Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:25, дипломная работа
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
В работе раскрыты основные особенности моделирования в дошкольном возарсте, изучена литература по формированию познавательной активности дошкольников, проведена диагностика уровня познавательной активности деетей 6-7 лет и выявлены условия развития познавательной активности посредством наглядного моделирования.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников познавательной активности на основе наглядного моделирования 7
1.1. Сущность познавательной активности детей и условия её развития 7
1.2. Понятия «модель», «моделирование», использование метода моделирования в ДОУ 18
1.3 Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе обучения наглядному моделированию 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством наглядного моделирования 41
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у старших 41
2.2 Реализация педагогических условий развития познавательной активности дошкольников посредством наглядного моделирования 51
2.3 Эффективность реализации познавательной активности детей средствами наглядного моделирования 68
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиогрфия 82
Приложение 87
Как показал теоретический анализ, перечисленные выше понятия зачастую смешиваются и отождествляются друг с другом, на самом деле это далеко не так. Данный факт приводит нас к необходимости кратко остановиться на характеристике основных понятий нашего исследования: «знак», «символ», «модель» и « моделирование».
Приступая к характеристике понятия «знак», мы обратились к различным словарям и энциклопедиям. Как выяснилось, в философии, логике, семиотике и психологии, он определяется как материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление или действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета или явления и используемый для приёма, хранения, преобразования и передачи информации об этом замещаемом предмете или явлении.
Таким образом, под знаком понимается элемент действительности, выполняющий функцию передачи информации о другом элементе действительности в снятом, структурированном, обобщенном виде (язык, письмо, счёт, рисование). К знакам относятся: буква, цифра, нота, деньги, астрономические знаки, дорожные, математические и др.
Знаки и символы достаточно часто используются в моделировании для разного рода обозначения объектов познания и зачастую данные понятия отождествляются. Действительно, и знак, и символ несут в себе определенное содержание и являются хотя и схожими, но разными категориями. По мнению таких ученых как А.Ф. Лосев [66], Н.Г. Салмина и др. знак служит для представления реальных вещей (явлений, свойств, отношений и т. д.) в обобщенной идеальной форме. Символ же представляет сознанию в наглядно-образной форме абстрактные идеи и понятия, он менее связан с действительностью, чем знак. К символам относятся флаги, знамёна, гербы городов, государств, олимпийский огонь, эмблемы и т.п.
Слово «модель» (от лат. modus - мера, образ, способ) первоначально было связано со строительным искусством, употреблялось для обозначения образцов, внешне сходных с оригиналом. С изменением представлений о мире, человек стал использовать в определенных видах деятельности различные виды моделей, а с развитием наук изучать их свойства, функции для целенаправленного исследования объектов мира. В XIX веке модель рассматривается как форма и средство познания, которая создается на основе определенных правил, позволяющих делать выводы о свойствах предметов. Во второй половине XX века использование модели входит в практику научного эксперимента, становится научным методом познания. В современных исследованиях модель становится не только средством познания, но и отдельным объектом изучения ее характеристик [18, 19].
В общефилософском смысле модель это некий промежуточный объект (аналог), замещающий оригинал на некоторых этапах исследования и позволяющего получить определенные сведения об изучаемом объекте. К общим характеристикам модели относятся следующие: 1) модель есть заместитель объекта или явления; 2) модель находится в объективном соответствии, подобии своему оригиналу; 3) модель может быть использована как аналог реального объекта для оперирования с ним в целях получения более глубокого знания о моделируемом содержании в процессе научного познания [93, 95].
Теоретический анализ позволил установить, что в педагогической науке модель определяется как:
—некий объект (система), исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте (оригинале);
—схема, изображение или описание, какого- либо явления или процесса в природе, обществе;
—материальный заместитель какого-либо реального предмета (объекта, явления), отображающий его признаки, структуру, взаимосвязи между отдельными компонентами или структурными частями;
—предметное, графическое или действенное изображение чего-либо.
Применение модели, как отмечает Е.С. Муравьев, возможно как на теоретической, так и на эмпирической стадии познания, в форме модельного эксперимента, характеризующегося активным отношением субъекта. Модель, являясь промежуточным звеном между человеком и объектом, позволяет его познавать за счет сопоставления модели с оригиналом, определения отношений между ними (подобия (физического сходства), аналогии (сходства по существенным признакам), изоморфизма (тождественность некоторых внутренних связей)). Таким образом, ученые отмечают большие развивающие возможности использования моделирования в опосредованном освоении действительности на всех ступенях познания.
В настоящее время модели широко используются не только в науке, но и в образовательной практике. Определение модели в обучении имеет два аспекта: модель как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и модель как учебное действие, средство, без которого невозможно полноценное обучение. С помощью модели удается свести изучение сложного к простому, незнакомого к знакомому, т.е. сделать любой сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения.
Часто модели используются для замещения объекта каким-либо другим, более удобным в данных условиях. Например, когда педагог ДОУ желает более наглядно показать детям способы сравнения множеств или сложения чисел, он использует модели - заместители этих множеств и чисел — счетный материал (геометрические фигуры, крупные бусы, камешки и т.д.). Или дети 6-7 лет с помощью фишек осуществляют звуковой анализ слова, а выложенная совокупность фишек является фонетической моделью соответствующего слова.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств изучаемого или моделируемого объекта. В педагогическом процессе детского сада используется наглядная модель, которую мы рассматриваем как некий чувственно представленный образ предмета или явления в форме условных заместителей, отражающих в обобщенном и схематическом виде основные характеристики изучаемых объектов (игрушка, календарь природы, опорные схемы для конструирования и т.п.). Деятельность по построению и использованию моделей для разных целей называется моделированием.
Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов).
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева и др). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.
Моделирование -- исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
В педагогической
науке метод моделирования
По существу, моделирование как форма отражения действительности зарождается в античную эпоху одновременно с возникновением научного познания. Однако в отчётливой форме (хотя без употребления самого термина) моделирование начинает широко использоваться в эпоху Возрождения; Брунеллески, Микеланджело и другие итальянские архитекторы и скульпторы пользовались моделями проектируемых ими сооружений; в теоретических же работах Г. Галилея и Леонардо да Винчи не только используются модели, но и выясняются пределы применимости метода моделирования.
И. Ньютон пользуется этим методом уже вполне осознанно, а в 19 веке трудно назвать область науки или её приложений, где моделирование не имело бы существенного значения.
Исключительно большую методологическую роль сыграли в этом отношении работы Кельвина, Дж. Максвелла, Ф. А. Кекуле, А. М. Бутлерова и других физиков и химиков -- именно эти науки стали, можно сказать, классическими «полигонами» метода моделирования. [5]
Моделирование ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе. Многочисленные факты, свидетельствующие о широком применении метода моделирования в исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали глубокого теоретического осмысления данного метода познания, поисков его места в теории познания. Этим можно объяснить большое внимание, которое уделяется философами различных стран этому вопросу в многочисленных работах. В таком случае, определение моделирования может быть сформулировано так [15].
«Моделирование - это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:
1) находящаяся
в некотором объективном
2) способная замещать его в определенных отношениях;
3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [17] (три перечисленных признака, по сути, являются определяющими признаками модели).
При дальнейшем рассмотрении моделей и процесса моделирования будем исходить из того, что общим свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность. В зависимости от того, какими средствами, при каких условиях, по отношению к каким объектам познания это их общее свойство реализуется, возникает большое разнообразие моделей, а вместе с ним и проблема классификации моделей.
Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
При этом, как правило, непосредственное изучение объекта связано с какими-либо трудностями, например, финансового или технического характера. Принято условно подразделять модели на три вида:
· физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);
· вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала);
· логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).
Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.
Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования - наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании. Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям [18]:
· по характеру моделей (т. е. по средствам моделирования);
· по характеру моделируемых объектов;
· по сферам приложения
моделирования (моделирование в
технике, в физических науках, в химии,
моделирование процессов
· по уровням («глубине») моделирования, начиная, например, с выделения в физике моделирования на микроуровне (моделирование на уровнях исследования, касающихся элементарных частиц, атомов, молекул).
В связи с этим любая классификация методов моделирования обречена на неполноту, тем более что терминология в этой области опирается не столько на «строгие» правила, сколько на языковые, научные и практические традиции, а ещё чаще определяется в рамках конкретного контекста и вне его никакого стандартного значения не имеет.
Наиболее известной является классификация по характеру моделей. Согласно ей различают следующие пять видов моделирования [42].
1. Предметное
моделирование, при котором