Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Валеологическое образование связано и активно  взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, политическим и другими. Такое взаимодействие способствует более эффективному выполнению функций  каждого из указанных видов образования, специфической подготовке людей (и  прежде всего детей и молодежи) к выполнению своих личностных и  социальных обязанностей в обществе.

Принципами  педагогической валеологии являются общепризнанные принципы педагогики.

Кроме того, необходимо дополнить их в  применении к валеологии гуманистическим, антропологическим и здравотворческим принципами.

Задачи  педагогической валеологии:

1. Воспитание у детей стойкой  мотивации на здоровье и здоровый  образ жизни на основе освоения  ими знаний о приоритете здоровья  и механизмах жизнедеятельности  организма человека.

2. Обучение детей средствам и  методам оценки своего физического  состояния и использования функциональных  возможностей организма и естественных  средств оздоровления для поддержания  своего здоровья.

3. Валеологическая оценка и динамический  контроль уровня соматического  здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.п.

4. Валеологическая оценка организации  и содержания образовательного  процесса в образовательном учреждении  и его соответствующая коррекция.

5. Работа с родителями с целью  создания благоприятных условий  для здоровья учащихся в семье.

6. Работа с педагогическим составом  образовательного учреждения в  двух направлениях: — создание  коллектива единомышленников-педагогов  для осуществления всестороннего  валеологического обучения и  воспитания учащихся; — валеологическое  образование педагогов, которые  сами являются одной из самых  опасных профессиональных групп  риска.

Принципы  педагогической валеология

Принципы  гуманистической педагогики, являющиеся необходимым компонентом валеологизации образовательной среды:

— принцип культуросообразности (подразумевает  видение образования сквозь призму культуры как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами, диалогом и сотрудничеством его участников; соответственно здоровье рассматривается как явление культуры);

— принцип природосообразности (подразумевает  поддержку и развитие природных  сил и задатков ребенка, сохранение и укрепление его здоровья);

— личностный подход (означает приобретение в ходе образования «опыта быть личностью», по В.В. Серикову).

Закономерности  онтогенетического развития ребенка: сочетание целостности и дискретности, гетерохронность развития, необратимость, постепенность.

Принципы  педагогической валеологии с точки  зрения экзистенциального подхода:

— принцип здоровьетворения через  образование (формирование здорового  образа жизни, мотивации здоровья может  быть реализовано через содержание образования);

— принцип уникальности личности (цель и смысл образования — развитие уникальности и неповторимости каждого  ребенка);

— принцип дополнения (принятие и осознание  того, что взаимодействие с другими  людьми необходимо для реализации своей  жизненной задачи, для познания самого себя);

— принцип безусловной любви (ответственное  отношение к своему здоровью у  ребенка можно воспитать только если он чувствует свою нужность, ценность для других людей);

— принцип неопределенности (предполагает отказ от готового знания в образовании; это совместный путь к творчеству и сотворчеству ребенка и взрослого);

— принцип проектировочного образования (способ деятельности ребенка предполагает формирование умения анализировать  ситуацию, ставить цель, планировать, осуществлять намеченное, анализировать  результат деятельности);

— принцип резонанса (необходимость  моделировать ситуации для проявления ребенком своих возможностей).

Концепции педагогической валеологии

К настоящему времени наиболее последовательно  разработаны научные валеолого-педагогические концепции Л. Г. Татарниковой и Г. К. Зайцева.

Концепция Л. Г. Татарниковой в качестве методологической научно обоснованной базы включает в  себя проект российской школы здоровья и индивидуального развития (1991), концепцию непрерывного валеологического образования (программу курса 1—11-го кл.), деятельность валеологической  службы. Основой является идея формирования позитивного человека Холмса, идеи личностно ориентированного образования, которые Л. Г. Татарникова дополняет  валеологическим компонентом. Концепция базируется на валеогическом, антропологическом и гуманистическом принципах. Школа, проект которой разработан Л. Г. Татарниковой, представляет собой «неградуированную школу с измененным ритмом жизни и принципами организации учебного процесса, ориентированного на реально существующие типы учащихся, максимальное развитие интеллектуальных и психофизические характеристики детей». Это подразумевает глубокую смену мировоззрения учителя, его значительную изначальную валеолого-педагогическкую компетентность, владение навыками экспертной оценки психофизического и личностного развития учащихся, технологиями суггестопедии, релаксопедии, ритмопедии, гипнопедии, методом субсенсорных воздействий и др. Ребенку и его родителям предоставляется возможность выбора программ, форм и методов изучения тем. Создаются условия для творчества, значительно усиливается обучение искусствам.

Концепция Г. К. Зайцева основана на структурном  анализе здоровья, представлениях об онтогенетическом развитии мотивационной  сферы ребенка, потребностно-информационном подходе в воспитании. Согласно концепции  валеологически обоснованного образования, сформулированной Г.К. Зайцевым и др. (1998), следует выделить следующие  основные направления валеологической  работы:

— формирование потребности в физическом саморазвитии;

— создание системы образных игровых  площадок физического саморазвития, позволяющей путем свободного выбора средств (предметов, снарядов, вариантов  двигательного действия) удовлетворять  свои базовые потребности, связанные  с двигательной деятельностью;

— формирование потребности в психическом (умственном) саморазвитии; развитие речи, знакомство с основами естественнонаучных знаний и художественно-эстетическое развитие должны организовываться в  виде игровой и творческой деятельности, а учебные действия — средства достижения цели, которую ставят дети;

— воспитание потребности в валеологически обоснованном поведении; необходимо разработать  специальную программу занятий  по уходу за своим телом, правилам хорошего тона и безопасной жизни. Основные методические приемы — игровые взаимодействия, подражательная деятельность, сказкотворчество, театральное и художественное творчество;

— профилактика заболеваний и резервных  возможностей осуществляет медицинский  персонал, который анализирует здоровье часто болеющих детей, корректируя  его с помощью соответствующих  медико-гигиенических знаний;

— обучение родителей валеологическим  методам анализа и коррекции  здоровья собственных детей (с этой целью в Санкт-Петербурге создана  специальная методика, позволяющая  родителям совместно с валеологом вскрыть основные тенденции в  развитии и здоровье ребенка).

По  Г. Зайцеву, одной из наиболее перспективных  научно-практических задач в ближайшее  время может стать интегрирование валеологического подхода в образовании  с личностно ориентированным  воспитанием и обучением, поскольку  сущность валеологического обеспечения  образования состоит в необходимости  создания такой предметно-информационной образовательной среды, в рамках которой предоставление учащимся свободы  выбора средств удовлетворения своих  базовых потребностей должно обеспечивать их саморазвитие в начальных классах, самопознание в основной школе, самосовершенствование  и самоопределение в 9—11 -х классах. Другими словами, есть основания  считать, что концептуальные и методологические различия между личностно ориентированным  обучением и валеологическим  подходом в образовании не имеют  принципиального значения.

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу.  Важно  проверить усвоение материала путем  ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы для  контроля теоретических знаний студентов:

1. Предмет, цели и задачи педагогической  валеологии.

2.Основные  понятия педагогической валеологии

3.Принципы  педагогической валеология

4.Концепции  педагогической валеологии

Рекомендуемая литература:

1.Амосов  Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007.

2.Аршавский  И.А. Физиологические механизмы  и закономерности индивидуального  развития. М., 2002.

3.Байярд  Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный  ребенок. - М. Просвещение, 1991.

4.Белов  В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003.

5.Брехман  И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006.

6.Зайцев  Г.К. Здоровье школьников и  учителей. - М., 2005.

 

Тема №3:

Здоровье  как социально-педагогическая категория

Форма занятия:  обзорная лекция

Основные  понятия: здоровье, структура и символ здоровья

Цель лекции: ознакомление студентов с понятием здоровье. Формирование представлений о здоровье,  его структуре и факторах влияющих на его состояние.

Вопросы: Определение понятия здоровье: исторический экскурс. Модели здоровья. Здоровье как единое целое. Структура и символ здоровья. Структура здоровья молодых людей (по И.И. Брехману). Факторы, влияющие на состояние здоровья. Формула здоровья  Ю.Ф. Змановского.

Основное  содержание лекции: 

Слово «здоровье» (health) происходит от англосаксонского (hal)—“целый”. Одно из первых определений понятия «здоровье» принадлежит античному философу Алкемеону (V век до н.э.), который определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил.

Нами  проанализированы  подходы к определению  понятия здоровья, основные пути и принципы оздоровления в разное время,  представителями различных школ (см. таблицу №1).

Названные три концепции здоровья можно рассматривать в качестве формирующих матриц, которые соответствуют  социальным представлениям о здоровье и во многом определяют практику оздоровления. Данные эталоны здоровья представлены как научные концепции или  модели. В обыденной жизни они  могут быть менее структурированы  и могут иметь локальное значение, характерное, например, для определенного  этноса, национальности

В настоящее время, в Уставе Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного  и социального благополучия». Здоровье рассматривается в широком контексте  его позитивного воздействия  на процесс социального и экономического развития, а также в его зависимости  от этого процесса, что дало бы людям  возможность жить полноценной в  социальном и экономическом отношении  жизнью.

Оригинальное определение здоровье дано Е.Голдсмитом: «Здоровье-такое  состояние организма, которое дает возможность сохранить здоровье».

Н.М.Амосов предложил количественное определение здоровья как «сумму резервных мощностей» основных функциональных систем. Высокие резервные мощности функциональных систем организма позволяют легче переносить высокую температуру тела, ткани его тела обеспечиваются достаточным количеством кислорода, тогда как у нетренированного организма болезнь будет протекать гораздо тяжелее, его тканям не будет хватать кислорода, поэтому появятся осложнения в органах, возможны еще более тяжелые последствия, вплоть до смертельного исхода .

И.И.Брехман (1987) определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [1].

Принимая во внимание все определения  и концепции здоровья, и учитывая то, что формирование валеологической  культуры должно носить индивидуальных характер с учетом среды, физического  состояния и сформированности самосознания, которые бы способствовали становлению  здоровой, цельной личности студентов, мы принимаем понятие здоровья, как единого целого, которое состоит из физического, социального и духовного благополучия.

Символом здоровья может быть цветок. Впервые этот символ введен в практику в 1984 году российским врачом М.Л. Лазаревым  и  был использован в региональной программе пропаганды здорового  образа жизни фонда Сороса. В цветке много лепестков и  красота  его в симметрии их расположения. Каковы «лепестки» - элементы, из которых  складывается «цветок здоровья»? (см. схему №4) .

Физическое здоровье: отсутствие патологических изменений физиологических процессов, протекающих в организме; здоровье  нашего тела.

Психическое здоровье: здоровье нашего разума; нормальное выполнение всех психических функций; позитивное отношение к жизни; развитие положительной самооценки. Ещё Н.А.Добролюбов говорил, что «животноздоровой организации недостаточно для человека: для него нужно здоровье человеческое».

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения