Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.

Содержание

Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая логопедия.docx

— 125.95 Кб (Скачать документ)

- уточнению  значений используемых синтаксических  конструкций;

-дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связями слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Последовательность  работы по восполнению лексических  средств языка:

- практическое  овладение навыками образования  слов при помощи суффиксов  и адекватного их употребления;

- практическое  овладение навыками образования  слов при помощи приставок  и адекватного их употребления;

- понятие  о родственных словах; о предлогах  и способах их использования;  дифференциации предлогов и приставок;

- овладение  навыком подбора антонимов, синонимов  и способов их употребления; понятие  о многозначности слов.

     В работе используется тематический принцип, т.е. темы занятий строятся в контексте определенных тем: овощи, фрукты, домашние и дикие животные и т.д.

В процессе развития устной речи постоянно осуществлялась работа по овладению моделями различных  предложений; образованию слов при  помощи приставок, суффиксов; работа с  ударением; родовыми и падежными  окончаниями различных частей речи.

     Учащимся  могут даваться задания по составлению слоговых таблиц со словами, имеющими различные грамматические формы (сын, сына, к сыну, о сыне); разными словами с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах, на партах, в сумках, в тетрадях); однокоренными словами(земля, земляк, земляника, земляничное); словами, образованными с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, долететь, перелететь, улетать, залетать); словами, имеющими одинаковые приставки, но разные корни (прилететь, прибежать, приехать, прискакать).

     После написания этих слов проводится сопоставление по сходству и различию, значению, уточнению звуко-буквенного состава.

Так же в качестве заданий детям может предлагаться:

-выбрать из прочитанного текста слова и словосочетания в соответствии с темой занятия;

-самостоятельно подобрать к ним слова, сочетающиеся по смыслу и отвечающие на вопросы что делает? какой? кто - что?

-подобрать к глаголам-синонимам, обозначающим действие, подходящие по смыслу существительные (сделать, приготовить, изготовить - уроки, обед, лекарство, прическу, модель самолета, игрушку и т.д.);

- к прилагательным-синонимам  - подходящие по смыслу имена  существительные (мокрый, влажный,  сырой - снег, дождь, плащ, сено, улица,  бельё, песок, человек, дерево, пол и т.д.);

-вставить в предложения наиболее подходящие по смыслу глаголы действия (ученик … ручку и … слово);

- поставить  вопрос с опорой на глагол (удивляться, прикасаться: к кому? чему?).

     Перечисленные выше упражнения проводятся на материале как из отдельных слов и словосочетаний, так и предложений разной сложности, а так же на целом тексте. Проводилась работа и по формированию связной речи.  

III этап:

На третьем  этапе коррекционной работы отрабатываются умения в развитии и совершенствовании составления предложений и связных высказываний:

- программирование  смысловой структуры высказывания;

- установление  связности и последовательности  его;

- отбор  языковых средств, необходимых  для построения высказывания  в тех или иных целях общения  (доказательство, рассуждение, передача  содержания текста, сюжетной картинки). 

Эти цели реализовываются в следующей последовательности:

1. Формирование  практических представлений о  тексте. Сравнение текста и набора  слов; текста и набора предложений;  текста и его различных искаженных вариантов (пропуск начала, средины конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему и т.д.).

2. Развитие  умений и навыков анализировать  текст:

- определять  тему рассказа; основную мысль  текста; последовательность и связность  предложений в тексте;

- устанавливать  смысловую зависимость между  предложениями;

- составлять  план связного высказывания.

3. Развитие  умений и навыков построения  самостоятельного связного высказывания:

- определять  замысел высказывания; последовательность  развертывания высказывания (план); связность предложений и смысловую  зависимость между ними;

- отбирать  языковые средства, адекватные замыслу  высказывания;

- составлять план связного высказывания;

Формируя  связную речь, предпочтение отдается репродуктивным формам (пересказ прочитанного, составление рассказа по картинке).

Для формирования самостоятельного связного высказывания на коррекционных занятиях особое внимание уделяется активному ведению диалогов:

- самостоятельно  формулировать и задавать вопросы,  чтобы продолжать общение-диалог;

- сравнивать, обобщать и делать вывод;

- доказывать  и рассуждать; 

           3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 

1. Прочитай стихотворение. Обведи все буквы по контуру, проговаривая вслух. Посчитай сколько букв «О» в стихотворении:

Сели  за стол козлик, осел,

сокол, сурок, сорок сорок,

сойка, бизон, Моська и слон …

Ой! Сколько «о»! Сколько  всего? 

2. Прослушай слова. Из каждого слова выдели только последний звук. Выделенные звуки запиши в скобках:

кенгуру, зерно, дом, перо, домино, сирень, кольцо, коньки, пальто, палец, молоко, лейка. (Умница)

Вычеркни в скобках все звуки [о]. Какое слово получилось из оставшихся звуков?

3. Составь два предложения: одно про коней, второе про коров. Можно написать несколько вариантов предложений.

По, медленно, узкой, тропинке, по, кони, шли, брели, на, пыльной, коровы, дороге. 

4. Выдели из каждого слова первый звук: азбука, аквариум, Африка, аист, аистёнок. Назови только те слова, где первый звук [а] безударный.

5. Запиши слоги под диктовку:

Де, ган, ра, ка, в, ла, жи, ша, та, на, ше, рань.

(Раньше  Наташа жила в  Караганде).

Что из записанного тобой не является слогом? Почему?

Прочитай  слоги от последнего к первому  и ты узнаешь, где раньше жила Наташа.

6. Перевертыш. Прочитай предложение слева направо и справа налево. Напиши его по памяти.

ИШАКУ КАЗАК СЕНА НЕС, КАЗАКУ - КАШИ 

7. Назови подходящий по смыслу предмет. Допиши предложения по образцу.

Мак алый, и роза алая.

Банан спелый, и яблоко спелое.

Лента голубая, и ___________.

Нож острый, и ____________.

Вата  белая, и ______________.

Город большой, и ____________. 

8. Составь смысловые пары. Запиши предложения по образцу.

Образец: Натянуть нос - значит обмануть.

Чесать  языком Дремать 

Унести  ноги  Запомнить 

Зарубить  на носу Убежать 

Клевать носом Болтать  

9. Вставь в четверостишье слова из правого столбика. Напиши его.

Справа  от … морошки

Заросли … дорожки

Я сверну с …

Наберу  …  

10. Вставь в текст подходящие по смыслу слова и спиши его: кудрявая, величавая, трепетная, стройная .

                 Разные деревья.

У каждого  дерева свой вид. Сосна __________. Из сосен  с давних пор делали мачты для  парусных судов. Ель ___________. Она высока, горда, пушиста. Осина _____________. Листики  осины дрожат, шелестят, даже если ветерок  очень слабый. Берёза __________. Её тонкие длинные ветки завиваются, как  локоны молодой красавицы. 

11. Нарисуй очень страшного волка. Сначала словами (смотри образец), потом карандашом.

Образец: страшило - страшилище.

Волк - __________

Глаза - __________

Усы - ___________

Зубы - __________

Нос - ____________

Лапы -___________

Хвост - ___________ 

12. Из текста «убежала» одна буква. Догадайся, какая это буква, и напиши текст правильно.

На  берег прда, в зарослях кропа, прятался пачок, который жасно  боялся мх. 

13. Прочитай слова. Выпиши только названия птиц:

Барсук, сурок, петух, утка, муха, паук, кукушка, страус, муравьед, журавль. 

14. Образуй от существительных прилагательные и запиши их?

Образец: Луна. Свет какой? Лунный.  

Круг. Дыра какая? _________________

Лук. Горе какое? ___________________

Грубость. Ответ какой? _________________

Грусть. Песня какая?_____________________

Труд. Дело какое? ________________________

Выдели  окончания в прилагательных и  сравни их с окончаниями вопросов. Что ты заметил? 

15. Напиши предложения по образцу.

Образец: Будить сестру. Я бужу сестру. 

Учить уроки.________________________________________

Крутить обруч.________________________________________

Быть  учённым. ________________________________________

Угостить  друга. _______________________________________ 

16.  Прочитай текст. Спиши только те предложения, в которых говорится о мухе.

                   Муха.

Летела  муха, села сурку на ухо. Отдохнула, дальше полетела. На земле множество  разных насекомых. Летела, летела, в  лужу упала. Есть насекомые полезные, а есть вредные. Но все они нужны  в природе. Лягушка зевнула, муху сглотнула. 

17. Диктант «наоборот». Запиши слово противоположное по смыслу.

Например: Тишина - шум.

Прямо, вечер, глупый, высокий, враг, лучше, сырой, война, далеко, острый, грязный, ссорится, храбрец, весело. 

18. Прочитай предложения. Исправь в них ошибки и напиши правильно.

На  столе учителя  лежали очки и липа.

На  бульваре зацвела  лупа.

Писк  ракеты назначен на субботу.

Из  корзинки слышался пуск котят. 
 

Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи