Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Онтогенез - (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни
Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков
Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.
Пренатальный этап - начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка
Постнатальный этап - это развитие от момента рождения до смерти человека.
Гиперплазия – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул
Хронологический возраст – это количество прожитых лет от рождения до момента обследования.
Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма
Акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых.
Адаптация – приспособление организмов к условиям окружающей среды, обеспечивающее им выживание. Адаптация характерна как для целого организма, так и для отдельных его органов и физиологических систем. Например, адаптация ребёнка к условиям школы.
Акселерация – ускорение морфофизиологического развития детского организма или его отдельных физиологических и функциональных систем.
Анализатор - нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Включает рецепторную часть, проводящие пути и ядро анализатора в коре головного мозга
Антропометрические показатели развития ребёнка – соматометрические признаки, физиометрические и соматоскопические. В настоящее время разработаны усреднённые таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здорового ребёнка.
Безусловный рефлекс - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма
Биоритмы – периодичность процессов в живой природе. Различают суточные, недельные, месячные, сезонные, годовые и многолетние ритмы физиологических процессов в живых организмах, связанные с периодичностью метеорологических и гелеогеографических процессов.
Вегетативная нервная система – отделы нервной системы, регулирующие работу внутренних органов в организме человека.
Внимание – психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью и основанный на деятельности головного мозга.
Возбуждение - свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Основная функция нервной системы, направленная на реализацию того или иного способа активации организма
Вторичные половые признаки – морфологические особенности строения тела мужчин и женщин, особенности волосяного покрова и голоса, развитие у женщин грудных желез, половое влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.
Высшая нервная деятельность - условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, то есть поведение
Генерализация условного рефлекса - феномен, возникающий на начальных этапах выработки условного рефлекса, когда требуемая реакция вызывается не только подкрепляемым стимулом, но и другими, более или менее близкими к нему
Гетерохронность развития – неравномерность и не одновременность роста и развития органов и физиологических систем детского организма.
Прежде всего развиваются те органы и системы, функционирование которых наиболее необходимо для жизни организма на данном этапе.
Деятельность - динамическая система активного взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности выпуклостью вперёд
Мышление – опосредованное и обобщённое познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях
Навыки – действия человека, автоматизированные в результате многократного повторения. Навыки вырабатываются у детей в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности
Натуральные условные рефлексы - условные рефлексы, которые образуются на раздражители, являющиеся естественными, обязательно сопутствующими признаками, свойствами безусловного стимула, на базе которого они вырабатываются
Неврозы – функциональные расстройства высшей нервной деятельности, обусловленные нарушением физиологических процессов деятельности мозга без морфологических изменений. Неврозы связаны с сильным психическим потрясением и в случае школьной практики могут быть обусловлены неадекватными педагогическими воздействиями
Обучаемость – восприимчивость к обучению, характеризующая учебные способности детей и подростков. В физиологии – интегративный показатель деятельности организма ребёнка как функциональной системы, отражающий скорость сбора информации, скорость её обработки и способы реализации при достижении полезного для существования системы результата.
Осанка – привычное положение тела ребёнка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни. Нарушение осанки ребёнка происходит при несоблюдении гигиенических норм обучения и воспитания, а также в результате некоторых заболеваний. При правильной осанке голова и туловище занимают прямое положение, плечи немного опущены и слегка отведены назад, грудь выставлена вперёд, а живот несколько подтянут. Сохранению нормальной осанки способствует правильный режим обучения в школе и жизни в семье
Память - это способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки
Педагогика – наука об обучении и воспитании детей и подростков
Развитие ребёнка – качественные изменения детского организма, сопровождающиеся усложнением его организации и функциональной деятельности
Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма
Рахит – заболевание, встречающееся у детей до 2-3 лет и характеризующееся расстройством фосфорно-кальциевого обмена. Основной причиной рахита является гиповитаминоз D, возникающий в результате недостаточного поступления витамина с пищей и нарушения естественного образования его в организме под влиянием ультрафиолетовой радиации солнца. Возникновению рахита способствует неправильный режим дня ребёнка, искусственное вскармливание
Речь – процесс общения людей посредством сложившегося в общественном развитии языка. Речь – одна из ведущих качественных особенностей человека.
Рост – увеличение длины, объёма и массы тела, связанное с увеличением число клеток и количества составляющих их органических молекул, т.е. количественные изменения в организме
Сколиоз – образование изгиба позвоночника в сторону вследствие нарушения гигиены обучения и правил личной гигиены. Существенную роль в этом заболевании играет также общая мышечная слабость и рахит
Сознание – основная психологическая категория. Высшая форма отражения действительности, присущая только человеку и неразрывно связанная с языком, посредством которого она осуществляется
Темперамент – совокупность индивидуально-психических особенностей человека, характеризующаяся главным образом быстротой возникновения чувств и их силой, скоростью движений человека. Физиологическую основу темперамента составляют типы высшей нервной деятельности. Знание психофизиологических основ темперамента необходимо педагогу для организации дифференцированного обучения и воспитания детей и подростков
Теоретический материал
Тема №1
Валеология – наука о здоровье. Валеологическая культура как компонент общечеловеческой культуры
Форма занятия: обзорная лекция
Основные понятия: валеология, валеологическая культура, педагогическая валеология
Цель лекции: Ознакомление студентов с предметом исследования и методами науки валеологии, пед валеологии, понятием - валеологическая культура и ее компонентами.
Вопросы: Истоки и история появления валеологии. Валеология – наука о здоровье: цель, задачи, объект, предмет исследования, методологические основы, методы. Понятие - валеологическая культура и ее компоненты
Основное содержание лекции:
Изменение условий жизни человека, развитие современных технологий, ускорение темпов социальных, экологических, климатических изменений предъявляет высокие требования к состоянию здоровья человека.
В
настоящее время происходит снижение
резервов организма человека, нарушение
механизмов регуляции и саморегуляции,
рождение ослабленного потомства, возникновение
хронических неинфекционных заболеваний
(атеросклероз, цирроз печени, гастрит,
лёгочные заболевания, заболевания
почек, нарушение обмена веществ). Увеличивающиеся
возможности клинической
Проблема индивидуального здоровья интересовала человечество во все времена. Ещё Авиценна, Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие «третье состояние» - переходного между здоровьем и болезнью. Работы И. П. Павлова, И.М. Сеченова, С.П. Боткина, И.И. Мечникова, И.А. Аршавского, Н.М. Амосова в разной степени освещали проблемы сохранения и укрепления здоровья людей.
В 60-х годах XX столетия санология (С.М. Павленко, С.Ф. Олейник) как учение о противодействии организма болезни пыталась объяснить сложные механизмы здоровья. Но представители этого направления акцент делали на функционирование этих механизмов в момент появления опасности – болезни.
В центре внимания гигиенической науки больше оказывались не человек и его здоровье, а условия существования, влияние факторов окружающей среды, так называемый физиологический метод исследования.
Человек – является предметом исследования многих наук. Более 800 наук занимаются изучением человека. Это, прежде всего, естественные науки (анатомия, физиология, антропология, медицина и т.д.) и общественные науки (философия, социология, психология и т.д.). Проблемой здоровья человека долгое время считалось, что занималась медицина, хотя правильнее определить предмет исследования медицинской науки – это болезни человека.
Большое
значение для познания резервных
мощностей человеческого
Все
эти факторы явились
Валеологию определяют как науку о принципах и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека в онтогенезе.
Основная цель валеологии заключается, согласно концепции Л.Тель, в «здоровии природы, из чего уже вытекает здоровье общества и здоровье каждого отдельного человека».
Задачи валеологии:
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения