Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
№ недели |
Название темы |
Формы организации обучения, кол-во часов |
Задания для СРС |
1 |
Валеология - наука о сохранении здоровья. Валеологическая культура как компонент общечеловеческой культуры |
Обзорная лекция 1 час), проблемный семинар (2час) |
Подготовить сообщение по теме. Амангелді Айгерим |
2 |
Педагогическая
валеология – наука о воспитании
здорового подрастающего |
Лекция (1ч), активный семинар (2 час),) |
Подготовиться к собеседованию по теме Бектанова Бибі |
3 |
Здоровье
как социально-педагогическая |
Проблемная лекция (1 час), Семинар (2 час), |
Составление кластера по теме. Деменова Айнур |
4 |
Состояние здоровья детей и подростков |
Лекция (1 час), семинар (1 час) |
Подготовиться к контрольной работе по теме. Кадирбекова Алия |
5 |
Профессиональое здоровье педагога |
Проблемная лекция (1час), семинар (2 час), |
Составление кроссвордов по теме. Карабатырова Данара |
6 |
Здоровый образ жизни как основа оспитания валеологической культуры |
Лекция (1часа), семинар (2 час), |
Подготовка к коллоквиуму по теме. Кунекеева Нурсулу |
7 |
Народная педагогика о воспитании валеологической культуры. |
Проблемная лекция (1час), практическое занятие (2 час) |
Написание рефератов по теме. Назар Маржан |
8 |
Психическое здоровье |
Лекция (1час), активный семинар (2 час), |
Составление кластера по теме. Нурланкызы Улболсын |
9 |
Влияние характера мышления на здоровье. |
Проблемная лекция (1 час), семинар (2 час), |
Подготовить конспект: Нургали Гулбану |
10 |
Влияние физической культуры на организм молодого человека Движение для здоровья |
Составление кластера по теме. Рысалы Гулнур | |
11 |
Режим труда и отдыха |
Лекция (1 час), практическое занятие (2 час) |
Подготовить сообщение по теме по материалам периодической печати. Сергазина Лазиза |
12 |
Культура
питания как компонент |
Лекция (1час, практическое занятие (2 час) |
Написание рефератов по теме. Смайлова Салиха |
13 |
Вредные привычки и их влияние на психическое и физическое здоровье молодёжи |
Проблемная лекция (1час, семинар (2 час) |
Подготовить сообщение по теме Султан Асельхан |
14 |
Валеологическая служба в образовательном учреждении |
Проблемная лекция 1 час), семинар (2час) |
Написание рефератов по теме. Талгат Тогжан |
15 |
Основные направления валеологической деятельности социального педагога |
Лекция (1 час), семинар (2 час) |
Составление кластера по теме. Кантемирова Шолпан |
Тест 1-2 вариант Каныбекова Слухан
Тест 3-4 Кошибекова Нурсулу
Схема Мухаш Аида
6. Список обязательной и дополнительной литературы
6.1 Обязательная литература
1.
Кукушин В.С. Педагогическая
2.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 2000.282с.
3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология /Серия «Гиппократ», Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.
4. Чумаков Б.Н. Валеология: Избр. лекция. – М.,2010 .- 245 с.
5. Приходько Н., Лукьянко Валеология: Курс лекций. – Алматы: Аркаим, 2008- 496 с.
6.
Валеология – наука о здоровье:
Учебно-методическое пособие. –
6.2 Дополнительная литература
1.
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология
здоровья человека: эталоны, представления,
установки: Учебное пособие
2.
Здоровье студентов:
3. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. – 2000. - №1 (21). – с. 54-68
4. Амосов Н. Раздумье о здоровье. – М.: ФиС, 2007. – 64с.
5. Нелидова С.Н., Бекмешева Н.И Теософия здоровья. – Алматы, 2007. – с.
6. Назарбаева С.А. Путь к себе. – Алматы. – 2006. – 35с.
7.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 2000
7. Контроль и оценка результатов обучения
Требуется
обязательное посещение аудиторных
занятий, предварительная подготовка
к лекциям и семинарским
Система оценивания:
Текущий контроль – 20%
Контроль СРМП И СРМ - 20%
Рубежный контроль:
коллоквиум - 10%
тестирование - 10%
Текущий и рубежные контроли не менее 60%
Итоговый контроль не менее- 30%
Итого 100%
8. Политика учебной дисциплины
Объем учебной нагрузки составляет: 45 ч аудиторных занятий. Для студентов является обязательной активность в процессе всех видов занятий, которая оценивается на основе качества выступления, предварительной подготовки к лекциям, выполнение заданий самостоятельной работы. Итоговый контроль – экзамен.
Рассмотрен на заседании методической секции кафедры, протокол № _
от «___» __________2013 г.
Утвержден заведующим кафедрой
________________
Глоссарий
Методические рекомендации по работе с понятийным аппаратом дисциплины:
Для эффективного усвоения понятий дисциплины предлагается придерживаться следующей последовательности:
1.
В начале изучения учебной
дисциплины обзорно
2.
При изучении каждой темы
3.
Сделайте содержательный
4.
В случае затруднений
Воспитание- это часть педагогического процесса, в котором образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством и в результате специальной деятельности воспитателя.
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических и психологических изменений.
Воспитанность - интегративная особенность личности, характеризующаяся объемом и характером усвоенных знания, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности.
Валеология - это наука о принципах и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека в онтогенезе.
Валеологическая культура – часть общей культуры, которая включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленные на организацию здорового образа жизни.
Валеологическая культура студента – это составная часть его общей культуры, которая проявляется в валеологической деятельности и направлена на гармогическое развитие природных и существеных сил и морального облика студента.
Валеологической
сознание – компонент валеологической
культуры, включает в себя знания, факты,
сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях
в системе общество-природа-человек-
Валеологическая деятельность - особый вид общественно- полезной деятельности, сознательно направленной на охранение и укрепление здоровья, развития физических сил и способностей, ведение здорового образа жизни.
Валеологическое воспитание студента – это целенаправленное систематическое педагогическая деятельность, направленная на развитие валеологического сознания и культуры; формирования самодисциплины, личной ответственности за свое поведение, умений и навыков ведения здорового образа жизни.
Валеологически воспитанная личность – это физически, психически и социально здоровая личность, с нормально функционирующим организмом, не знающим сбоя или нарушения ни при каких ситуациях. С высоким уровнем адаптации и устойчивости, с выявленными биологическими резервами.
Валеологическое самовоспитание студента – это целенаправленный динамический, осознанны процесс, направленный на самосовершенствование анатомо-физиологических свойств организма, улучшение как физического, и психологического здоровья, формирование личностных качеств; саногенного мышления; духовного самосовершенствования.
Валеологическая система образования – это только получение системы знаний о сохранении, укреплении и передачи здоровья, но и осуществление комплекса мероприятий на индивидуальном уровне, направленных на количественное измерение уровня и укрепление функционального состояния систем организма.
Валеологизация кругозора - подразумевает, прежде всего, выработку интереса к тем проблемам и знаниям в области здоровья студентов и рационального использования этого здоровья, которые отражают взаимосвязь валеологии с возрастной валеологии с возрастной физиологией, гигиеной, экологией, педагогикой и так далее.
Валеоустановка – это направленность личности на поддержание здоровья и преодоление болезни.
Валеологической императив – это совокупность условий, нарушение которых будет иметь для человека катастрофические последствия.
Гуманизм – социально-ценностный комплекс взглядов, убеждений, идеалов.
Деятельность - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности.
Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций, независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Здоровый образ жизни студента – это целенаправленный способ жизнедеятельности, который предлагает общественно - политическую, социально-культурную, познавательную, физическую, медицинскую активность, направленную на сохранение и укрепления здоровья.
Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.
Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-то видов деятельности, явлений.
Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, предоставленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, и к самим себе.
Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию.
Образование – усвоение совокупности систематизированных знаний, умений, навыков и определяемого ими уровня познавательных сил, способностей и практической подготовки.
Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, на знаниях основанных закономерностей жизнедеятельности и мотивов самореализации.
Педагогическая валеология - это отрасль педагогических знаний, предметом изучения которой являются закономерности развития валеологически ориентированной личности в процессе обучения; зависимости развития валеологического сознания от степени включенности человека в различные виды деятельности, от уровня активности формируемой личности, о характере отношений субъектов оздоровительного процесса.
Педагогика ненасилия - это направление в педагогической теории и практике, где раскрывается суть ненасилия как общечеловеческой ценности и характеризующее его психолого-педагогические основы.
Развитие - поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими.
Саморазвитие личности - внутренне необходимое самопроизвольное ее изменение, определяемое внутренними противоречиями.
Студент- учащийся высшего учебного заведения, который обязан систематически и глубоко овладевать знаниями, практическими умениями по специальности.
Саногенное мышление - «порождающее здоровье», обладающее способностью уменьшать внутреннюю напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания, предотвращает заболевания, трудности в общении и дарит радость.
Формирование – становление личности под воздействием различных факторов; результат на данный момент (какой-то уровень стабилизации, приобретения формы – комплекса свойств, качеств личности).
Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, саморазвитие при активной деятельности самой личности.
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения