Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа
В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.
Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37
- уточнению
значений используемых
-дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связями слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Последовательность работы по восполнению лексических средств языка:
- практическое
овладение навыками
- практическое
овладение навыками
- понятие
о родственных словах; о предлогах
и способах их использования;
дифференциации предлогов и
- овладение
навыком подбора антонимов,
В работе используется тематический принцип, т.е. темы занятий строятся в контексте определенных тем: овощи, фрукты, домашние и дикие животные и т.д.
В процессе развития устной речи постоянно осуществлялась работа по овладению моделями различных предложений; образованию слов при помощи приставок, суффиксов; работа с ударением; родовыми и падежными окончаниями различных частей речи.
Учащимся могут даваться задания по составлению слоговых таблиц со словами, имеющими различные грамматические формы (сын, сына, к сыну, о сыне); разными словами с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах, на партах, в сумках, в тетрадях); однокоренными словами(земля, земляк, земляника, земляничное); словами, образованными с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, долететь, перелететь, улетать, залетать); словами, имеющими одинаковые приставки, но разные корни (прилететь, прибежать, приехать, прискакать).
После написания этих слов проводится сопоставление по сходству и различию, значению, уточнению звуко-буквенного состава.
Так же в качестве заданий детям может предлагаться:
-выбрать из прочитанного текста слова и словосочетания в соответствии с темой занятия;
-самостоятельно подобрать к ним слова, сочетающиеся по смыслу и отвечающие на вопросы что делает? какой? кто - что?
-подобрать к глаголам-синонимам, обозначающим действие, подходящие по смыслу существительные (сделать, приготовить, изготовить - уроки, обед, лекарство, прическу, модель самолета, игрушку и т.д.);
- к прилагательным-синонимам - подходящие по смыслу имена существительные (мокрый, влажный, сырой - снег, дождь, плащ, сено, улица, бельё, песок, человек, дерево, пол и т.д.);
-вставить в предложения наиболее подходящие по смыслу глаголы действия (ученик … ручку и … слово);
- поставить вопрос с опорой на глагол (удивляться, прикасаться: к кому? чему?).
Перечисленные
выше упражнения проводятся на материале
как из отдельных слов и словосочетаний,
так и предложений разной сложности, а
так же на целом тексте. Проводилась работа
и по формированию связной речи.
III этап:
На третьем этапе коррекционной работы отрабатываются умения в развитии и совершенствовании составления предложений и связных высказываний:
- программирование
смысловой структуры
- установление
связности и
- отбор
языковых средств, необходимых
для построения высказывания
в тех или иных целях общения
(доказательство, рассуждение, передача
содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализовываются в следующей последовательности:
1. Формирование практических представлений о тексте. Сравнение текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искаженных вариантов (пропуск начала, средины конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему и т.д.).
2. Развитие
умений и навыков
- определять
тему рассказа; основную мысль
текста; последовательность и
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
3. Развитие
умений и навыков построения
самостоятельного связного
- определять
замысел высказывания; последовательность
развертывания высказывания (план);
связность предложений и
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связного высказывания;
Формируя связную речь, предпочтение отдается репродуктивным формам (пересказ прочитанного, составление рассказа по картинке).
Для формирования самостоятельного связного высказывания на коррекционных занятиях особое внимание уделяется активному ведению диалогов:
- самостоятельно
формулировать и задавать
- сравнивать, обобщать и делать вывод;
- доказывать
и рассуждать;
3.2
Примеры заданий, применяющихся
в коррекционной работе.
1. Прочитай стихотворение. Обведи все буквы по контуру, проговаривая вслух. Посчитай сколько букв «О» в стихотворении:
Сели за стол козлик, осел,
сокол, сурок, сорок сорок,
сойка, бизон, Моська и слон …
Ой!
Сколько «о»! Сколько
всего?
2. Прослушай слова. Из каждого слова выдели только последний звук. Выделенные звуки запиши в скобках:
кенгуру, зерно, дом, перо, домино, сирень, кольцо, коньки, пальто, палец, молоко, лейка. (Умница)
Вычеркни в скобках все звуки [о]. Какое слово получилось из оставшихся звуков?
3. Составь два предложения: одно про коней, второе про коров. Можно написать несколько вариантов предложений.
По,
медленно, узкой, тропинке,
по, кони, шли, брели,
на, пыльной, коровы,
дороге.
4. Выдели из каждого слова первый звук: азбука, аквариум, Африка, аист, аистёнок. Назови только те слова, где первый звук [а] безударный.
5. Запиши слоги под диктовку:
Де, ган, ра, ка, в, ла, жи, ша, та, на, ше, рань.
(Раньше Наташа жила в Караганде).
Что из записанного тобой не является слогом? Почему?
Прочитай слоги от последнего к первому и ты узнаешь, где раньше жила Наташа.
6. Перевертыш. Прочитай предложение слева направо и справа налево. Напиши его по памяти.
ИШАКУ
КАЗАК СЕНА НЕС, КАЗАКУ -
КАШИ
7. Назови подходящий по смыслу предмет. Допиши предложения по образцу.
Мак алый, и роза алая.
Банан спелый, и яблоко спелое.
Лента голубая, и ___________.
Нож острый, и ____________.
Вата белая, и ______________.
Город
большой, и ____________.
8. Составь смысловые пары. Запиши предложения по образцу.
Образец: Натянуть нос - значит обмануть.
Чесать языком Дремать
Унести ноги Запомнить
Зарубить на носу Убежать
Клевать
носом Болтать
9. Вставь в четверостишье слова из правого столбика. Напиши его.
Справа от … морошки
Заросли … дорожки
Я сверну с …
Наберу
…
10. Вставь в текст подходящие по смыслу слова и спиши его: кудрявая, величавая, трепетная, стройная .
Разные деревья.
У каждого
дерева свой вид. Сосна __________. Из сосен
с давних пор делали мачты для
парусных судов. Ель ___________. Она высока,
горда, пушиста. Осина _____________. Листики
осины дрожат, шелестят, даже если ветерок
очень слабый. Берёза __________. Её тонкие
длинные ветки завиваются, как
локоны молодой красавицы.
11. Нарисуй очень страшного волка. Сначала словами (смотри образец), потом карандашом.
Образец: страшило - страшилище.
Волк - __________
Глаза - __________
Усы - ___________
Зубы - __________
Нос - ____________
Лапы -___________
Хвост
- ___________
12. Из текста «убежала» одна буква. Догадайся, какая это буква, и напиши текст правильно.
На
берег прда, в зарослях
кропа, прятался пачок,
который жасно
боялся мх.
13. Прочитай слова. Выпиши только названия птиц:
Барсук,
сурок, петух, утка, муха,
паук, кукушка, страус,
муравьед, журавль.
14. Образуй от существительных прилагательные и запиши их?
Образец:
Луна. Свет какой? Лунный.
Круг. Дыра какая? _________________
Лук. Горе какое? ___________________
Грубость. Ответ какой? _________________
Грусть.
Песня какая?__________________
Труд. Дело какое? ________________________
Выдели
окончания в прилагательных и
сравни их с окончаниями вопросов.
Что ты заметил?
15. Напиши предложения по образцу.
Образец:
Будить сестру. Я бужу сестру.
Учить
уроки.________________________
Крутить
обруч.________________________
Быть
учённым. ______________________________
Угостить
друга. ______________________________
16. Прочитай текст. Спиши только те предложения, в которых говорится о мухе.
Муха.
Летела
муха, села сурку на ухо. Отдохнула,
дальше полетела. На земле множество
разных насекомых. Летела, летела, в
лужу упала. Есть насекомые полезные,
а есть вредные. Но все они нужны
в природе. Лягушка зевнула, муху
сглотнула.
17. Диктант «наоборот». Запиши слово противоположное по смыслу.
Например: Тишина - шум.
Прямо,
вечер, глупый, высокий,
враг, лучше, сырой, война,
далеко, острый, грязный,
ссорится, храбрец, весело.
18. Прочитай предложения. Исправь в них ошибки и напиши правильно.
На столе учителя лежали очки и липа.
На бульваре зацвела лупа.
Писк ракеты назначен на субботу.
Из
корзинки слышался пуск
котят.
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи