Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа
В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.
Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37
Москва, 2011
Содержание
Введение |
3 |
I. Научно-теоретические основы 1.1 Формирование письма в онтогенезе. |
5 |
1.2
Психология формирования |
7 |
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР | 11 |
1.4 Виды дисграфии | 18 |
II. Особенности формирования классов общеобразовательной
школы с ОНР: 2.1 Организация
и методика проведения |
22 |
2.2 Результаты исследования. | 28 |
III. Коррекционно-логопедическая 3.1 Содержание
коррекционно-логопедической |
32 |
3.2
Примеры заданий, |
35 |
Заключение |
36 |
Список литературы |
37 |
Введение
В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска. В особо сложных условиях находятся дети беженцев, вынужденных мигрантов, одиноких матерей, безработных, дети из неблагополучных семей.
Материнская
заболеваемость, младенческая смертность,
различная патология, в том числе
возраст женщины, жилищные условия,
заработная плата и многое другое
являются причинами неполноценного
развития ребенка. Для наших родильных
домов в настоящее время
Среди этих детей, самую значительную группу занимают дети с нарушениями речевого развития. Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые; есть такие, что появляются стазу, другие дают о себе знать значительно позже. Но, ни одно нарушение нельзя оставлять без внимания.
Причинами
общего недоразвития речи (ОНР) являются
различные неблагоприятные
Такой подход к ОНР можно назвать педагогическим, поскольку одной из его целей является формирование специализированных логопедических групп при дошкольных и школьных учреждениях. При этом объединяются дети, примерно соответствующие одному уровню (первому, второму или третьему) речевого развития для применения к ним сходных методов речевой коррекции. Однако клинически ОНР проявляется весьма разнообразно, потому наряду с педагогическим существует и медицинский подход к ОНР, при котором нарушения делятся уже не на уровни, а на так называемые группы в соответствии с неврологическими и психопатологическими синдромами.
При
ранней диагностике и своевременно
начатом коррекционном
Даже
те, что не влияют напрямую на успешность
обучения, могут угнетающе действовать
на ребенка, провоцировать трудности
в общении, препятствовать социализации.
К ним относятся нарушения
устной речи: слишком быстрый или
слишком медленный темпы
Дети
с ОНР страдают пониженной способностью
анализировать явления языка. Они
не всегда умеют подмечать и выделять
звуковые и, морфологические и
Обычно
учителей и родителей больше тревожат
нарушения письменной речи у ребенка,
ибо они влияют на его учебные
успехи. Это дисграфия и дислексия.
Причина их возникновения - общее
недоразвития речи. То есть, нарушены все
компоненты речевой системы: ребенок
обладает скудным словарным запасом,
произношение и восприятие звуков у
него нарушено, грамматический строй
речи осваивает с трудом. При этом
интеллект у таких детей не
нарушен. Сбой дают те системы организма,
которые непосредственно
Расстройство письма может быть обусловлено органическими повреждениями корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушение письма может быть связанно с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, и так же с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).
По
данным Ю.Г. Демьянова, В.А. Ковшикова, А.Н.
Корнева, В.В. Ковалева, нарушение письма
у детей с относительно сохранным
интеллектом (не имеющих умственной
отсталости) часто сочетается с психическим
или психофизическим
Согласно
данным профессора М.Е. Хватцева, относящимся
к 50-м годам, число учащихся с нарушениями
письма в массовых школах составляло
6%. За прошедшие с тех пор пол
века общая ситуация в нашей стране
изменилась далеко не в лучшую сторону,
значительно вырос процент
Данная тема является актуальной, т.к. в последнее время значительно возросло количество детей с ОНР, которые испытывают значительные затруднения при поступлении в школу. Эти затруднения имеют максимальное влияние на процессы формирования письма и чтения, а письмо и чтение являются базой и средством для дальнейшего обучения. А графо-моторный компонент, который входит в цепочку операций составляющих письмо, становится основой для хорошего письма.
От того, насколько качественно будут сформированы графо-моторные навыки у учащихся младшего школьного возраста, будет зависеть усвоение процесса письма, их дальнейшее обучение в целом.
Трудности
овладения графо-моторными
Младшие
школьники с общим
Этой проблемой занимались такие авторы как А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и др.
Проблемой
исследования является комплексный
подход к изучению особенностей формирования
процесса письма у младших школьников
с ОНР, обучающихся в
Целью исследования являлась разработка и проведение комплексного анализа особенностей формирования письма у младших школьников с ОНР и составление системы коррекционно-логопедической работы по преодолению трудностей в формировании правильного письма.
Объектом
исследования являются особенности
формирования письма у младших школьников
с ОНР, обучающихся в
Предметом исследования является формирование письма у младших школьников с ОНР, обучающихся в общеобразовательной школе.
Гипотеза: Можно предположить, что в результате направленной коррекционно-логопедической работы будут преодолены трудности в формировании письма у младших школьников с ОНР, обучающихся в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Изучить научно-
2. Изучить специфику
трудностей и ошибок, возникающих
при процессе формирования
3. Составить систему коррекционной работы по формированию правильного письма.
.
Методологической основой исследования являются фундаментальные работы в области психологии, нейропсихологии, педагогики, логопедии Б.Г. Ананьева, Т.В. Ахутиной, Л.О. Бадалина, Н.А. Берштейна, Г.М. Вартапетовой, Н.Н. Волосковой, Г.В. Гурьянова, О.В. Иншаковой, А.Н. Корнева, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, И.Н. Садовниковой, М.С. Соловейчик, А.В. Семенович, Л.С. Цветковой, А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
-Научно-теоретический (анализ литературы по психологии, нейропсихологии, логопедии, обучения письму, педагогике);
-Организационный (сравнительный);
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи