Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.

Содержание

Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая логопедия.docx

— 125.95 Кб (Скачать документ)

Качество  написания диктанта:

  Кол-во детей %
Высокий уровень - -
Средний уровень 1 12,5
Низкий  уровень 5 87,5
 

Качество  списывания с печатного текста:

  Кол-во детей %
Высокий уровень - -
Средний уровень 4 75
Низкий  уровень 2 25
 

Анализ  основных ошибок при написании диктанта и списывании:

Виды  ошибок Кол-во детей  допустивших ошибки
Диктант Списывание
Замены  шипящих и свистящих 4 3
Замены  звонких и глухих  3 3
Замены  гласных 2 3
Пропуск согласных при стечении 2 2
Слитное написание предлогов  2 2
Слитное написание союзов  1 1
Раздельное  написание приставок  1 1
Добавление  лишнего элемента 3 0
Не  дописывание элемента 3 3
Пропуск букв  3 2
Пропуск слогов 2 1
Пропуск слов в предложении  2 2
Добавление  лишних букв, слогов 2 1
Неправильное  определение границ в предложении 2 3
 

9) Самостоятельное  письмо (сочинение-рассказ по сюжетной картинке):

     В результате проведенного обследования по написанию самостоятельно рассказа-сочинения  по предложенной сюжетной картинке были выявлены аналогичные ошибки, что и при написании слухового диктанта и списывания с печатного текста. Помимо этого был  проанализирован у детей уровень связной речи, состояние лексико-грамматического строя, словарного запаса. Как выяснилось, по результатам проведенного обследования, у детей довольно низкий уровень связной речи, а так же не высокий уровень активного словаря. Можно отметить и низкое качество лексико-грамматической стороны речи.

     Самостоятельно  написанный детьми текст по сюжетной картинке имеет различные размеры, от 3 до 9 предложений. По структуре преобладают  простые предложения. Во многих случаях  не прослеживается логическая (сюжетная) связь между предложениями. Встречается  использование в тексте предложений  с глаголами в различном времени  и лице. Обращает на себя внимание большое  количество аграмматизмов.  
 
 

Результаты  оценки написания  самостоятельного письма по сюжетной картинке:

  Кол-во детей %
Высокий уровень - -
Средний уровень 2 25
Низкий  уровень 6 75
 

Анализ  основных ошибок при  написании рассказа по сюжетной картинке (самостоятельное письмо):

Виды  ошибок Кол-во детей  допустивших ошибки
Нарушение употребления предлогов и приставок 2
Нарушение употребления союзов 2
Использование в тексте глаголов в разном времени  и лице  1
Неправильное  согласование членов предложения 2
Неправильное  согласование членов предложения  2
Нарушение границ предложения  4
Неправильное  использование местоимений  2
Пропуск слов в предложении 2
Слитное написание слов в предложении  1
Неправильное  использование прилагательных 1
 

     Таким образом, после получения и анализа  результатов эксперимента, можно сделать вывод о том, что все дети, отобранные для эксперимента имеют общее недоразвитие речи III-IV уровня. С началом обучения в школе все эти дети испытывают трудности в обучении письму. Это проявляется в виде различных форм дисграфии и требует проведения в сочетании логопедического, педагогического и медицинского воздействия, что должно послужить положительной динамике в речевом развитии учащихся. Для проведения направленной коррекционно-логопедической помощи необходимо составление плана работы с такими детьми.

     Так же следует отметить, что в результате проведенного обследования были выявлены недостаточно сформированные тонкие движения пальцев рук и общая произвольная моторика. Они так же оказывают  негативное влияние на формирование процессов письма. 

     III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР

               3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы 

На основе результатов эксперимента были получены данные о том, что дети с ОНР испытывают значительные трудности в формировании письма. Была определена необходимость комплексного подхода к данной проблеме. Логопедическая работа должна быть направлена на преодоление трудностей формирования письма.

Задачи:

Разработать содержание коррекционно-логопедической работы по устранению трудностей в  формировании письма у младших школьников с ОНР с учётом комплексного подхода  к данной проблеме. 

Для разработки коррекционной работы были использовали методики А.В. Ястребовой. В своих работах А.В. Ястребова говорит о необходимости сформировать в процессе коррекционной работы:

- полноценные  фонематические процессы;

- представления  о звуко-буквенном составе слова;

- навыки  анализа и синтеза звуко-слогового  состава слова;

- скорригировать дефекты произношения;

     При полноценном проведении работы по формированию выше указанных процессов, в дальнейшем, по мере уточнения представлений  учащихся в области речевых средств (произношение, различение звуков, лексический  запас, грамматический строй речи) и  формирования у них соответствующих  языковых обобщений создаётся возможность  планомерной работы над дальнейшим совершенствованием связной речи (устной и письменной). 

     Таким образом коррекции подвергается вся речевая система.

А.В. Ястребова  в своих работах указывает  на то, что при планировании коррекционной  работы должно проводиться с учетом индивидуальных проявлений речевой  неполноценности у учащихся данной группы. 
 
 

Вся система коррекционной  работы состоит из 3-х этапов:

I этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На этом этапе проводится формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. На этом же этапе проводится коррекция дефектов произношения.

II этап - восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка.

На этом этапе проводится:

1) Уточнение  значений имеющихся у детей  слов и дальнейшее обогащение  словарного запаса как путем  накопления новых слов, относящихся  к различным частям речи, так  и за счет развития у детей  умения активно пользоваться  различными способами словообразования.

2) Уточнение,  развитие и совершенствование  грамматического оформления речи  путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении,  моделями предложений различных  синтаксических конструкций. Совершенствование  умения строить и перестраивать  предложения адекватно замыслу.

III этап - восполнение пробелов в формировании связной речи. На этом этапе идет работа над развитием навыков построения связного высказывания:

а) установление логической последовательности, связности;

б) отбор  языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях  общения (доказательство, оценка и т.д.).

     В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать правильные навыки, но и довести их до автоматизма. Только при этом условии возможен переход  к нормальному формированию процесса письма. В процессе работы необходимо на каждом занятии усложнять речевой  материал и характер задания.

     Планирование  коррекционного обучения в максимальной степени должно способствовать устранению речевого дефекта и общему развитию детей при минимальных затратах времени. Это необходимо для предупреждения как возможных вторичных последствий  дефекта, так и нарастания педагогической запущенности.

I этап:

Коррекционное обучение на этом этапе осуществляется преимущественно в процессе устной речи.

Занятия могут иметь следующую структуру:

  • 15 минут - фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечения их внимания к звуковой стороне речи (работа строилась на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению.
  • 5 минут - подготовка артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).
  • 20 минут - уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) - в зависимости от этапа работы над звуком.

На последующих  занятиях может осуществляться работа над автоматизацией поставленных в процессе фронтальных занятий звуков, а так же формирование фонематических процессов и уточнений представлений о звуко-слоговом составе слова, может уточняться и активизироваться имеющийся словарный запас и модели простых синтаксических конструкций (метод устного опережения).

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Поэтому метод устного опережения в занятия I этапа включет в себя элементы материала II и III этапов.

Следующие занятия складываются из работы по:

- развитию  фонематических процессов;

- формированию  навыков анализа и синтеза  звуко-слогового состава слов;

- закреплению  звуко-буквенных связей;

- автоматизации  поставленных звуков;

- формированию  готовности к восприятию определенных  орфограмм, правописание которых  основано на полноценных представлениях  о звуковом составе слова. 

II этап:

Основной задачей этого этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Содержание  данного этапа направленно на активную работу по:

- уточнению  значений имеющихся у детей  слов и дальнейшему обогащению  словарного запаса как путем  накопления новых слов, являющихся  различными частями речи, так  и за счет развития умения  активно пользоваться различными  способами словообразования;

Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи