Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.

Содержание

Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая логопедия.docx

— 125.95 Кб (Скачать документ)

     Для проведения экспериментальной работы были отобраны дети, обучающиеся во 2-м классе СОШ №400. Средний возраст детей 8-9 лет. Все дети, согласно медицинской документации, имели сохранный физический слух, нормальное зрение и по состоянию здоровья и психического развития могли обучаться по программе общеобразовательной школы.

     В основе данной экспериментальной работы лежали как общепринятые психолого-педагогические принципы исследования речи детей, так  и специфические (по Т.Б. Филичевой, Л.С. Выготскому, В.И. Лубовскому и т.д.):

1) Принцип  комплексного изучения детей  для всесторонней оценки особенностей  развития. Этот принцип реализуется  в трех направлениях:

а) анализ первичной документации, касающейся условий воспитания ребенка в  семье и детском саду, раннего  речевого и психического развития; изучение медицинской документации, в которой отражены данные о состоянии  нервной системы детей, их соматическом и психическом развитии, состоянии  слуха, получаемом лечении его эффективности.

б) психолого-педагогическое изучение детей;

в) подробное  логопедическое исследование, которое  включает в себя обследование состояние  связной речи, объема активного и  пассивного словаря, грамматического  строя речи, степени сформированности фонетико-фонематических компонентов  языка.

2) Принцип  учета возрастных особенностей  детей. Этот принцип ориентирует  на подбор лексического материала,  методов и организации форм  обследования в зависимости от  возрастных особенностей детей  дошкольного возраста.

3) Принцип  динамического изучения детей  с речевой патологией для оценки  тенденции нарушения речевого  развития у детей с разной  степенью выраженности патологии  и возможности компенсации у  детей с разным уровнем речевого  развития.

4) Принцип  качественного анализа результатов  изучения ребенка с речевыми  нарушениями для определения  возможности определения основных  направлений коррекционной работы.

Количественная  оценка и статистическая обработка  полученных данных исследования служат основанием для решения коррекционных  задач.

Обследование  детей проводилось  в три этапа:

Первый  этап – ориентировочный – заполнение речевых карт на детей.

Второй  этап - включал в себя обследование компонентов языковой системы, устной и письменной речи. Третий этап - проводился в виде динамического наблюдения за ребенком в процессе обучения.

Схема обследования детей  на втором этапе констатирующего  эксперимента включала следующие разделы:

1. Обследование  тонких движений пальцев рук.

2. Обследование  общей произвольной моторики.

3. Обследование  состояния звукопроизношения.

4. Обследование  фонематического восприятия (дифференциация  фонем).

5. Исследование  языкового анализа и синтеза.

6. Обследование  грамматического строя речи.

7. Слуховой  диктант.

8. Списывание  с печатного текста.

9. Самостоятельное  письмо (сочинение-рассказ по сюжетной  картинке).

1.Обследование  тонких движений  пальцев рук:

1) Сжать  пальцы в кулак.

2) Загнуть  каждый из пальцев попеременно,  то на правой, то на левой  руке («Пальчики прячутся»).

3) Соединить  пальцы одной руки с пальцами  другой («Пальчики здороваются»).

Критерии  оценки:

Высокий уровень (3 балла) - точное выполнение задания;

Средний уровень (2 балла) - не выполнение одного задания;

Низкий  уровень (1 балл) - не выполнение более  одного задания. 

2.Обследование общей произвольной моторики:

1) Стояние  с открытыми глазами в течение  10 секунд попеременно на правой  и левой ноге. Одна нога согнута  в коленном суставе под прямым  углом, руки вытянуты по швам. Задание считается не выполненным,  если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошёл с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.

2) Попадание  мячом в цель с расстояния 1 метр. Цель: квадратная доска 25х25см  на стене, на уровне груди  обследуемого. Ребёнок кидает мяч  диаметром 8 см с «развернутого  плеча» сначала правой, затем  левой рукой. Задание считается  выполненным, если из трех метаний  правой рукой мальчики 2 раза попадут  в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для  какой руки задание не выполнено.  Задание можно повторить.

3) Перепрыгнуть  с места без разбега через  веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо  сгибать обе ноги и одновременно  отделять их от земли. Из  трёх проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не  задев её. Задание считается не  выполненным при касании руками  пола, падении.

4) Обследуемый  марширует по комнате в любом  темпе. Маршируя, он должен. Взяв  катушку в левую руку, сматывать  с неё нитку и наматывать  её на указательный палец правой  руки в течение 15 секунд. После  перерыва в 5-10 секунд предлагают  взять катушку в правую руку. Задание считается не выполненным,  если обследуемый во время  маршировки более 3 раз менял  темп или проделывал задание  разновременно (отмечается, для какой  руки выполнение не удалось). Допускается  повторение 2 раз.

5) Ребенку  предлагается взять в руки  перкуссионный молоток и несколько  раз с силой ударить им по  столу. Следят за тем, чтобы  не было лишних движений. Выполнение  задания оценивается по трехбалльной  системе.

Критерии  оценки:

Высокий уровень (3 балла) - точное выполнение всех заданий;

Средний уровень (2 балла) - не выполнение одного задания;

Низкий  уровень (1 балл) - не выполнение более  одного задания. 

3.Обследование состояния звукопроизношения:

По инструкции «Повтори за мной» и «Назови, что  видишь на картинке».

Материал  для проведения обследования: фразы, включающие звук, произношение которого исследуется и предметные картинки с положением исследуемого звука  в начале, середине и конце слова.

[Ш] 

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке  швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

[Щ]

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют  щетку в уголке. 

[Ч]

Это кто  разбил мячом

Чашку на буфете?

Петя  был тут ни при чём,

А попало Пете.

[С]

Спит  спокойно старый сом,

Смотрит сладко сотый сон.

[С']

На рассвете Евсей ловил овсянку в овсе. 

[З-З']

Зеленая берёза стоит в лесу,

Зоя под  берёзой поймала стрекозу.

[Ц]

Цветёт  у птичника цветок -

Цветёт  на паре тонких ног.

Цветёт  пушист и звонок.

- Цветок, ты кто?

- Цыплёнок. 

[Ж]

Ужу на ужин жук не нужен. 

[Л]

Чтоб  кормили лапы волка

И зимой  не мёрзли долго,

Волк  у волка шерсть чесал -

Волчьи  варежки вязал.

[Л']

Емельян пельмени ел -

Целый день сидел, потел.

[Р]

Две сестрицы-озорницы

Потеряли  рукавицы,

Красную и синюю

С вышивкой красивою.

[Р']

В аквариуме  у Харитона

Четыре  рака и три тритона.

Критерии  оценки:

Высокий уровень (3 балла) - нормативное произношение всех групп звуков;

Средний уровень (2 балла) - искажение или  замена одного или двух звуков во всех речевых ситуациях;

Низкий  уровень (1 балл) - искажение или замена всех или более двух звуков.

4.Обследование  фонематического  восприятия (дифференциация фонем):

По инструкции: «Покажи картинку, которую я назову».

Материал  для проведения обследования: картинки с изображением квазиоомонимов: забор - собор, коза - коса, мишка - миска, зайка - шайка, рак - лак, крыша - крыса, бочка - почка, том - дом, губы - шубы, хобот - робот, чашка - кашка и т.д.).

Критерии  оценки:

Высокий уровень (3 балла) - точный и правильный показ всех пар слов;

Средний уровень (2 балла) - замедленный показ  картинок;

Низкий  уровень (1 балл) - показ картинок с  ошибками.

5.Исследование звукового анализа и синтеза:

а)исследование языкового анализа.

По инструкции:

1) Определи  количество слов в предложении.

2) Определи  количество слогов в слове.

3) Определи  количество звуков в словах.

4) Определи  место звука по отношению к  другим звукам слова.

Материал  для проведения исследования:

1) Вот  утка. А это её утята. Они  бегут к кустам. Там их гнездо. Тут тихо. Трава и ветки укрывают  их от ветра. Это защита от  врагов. В таком укрытии хищникам  трудно заметить уток.

2) Машина, шинель, кольцо, щенок, дружнее.

3) Дом,  берёза, кошка, крыса, дедушка,  решето, каштан, зверь, поляна, заколка.

4) [Щ]  Щётка - пещера - лещ, [М] Машина - компас - замок - сом, [Л] Лодка - плот - ёлка - стол, [Б] Банан - арбуз - собака - дуб.

б) исследование языкового  синтеза.

По инструкции:

1) Произнеси  предложение слитно, произнесённое  по слогам;

2) Назови  слово, произнесённое с паузами  после каждого звука;

3) Отбери  картинки, в названии которых  только 4 звука.

Материал  для проведения исследования:

1) Ди-ма  и Во-ло-дя хо-ди-ли в ро-щу. Во-да  в род-ни-ке хо-лод-на-я и вкус-на-я.  То-ля ста-нет сол-да-том. Он  лю-бит иг-рать с тан-ка-ми и  вин-тов-ка-ми.

2) Л-у-н-а,  к-о-т, к-у-к-л-а, а-р-б-у-з, а-л-ф-а-в'-и-т,  ч-е-р'-е-п-а-х-а, с-о-л', п-р-о-к-а-з-н'-и-к,  к-о-н'-к'-и.

3) Паук, панда, попугай, бык, кабан,  бабочка, гусь, синица, сова, заяц, коза, кузнечик, кот, утка, енот, мышь, хомяк,  медведь, лев, волк, лягушка, рак,  курица.

Критерии  оценки:

Высокий уровень (3 балла) - правильное выполнение всех заданий без ошибок;

Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи