Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа
В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.
Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37
Качество написания диктанта:
Кол-во детей | % | |
Высокий уровень | - | - |
Средний уровень | 1 | 12,5 |
Низкий уровень | 5 | 87,5 |
Качество списывания с печатного текста:
Кол-во детей | % | |
Высокий уровень | - | - |
Средний уровень | 4 | 75 |
Низкий уровень | 2 | 25 |
Анализ основных ошибок при написании диктанта и списывании:
Виды ошибок | Кол-во детей допустивших ошибки | |
Диктант | Списывание | |
Замены шипящих и свистящих | 4 | 3 |
Замены звонких и глухих | 3 | 3 |
Замены гласных | 2 | 3 |
Пропуск согласных при стечении | 2 | 2 |
Слитное написание предлогов | 2 | 2 |
Слитное написание союзов | 1 | 1 |
Раздельное написание приставок | 1 | 1 |
Добавление лишнего элемента | 3 | 0 |
Не дописывание элемента | 3 | 3 |
Пропуск букв | 3 | 2 |
Пропуск слогов | 2 | 1 |
Пропуск слов в предложении | 2 | 2 |
Добавление лишних букв, слогов | 2 | 1 |
Неправильное определение границ в предложении | 2 | 3 |
9) Самостоятельное письмо (сочинение-рассказ по сюжетной картинке):
В результате проведенного обследования по написанию самостоятельно рассказа-сочинения по предложенной сюжетной картинке были выявлены аналогичные ошибки, что и при написании слухового диктанта и списывания с печатного текста. Помимо этого был проанализирован у детей уровень связной речи, состояние лексико-грамматического строя, словарного запаса. Как выяснилось, по результатам проведенного обследования, у детей довольно низкий уровень связной речи, а так же не высокий уровень активного словаря. Можно отметить и низкое качество лексико-грамматической стороны речи.
Самостоятельно
написанный детьми текст по сюжетной
картинке имеет различные размеры,
от 3 до 9 предложений. По структуре преобладают
простые предложения. Во многих случаях
не прослеживается логическая (сюжетная)
связь между предложениями. Встречается
использование в тексте предложений
с глаголами в различном
Результаты оценки написания самостоятельного письма по сюжетной картинке:
Кол-во детей | % | |
Высокий уровень | - | - |
Средний уровень | 2 | 25 |
Низкий уровень | 6 | 75 |
Анализ основных ошибок при написании рассказа по сюжетной картинке (самостоятельное письмо):
Виды ошибок | Кол-во детей допустивших ошибки |
Нарушение употребления предлогов и приставок | 2 |
Нарушение употребления союзов | 2 |
Использование в тексте глаголов в разном времени и лице | 1 |
Неправильное согласование членов предложения | 2 |
Неправильное согласование членов предложения | 2 |
Нарушение границ предложения | 4 |
Неправильное использование местоимений | 2 |
Пропуск слов в предложении | 2 |
Слитное написание слов в предложении | 1 |
Неправильное использование прилагательных | 1 |
Таким образом, после получения и анализа результатов эксперимента, можно сделать вывод о том, что все дети, отобранные для эксперимента имеют общее недоразвитие речи III-IV уровня. С началом обучения в школе все эти дети испытывают трудности в обучении письму. Это проявляется в виде различных форм дисграфии и требует проведения в сочетании логопедического, педагогического и медицинского воздействия, что должно послужить положительной динамике в речевом развитии учащихся. Для проведения направленной коррекционно-логопедической помощи необходимо составление плана работы с такими детьми.
Так
же следует отметить, что в результате
проведенного обследования были выявлены
недостаточно сформированные тонкие движения
пальцев рук и общая
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР
3.1 Содержание коррекционно-логопедической
работы
На основе результатов эксперимента были получены данные о том, что дети с ОНР испытывают значительные трудности в формировании письма. Была определена необходимость комплексного подхода к данной проблеме. Логопедическая работа должна быть направлена на преодоление трудностей формирования письма.
Задачи:
Разработать
содержание коррекционно-логопедической
работы по устранению трудностей в
формировании письма у младших школьников
с ОНР с учётом комплексного подхода
к данной проблеме.
Для разработки коррекционной работы были использовали методики А.В. Ястребовой. В своих работах А.В. Ястребова говорит о необходимости сформировать в процессе коррекционной работы:
- полноценные фонематические процессы;
- представления
о звуко-буквенном составе
- навыки
анализа и синтеза звуко-
- скорригировать дефекты произношения;
При
полноценном проведении работы по формированию
выше указанных процессов, в дальнейшем,
по мере уточнения представлений
учащихся в области речевых средств
(произношение, различение звуков, лексический
запас, грамматический строй речи) и
формирования у них соответствующих
языковых обобщений создаётся
Таким образом коррекции подвергается вся речевая система.
А.В. Ястребова
в своих работах указывает
на то, что при планировании коррекционной
работы должно проводиться с учетом
индивидуальных проявлений речевой
неполноценности у учащихся данной
группы.
Вся система коррекционной работы состоит из 3-х этапов:
I этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На этом этапе проводится формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. На этом же этапе проводится коррекция дефектов произношения.
II этап - восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка.
На этом этапе проводится:
1) Уточнение
значений имеющихся у детей
слов и дальнейшее обогащение
словарного запаса как путем
накопления новых слов, относящихся
к различным частям речи, так
и за счет развития у детей
умения активно пользоваться
различными способами
2) Уточнение,
развитие и совершенствование
грамматического оформления
III этап - восполнение пробелов в формировании связной речи. На этом этапе идет работа над развитием навыков построения связного высказывания:
а) установление логической последовательности, связности;
б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.д.).
В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать правильные навыки, но и довести их до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормальному формированию процесса письма. В процессе работы необходимо на каждом занятии усложнять речевой материал и характер задания.
Планирование
коррекционного обучения в максимальной
степени должно способствовать устранению
речевого дефекта и общему развитию
детей при минимальных затратах
времени. Это необходимо для предупреждения
как возможных вторичных
I этап:
Коррекционное обучение на этом этапе осуществляется преимущественно в процессе устной речи.
Занятия могут иметь следующую структуру:
На последующих занятиях может осуществляться работа над автоматизацией поставленных в процессе фронтальных занятий звуков, а так же формирование фонематических процессов и уточнений представлений о звуко-слоговом составе слова, может уточняться и активизироваться имеющийся словарный запас и модели простых синтаксических конструкций (метод устного опережения).
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Поэтому метод устного опережения в занятия I этапа включет в себя элементы материала II и III этапов.
Следующие занятия складываются из работы по:
- развитию фонематических процессов;
- формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;
- закреплению звуко-буквенных связей;
- автоматизации поставленных звуков;
- формированию
готовности к восприятию
II этап:
Основной задачей этого этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Содержание данного этапа направленно на активную работу по:
- уточнению
значений имеющихся у детей
слов и дальнейшему обогащению
словарного запаса как путем
накопления новых слов, являющихся
различными частями речи, так
и за счет развития умения
активно пользоваться
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи