Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа

Описание

Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87

Работа состоит из  1 файл

Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Наглядное моделирование 

как эффективный метод формирования

познавательной  активности

старших дошкольников

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Различные аспекты  проблемы формирования познавательной активности детей изучались Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Е.А. Лобановой, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамовой и др. Ученые характеризуют понятие «познавательная активность», но пока нет однозначного его толкования. Для уточнения данного понятия требуется проведение дополнительных исследований. Единичные исследования посвящены изучению факторов и условий развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Вместе с тем ученые и педагоги указывают на то, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. В первый класс поступает большинство детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт.

В исследованиях  А.В. Запорожца, Л.А. Венгера С.А. Лебедевой и др. доказано, что одним из ведущих средств развития познавательной сферы личности и познавательной деятельности является моделирование. Об эффективном использовании метода моделирования в развитии дошкольников свидетельствуют исследования А.А.Венгера, Н.И.Ветрова, Л.А.Литвинюк, Л.И.Маневцова и других.

Однако в  научных педагогических исследованиях наглядное моделирование как средство развития познавательной активности дошкольников не рассматривается.

В то же время  в работе дошкольных учреждений недостаточно используется дидактический потенциал использования моделирования в целях развития познавательной активности детей, отсутствует системность, не учитываются индивидуальные особенности и возможности ребенка в обучении его моделированию.

Проведенный анализ литературы и образовательной практики свидетельствует о том, что проблема формирования познавательной активности дошкольников остается во многом нерешенной.

Выявляется противоречие между: психологически обоснованными возможностями моделирования как средства интеллектуального развития ребенка и отсутствием научного педагогического обоснования его использования в формировании познавательной активности дошкольников.

Необходимость разрешения указанного противоречия определила тему исследования: «Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной   активности старших дошкольников».

Цель  исследования: выявление педагогических условий, способствующих формированию познавательной активности старших дошкольников с помощью наглядного моделирования.

Объект  исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников.

Предмет исследования: формирование познавательной активности старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.

В основу исследования положена гипотеза исследования: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

- специально  организовано обучение детей  наглядному моделированию;

- учитываются уровни познавательной активности дошкольников при отборе содержания, методов и приемов обучения наглядному моделированию;

- обогатить предметно-развивающую среду ДОУ материалами для наглядного моделирования.

Задачи  исследования:

1. Проанализировать психолго-педагогическую литературу по проблеме исследования и уточнить сущность понятий «познавательная активность» и «наглядное моделирование».

2. Определить  показатели и уровни сформированности познавательной активности у старших дошкольников.

3. Выявить педагогические условия формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования метода наглядного моделирования.

4. Сформулировать выводы и разработать педагогические рекомендации.

Методологическую основу исследования составили: положение Л.С. Выготского о знаково-символической деятельности; биологические, социальные, психологические и педагогические аспекты проблемы познавательной активности (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Н.Ф. Добрынин и др.); педагогические исследования условий формирования познавательной активности (В.В. Зайко, Е.Э: Кригер, М.И. Лисина, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина и др.); психолого-педагогические исследования проблемы наглядного моделирования (Л.А. Венгер, А.М. Вербенец, О.Д. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.М. Фридман и др.).

Теоретическая значимость исследования. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; уточнена сущность понятий «познавательная активность», «наглядное моделирование»; определен диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень сформированности познавательной актиновсти детей старшего дошкольного возраста.

Практическая  значимость исследования: разработка и внедрение в педагогическую практику разработанных занятий по формированию познавательной активности старших дошкольников с помощью наглядного моделирования; разработка педагогических рекомендаций для воспитателей ДОУ.

Методы  исследования: анализ педагогической и методической литературы; беседа; педагогический эксперимент; методы математической обработки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №  города.

База исследования являлась МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № города. В эксперименте участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, педагогических рекомендация педагогам, библиографии (50 источников), приложения.

 

Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности  на основе наглядного  моделирования

1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития

 

В педагогической теории и практике термин «активность» является достаточно сложным понятием. В научных исследованиях оно трактуется по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность, и т.д. Понятие «активность» приобретает различные сущностные характеристики в зависимости от направления научного исследования.

Изучение психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить ряд аспектов изучения активности человека:

- биологический: изучение активности связано с исследованием взаимодействия человека со средой; в процессе чего у человека в отличие от животных она приобретает форму деятельности, позволяющей перейти от приспособления к природе к её преобразованию в соответствии с собственными целями, имеющими общественно-историческое происхождение;

— социальный: активность личности изучается как характеристика деятельности, обусловленная статусом, социальной функцией, ролью, целью личности и её ценностными ориентациями;

— психологический: активность изучается как фактор развития личности и обуславливается, согласно положению С.Л. Рубинштейна, внешними причинами, которые «всегда действуют опосредованно через внутренние условия» [41];

— педагогический: активность понимается как характеристика личности, определяющая отношение субъекта к деятельности (потребности, мотивы, готовность, стремление, волевые усилия, осуществление эмоции) и являющаяся предметом педагогических воздействий.

Наибольший  интерес в рамках нашего исследования вызывает рассмотрение педагогического аспекта изучения активности человека. Активность в образовательном процессе позволяет ребенку быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Согласно утверждению  Г.И. Щукиной [41], активность как личностное образование выражает особое состояние человека и его отношение к действительности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на обстоятельства деятельности). Если деятельность представляет собой единство объективно-субъективных свойств, то активность в большей мере характеризует субъекта деятельности, выражает не саму деятельность, а ее уровень и её характер.

Д.С. Годовикова, изучая активность ребенка, подчеркивает развивающие функции активности, рассматривая её как предпосылку и результат развития. Активность ребенка развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Определяя структуру активности, Д.С. Годовикова выделяет следующие её компоненты: готовность к деятельности, сознательность её выполнения, стремление к самостоятельности и др. [24].

В педагогических исследованиях проблемы активности особое внимание уделяется таким её видам как: умственная, интеллектуальная, познавательная. Изучением проблемы развития умственной активности занимались Д.Б. Богоявленская [10], М.И. Лисина [64], Н.С. Лейтес [62], и другие ученые. Умственная активность по утверждени ученых вызывается новизной стимула и рассматривается как одно из универсальных условий деятельности на всех уровнях «от элементарного движения до сложнейших видов творчества». Центральное ядро умственной активности составляют когнитивные функции и процессы. По утверждению И.С. Лейтес умственная активность присуща каждому здоровому ребенку, хотя и в разной степени. Автор отводит умственной активности исключительно важную роль в становлении общих способностей [103].

Проблема интеллектуальной активности получила отражение в работах Д.Б. Богоявленской, А.И. Крупнова, М.И. Лисиной,  и др. [10, 64]. В исследованиях М.И. Лисиной рассматривается проблема соотношения  умственной и интеллектуальной активности [28].

Проблемой изучения познавательной активности занимались Л.П. Аристова, Л.С. Выготский, М.А. Данилов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, и др. Познавательная активность, согласно утверждению ученых, является важнейшей областью феномена активности, предметом которой выступает самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно - следственные связи, закономерности, противоречивость [5; 19; 20; 31; 56;].

Проблема познавательной активности как решающего фактора в организации образовательного процесса продолжает оставаться одной из центральных в современной дидактике и практике обучения и воспитания на протяжении достаточно длительного времени. Теоретический анализ понимания сущности познавательной активности разными учеными свидетельствует о его разнообразии.

В исследованиях  З.А. Абасова [41], Т. Рибо [91], и других ученых познавательная активность рассматривается как личностное образование, которое выражает взаимосвязь регулятивных процессов, познавательного, эмоционального отношения к объекту, процессу и результатам познания.

Познавательная активность имеет внешнюю (результативность обучения и воспитания) и внутреннюю стороны (потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и пространственно-волевые усилия субъекта, направленные на достижение цели обучения, стремление реализовать свои познавательные возможности). Познавательная активность может быть потенциальной (состояние стремления и готовности к деятельности) и реальной, когда в ней реализованы готовность и стремление, в результате чего достигается поставленная цель. Она предполагает избирательность объектов, средств, форм деятельности, что находит свое отражение в выборе оптимальных путей осуществления намеченного дела.

Познавательная активность имеет следующие функциональные возможности: вооружает необходимым объемом знаний, обеспечивает сформированность соответствующего уровня умений; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств; развивает познавательные силы, личностные образования, самостоятельность; выявляет и реализует потенциальные возможности детей; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

В исследовании A.M. Матюшкина выделены условия возникновения  и динамика познавательной активности:

— конкретная структура  и тип познавательной активности определяются содержанием и структурой решаемой мыслительной задачи;

Информация о работе Наглядное моделирование как эффективный метод формирования познавательной активности старших дошкольников