Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)


№ недели

Название  темы

Формы организации обучения, кол-во часов

Задания для СРС

1

Валеология - наука о сохранении здоровья. Валеологическая культура как компонент общечеловеческой культуры

Обзорная  лекция 1 час), проблемный семинар (2час) 

Подготовить сообщение по теме.

Амангелді Айгерим

2

Педагогическая  валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Лекция (1ч), активный семинар (2 час),)

Подготовиться к собеседованию по теме

Бектанова Бибі

3

 Здоровье  как социально-педагогическая категория

Проблемная  лекция (1 час),

Семинар (2 час),

Составление кластера по теме.

Деменова Айнур

4

Состояние здоровья детей и подростков

Лекция (1 час), семинар (1 час)

Подготовиться к контрольной работе по теме.

Кадирбекова Алия

5

Профессиональое здоровье педагога

Проблемная  лекция (1час), семинар (2 час),

Составление кроссвордов по теме.

Карабатырова Данара

6

Здоровый  образ жизни как основа оспитания  валеологической культуры

Лекция (1часа), семинар (2 час),

Подготовка  к коллоквиуму по теме.

Кунекеева Нурсулу

7

Народная  педагогика о воспитании валеологической  культуры.

Проблемная  лекция (1час), практическое занятие (2 час)

Написание рефератов  по теме.

Назар Маржан

8

Психическое здоровье

Лекция (1час), активный семинар (2 час),

Составление кластера по теме.

Нурланкызы Улболсын

9

Влияние характера  мышления на здоровье.

Проблемная  лекция (1 час), семинар (2 час),

Подготовить конспект:

Нургали Гулбану

10

Влияние физической культуры на организм молодого человека Движение для здоровья

 

Составление кластера по теме.

Рысалы Гулнур

11

Режим труда  и отдыха 

Лекция (1 час), практическое занятие (2 час)

Подготовить сообщение по теме по материалам периодической  печати.

Сергазина Лазиза

12

Культура  питания как компонент валеологической  культуры

Лекция (1час, практическое занятие (2 час)

Написание рефератов  по теме.

Смайлова Салиха

13

Вредные привычки и их влияние на психическое и  физическое здоровье молодёжи

Проблемная  лекция (1час, семинар (2 час)

Подготовить сообщение по теме

Султан Асельхан

14

Валеологическая служба в образовательном учреждении

Проблемная  лекция 1  час), семинар (2час)

Написание рефератов  по теме.

Талгат Тогжан

15

Основные  направления  валеологической деятельности социального педагога

Лекция (1 час), семинар (2 час)

Составление кластера по теме.

Кантемирова Шолпан


 

Тест 1-2 вариант Каныбекова Слухан

Тест  3-4 Кошибекова Нурсулу

Схема Мухаш Аида

 

6. Список  обязательной и дополнительной  литературы

6.1 Обязательная  литература

1. Кукушин В.С. Педагогическая валеология  – М., 2007

2.Брехман  И.И. Валеология – наука о  здоровье. – М., 2000.282с.

3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская  валеология /Серия «Гиппократ», Ростов  н/Д.: Феникс, 2000. –  248 с.

4. Чумаков Б.Н. Валеология: Избр. лекция. – М.,2010 .-  245 с. 

5. Приходько Н., Лукьянко Валеология: Курс лекций. – Алматы: Аркаим, 2008- 496 с. 

6. Валеология – наука о здоровье: Учебно-методическое пособие. –  Алматы, 2009. –140 с.

6.2 Дополнительная  литература

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология  здоровья человека: эталоны, представления,  установки: Учебное пособие для  студ.высш.учеб.заведений. – М.,2001. – 352 с.

2. Здоровье студентов: монография, кол-в авт. под ред. Н.А. Агаджаняна. – М., 2006. – 199 с.

3.  Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма,  ценность // Мир психологии. – 2000. - №1 (21). – с. 54-68

4.  Амосов Н. Раздумье о здоровье. – М.: ФиС, 2007. – 64с.

5.  Нелидова С.Н., Бекмешева Н.И Теософия  здоровья. – Алматы, 2007. – с. 

6.  Назарбаева С.А. Путь к себе. – Алматы. – 2006. – 35с.

7.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 2000

7. Контроль  и оценка результатов обучения

Требуется обязательное посещение аудиторных занятий, предварительная подготовка к лекциям и семинарским занятиям; творческий подход при выполнении самостоятельной  работы; систематическое выполнение заданий текущего, промежуточного, итогового контроля, СРС, СРСП.

Система оценивания:

Текущий контроль   – 20%

Контроль  СРМП И СРМ  - 20%

Рубежный  контроль:

коллоквиум  - 10%

тестирование  - 10%

Текущий и рубежные контроли не менее  60%

Итоговый  контроль не менее- 30%

Итого 100%

8. Политика  учебной дисциплины

Объем учебной нагрузки составляет: 45 ч  аудиторных занятий. Для студентов  является обязательной  активность в процессе  всех видов занятий, которая оценивается на основе качества выступления, предварительной подготовки к лекциям, выполнение заданий самостоятельной  работы. Итоговый контроль – экзамен.

 

Рассмотрен на заседании  методической секции кафедры, протокол № _

от «___» __________2013 г.

 

Утвержден заведующим кафедрой ________________                 Шалгынбаева К.К.

 

 

Глоссарий

 

Методические  рекомендации по работе с понятийным аппаратом дисциплины:

Для эффективного усвоения понятий дисциплины предлагается придерживаться следующей  последовательности:

1. В начале изучения учебной  дисциплины обзорно познакомьтесь  со всеми  понятиями, представленными  в глоссарии

2. При изучении каждой темы вначале  проработайте основные понятия  её по глоссарию

3. Сделайте содержательный анализ  понятий по теме, пользуясь учебной  и научно-педагогической литературой. 

4. В случае затруднений обратитесь  за помощью к преподавателю

Воспитание- это часть педагогического процесса, в котором образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством и в результате специальной деятельности воспитателя.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических и психологических изменений.

Воспитанность -  интегративная особенность личности, характеризующаяся объемом и характером усвоенных знания, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности.

Валеология  - это наука о принципах и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека в онтогенезе.

Валеологическая культура –   часть общей культуры, которая включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленные на организацию здорового образа жизни.

Валеологическая культура студента – это составная часть его общей культуры, которая проявляется в валеологической деятельности и направлена на гармогическое развитие природных и существеных сил и морального облика студента.

Валеологической сознание – компонент валеологической культуры, включает в себя знания, факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях в системе общество-природа-человек-здоровье.

Валеологическая деятельность -  особый вид общественно- полезной деятельности, сознательно направленной на охранение и укрепление здоровья, развития физических сил и способностей, ведение здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание студента – это целенаправленное систематическое педагогическая деятельность, направленная на развитие валеологического сознания и культуры; формирования самодисциплины, личной ответственности за свое поведение, умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Валеологически  воспитанная личность – это физически, психически и социально здоровая личность, с нормально функционирующим организмом, не знающим сбоя или нарушения ни при каких ситуациях. С высоким уровнем адаптации и устойчивости, с выявленными биологическими резервами.

Валеологическое самовоспитание студента – это целенаправленный динамический, осознанны процесс, направленный на самосовершенствование анатомо-физиологических свойств организма, улучшение как физического, и психологического здоровья, формирование личностных качеств; саногенного мышления; духовного самосовершенствования.

Валеологическая система образования – это только получение системы знаний о сохранении, укреплении и передачи здоровья, но и осуществление комплекса мероприятий на индивидуальном уровне, направленных на количественное измерение уровня и укрепление функционального состояния систем организма.

Валеологизация  кругозора - подразумевает, прежде всего, выработку интереса к тем проблемам и знаниям в области здоровья студентов и рационального использования этого здоровья, которые отражают взаимосвязь валеологии с возрастной валеологии с возрастной физиологией, гигиеной, экологией, педагогикой и так далее.

Валеоустановка – это направленность личности на поддержание здоровья и преодоление болезни.

Валеологической императив – это совокупность условий, нарушение которых будет иметь для человека катастрофические последствия.

Гуманизм – социально-ценностный комплекс  взглядов, убеждений, идеалов.

Деятельность  - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности.

Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Здоровый  образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций, независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Здоровый  образ жизни студента – это целенаправленный способ жизнедеятельности, который предлагает общественно - политическую, социально-культурную, познавательную, физическую, медицинскую активность, направленную на сохранение и укрепления здоровья.

Индивидуальность  - своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-то видов деятельности, явлений.

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, предоставленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, и к самим себе.

Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию.

Образование – усвоение совокупности систематизированных знаний, умений, навыков и определяемого ими уровня познавательных сил, способностей и практической подготовки.

Образ жизни  - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, на знаниях основанных закономерностей жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Педагогическая  валеология - это отрасль педагогических знаний, предметом изучения которой являются закономерности развития валеологически ориентированной личности в процессе обучения; зависимости развития валеологического сознания от степени включенности человека в различные виды деятельности, от уровня активности формируемой личности, о характере отношений субъектов оздоровительного процесса.

Педагогика  ненасилия - это направление в педагогической теории и практике, где раскрывается суть ненасилия как общечеловеческой ценности и характеризующее его психолого-педагогические основы.

Развитие -  поступательное движение, переход от старого к новому,  процесс смены низших ступеней высшими.

Саморазвитие  личности - внутренне необходимое самопроизвольное ее изменение, определяемое внутренними противоречиями.

Студент- учащийся высшего учебного заведения, который обязан систематически и глубоко овладевать знаниями, практическими умениями по специальности.

Саногенное  мышление - «порождающее здоровье», обладающее способностью уменьшать внутреннюю напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания, предотвращает заболевания, трудности в общении и дарит радость.

Формирование  – становление личности под воздействием различных факторов; результат на данный момент (какой-то уровень стабилизации, приобретения формы – комплекса свойств, качеств личности).

Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, саморазвитие при активной деятельности самой личности.

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения