Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.

Содержание

Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая логопедия.docx

— 125.95 Кб (Скачать документ)

Средний уровень (2 балла) - при выполнении заданий  допущено не более двух ошибок;

Низкий  уровень (1 балл) - при выполнении заданий  допущено 3 и более ошибок. 

6. Обследование грамматического строя речи:

Для обследования этого компонента языка ставилось  целью:

-Как ребенок понимает и употребляет в речи предлоги: в, на, из, под, из-за, из-под, между, около, над;

-Как употребляет существительные родительного падежа множественного числа (петель, яблок, блюдец);

-Как образовывает сравнительную степень прилагательных: 

а) простым (синтетическим) способом при помощи суффиксов (её-ей), особенно с чередованием согласных (высокий - выше, дорогой - дороже, резкий - резче, простой - проще, сухой - суше);

б) супплетивным способом (лучше - хуже);

-Как согласовывает в роде, числе, падеже прилагательные с существительными;

-Как образует множественное число существительных с непродуктивными окончаниями (листья, жеребята);

-Как пользуется глагольными формами:

а) разноспрягаемыми глаголами (бежать, хотеть);

б) спрягаемыми  глаголами с особыми окончаниями  в личных формах (есть, ешь, дать, дашь);

в) настоящего, прошедшего времени, повелительного наклонения с чередующимися звуками (ездить, жечь, стричь);

-Как склоняет местоимения, числительные (нет двух блюдец, нет пяти окон, нет трех вёдер, нет моих пяти полотенец, нет твоих двух пальто);

-Как образовывает причастия (читать - читающий);

-Какие виды предложений употребляет в самостоятельной речи;

-Может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении;

-Может ли слова, данные в исходной форме, но нужной последовательности, согласовать между собой;

-Может ли из слов, данных в произвольном порядке и в исходной форме, составить предложения, согласуя правильно слова и их порядок в предложении.

При обследовании использовались следующие задания:

1) Добавление  в предложение слов, употребляемых  в нужной грамматической форме;

2) Составление  предложений по вопросам; составление  предложений по демонстрации  действий;

3) Составление  предложений по картинке, по серии  картинок;

4) Составление  предложений по опорным словам;

5) Составление  предложений по слову в заданной  падежной форме.

Критерии  оценки:

Высокий уровень (3 балла) - правильное выполнение всех заданий без ошибок;

Средний уровень (2 балла) - при выполнении заданий  допущено не более двух ошибок;

Низкий  уровень (1 балл) - при выполнении заданий  допущено 3 и более ошибок. 

7. Слуховой диктант:

Материал  для проведения исследования: текст.

Грибы.

В лесной тиши слышен птичий щебет. Хорошо идти по тропинке в тени лип и осин!

Дети  пришли в лес собирать грибы. Нина ищет лисички, а Лида - рыжики. Не каждый гриб найдёт место в корзинке. Поганки  ядовиты. Они бывают похожи на хорошие  грибы.

Критерии  оценки:

Высокий уровень (3 балла) - выполнение работы без  ошибок;

Средний уровень (2 балла) - выполнение работы с 1-2 ошибками;

Низкий  уровень (1 балл) - выполнение работы с 3 и более ошибками. 

8.  Списывание с печатного текста:

Материал  для проведения исследования: текст.

Скоро лето!

Наступила весна. Какие чудные стоят дни! Весело чирикают воробьи. Они рады теплу  и свету. Летят с юга ласточки, стрижи и другие птицы. Грачи уже  свили гнезда. На улицах много ребят. Мальчики пускают в ручьях кораблики, строят запруды. Девочки вывели на прогулку своих кукол. Скоро лето! 

Критерии  оценки:

Высокий уровень (3 балла) - выполнение работы без  ошибок;

Средний уровень (2 балла) - выполнение работы с 1-2 ошибками;

Низкий  уровень (1 балл) - выполнение работы с 3 и более ошибками. 

9. Самостоятельное  письмо (сочинение-рассказ по сюжетной картинке):

Материал  для проведения исследования: сюжетная картинка «Лето» (см. приложение).

Критерии  оценки:

Высокий уровень (3 балла) - выполнение работы без  ошибок;

Средний уровень (2 балла) - выполнение работы с 1-2 ошибками;

Низкий  уровень (1 балл) - выполнение работы с 3 и более ошибками. 

            

                    2.2 Результаты констатирующего эксперимента 

В результате проведенной работы, были получены следующие результаты:

1) Обследование тонких движений пальцев рук:

  Кол-во детей %
Высокий уровень 5 62,5
Средний уровень 2 25
Низкий  уровень 1 12,5

В целом  дети показали неплохой результат при  обследовании тонких движений пальцев  рук. Только некоторые из них испытывали небольшие затруднения при выполнении 2 и 3 задания.

2) Обследование общей  произвольной моторики:

  Кол-во детей %
Высокий уровень 2 25
Средний уровень 4 50
Низкий  уровень 2 25

В процессе обследования общей произвольной моторики было выявлено, что самым сложным для детей было задание №5. Дети сбивались с темпа неоднократно, путались при выполнении задания. Наибольшая сложность возникала у детей при выполнении задания левой рукой.

3)Обследование  состояния звукопроизношения:

  Кол-во детей %
Высокий уровень 1 12,5
Средний уровень 6 75
Низкий  уровень 1 12,5
 
 

При исследовании звукопроизношения дети с интересом  выполняли предлагаемые им задания. Двое детей справились с заданием без ошибок. У четырех детей наблюдались искажения звуков, еще у двух - искажения, пропуски и замены звуков. Наиболее грубые нарушения звукопроизношения были отмечены у Паши А.. В его речи встречаются множественные пропуски, искажения и замены звуков. Например: сом - “сиом”, собака - “ахака”, аист - “аис”, колос - “оис”, слон - “свон”, санки - “хаки”, капуста -“ апуса”, забор -“ апо” и т.д

4) Обследование фонематического  восприятия (дифференциация фонем):

  Кол-во детей %
Высокий уровень 3 37,5
Средний уровень 4 50
Низкий  уровень 1 12,5
 

5)Исследование  языкового анализа и синтеза:

  Кол-во детей %
Высокий уровень 1 25
Средний уровень 4 50
Низкий  уровень 1 25
 

Задание для обследования звукового анализа  и синтеза не вызвало у детей  значительных трудностей. Наиболее часто  дети ошибались в определении  количества звуков и слогов в составе  слов.

Типы  ошибок при выполнении заданий Колличество ошибок
Определение количества слов в предложениях  1
Определение количества слогов в слове 2
Определение количества звуков в слове 4
Определение места звука в слове  2
Назвать предложение, произнесенное по словам  2
Назвать слово, произнесенное по звукам 1
Отобрать  картинки, в названии которых 4 звука 2
 

6)Обследование  грамматического строя речи:

  Кол-во детей %
Высокий уровень - -
Средний уровень 4 50
Низкий  уровень 4 50
 

При обследовании грамматического строя речи дети испытывали значительные трудности  в употреблении предлогов, образовании  новых слов с помощью приставок, склонении местоимений и числительных, образовании причастий, восстановлении правильного порядка слов в предложении, согласовании слов в предложении. Наименьшее количество трудностей вызвали задания  по образованию прилагательных от существительных, составление предложений по вопросам и демонстрации действия. Высокий  уровень не показал никто из детей.  
 

7, 8) Слуховой диктант и списывание с печатного текста:

В процессе написания диктанта и списывания было выявлено, что у всех детей  имеется большое количество ошибок, то есть можно говорить о дисграфии  у всех детей, участвующих в эксперименте.

Дети  допускали следующие  специфические ошибки:

-Замена букв, обозначающих шипящие и свистящие звуки.

-Замены букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки.

-Пропуски букв, обозначающих согласные звуки.

-Слитное написание служебных частей речи.

-Кинетические  ошибки (добавление лишнего элементов, недописывание элементов букв, замена сходных по написанию букв).

-Аграмматические ошибки.

     Так же в написании диктанта встречались  пропуски букв, слогов, слов, неправильно  определялись границы предложения, допускались ошибки в окончаниях существительных, глаголов, наречий, написание  имен и фамилий с маленькой  буквы, добавление лишних букв в слово.

     В целом, в сравнении написания  диктанта и списывания с печатного  текста, стало очевидно, что при  списывании дети допускают меньшее  количество ошибок. Из этого можно  сделать вывод, что диктант для  детей является более сложным  заданием. Похоже, что у детей  больше нарушено слуховое восприятие, чем зрительное. 
 
 

Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи