способ решения? (нет, не решали)

(как обычно, дети ошибочно  быстро решают такой вид задачи)

12:6=2(м) – длина одной части бревна

- Но в задаче спрашивается, сколько сделали распилов?

- Предлагаю сделать рисунок или чертеж. (учитель чертит на доске) 

 

           

                      

  



- Мы прямоугольник делим на 6 равных частей. Получается 5 засечек, а не 6. Задача решена без арифметического действия. Ответ получили, сделав чертеж.

- Начертите в тетрадях  и ниже запишите ответ задачи.

- Мы можем сделать вывод, что при поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж (рисунок), так как он может быть способом решения задачи.

- А сейчас откройте  первую страницу в тетради.  На обложке тетради записываем  следующую памятку:

Памятка:

Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:

1.     Сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть нужно, сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задач.

2.     Ввести вспомогательный элемент  (часть);

3.     использовать для решения задачи способ подбора;

4.     переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой;

5.     раздели условие или вопрос задачи на части и реши ее по частям;

6.     начать решение задачи с «конца».

На таком уроке дети понимают смысл моделирования, и  прежде чем решать задачу они будут  обращать свое внимание на чертеж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент  урока №3

Тема: Умножение суммы на число. Геометрический материал. Повторение изученного материала

Цель  урока: раскрыть способы умножения суммы на число; повторить изученный материал: вычисление выражений на порядок действий, составление неравенств с вычислением выражений на деление разрядных чисел; учить наблюдению за кругами с одним и тем же центром.

Этапы урока: закрепления и обобщения изученного

 Использование графической модели: сравнение схем и текстов задач     

- Вам нужно найти к каждой веревочке свой воздушный шарик. Чтоб это сделать, вам нужно прочитать задачу, записанную на веревочке и найти соответствующий шарик к ней.


                                                                                                     


              ?


                                                                                                    


          

                                                                                   

                                                                                                                                          

                                                                                                                                     

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент  урока №4

Тема: Умножение однозначного числа на двузначное. Решение задач. Геометрический материал

Цель: раскрыть способы умножения однозначного числа на двузначное; совершенствовать умение строить и измерять отрезки и ломаные линии; совершенствовать умение анализировать

Этап  урока: первичное закрепление

Использование графической модели: дополнение к построению схемы (предлагается часть схематического чертежа, ученик достраивает его до завершения)

Задача №63 «Купили 2 кг моркови,6 кг капусты, а  лука в 2 раза больше, чем капусты. Сколько  килограммов овощей купили?»

- Что известно в  задаче? (что 2 кг моркови, 6 кг капусты)

- Давайте, изобразим  это в виде чертежа.

 М      2


 К                6


- О чем еще говорится  в задаче? (о луке)

- Известно сколько  было лука? (нет, но сказано,  что его в 2 раза больше, чем  капусты)

- Как вы понимаете  в 2 раза больше? (то есть, 2 раза взять по 6 кг)

- Как мы можем это  отобразить на чертеже? (то есть  отрезок с капустой взять два  раза)

- Изобразите на чертеже. (один ученик под контролем  учителя чертит на доске)

- Какой главный вопрос  в задаче? (сколько килограммов овощей купили?)

- Покажите на чертеже.

          2

М                


                       6                                                                   

К                   6                              6                             ?


Л                                     


                                              ?

Фрагмент  урока №5

Тема  урока: Деление суммы на число. Решение задач

Цель: раскрыть способ деления суммы на число; учить применять его при решении задач и вычислении выражений

Этап урока: этап обобщения и систематизации

Использование графической модели: формулирование текста задачи по предложенному сюжету и схематическому чертежу

На карточке изображен чертеж, сюжет, которого вы должны придумать. Я даю вам немного  времени подумать, после чего вы выскажите свои версии.

    4грн


Блокнот      ? грн


               5грн ? грн

Альбом                   ? грн


 

Например: «Петя  купил 9 блокнотов по 4 грн и 5 альбомов по 5 грн. Сколько всего гривен потратил Петя на покупку?»

         Решение обговаривается детьми и самостоятельно записывается в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент  урока №6

Тема: Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач. Выражения на порядок действий. Закрепление навыков вычислительных примеров

Цель: учить применять правило деления суммы на число при вычислении выражении выражений; рассмотреть все случаи деления двузначного числа на однозначное с помощью таблицы; учить решать задачи по правилу деление суммы на число

Этап  урока: контроля и коррекции знаний

Использование графической модели: выбор выражения, которым решается задача, к схеме

Задача №76: «Купили 2 чашки по 5 грн и 4 блюдца по 2 грн. Сколько заплатили денег?»

 Чашки       5 грн


 ? грн


Блюдца       4 грн ? грн


 ? грн


1)  5 ∙ 2 + 4 ∙ 2 = 18 (грн)                    3) 5 ∙ 2 – 4 ∙ 2 = 2 (грн)

2)  5 + 4 - 5 + 4 = 8 (грн)                  4) 5 – 2 + 4 – 2 = 5 (грн)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Ж

Варианты  контрольной работы на этапе контрольного эксперимента

Вариант 1

1. Дана задача: «На  вешалке висели полотенцы. После того, как дети взяли 9 полотенец, а затем еще 6, то на вешалке осталось 34. Сколько полотенец висело на вешалке?»

Маша записала решение  этой задачи так: 34 - (9 – 6) = 31 (п.)

 А Миша – так: (9 + 6)  + 34 = 49 (п.)

  • Кто прав: Маша или Миша?                                       (1 б.)

 

2. Запиши задачи кратко  и реши их:

«Ученики отбрасывали  снег. Мальчики почистили дорожку  длиной 36 м, а девочки – на 11 м  меньше. Какой длины дорожку почистили  девочки? Какова совместная длина обеих  дорожек, почищенных детьми? »                                                                                                                    (4 б.)

 

3*. Запиши задачи кратко  и реши их:

«В одном ящике 9 кг слив, что на 3 кг меньше, чем в другом. Сколько слив в другом ящике? Сколько слив в двух ящиках?»     (5 б.)

 

 

Вариант 2

1. Дана задача: «Миша  нарисовал 36 рисунков, из них 9 самолетов и 12 рисунков машин. Сколько нарисовал Миша танков.»

Один ученик записал  решение задачи так: 36 - (12 + 9) = 15 (т.),

а другой так: 36 + (12 – 9) = 39 (т.). Кто из них прав?                      

                                                                                                                         (1 б.)

2. Запиши задачи кратко  и реши их:

«В одной группе продленного дня 8 мячей, в другой – в 3 раза больше. Сколько мячей в двух группах? На сколько больше мячей во второй группе, чем в первой?»                                                                                                                  (4 б.)

 

3*. Запиши задачи кратко  и реши их:

«Столяр в первый день отремонтировал 11 парт, что на 3 парты  больше, чем во второй день. Сколько  парт отремонтировал столяр во второй день? Сколько парт столяр отремонтировал за два дня?»           

(5 б.)

 

 

Приложение З

 

Результаты  контрольной работы по 3-А классу

 

 

п/п

Ф.И.О.

учащихся

Набранный балл

1

Абибуллаев Дилявер

11

2

Аверин Тимофей

4

3

Анисимова Вероника

9

4

Гришина Александра

6

5

Гуртовая Валерия

5

6

Кухаренко Павел

10

7

Манукян Арман

4

8

Пидлубный Владислав

8

9

Прокопенко Андрей

7

10

Прокопенко Кристина

9

11

Ракова Светлана

5

12

Сухомлин Андрей

7

13

Тит Сергей

4

14

Тасинов Мухаммед

6

15

Чигринский Александр

8

 

Средний балл

7,0


 

 

 

Результаты  контрольной работы по 3-Б классу

 

 

п/п

 

Ф.И.О.

учащихся

 

Набранный балл

1

Ботвинкин Светозар

9

2

Браньков Глеб

11

3

Велюллаев Эмиль

6

4

Гомзикова Олеся

9

5

Григоренко Максим

7

6

Дубницкий Валера

10

7

Коник Константин

7

8

Онуфриева Вероника

11

9

Ратушняк Александр

9

10

Ратушняк Николай

7

11

Сапелкина Наталья

9

12

Степанова Анна

4

13

Сухоруков Вадим

6

14

Тасинова Гульнара

10

15

Чуприн Николай

4

 

Средний балл

8,0


 

Список использованных источников

 

  1.  Аванчанка К.А. Общая методика преподавания математики в школе / К.М.Аванчанка. Учебное пособие. - Мн.: Университет, 1997. – 94с.
  2. Аргинская И.И. Математика. 1 класс / И.И.Аргинская. Пособие для учителя к стабильному учебнику. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 1996. – 95с.
  3. Аргинская И.И. Математика / И.И.Аргинская. Методическое пособие к учебнику 1-го класса начальной школы. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2000. – 83с.
  4. Ахутина Т.В.,  Обухова Л.Ф. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины / Т.В.Ахутина // Психологическая наука и образование.-2001.-№1.-С.65-78.
  5. Бантова М.А. и другие. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова. Под ред. М.А. Бантовой. Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976г.–335с.
  6. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач / М.А.Бантова // Начальная школа. - 1989.- №10-11.–С.4-6.
  7. Бантова М.А. Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А.Бантова. Под ред. М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1984г. – 137с.
  8. Бань И.В. О Формировании интереса к математике / И.В.Бань // Начальная школа.- 1999.-№4.-С.73-76
  9. Баринова О.В. Дифференцированное  обучение решению математических задач / О.В.Баринова // Начальная школа.-1999.-№2.-С.41-44
  10. Белокурова Е.Е. Характеристика комбинаторных задач / Е.Е.Белокурова // Начальная школа.-1994.-№1.-С.34-38
  11. Белошистая А.В., Кабанова Н.В. Моделирование в курсе «Математика и конструирование» / А.В.Белошистая, Н.В.Кабанова // Начальная школа.-1990.-№9.-С.38-45
  12. Белошистая А.В. Прием графического моделирования при обучении решению задач / А.В.Белошистая // Начальная школа.-1991.-№4.-С.18-24
  13. Бородулько М.А., Стойлова Л.П. Обучению задач и моделирование / М.А.Бородулько, Л.П.Стойлова // Начальная школа.-1996.-№8.-С.26-31
  14. Валеева И.А. Особенности умственных действий младших школьников при решении эвристических задач / И.А.Валеева // Начальная школа.-1996.-№3.-С.37-44
  15. Волкова С.И. Карточки с математическими заданиями 4кл. / С.И.Волкова.-М.: Просвещение, 1993.-165с.
  16. Володарская И. Моделирование и его роль в решении задач / И.Володарская, Н.Салмина // Математика.-2006.-№18.-С.2-7
  17. Воловичева Л.А. Развивающие возможности задач на движение средствами символической наглядности / Л.А.Воловичева // Начальная школа.-1999.-№12.-С.21-33
  18. Гейтман Б.П., Иванина Т.В., Мишарина И.Э. Математика 3 класс / Б.П.Гейтман, Т.В.Иванина, И.Э.Мишарина: Уч. пособие для учащихся школьных отделений начальных классов - М.: Книжный дом «ЧеРо» изд. Московского Университета МЦМНО, 2000.-204с.
  19. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрений  учащихся в процессе обучения математики / Б.В.Гнеденко - М.: Просвещение,1982.-144с.
  20. Грибенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей / Н.А.Грибенникова // Начальная школа.-1990.-№10.-С.8-10
  21. Грибенникова Н.А. Решение задач на зависимость величин разными способами / Н.А.Грибенникова // Начальная школа.-1999.-№2.-С.13-15
  22. Горбов С.Ф., Чудинова Е.В. Виды функций моделей в учебной деятельности школьников / С.Ф.Горбов, Е.В.Чудинова // Психологическая наука и образование.-2000.-№2.-С.96-110
  23. Давыдов В.В., Вордонян А.У. Учебная деятельность и моделирование Ереван / В.В.Давыдов, А.У.Вордонян –М.: Луйс, 1918.-220с.
  24. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов - М.: Педагогика, 1918.-113с.
  25. Далингер В.А. Методик реализаций Внутрипредметных связей при обучении методике / В.А.Далингер - М.: «Просвящение», 1991.-107с.
  26. Жикалкина Т.К. Математика. Книга для учителя 2кл. / Т.К.Жикалкина - М.: Дрофа, 2000.-138с.
  27. Зайцев В.В. Математика для младших школьников / В.В.Зайцев. Методическое пособие для учителей и родителей – М.: Владос, 1999.-128с.
  28. Зайцева С.А. Решение составных задач на уроках математике /С.А.Зайцева, И.И.Целищева-М.: Чистые пруды, 2006.-32с.
  29. Захарова Н.М. Простые задачи в системе УДЕ / Н.М.Захарова // Начальная школа.- 1997.-№3.-С.11-17
  30. Иванова Т.Г., Резник Н.А. Некоторые визуальные средства на уроках математики  / Т.Г.Иванова // Начальная школа.-1999.-№5.-С.36-39
  31. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б.Истомина. Учеб.пособие для студ. сред. и выш.пед.учеб. заведений. – 3е изд, стереотип.-М.: изд.центр «Академия», 1999.-288с.
  32. Канин Е.С., Малов Е.В. Еще раз о причинах деградации математических умений / Е.С.Канин // Математика в школе.–2002.-№4.-С.50-52
  33. Клименченко Д. Задачи с многовариантными решениями / Д.Клименченко // Начальная школа.-1991.-№6.-С.14-21
  34. Кочина Л.П., Листопад Н. П. Математика, 3 кл.: Підручник для серед. загальноосвіт. шк. / Л.П. Кочина, Н.П. Листопад – К.: Літера ЛТД, 2003. – 176 с. : іл. – Рос. Мовою.
  35. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / В.А.Крутецкий – М.: Просвещение, 1972.- 174с.
  36. Кузнецов В.И. К вопросу о решении математических задач / В.И.Кузнецов // Начальная школа.-1999.-№5.-С.27-33
  37. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи / Т.А.Лавриненко -  Саратов: Лицей, 2000.-162с.
  38. Латоцин Л.А., Чаботареуске Б.Дз. Текстовые задачи в 4 кл. / Л.А.Латоцин, Б.Дз.Чаботареуске // Математика.-2001.-№4.-С.3-20
  39. Леонтьев А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка / А.И.Леонтьев. В-сб. «Школа 2100». Выпуск 4 Приоритетные направления развития образовательной программы – М.: Баласс,  2000.- 109с.
  40. Маркова А.К., Давыдов В.В., ЛямшиераА.Я. Формирование учебной деятельности школьников / В.В. Давыдова, А.Я. Ламшиера, А.К. Марковой. Под.ред.  В.В. Давыдова, А.Я. Ламшиера, А.К. Марковой.-М.: Педагогика, 1982.-215с.
  41. Матвеева Н.А. Обучение учащихся составлению текстовых задач / Н.А.Матвеева // Начальная школа. + до и после.-2002.-№7.-с.-34-36.
  42. Матвеева Н.А.  Использование схематического чертежа при моделировании простых текстовых задач / Н.А.Матвеева // Начальная школа.-2002.- №10.-С.60-63
  43. Математическое развитие дошкольников. Реценз. Бабаева Т.И. уч.метод.пособие –Санкт- Петербург: «Детство-Пресс» 2000
  44. Махрова В.Н. Рисунок помогает решать задачи / В.Н.Махрова // Начальная школа.-1998.-№7.-С.69-72
  45. Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики / Н.В.Мельник // Начальная школа.-1997.-№5.-С.15-20
  46. Мельникова Т.С. Таблицы по математики / Т.С.Мельникова // Начальная школа.-1990.-№1.-С.27-30
  47. Моро М.И. Методические указания к демонстрационному материалу по математике / М.И.Моро - М: Просвещение,№2, 1999.-231с.
  48. Моршнева Л.Г., Альхова З.И. Дидактический материал по математике / Л.Г.Моршнева, З.И.Альхова - Саратов: Лицей, 1999.-173с.
  49. Нешков В.И., Чесноков А.С. Дидактический материал по математике для 4 кл. / В.И.Нешков, А.С.Чесноков – М.: Просвещение, 1985.-130с.
  50. Никитина М.П. О сознательном усвоении математических понятий / М.П.Никитина // Начальная школа.-2000.-№3.-С.39-42
  51. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников / Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая - С-П.: «Детство-Пресс», 2000.-94с.
  52. Петерсон Л.Г. Математика 1 кл. Методические рекомендации / Л.Г.Петерсон - М.: «Баласс», «С-Инфо», 2000.-167с.
  53. Пойа Д. Как решать задачи / Д.Пойа // Квантор.-Львов., 2010.-215с
  54. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении / Н.Г.Салмина - М.: изд. моск. унив., 1951.-136с.
  55. Семья Ф. Совершенствование работы над составными задачами / Ф.Семья // Начальная школа.-1991.-№5.-С.17-19
  56. Сергеев Н.И., Олехин С.Н., Гашков С.Б. Примени математику / Н.И.Сергеев, С.Н.Олехин, С.Б.Гашков - М.: Наука, 1991.-125с.
  57. Скаткина Л.Н. Методика начального обучения математики / Л.Н.Скаткина. Под. ред. Л.Н. Скаткина. Учеб. пособие для студентов пед.инстит. М., Просвещение, 1972.-320с.
  58. Скворцова М. Математическое моделирование / М.Скворцова // Математика.-2003.-№14.-С.1-4
  59. Смирнова С.И. Использование чертежа при решении простых задач / С.И.Смирнова // Начальная школа.-1998.-№5.-С.53-58
  60. Солнышко Г.М. Как научить ребенка самостоятельно решать задачи / Г.М.Солнышко - Москва, газета «Начальная школа» №21, 1998
  61. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики / Л.П.Стойлова – М.: «Просвещение», №2, 1999.-162с.
  62. Столяр А.А. Методика начального обучения математики / А.А.Столяр. Под. ред. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. Учеб. пособие для педагогических институтов. Мн., Высшая школа, 1988.-254с.
  63. Сурикова С.В., Анисимова Н.В. Использование графовых моделей при решении задач / С.В.Сурикова // Начальная школа.-2005.-№4.-С.56-63
  64. Тихоненко А.В. Изучение понятия величины по системе развивающего обучения В.В. Давыдова / А.В.Тихоненко // Начальная школа.-1999.-№4.-С.86-94
  65. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования / А.И.Уемов - М.: Мысль, 1971.- 311с.
  66. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики 1-3 кл. / Н.Г.Уткина - М.: «Просвещение», 1984.-117с.
  67. Фонин Д.С., Целищева И.И. Моделирование как важное средство обучения решению задач / Д.С.Фонин // Начальная школа.-1990.-№3.-С.33-37
  68. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М.Фридман - М.: Знание, 1984.-80с.
  69. Фридман Л.М., Турецкий Е.И. Как научиться решать задачи / Л.М.Фридман - М.: Просвещение, 1989.-93с.
  70. Фридман Л.М. Обучение решению сюжетных задач / Л.М.Фридман // Начальная школа.-2007.-№6.-С.87-92
  71. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике / Л.М.Фридман - М.: Педагогика, 1999.-215с.
  72. Целищева И.И. Моделирование в процессе решения текстовых задач / И.И.Целищева // Начальная школа.-1996.-№3.-С.32-36
  73. Шадрина И.В. Использование графических моделей для разъяснения смысла арифметических действий / И.В.Щадрина // Начальная школа.-1991.-№12.-С.77-81
  74. Шикова В.А. Особенности работы над задачами по системе Л.В. Замкова / В.А.Шикова // Начальная школа.-1999.-№4.-С.77-85
  75. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А.Штофф - Л.: Наука, 1996.-299с.
  76. Штофф В.А. Роль модели в познании – св. / В.А.Штофф: Наука, 1973.-28с.
  77. Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами – средство повышение интереса математике / Р.П.Шульга // Начальная школа.-1990.-№12.-С.17-21
  78. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.Б. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П.М.Эрдниев, Б.Б.Эрдниев - М.: Педагогика, 1988.- 208с.
  79. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника / И.С.Якиманская – М.: Знание, 1985.-78с.

Информация о работе Методика использования различного построения моделей в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач