Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Рекомендуемая литература:
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.: Академия, 2003. – 416 с.
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 376 с.
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 456 с.
Тема №5
Профессиональное здоровье педагога
Форма занятия: лекция
Основные понятия: профессиональное здоровье, валеологическая культура педагога, валеологическая деятельность.
Цель: познакомить студентов с понятиями профессиональное здоровье, валеологическая культура педагога и важностью ее формирования.
Вопросы: 1.Профессиональное здоровье – понятие, содержание
2.Валеологическая культура педагога
3. Валеологическая деятельность педагога.
Основное содержание:
Актуализация личностных ресурсов учителя, необходимых для эффективного учебно-воспитательного процесса, деятельности в сфере «человек — человек». Под профессиональным здоровьем понимается интегральная характеристика функционального состояния человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его - способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность (А. А. Реан, 2000). Помимо фактора профессиональной пригодности, в это понятие включается психическое здоровье, выражающееся в характерных психических процессах, состояниях и индивидуальных свойствах.
Под
профессиональным здоровьем педагога
понимается способность организма
сохранять и активизировать защитные
и регуляторные механизмы, обеспечивающие
работоспособность, эффективность
и развитие личности педагога во всех
условиях протекания его профессиональной
деятельности. Поддержание профессионального
и психического здоровья педагога —
это сложный интегративный
Явление «выгорания» проявляется в ряде симптомов, которые образуют синдром «профессионального выгорания». «Профессиональное выгорание» — это не потеря творческого потенциала» не реакция на скуку, а скорее эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением (К. Маслач, 1978).
Существуют физические и психологические (поведенческие) симптомы «выгорания». К физическим симптомам относятся усталость, частые головные боли, бессонница и т. д. К психологическим симптомам относятся снижение энтузиазма, чувства вины, разочарования, обиды, раздражительность, ригидность, неспособность принимать решения, растущее избегание и т. д.
Выделяют уровни (1-й — недолгие и случайные симптомы; 2-й — симптомы носят затяжной характер; 3-й — хронические симптомы) и стадии (1-я — эмоциональное и физическое истощение;
2-я
— отрицательное, циничное
К
составляющим синдрома «выгорания»
относятся эмоциональная
Факторы, вызывающие процесс «выгорания», можно сгруппировать в два блока: индивидуальные и организационные. К индивидуальным относят социально-демографические характеристики (возраст, пол, стаж, семейное положение, уровень образования), а также личностные особенности (выносливость, индивидуальные стратегии сопротивления, локус контроля, самооценка). В группу организационных факторов включены условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
Последствиями
процесса «выгорания» являются крайне
низкая эффективность и продуктивность
профессиональной деятельности. снижение
удовлетворенности своим
Валеологическая культура педагога
Судьба каждого начинания в системе образования в первую очередь зависит от педагога, уровнего готовности к определенной работе, сформированности его личной концепции, личностных профессиональных качеств, степени адаптации к обучающей системе. К педагогу, который призван решать важные и сложные задачи валеологического образования, предъявляются, естественно, весьма высокие требования. Он должен четко представлять себе цель и смысл валеологически ориентированного учебного процесса (созидание и самосозидание), относиться к другому человеку как к цели своей деятельности, иметь сформированное валеологическое сознание.
Необходимость формирования нового педагогического мышления— насущная задача времени, связанная с проблемой выбора педагога, обладающего особой педагогической интуицией, общей и валеологической культурой.
Валеологическая культура педагога предполагает наличие трех структурообразующих компонентов готовности к валеологически ориентированной педагогической деятельности или трех блоков профессиограммы — мотивационного, когнитивного и операционного.
Мотивационный компонент готовности, или этико-педагогический блок профессиограммы, следует понимать как присутствие интереса к валеологической деятельности в обучающих системах, как внутренне присущее педагогу стремление к постижению соответствующих знаний и умений не только «для личного пользования», но и для передачи этих знаний и умений своим ученикам.
Когнитивный компонент, или гностический блок профессиограммы предполагает наличие знаний в области валеологии и педагогической валеологии и условно подразделяется на пять блоков знаний — общеметодологические, валеологические, валеолого-методические, а также знание основ педагогической валеологии.
Операционный компонент, или технологический блок, понимается как комплекс применяемых учителем на практике педагогико-валеологических умений, направленных на осуществление валеологической работы со школьниками, его организаторские и исследовательские способности, аналитические умения, диагностические, корректирующие, прогностические и прочие.
Опираясь
на перечисленные знания и умения,
педагог-валеолог осуществляет учебно-воспитательную
валеологическую работу, реализуя при
этом целый ряд наиважнейших функций
— просветительскую, развивающую, воспитательную,
организаторскую. В процессе их осуществления
проявляется и четвертый
—диагностической (комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей — функциональные состояния и отклонения, определение сенсорного утомления и переутомления и т. п.);
—
профилактической (система мер по
предупреждению заболеваний, функциональных
нарушений и вредных привычек
через психогигиену психопрофилактику
учебно-воспитательного
— коррекционной (меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы, т. е. индивидуальные формы взаимодействия с ребенком, позволяющие учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр.);
— консультативной (оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях одновременно по нескольким направлениям — с учащимися, родителями, учителями).
Согласно новым требованиям, предъявляемым самой жизнью, учитель должен быть валеологически образован, обязан владеть всем объемом информации о содержании валеологического воспитания и образования, о его формах, путях, способах и методах формирования новой личности, желающей и умеющей жить по законам мироздания. т. е. в гармонии с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром. Кроме того, на каждом конкретном этапе и применительно к каждой возрастной группе, каждому ребенку педагог должен уметь практически применять свои знания, т.е. владеть методологией, умениями и навыками валеологической работы, пользуясь ими творчески и избирательно.
Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Вопросы для контроля теоретических знаний студентов:
1.Профессиональное здоровье – понятие, содержание
2.Валеологическая культура педагога
3.Валеологическая деятельность педагога.
Рекомендуемая литература:
1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007.
2.Аршавский
И.А. Физиологические
3.Байярд
Р.Т.,Байярд Д. Ваш
4.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003.
5.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006.
6.Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. - М., 2005.
Тема №6
Здоровый образ жизни как основа воспитания валеологической культуры
Форма занятия: обзорная лекция
Основные понятия: образ жизни, здоровый образ жизни.
Цель лекции: ознакомить студентов с понятиями «образ жизни», «здоровый образ жизни». Показать большое значение в сохранении и укреплении здоровья воспитание потребности в ведении здорового образа жизни и развитии положительной мотивации здорового образа жизни
Вопросы: Понятие образ жизни, факторы образа жизни. Определение понятия здоровый образ жизни. Факторы здорового образа жизни. Воспитание потребности ведения здорового образа жизни. Мотивация здорового образа жизни.
Основное содержание лекции:
В современной науке «образ жизни» рассматривается как отражение социально-типического уровня личного существования, характеризуя его как социальное превращение индивидуального свойства, характеристики его личного бытия
Образ жизни обусловливается, в первую очередь, социально-экономическими условиями, и в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.
Образ жизни включает в себя четыре понятия – уклад жизни, уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уклад жизни – это социально-экономическое понятие. Качество жизни – это социологическое понятие. Стиль жизни – это социально-психологическое понятие. Уровень жизни – это экономическое понятие.
Образ жизни включает в себя также основную деятельность человека (трудовая, социальная, психоинтеллектуальная, деятельная активность, общение, бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения).
Таким
образом, образ жизни человека является
отражением суммы его знаний умений
и навыков, мировоззрения, культуры
и т. д. – всего того, что в
конечном итоге и формирует
Рассмотренные
понятия «здоровье» (см. тему №2), образ
жизни являются базисом для определения
понятия «здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни является одной из форм образа жизни и выступает условием полноценной реализации иных проявлений образа жизни и саморегуляции личности в целом.
Попов
С.В., делая акцент на взаимосвязи
личного и общественного
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения