Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Рекомендуемая литература:

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер  Д.А. Возрастная физиология: физиология  развития ребенка. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы  анатомии, физиологии и гигиены  детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

 

 

 

 

 

Тема №5

Профессиональное  здоровье педагога

Форма занятия: лекция

Основные  понятия: профессиональное здоровье, валеологическая культура педагога, валеологическая деятельность.

Цель: познакомить студентов с понятиями профессиональное здоровье, валеологическая культура педагога и важностью ее формирования.

Вопросы: 1.Профессиональное здоровье – понятие, содержание

                  2.Валеологическая культура педагога

                  3. Валеологическая деятельность педагога.

Основное  содержание:

Актуализация  личностных ресурсов учителя, необходимых  для эффективного учебно-воспитательного  процесса, деятельности в сфере «человек — человек». Под профессиональным здоровьем понимается интегральная характеристика функционального состояния человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его - способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность (А. А. Реан, 2000). Помимо фактора профессиональной пригодности, в это понятие включается психическое здоровье, выражающееся в характерных психических процессах, состояниях и индивидуальных свойствах.

Под профессиональным здоровьем педагога понимается способность организма  сохранять и активизировать защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность  и развитие личности педагога во всех условиях протекания его профессиональной деятельности. Поддержание профессионального  и психического здоровья педагога —  это сложный интегративный процесс, в который включаются, с одной  стороны, профессиональное развитие и  коррекция педагогической направленности, профессионального самосознания, а  с другой — развитие творческого потенциала, коррекция коммуникативной и конфликтной компетентности, эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости.

Явление «выгорания» проявляется в ряде симптомов, которые образуют синдром  «профессионального выгорания». «Профессиональное  выгорание» — это не потеря творческого  потенциала» не реакция на скуку, а скорее эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением (К. Маслач, 1978).

Существуют  физические и психологические (поведенческие) симптомы «выгорания». К физическим симптомам относятся усталость, частые головные боли, бессонница и  т. д. К психологическим симптомам  относятся снижение энтузиазма, чувства  вины, разочарования, обиды, раздражительность, ригидность, неспособность принимать  решения, растущее избегание и т. д.

Выделяют  уровни (1-й — недолгие и случайные  симптомы; 2-й — симптомы носят  затяжной характер; 3-й — хронические  симптомы) и стадии (1-я — эмоциональное  и физическое истощение;

2-я  — отрицательное, циничное отношение  к людям; 3-я — полное «выгорание»,  отвращение ко всему) «выгорания».

К составляющим синдрома «выгорания»  относятся эмоциональная истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой), деперсонализация (циничное отношение  к труду и объектам своего труда), редукция профессиональных достижений (возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере).

Факторы, вызывающие процесс «выгорания», можно  сгруппировать в два блока: индивидуальные и организационные. К индивидуальным относят социально-демографические характеристики (возраст, пол, стаж, семейное положение, уровень образования), а также личностные особенности (выносливость, индивидуальные стратегии сопротивления, локус контроля, самооценка). В группу организационных факторов включены условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.

Последствиями процесса «выгорания» являются крайне низкая эффективность и продуктивность профессиональной деятельности. снижение удовлетворенности своим трудом, формирование негативного отношения  к труду (текучесть кадров, нарушение  трудовой дисциплины), значительное ухудшение здоровья педагога. Для профилактики профессионального «выгорания» подходят психокоррекционные программы по развитию навыков стрессоустойчивости, эмоциональной устойчивости, коммуникативной и конфликтной компетентности, разработанные для сохранения психического и профессионального здоровья педагога.

Валеологическая культура педагога

Судьба  каждого начинания в системе  образования в первую очередь  зависит от педагога, уровнего готовности к определенной работе, сформированности его личной концепции, личностных профессиональных качеств, степени адаптации к  обучающей системе. К педагогу, который  призван решать важные и сложные  задачи валеологического образования, предъявляются, естественно, весьма высокие  требования. Он должен четко представлять себе цель и смысл валеологически ориентированного учебного процесса (созидание  и самосозидание), относиться к другому  человеку как к цели своей деятельности, иметь сформированное валеологическое  сознание.

Необходимость формирования нового педагогического  мышления— насущная задача времени, связанная с проблемой выбора педагога, обладающего особой педагогической интуицией, общей и валеологической  культурой.

Валеологическая культура педагога предполагает наличие трех структурообразующих компонентов готовности к валеологически ориентированной педагогической деятельности или трех блоков профессиограммы — мотивационного, когнитивного и операционного.

Мотивационный компонент готовности, или этико-педагогический блок профессиограммы, следует понимать как присутствие интереса к валеологической деятельности в обучающих системах, как внутренне присущее педагогу стремление к постижению соответствующих знаний и умений не только «для личного пользования», но и для передачи этих знаний и умений своим ученикам.

Когнитивный компонент, или гностический блок профессиограммы предполагает наличие знаний в области валеологии и педагогической валеологии и условно подразделяется на пять блоков знаний — общеметодологические, валеологические, валеолого-методические, а также знание основ педагогической валеологии.

Операционный  компонент, или технологический блок, понимается как комплекс применяемых учителем на практике педагогико-валеологических умений, направленных на осуществление валеологической работы со школьниками, его организаторские и исследовательские способности, аналитические умения, диагностические, корректирующие, прогностические и прочие.

Опираясь  на перечисленные знания и умения, педагог-валеолог осуществляет учебно-воспитательную валеологическую работу, реализуя при  этом целый ряд наиважнейших функций  — просветительскую, развивающую, воспитательную, организаторскую. В процессе их осуществления  проявляется и четвертый компонент  готовности учителя к валеологической  работе или, говоря языком педагогики, так называемый индивидуально-креативный компонент (блок) учительской профессиограммы, которым следует обозначить уровень  готовности педагога как творческой, созидающей личности. На любом из этапов валеологической педагогической деятельности педагог совершает сложнейшую многоплановую  и многоцелевую работу, которая включает осуществление следующих функций:

—диагностической (комплекс мероприятий по выявлению  уровня здоровья детей — функциональные состояния и отклонения, определение  сенсорного утомления и переутомления  и т. п.);

— профилактической (система мер по предупреждению заболеваний, функциональных нарушений и вредных привычек через психогигиену психопрофилактику  учебно-воспитательного процесса, в  т. ч. разработку оптимальных режимов  обучения и воспитания, использование  оздоровительных естественных факторов окружающей среды и специфических  способов оздоровления — акустического  фона, арома-фитотерапии и т. п.);

— коррекционной (меры по устранению или  снижению имеющихся отклонений от нормы, т. е. индивидуальные формы взаимодействия с ребенком, позволяющие учитывать  параметры его физического и  психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости  к воздействию факторов внешней  среды и пр.);

— консультативной (оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях  одновременно по нескольким направлениям — с учащимися, родителями, учителями).

Согласно  новым требованиям, предъявляемым  самой жизнью, учитель должен быть валеологически образован, обязан владеть  всем объемом информации о содержании валеологического воспитания и образования, о его формах, путях, способах и  методах формирования новой личности, желающей и умеющей жить по законам  мироздания. т. е. в гармонии с самим  собой, с другими людьми и с  окружающим миром. Кроме того, на каждом конкретном этапе и применительно  к каждой возрастной группе, каждому ребенку педагог должен уметь практически применять свои знания, т.е. владеть методологией, умениями и навыками валеологической работы, пользуясь ими творчески и избирательно.

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы для  контроля теоретических знаний студентов:

1.Профессиональное  здоровье – понятие, содержание

2.Валеологическая  культура педагога

3.Валеологическая  деятельность педагога.

Рекомендуемая литература:

1.Амосов  Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007.

2.Аршавский  И.А. Физиологические механизмы  и закономерности индивидуального  развития. М., 2002.

3.Байярд  Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный  ребенок. - М. Просвещение, 2001.

4.Белов  В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003.

5.Брехман  И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006.

6.Зайцев  Г.К. Здоровье школьников и  учителей. - М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  №6


Здоровый  образ жизни как основа воспитания валеологической культуры

Форма занятия:  обзорная лекция

Основные  понятия: образ жизни, здоровый образ жизни.

Цель  лекции: ознакомить студентов с понятиями «образ жизни», «здоровый образ жизни». Показать большое значение в сохранении и укреплении здоровья воспитание потребности в ведении здорового образа жизни и развитии положительной мотивации здорового образа жизни

Вопросы: Понятие образ жизни, факторы образа жизни. Определение понятия здоровый образ жизни. Факторы здорового образа жизни. Воспитание потребности ведения здорового образа жизни. Мотивация здорового образа жизни.

Основное  содержание лекции:

В современной науке «образ жизни» рассматривается как отражение  социально-типического уровня личного  существования, характеризуя его как  социальное превращение индивидуального  свойства, характеристики его личного  бытия 

Образ жизни обусловливается, в первую очередь, социально-экономическими условиями, и в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.

Образ жизни включает в себя четыре понятия – уклад жизни, уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уклад жизни – это социально-экономическое понятие. Качество жизни – это социологическое понятие. Стиль жизни – это социально-психологическое понятие. Уровень жизни – это экономическое понятие.

Образ жизни включает в себя также основную деятельность человека (трудовая, социальная, психоинтеллектуальная, деятельная активность, общение, бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности  работы, отдыха и общения).

Таким образом, образ жизни человека является отражением суммы его знаний умений и навыков, мировоззрения, культуры и т. д. – всего того, что в  конечном итоге и формирует валеологическую  культуру личности.

Рассмотренные понятия «здоровье» (см. тему №2), образ  жизни являются базисом для определения  понятия «здоровый образ жизни».

Здоровый  образ жизни является одной из форм образа жизни и выступает условием полноценной реализации иных проявлений образа жизни и саморегуляции личности в целом.

Попов С.В., делая акцент на взаимосвязи  личного и общественного здоровья определяет здоровый образ жизни как все то, «что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья [13].

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения