Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:35, курсовая работа
В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 % имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин - «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска.
Введение 3
I. Научно-теоретические основы формирования процесса письма:
1.1 Формирование письма в онтогенезе. 5
1.2 Психология формирования письменной речи у детей. 7
1.3 Нарушение формирования письма при ОНР 11
1.4 Виды дисграфии 18
II. Особенности формирования письма у учащихся 2
классов общеобразовательной школы с ОНР: 2.1 Организация и методика проведения исследования. 22
2.2 Результаты исследования. 28
III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию письма у младших школьников с ОНР:
3.1 Содержание коррекционно-логопедической работы. 32
3.2 Примеры заданий, применяющихся в коррекционной работе. 35
Заключение 36
Список литературы 37
Заключение
Процесс формирования грамотного письма у детей в настоящее время является одной из самых распространенных проблем, которой необходимо уделять достаточное внимание педагогам, родителям, психологам и логопедам. Тенденция роста детей с нарушениями речи в последнее время говорит о росте актуальности данной проблемы.
В условиях современного общества мало внимания уделяется вопросам коррекционной работы с детьми, а , как показывает практика, существует большая необходимость в проведении такой работы. Поэтому для нас было интересно изучение проблемы формирования процесса письма и разработка методик работы с учащимися по данной теме.
В процессе эксперимента нами было проведено обследование письма и произвольной моторики у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы № 400.
Обследование проводилось в три этапа:
На первом этапе проводился отбор учащихся 2-х классов СОШ №400 города Москвы. Было отобрано 8 человек.
На втором этапе было проведено обследование произвольной моторики и состояния письма. Третий этап – анализ проведенных обследований, которые переводились в проценты.
Для устранения трудностей процесса формирования письма может применяться следующая коррекционно-логопедическая программа. Она направлена на формирование:
- полноценных фонематических процессов;
- представлений
о звуко-буквенном составе
- навыков
анализа и синтеза звуко-
- коррекцию дефектов произношения;
- формированию
лексико-грамматической
- формированию связного высказывания;
- формированию
представлений о
- улучшение
общей и мелкой моторики.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г.
Анализ трудностей в процессе
овладения детьми чтением и
письмом. Психология
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. Изд-во МГУ, 1989-246
3. Бадалян Л.О. Невропатология.-М.: просвещение, 1982.
4. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. Вопросы психологии № 1.М., 1977г.
5. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР. Журнал «Дефектология» №1.М., 1983.
6. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М., 1996. Диссертация.
7. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1982.
8. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. Просвещение. М., 1991.
10. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда-М.. Просвещение, 1991-239 с.
11. Ефименкова Л.Н., Шаховская С.Н. Приемственность коррекционных и учебных задач в логопедической работе при нарушении письменной речи учащихся. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1987.
12. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-4 классов. Известия. АПН РСФСР. М., 1956.
13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
14. Зинченко В.П. Движение глаза и формирование образа. Вопросы психологии № 5.М ., 1958.
15. Зинченко В.П. Некоторые особенности ориентации движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков. Вопросы психологии №6. М., 19М ., 1956.
16. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников. // Дефектология, 1984 №1.
17. Иваненко С.Ф. Из опыта работы по коррекции нарушения устной и письменной речи у младших школьников.// Дефектология, 1988, №1.
18. Истрин В.А. Развитие письма - М., 1961.
19. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Харрактеристика нарушений письма и основы чтения. Основы теории и практики логопедии Левиной Р.Е. Просвещение. М., 1968.
20. Колпаковская И.К. Особенности письма у детей с ОНР. - М.: 1970.
21. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма.- СПБ.: Речь 2003.-330с.
22. Нейросихическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2008. - 128с.
23. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов Н/Д: «Феникс», СПБ: «Союз», 2004. 224с. (Серия «Коррекционная педагогика».).
24. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. - М., 1983.
25. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М., 1983.
26. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматики у дошкольников с ОНР. СПБ., 2001.
27. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма.- М.,1950.
28. Левина Р.Е. Исправление недостатков произношения чтения и письма у учащихся. М., 1960.
29. Левина Р. Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. Просвещение. М., 1965.
30. Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. //Специальная школа - М., 1963.
31. Логопедия. Под ред. Волковой С.Н., Шаховской С.Н. - М., 1998.
32. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975.
33. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи младших школьников.-М., 1994.
34. Логопедия. Методическое наследие: Кн. 5 Фонетико - фонематическое и общее недоразвитие речи/ под ред. Л.С.Волковой М.: Гуманит. ИЗД. Центр ВЛАДОС, 2003.
35. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПБ.: Лениздат: Издательство «Союз», 2001-249с.- (Коррекционная педагогика).
36. Поваляева М.А. Понятийно-терминологический словарь логопеда.
37. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Изд. 9-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 445, с.: ил. - (Справочник).
38. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2005.- 400с.: ил. (Библиотека практического логопеда).
39. Хрестоматия по логопедии под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. - М., 1997.
40. Хрестоматия. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.дефектол.Фак. педагогических вузов/под ред. Л.С.Волковой; В 5кн. - Н.: Гумманитарный изд.центр.ВЛАДОС, 2003- кн.IV: Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия -304с.(Библиотека учителя-дефектолога).
41. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. №5.
42. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение,1984.
43. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
Информация о работе Особенности формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи