Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа
В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.
Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37
Средний уровень (2 балла) - при выполнении заданий допущено не более двух ошибок;
Низкий
уровень (1 балл) - при выполнении заданий
допущено 3 и более ошибок.
6. Обследование грамматического строя речи:
Для обследования этого компонента языка ставилось целью:
-Как ребенок понимает и употребляет в речи предлоги: в, на, из, под, из-за, из-под, между, около, над;
-Как употребляет существительные родительного падежа множественного числа (петель, яблок, блюдец);
-Как образовывает
сравнительную степень прилагательных:
а) простым (синтетическим) способом при помощи суффиксов (её-ей), особенно с чередованием согласных (высокий - выше, дорогой - дороже, резкий - резче, простой - проще, сухой - суше);
б) супплетивным способом (лучше - хуже);
-Как согласовывает в роде, числе, падеже прилагательные с существительными;
-Как образует множественное число существительных с непродуктивными окончаниями (листья, жеребята);
-Как пользуется глагольными формами:
а) разноспрягаемыми глаголами (бежать, хотеть);
б) спрягаемыми
глаголами с особыми
в) настоящего, прошедшего времени, повелительного наклонения с чередующимися звуками (ездить, жечь, стричь);
-Как склоняет местоимения, числительные (нет двух блюдец, нет пяти окон, нет трех вёдер, нет моих пяти полотенец, нет твоих двух пальто);
-Как образовывает причастия (читать - читающий);
-Какие виды предложений употребляет в самостоятельной речи;
-Может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении;
-Может ли слова, данные в исходной форме, но нужной последовательности, согласовать между собой;
-Может ли из слов, данных в произвольном порядке и в исходной форме, составить предложения, согласуя правильно слова и их порядок в предложении.
При обследовании использовались следующие задания:
1) Добавление в предложение слов, употребляемых в нужной грамматической форме;
2) Составление предложений по вопросам; составление предложений по демонстрации действий;
3) Составление предложений по картинке, по серии картинок;
4) Составление предложений по опорным словам;
5) Составление
предложений по слову в
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) - правильное выполнение всех заданий без ошибок;
Средний уровень (2 балла) - при выполнении заданий допущено не более двух ошибок;
Низкий
уровень (1 балл) - при выполнении заданий
допущено 3 и более ошибок.
7. Слуховой диктант:
Материал для проведения исследования: текст.
Грибы.
В лесной тиши слышен птичий щебет. Хорошо идти по тропинке в тени лип и осин!
Дети пришли в лес собирать грибы. Нина ищет лисички, а Лида - рыжики. Не каждый гриб найдёт место в корзинке. Поганки ядовиты. Они бывают похожи на хорошие грибы.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) - выполнение работы без ошибок;
Средний уровень (2 балла) - выполнение работы с 1-2 ошибками;
Низкий
уровень (1 балл) - выполнение работы с 3
и более ошибками.
8. Списывание с печатного текста:
Материал для проведения исследования: текст.
Скоро лето!
Наступила
весна. Какие чудные стоят дни! Весело
чирикают воробьи. Они рады теплу
и свету. Летят с юга ласточки,
стрижи и другие птицы. Грачи уже
свили гнезда. На улицах много ребят.
Мальчики пускают в ручьях кораблики,
строят запруды. Девочки вывели на прогулку
своих кукол. Скоро лето!
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) - выполнение работы без ошибок;
Средний уровень (2 балла) - выполнение работы с 1-2 ошибками;
Низкий
уровень (1 балл) - выполнение работы с 3
и более ошибками.
9. Самостоятельное письмо (сочинение-рассказ по сюжетной картинке):
Материал для проведения исследования: сюжетная картинка «Лето» (см. приложение).
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) - выполнение работы без ошибок;
Средний уровень (2 балла) - выполнение работы с 1-2 ошибками;
Низкий
уровень (1 балл) - выполнение работы с 3
и более ошибками.
2.2 Результаты
констатирующего эксперимента
В результате проведенной работы, были получены следующие результаты:
1) Обследование тонких движений пальцев рук:
Кол-во детей | % | |
Высокий уровень | 5 | 62,5 |
Средний уровень | 2 | 25 |
Низкий уровень | 1 | 12,5 |
В целом
дети показали неплохой результат при
обследовании тонких движений пальцев
рук. Только некоторые из них испытывали
небольшие затруднения при
2) Обследование общей произвольной моторики:
Кол-во детей | % | |
Высокий уровень | 2 | 25 |
Средний уровень | 4 | 50 |
Низкий уровень | 2 | 25 |
В процессе обследования общей произвольной моторики было выявлено, что самым сложным для детей было задание №5. Дети сбивались с темпа неоднократно, путались при выполнении задания. Наибольшая сложность возникала у детей при выполнении задания левой рукой.
3)Обследование состояния звукопроизношения:
Кол-во детей | % | |
Высокий уровень | 1 | 12,5 |
Средний уровень | 6 | 75 |
Низкий уровень | 1 | 12,5 |
При исследовании звукопроизношения дети с интересом выполняли предлагаемые им задания. Двое детей справились с заданием без ошибок. У четырех детей наблюдались искажения звуков, еще у двух - искажения, пропуски и замены звуков. Наиболее грубые нарушения звукопроизношения были отмечены у Паши А.. В его речи встречаются множественные пропуски, искажения и замены звуков. Например: сом - “сиом”, собака - “ахака”, аист - “аис”, колос - “оис”, слон - “свон”, санки - “хаки”, капуста -“ апуса”, забор -“ апо” и т.д
4) Обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем):
Кол-во детей | % | |
Высокий уровень | 3 | 37,5 |
Средний уровень | 4 | 50 |
Низкий уровень | 1 | 12,5 |
5)Исследование языкового анализа и синтеза:
Кол-во детей | % | |
Высокий уровень | 1 | 25 |
Средний уровень | 4 | 50 |
Низкий уровень | 1 | 25 |
Задание для обследования звукового анализа и синтеза не вызвало у детей значительных трудностей. Наиболее часто дети ошибались в определении количества звуков и слогов в составе слов.
Типы ошибок при выполнении заданий | Колличество ошибок |
Определение количества слов в предложениях | 1 |
Определение количества слогов в слове | 2 |
Определение количества звуков в слове | 4 |
Определение места звука в слове | 2 |
Назвать предложение, произнесенное по словам | 2 |
Назвать слово, произнесенное по звукам | 1 |
Отобрать картинки, в названии которых 4 звука | 2 |
6)Обследование грамматического строя речи:
Кол-во детей | % | |
Высокий уровень | - | - |
Средний уровень | 4 | 50 |
Низкий уровень | 4 | 50 |
При обследовании
грамматического строя речи дети
испытывали значительные трудности
в употреблении предлогов, образовании
новых слов с помощью приставок,
склонении местоимений и
7, 8) Слуховой диктант и списывание с печатного текста:
В процессе написания диктанта и списывания было выявлено, что у всех детей имеется большое количество ошибок, то есть можно говорить о дисграфии у всех детей, участвующих в эксперименте.
Дети допускали следующие специфические ошибки:
-Замена букв, обозначающих шипящие и свистящие звуки.
-Замены букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки.
-Пропуски букв, обозначающих согласные звуки.
-Слитное написание служебных частей речи.
-Кинетические ошибки (добавление лишнего элементов, недописывание элементов букв, замена сходных по написанию букв).
-Аграмматические ошибки.
Так же в написании диктанта встречались пропуски букв, слогов, слов, неправильно определялись границы предложения, допускались ошибки в окончаниях существительных, глаголов, наречий, написание имен и фамилий с маленькой буквы, добавление лишних букв в слово.
В
целом, в сравнении написания
диктанта и списывания с печатного
текста, стало очевидно, что при
списывании дети допускают меньшее
количество ошибок. Из этого можно
сделать вывод, что диктант для
детей является более сложным
заданием. Похоже, что у детей
больше нарушено слуховое восприятие,
чем зрительное.
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи