Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.

Содержание

Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая логопедия.docx

— 125.95 Кб (Скачать документ)

     Письмом мы называем и способ перекодирования, т.е. набор правил перехода от одной  системы символов к другой (от звукового  языка к письменному языку), именуемый  правописанием. В русской альфабетической  системе письменности он включает операции символизации (обозначение звуков буквами) и процедуру моделирования фонематической структуры слова с помощью  графических знаков. Система правил перекодирования и определяет отличия  одного вида письменности от другого: пиктографическое, идеографическое, силлабическое, альфабетическое. В пиктографическом письме слово обозначается картинкой - пиктограммой. В идеографическом - иероглифом (в китайском языке), в  силлабическом - письменный знак обозначает слог (например, в японском языке), в  альфабетическом письме знак символизирует  один звук (иногда два звука). Более  подробно с данным вопросом можно  ознакомиться в работах В.Ф. Ивановой (1977),Л.В. Щербы (1983), Л.Р. Зиндер (1987).

     Русское правописание базируется на нескольких основных принципах (разными авторами выделяется от четырех до восьми различных  принципов). Среди них ведущими и  наиболее общепринятыми можно считать: фонетический или точнее фонематический [Л.Р. Зиндер, 1987], традиционный и этимологический  или морфологический [Л.В. Щерба, 1983; Л.Р. Зиндер, 1987].

     Фонетический  принцип (основа графики): логически  главенствующих, но его употребление резко ограниченно морфологическим  и традиционным принципами. Это как  бы основное правило, имеющее массу  исключений. В соответствии с фонематическим принципом буквенное обозначение  полностью соответствует тем  фонемам, которые слышны в слове  вне зависимости от того, в сильной  или слабой позиции они находятся («пиши, как слышишь»).

     Морфологический принцип заключается в том. Что  при написании сохраняется постоянство  буквенного обозначения морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их произнесения. При этом фонемы слабых позиций, связанные отношением позиционного чередования с фонемами сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам сильных  позиций. Именно на этом принципе основаны большинство правил орфографии.

     Традиционный  принцип создает еще один род  исключений как из фонематического. Так и (в меньшей степени) морфологического принципов. Он сохраняет исторически  старое написание слов, неадекватное современному произношению и морфологическому принципу, и поэтому называется еще  историческим [Л.В. Щерба, 1983]. В школьной программе это так называемые «словарные слова».

     Письменная  речь - особая форма коммуникации с  помощью системы письменных знаков. Она реализуется в таких жанрах, как эпистолярная продукция, дневниковые  записи (аутокоммуникация), литературное творчество. Письменная речь характеризуется  особыми стилистическими нормами, отличными от устно-языковых, сложной  системой пунктуационных правил. В  рукописных текстах практически  отсутствуют средства передачи эмоциональной  окрашенности и просодической составляющей, несущих значительный пласт информации в определенной степени компенсируется широким ассортиментом типографских приемов с использованием различных  шрифтов, пробелов, отбивок и расположения шрифтовых знаков на площади страницы [А.А. Реформатский, 1987]. Членение письменных текстов на предложения носит  отчасти искусственный, условный характер. Устной же речи в большей мере присуще  членение на синтагмы. Особенностью письменной речи как средства коммуникации является ее монологический и сугубо контекстный  характер. Последнее означает, что  передаваемый текст должен содержать  всю информацию, необходимую читающему (или слушающему) для полноценного его понимания. Для детей, владеющих  преимущественно диалогической, ситуативной  формой устно-речевой коммуникации, это обстоятельство создает определенные трудности. Они не всегда способны передать всю необходимую информацию, используя  только языковые средства, и дополняют  речевое высказывание мимико-пантомимическими жестами, опираясь на непосредственный бытовой контекст, известный как  говорящему, так и слушающему.

     Фактически  детям в процессе освоения письменной речи приходится овладевать стилистически  новым жанром построения высказываний. В связи с этим методисты русского языка с начала XX века вели дискуссии  о том, какой вид упражнений наиболее эффективно формирует письменную речь: диктанты и списывание или творческие работы. Например, еще К.Д. Ушинский (1945) предлагал уже на первом году обучения использовать такие приемы, как самостоятельное придумывание и запись отдельных слов (например, названия птиц, которые знает ученик), запись целых предложений в ответ  на заданный устно вопрос. На втором году обучения - развернутые ответы на вопрос учителя (сначала устно, а  затем письменно), сравнение двух предметов (сначала устно, а затем  письменно). Диктанты предлагалось вводить  лишь на третьем году обучения. Предлагаемый подход к обучению, с нашей точки  зрения во многом отвечает здравому смыслу, с чем и соглашалось большинство  методистов 60-70 годов. Однако и сегодня  в программах обучения правописанию в начальных классах количественно  преобладают диктанты и упражнения на соответствующие правила, а не творческие работы. В результате учащиеся осваивают технику правописания, но весьма слабо владеют письменной речью как средством общения  и способом изложения собственных мыслей.

     Письмо, как навык. Все вышеперечисленные  аспекты письма как языковой системы  и языковой способности реализуются  в акте письма, представляющем собой  навык и вид графо-моторной деятельности. Навык письма, хотя и связан с  устной речью и ее закономерностями, имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, обеспечивающую практическую реализацию всех вышеперечисленных  форм письма. Как вид деятельности (в понимании А.Н. Леонтьева, 1983) письмо включает три основные операции:

а) символическое  обозначение звуков речи, то есть фонем;

б) моделирование  звуковой структуры слова с помощью  графических символов [Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин,1963];

в) графо-моторные операции;

Каждая  из них является как бы самостоятельным  навыком (подсистемой), и имеет соответствующие психологическое обеспечение:

а) навык  символизации, то есть буквенного обозначения  фонем формируется на основе развивающихся  у ребенка способностей к символизации более широкого плана: символической  игры, изобразительной деятельности и др. Кроме того, необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания [Р.Е. Левина, 1940].

     Первым  проявлением способности к символической  деятельности в онтогенезе является появление символической игры с  характерными для нее действиями игрового замещения предметов и  предметного изображения в рисунках. С того момента, как ребенок переходит  от каракулей к изображению форм, которым дает названия, начинается развитие графического символизма [В.С. Мухина, 1981]. В отличие от письма, это символизм первого порядка (то есть означаются конкретные предметы, а не слова, которые сами являются знаками). Овладение рисованием - это  освоение знаковой деятельности. На ранних этапах развития ребенок сначала  изображает что-то, а потом придумывает  этому название. Лишь позже, когда  созревает способность к рисованию  по замыслу, можно говорить о появлении  элементарных знаковых операций. Прогресс в детализации рисунков есть проявление динамики усвоения языка графических  символов. Незрелость подобных способностей даже при достаточном умственном развитии затрудняет овладение графемами.

     Развитие  фонематического восприятия ребенка  проходит несколько стадий:

1) дофонетическая  стадия - полное отсутствие дифференциации  звуков окружающей речи, понимание  речи и активных речевых возможностей;

2) начальный  этап овладения восприятием звуков  речи: различаются акустически наиболее  контрастные из них и не  различаются близкие по дифференциальным  признакам. Слово воспринимается  глобально и опознается по  общему звуковому «облику» с  опорой на просодические особенности  (интонационно-ритмические характеристики);

3) дети  начинают слышать звуки в соответствии  с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение  между правильным и неправильным  произношением. Однако неправильно  произнесенное слово еще узнается;

4) правильные  образы звучания звуков речи  преобладают в восприятии, но  ребенок продолжает узнавать  и неправильно произнесенное  слово. На этом этапе сенсорные  эталоны фонематического восприятия  еще не стабильны;

5) завершение  развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно,  перестает узнавать отнесенность  неправильно произнесенного слова.

     До  этого момента фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно  при наличии оптимальных условий  речевого окружения. С начала обучения в школе (или еще в детском  саду) он благодаря направленному  обучению делает еще один шаг в  развитии своего языкового сознания.

     Наступает шестой этап - осознание звуковой стороны  слова и сегментов, из которых  она состоит. Иногда этот процесс  запаздывает в связи с недоразвитием  устной речи, при задержке психического развития или пси психическом  недоразвитии. Достижение данного этапа  развития фонематического восприятия - необходимая предпосылка овладения  фонематическим анализом. Однако, кроме  ретардации в развитии данной формы  языкового сознания, в ряде случаев  наблюдается искаженное ее развитие. Мы имеем в виду нарушения фонематического  восприятия, которые обычно становятся заметны на четвертой-пятой стадиях  его развития, то есть примерно в  возрасте 4-6 лет. В этом случае у ребенка  слуховое различение некоторых фонем  или их групп надолго остается недостаточно четким. Как правило, страдает различение фонем, минимально отличающихся друг от друга (так называемых оппозиционных  фонем): наличием или отсутствием  голоса (глухие - звонкие), мягкостью  или твердостью произнесения и др. Чаще подобный недостаток является следствием нарушений взаимодействия речеслухового  и речедвигательного анализаторов [В. И. Бельтжов, 1977]. В норме сенсорные  и языковые эталоны фонем формируются  у ребенка на основе взаимодействия слышимых образцов речи взрослых, слухового  восприятия собственной речи и кинестетических  ощущений, получаемых в процессе артикуляции. Фонематические представления, таким  образом, представляют собой результат  межанализаторной интеграции слуховых и кинестетических образов. При  нарушении межанализаторного взаимодействия слуховой анализатор перестает быть средством самоконтроля за правильностью  произношения ребенка. Напротив, неполноценные  кинестетические образцы при  дефектном звукопроизношении патологически  влияют на формирование слуховых эталонов фонем и деформируют их. В таких  случаях, например, ребенок воспринимает пары слов «коза-коса», «бочка-почка», «бабочка-папочка» как одинаково  звучащие. Подобные нарушения препятствуют становлению правильного произношения и приводят к систематическим  заменам соответствующих букв на письме.

б) моделирование  звуковой структуры слова с помощью  букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте  происходит в два этапа: сначала  выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, т. е. установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит, а затем  производится трансформация временной  последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

в) графо-моторные навыки - конечное эффекторное звено  в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут  оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в  целом. Например, наличие затруднений  в изображении букв иногда настолько  загружает внимание ребенка, что  дезорганизует и все предшествующие операции. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной  деятельности. Важней шей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного  детства регуляция изобразительных  движений осуществляется преимущественно  на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью  кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки» [Н.П. Сакулина, 1963]. Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических  ощущений во время рисования и  зрительных образов, воспринимаемых при  этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего  развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет [Birch H., Lefford A., 1964]. При этом «глаз», обогатившийся  опытом «руки», принимает участие  в управлении движениями. С этого  момента зрительно-моторная координация  начинает занимать ведущее положение  в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так  называемой «школьной зрелости» [Jiracek J., 1968; Svancara J., 1978].

     Особенность письма как комплексного навыка заключается  в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных  операций. Такая структура свойственна  большинству систем письменности, за исключением иероглифического письма, где моделирование звуковой структуры  слова и символизация звуков речи отсутствуют. В силлабических системах письменности (Капа - письмо в Японии) символизируются не звуки, а слоги. В альфабетических типах письма процесс моделирования звуковой структуры слов также не для всех языков одинаков. В значительной мере это зависит от того, на каких  принципах основано правописание в  том или ином языке. Чем меньше «фонетичность» письма, тем сложнее  осуществляется моделирование звуковой структуры слов и тем это психологически труднее для освоения навыка письма. Например, в английском языке, где  доминирует исторический принцип правописания, орфография настолько отличается от произношения, что возникает необходимость  запоминать, как пишется, чуть ли не каждое слово. Поэтому обязательным при обучении грамоте в англоязычных странах является овладение spelling - умение запомнить и воспроизвести буквенный  состав слова. Подобная орфография, по образному выражению Л.В. Щербы, - «враг культуры», поскольку требует  слишком много времени и сил  на усвоение простой грамотности. В  русском языке фонетический принцип  является если не определяющим, то ведущим  в правописании [Л.В. Щерба. 1983]. Поэтому  для овладения русским письмом  важно знать, как правильно произносится слово, и умеет анализировать  его звуковую сторону.

Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи