Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа
В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.
Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37
Для проведения экспериментальной работы были отобраны дети, обучающиеся во 2-м классе СОШ №400. Средний возраст детей 8-9 лет. Все дети, согласно медицинской документации, имели сохранный физический слух, нормальное зрение и по состоянию здоровья и психического развития могли обучаться по программе общеобразовательной школы.
В основе данной экспериментальной работы лежали как общепринятые психолого-педагогические принципы исследования речи детей, так и специфические (по Т.Б. Филичевой, Л.С. Выготскому, В.И. Лубовскому и т.д.):
1) Принцип
комплексного изучения детей
для всесторонней оценки
а) анализ первичной документации, касающейся условий воспитания ребенка в семье и детском саду, раннего речевого и психического развития; изучение медицинской документации, в которой отражены данные о состоянии нервной системы детей, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуха, получаемом лечении его эффективности.
б) психолого-педагогическое изучение детей;
в) подробное логопедическое исследование, которое включает в себя обследование состояние связной речи, объема активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, степени сформированности фонетико-фонематических компонентов языка.
2) Принцип
учета возрастных особенностей
детей. Этот принцип
3) Принцип
динамического изучения детей
с речевой патологией для
4) Принцип
качественного анализа
Количественная оценка и статистическая обработка полученных данных исследования служат основанием для решения коррекционных задач.
Обследование детей проводилось в три этапа:
Первый этап – ориентировочный – заполнение речевых карт на детей.
Второй этап - включал в себя обследование компонентов языковой системы, устной и письменной речи. Третий этап - проводился в виде динамического наблюдения за ребенком в процессе обучения.
Схема обследования детей на втором этапе констатирующего эксперимента включала следующие разделы:
1. Обследование тонких движений пальцев рук.
2. Обследование общей произвольной моторики.
3. Обследование состояния звукопроизношения.
4. Обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
5. Исследование языкового анализа и синтеза.
6. Обследование грамматического строя речи.
7. Слуховой диктант.
8. Списывание с печатного текста.
9. Самостоятельное
письмо (сочинение-рассказ по
1.Обследование тонких движений пальцев рук:
1) Сжать пальцы в кулак.
2) Загнуть
каждый из пальцев попеременно,
3) Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) - точное выполнение задания;
Средний уровень (2 балла) - не выполнение одного задания;
Низкий
уровень (1 балл) - не выполнение более
одного задания.
2.Обследование общей произвольной моторики:
1) Стояние
с открытыми глазами в течение
10 секунд попеременно на правой
и левой ноге. Одна нога согнута
в коленном суставе под прямым
углом, руки вытянуты по швам.
Задание считается не
2) Попадание
мячом в цель с расстояния 1
метр. Цель: квадратная доска 25х25см
на стене, на уровне груди
обследуемого. Ребёнок кидает мяч
диаметром 8 см с «развернутого
плеча» сначала правой, затем
левой рукой. Задание
3) Перепрыгнуть
с места без разбега через
веревку, протянутую на высоте
20 см от пола. При прыжке необходимо
сгибать обе ноги и
4) Обследуемый
марширует по комнате в любом
темпе. Маршируя, он должен. Взяв
катушку в левую руку, сматывать
с неё нитку и наматывать
её на указательный палец
5) Ребенку
предлагается взять в руки
перкуссионный молоток и
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) - точное выполнение всех заданий;
Средний уровень (2 балла) - не выполнение одного задания;
Низкий
уровень (1 балл) - не выполнение более
одного задания.
3.Обследование состояния звукопроизношения:
По инструкции «Повтори за мной» и «Назови, что видишь на картинке».
Материал для проведения обследования: фразы, включающие звук, произношение которого исследуется и предметные картинки с положением исследуемого звука в начале, середине и конце слова.
[Ш]
Шмель и шершень шумно жили,
На машинке швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины.
[Щ]
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют
щетку в уголке.
[Ч]
Это кто разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чём,
А попало Пете.
[С]
Спит спокойно старый сом,
Смотрит сладко сотый сон.
[С']
На рассвете
Евсей ловил овсянку в овсе.
[З-З']
Зеленая берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.
[Ц]
Цветёт у птичника цветок -
Цветёт на паре тонких ног.
Цветёт пушист и звонок.
- Цветок, ты кто?
- Цыплёнок.
[Ж]
Ужу на
ужин жук не нужен.
[Л]
Чтоб кормили лапы волка
И зимой не мёрзли долго,
Волк у волка шерсть чесал -
Волчьи варежки вязал.
[Л']
Емельян пельмени ел -
Целый день сидел, потел.
[Р]
Две сестрицы-озорницы
Потеряли рукавицы,
Красную и синюю
С вышивкой красивою.
[Р']
В аквариуме у Харитона
Четыре рака и три тритона.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) - нормативное произношение всех групп звуков;
Средний уровень (2 балла) - искажение или замена одного или двух звуков во всех речевых ситуациях;
Низкий уровень (1 балл) - искажение или замена всех или более двух звуков.
4.Обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем):
По инструкции: «Покажи картинку, которую я назову».
Материал для проведения обследования: картинки с изображением квазиоомонимов: забор - собор, коза - коса, мишка - миска, зайка - шайка, рак - лак, крыша - крыса, бочка - почка, том - дом, губы - шубы, хобот - робот, чашка - кашка и т.д.).
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) - точный и правильный показ всех пар слов;
Средний уровень (2 балла) - замедленный показ картинок;
Низкий уровень (1 балл) - показ картинок с ошибками.
5.Исследование звукового анализа и синтеза:
а)исследование языкового анализа.
По инструкции:
1) Определи количество слов в предложении.
2) Определи количество слогов в слове.
3) Определи количество звуков в словах.
4) Определи место звука по отношению к другим звукам слова.
Материал для проведения исследования:
1) Вот утка. А это её утята. Они бегут к кустам. Там их гнездо. Тут тихо. Трава и ветки укрывают их от ветра. Это защита от врагов. В таком укрытии хищникам трудно заметить уток.
2) Машина, шинель, кольцо, щенок, дружнее.
3) Дом, берёза, кошка, крыса, дедушка, решето, каштан, зверь, поляна, заколка.
4) [Щ] Щётка - пещера - лещ, [М] Машина - компас - замок - сом, [Л] Лодка - плот - ёлка - стол, [Б] Банан - арбуз - собака - дуб.
б) исследование языкового синтеза.
По инструкции:
1) Произнеси предложение слитно, произнесённое по слогам;
2) Назови
слово, произнесённое с
3) Отбери картинки, в названии которых только 4 звука.
Материал для проведения исследования:
1) Ди-ма
и Во-ло-дя хо-ди-ли в ро-щу. Во-да
в род-ни-ке хо-лод-на-я и
2) Л-у-н-а,
к-о-т, к-у-к-л-а, а-р-б-у-з,
3) Паук, панда, попугай, бык, кабан, бабочка, гусь, синица, сова, заяц, коза, кузнечик, кот, утка, енот, мышь, хомяк, медведь, лев, волк, лягушка, рак, курица.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла) - правильное выполнение всех заданий без ошибок;
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи