Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа
В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.
Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37
-Имперический;
-Психодиагностический (наблюдение, беседа).
Исследование
проводилось на базе средней общеобразовательной
школы №400 города Москвы. В исследовании
участвовали 2-е классы, в которых были
отобраны после проведенного обследования
8 учащихся с многочисленными ошибками
на письме. Обследование было направлено
на выявление уровня сформированности
письма с помощью анализа диктанта, изложения
и составления письменного рассказа по
сюжетной картинке, для выявления ошибок,
являющихся характерными для детей с ОНР.
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма
1.1 Формирование письма в онтогенезе
Письменная речь - одна из форм существования языка, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная речь. Однако для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но изменила и самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.
В
понятие письменная речь в качестве
равноправных составляющих входят чтение
и письмо. «Письмо есть знаковая
система фиксации речи, позволяющая
с помощью графических
И устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом, видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Садовникова И.Н. определяет круг вопросов, который позволяет проследить воздействие ряда онтогенетических факторов на формирование письменной речи, а именно: становление механизмов устной речи и эволюция пространственного различения у нормально развивающегося ребенка.
Первый ряд вопросов связан с тем, что письменная речь использует готовые механизмы устной речи. Выделение второго ряда связано с пониманием того, что в определенном смысле процесс чтения включает перевод пространственной последовательности графических знаков во временную последовательность звуковых комплексов, а процесс письма требует преобразования временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков.
Сенсомоторной основой психического развития ребенка являются координации между глазом и рукой, между слухом и голосом (А. Валон). Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).
Функция
слухового анализатора
Образцом
произношения для ребенка является
речь окружающих. Но на определенном этапе
речевого развития ребенку недоступна
артикуляция какого-то звука, и он
вынужден временно заменить его одним
из артикуляторно близких и
Для
овладения письменной речью имеет
существенное значение степень сформированности
всех сторон речи. Нарушение звукопроизношения,
фонематического и лексико-
Лурия А.Р. определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо - как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперед, повторов и т.п.). Собственно письмо включает ряд специальных операций:
-анализ звукового состава слова, подлежащего записи;
-определение последовательности звуков в слове;
-уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции;
-перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
-«перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
Перешифровка осуществляется в третичных зонах коры головного мозга (теменно-височно-затылочная область). Морфологически третичные зоны окончательно формируются на 10-11 году жизни.
Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Включение их в функциональную систему письма обеспечивает создание замысла, который удерживается посредством внутренней речи. Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга.
Письмо
может быть рассмотрено как двигательный
акт, в котором различают его
двигательный состав и смысловую
структуру. Двигательный состав письма
весьма сложен и отличается своеобразием
на каждой ступени овладения навыком.
Так, ребенок, приступающий к обучению
грамоте, начинает с освоения смысловой
стороны письма. В отличие от неграмотного
ребенка, который «срисовывает»
буквы со всеми особенностями
шрифта, как геометрический узор, начинающий
школьник воспринимает буквы как
смысловые схемы, ассоциированные
и с их звуковыми образами, и
с начертательными образами слов.
Профессор Н.А. Бернштейн отмечал,
что акт скорописи в
-общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы;
-вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонна;
-осуществление округлости движения и его временного (ритмического) узора;
-реализацию начертательной стороны письма (контуров букв и того, что составляет существенную часть подчерка).
В акте письма непременно имеют место элементы прилаживания к пространству: квалифицированная хватка и держание орудия письма, реализация движения кончика пишущего инструмента по поверхности бумаги вдоль действительных и воображаемых линеек и т.п.
Траектория пишущего острия при письме не тождественна движениям кончиков пальцев, направляющих пишущий инструмент. «Точные циклограмметрические наблюдения движений письма, - пишет Н.А. Бернштейн, - показывают, что даже кончики пальцев, ближайшие к перу, совершают движения не плоскостные и настолько отличные от движений пишущего острия, что след их уже не доступен прочтению.. . Таким образом, ни одна из точек самой конечности не выписывает в пространстве ни одной буквы, а только резко, хотя и закономерно, искаженные их видоизменения (анаморфозы)».
Именно эта перешифровка движений и ее автоматизация представляют одну из набольших трудностей для начинающего школьника.
Интересно
так же замечание исследователя
о том, что каждый ребенок, независимо
от применяемого к нему метода обучения,
неизбежно проходит через несколько
фаз. На первом этапе обучения школьник
пишет крупно, и это связанно не
только с грубостью его
Только по мере освоения этой перешифровки ребенок начинает переносить на пишущее острие сначала зрительные, а потом и проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечивать ему любую требуемую траекторию. Благодаря этому постепенно уменьшается величина выписываемых букв (аналогичное явление имеет место при действиях с любым орудием: иглой, ножом и т.п.).
Одновременно
с этим процессом совершается
и освоение письма по линейке. Движения
предплечья, ведущего пишущий инструмент
вдоль строки, постепенно переводится
из компетенции зрительного
Наконец,
труднее всего остального осуществляется
овладение собственно скорописью. При
этом осваивается правильное распределение
нажимов, т.е. управление усилиями по третьей
координате, перпендикулярной к плоскости
бумаги. Настоящая скоропись
Очень важным представляется и положение Н.А. Бернштейна о том, что «на основе накапливаемого опыта постепенно вычленяется какая-то часть внешних воздействий, которая может быть в большей или меньшей мере учтена заранее. Это создает возможность предварительных.. . коррекций, включаемых в самые начальные моменты данного эпизода движения». Предварительные коррекции приходят на смену «вторичным коррекциям», вносившим в движение поправки по мере фактического накапливания отклонений.
По-видимому, указание о формировании навыка предварительных коррекций должно войти в методику обучения письму как осознанная задача, для решения которой нужны целенаправленные педагогические приемы.
Итак,
цель начального периода обучения грамоте
- формирование сложного единства, включающего
представления об акустическом, артикуляторном,
оптическом кинетическом образе слова.
1.2 Психология формирования письменной речи у детей
Переход
к графической символизации единиц
звукового рисунка речи сделал письменную
речь гибким инструментом выражения
и передачи мыслительной продукции.
Нечто напоминающее общественно-исторические
этапы становления письменности
происходит в детстве при овладении
грамотой. До 5-6 лет единственной доступной
детям графической формой передачи
сообщений является рисунок. А.Р. Лурия
(1969) в своем исследовании, посвященном
генезису письма у ребенка, показал,
что овладение графическим
а) условно-подражательной записи (каракули, лишь внешне напоминающие письменный текст);
б) запись образа - пиктограмма, которая позднее дифференцируется в буквенную запись.
Письменность
- это особая, новая для ребенка
знаковая система. Трудность ее освоения
связана не только с тем, что это
символы второго порядка (символическое
обозначение слов, которые сами являются
символами первого порядка). Другая
трудность обусловлена высокой
степенью произвольности акта письма
и наличием у него сложноорганизованной
сенсомоторной базы. Чтобы овладение
письмом стало возможным, языковые
и когнитивные способности
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи