Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Онтогенез - (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни

Рост  – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков

Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.

Пренатальный  этап - начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка

Постнатальный этап - это развитие от момента рождения до смерти человека.

Гиперплазия – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул

Хронологический возраст – это количество прожитых лет от рождения до момента обследования.

Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма

Акселерацией  понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых.

Адаптация – приспособление организмов к условиям окружающей среды, обеспечивающее им выживание. Адаптация характерна как для целого организма, так и для отдельных его органов и физиологических систем. Например, адаптация ребёнка к условиям школы.

Акселерация – ускорение морфофизиологического развития детского организма или его отдельных физиологических и функциональных систем.

Анализатор - нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Включает  рецепторную часть, проводящие пути и ядро анализатора в коре головного мозга

Антропометрические  показатели развития ребёнка – соматометрические признаки, физиометрические и соматоскопические. В настоящее время разработаны усреднённые таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здорового ребёнка.

Безусловный рефлекс - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма

Биоритмы  – периодичность процессов в живой природе. Различают суточные, недельные, месячные, сезонные, годовые и многолетние ритмы физиологических процессов в живых организмах, связанные с периодичностью метеорологических и гелеогеографических процессов.

Вегетативная  нервная система – отделы нервной системы, регулирующие работу внутренних органов в организме человека.

Внимание – психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью и основанный на деятельности головного мозга.

Возбуждение - свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Основная функция нервной системы, направленная на реализацию того или иного способа активации организма

Вторичные половые признаки – морфологические особенности строения тела мужчин и женщин, особенности волосяного покрова и голоса, развитие у женщин грудных желез, половое влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.

Высшая  нервная деятельность - условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, то есть поведение

Генерализация условного рефлекса - феномен, возникающий на начальных этапах выработки условного рефлекса, когда требуемая реакция вызывается не только подкрепляемым стимулом, но и другими, более или менее близкими к нему

Гетерохронность развития – неравномерность и не одновременность роста и развития органов и физиологических систем детского организма.

Прежде  всего развиваются те органы и  системы, функционирование которых наиболее необходимо для жизни организма на данном этапе.

Деятельность - динамическая система активного взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности выпуклостью вперёд

Мышление – опосредованное и обобщённое познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях

Навыки – действия человека, автоматизированные в результате многократного повторения. Навыки вырабатываются у детей в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности

Натуральные условные рефлексы - условные рефлексы, которые образуются на раздражители, являющиеся естественными, обязательно сопутствующими признаками, свойствами безусловного стимула, на базе которого они вырабатываются

Неврозы – функциональные расстройства высшей нервной деятельности, обусловленные нарушением физиологических процессов деятельности мозга без морфологических изменений. Неврозы связаны с сильным психическим потрясением и в случае школьной практики могут быть обусловлены неадекватными педагогическими воздействиями

Обучаемость – восприимчивость к обучению, характеризующая учебные способности детей и подростков. В физиологии – интегративный показатель деятельности организма ребёнка как функциональной системы, отражающий скорость сбора информации, скорость её обработки и способы реализации при достижении полезного для существования системы результата.

Осанка – привычное положение тела ребёнка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни. Нарушение осанки ребёнка происходит при несоблюдении гигиенических норм обучения и воспитания, а также в результате некоторых заболеваний. При правильной осанке голова и туловище занимают прямое положение, плечи немного опущены и слегка отведены назад, грудь выставлена вперёд, а живот несколько подтянут. Сохранению нормальной осанки способствует правильный режим обучения в школе и жизни в семье

Память - это способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки

Педагогика  – наука об обучении и воспитании детей и подростков

Развитие  ребёнка – качественные изменения детского организма, сопровождающиеся усложнением его организации и функциональной деятельности

Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма

Рахит – заболевание, встречающееся у детей до 2-3 лет и характеризующееся расстройством фосфорно-кальциевого обмена. Основной причиной рахита является гиповитаминоз D, возникающий в результате недостаточного поступления витамина с пищей и нарушения естественного образования его в организме под влиянием ультрафиолетовой радиации солнца. Возникновению рахита способствует неправильный режим дня ребёнка, искусственное вскармливание

Речь  – процесс общения людей посредством сложившегося в общественном развитии языка. Речь – одна из ведущих качественных особенностей человека.

Рост – увеличение длины, объёма и массы тела, связанное с увеличением число клеток и количества составляющих их органических молекул, т.е. количественные изменения в организме

Сколиоз – образование изгиба позвоночника в сторону вследствие нарушения гигиены обучения и правил личной гигиены. Существенную роль в этом заболевании играет также общая мышечная слабость и рахит

Сознание  – основная психологическая категория. Высшая форма отражения действительности, присущая только человеку и неразрывно связанная с языком, посредством которого она осуществляется

Темперамент – совокупность индивидуально-психических особенностей человека, характеризующаяся главным образом быстротой возникновения чувств и их силой, скоростью движений человека. Физиологическую основу темперамента составляют типы высшей нервной деятельности. Знание психофизиологических основ темперамента необходимо педагогу для организации дифференцированного обучения и воспитания детей и подростков

   

 

Теоретический материал

Тема №1

Валеология  – наука о здоровье. Валеологическая культура как компонент общечеловеческой культуры

Форма занятия:  обзорная лекция

Основные  понятия: валеология, валеологическая культура, педагогическая валеология

Цель лекции: Ознакомление студентов с предметом исследования и методами науки валеологии, пед валеологии, понятием - валеологическая культура и ее компонентами.

Вопросы: Истоки и история появления валеологии. Валеология – наука о здоровье: цель, задачи, объект, предмет исследования, методологические основы, методы. Понятие - валеологическая культура и ее компоненты

Основное  содержание лекции:

Изменение условий жизни человека, развитие современных технологий, ускорение  темпов социальных, экологических, климатических  изменений предъявляет высокие  требования к состоянию здоровья человека.

В настоящее время происходит снижение резервов организма человека, нарушение  механизмов регуляции и саморегуляции, рождение ослабленного потомства, возникновение  хронических неинфекционных заболеваний (атеросклероз, цирроз печени, гастрит, лёгочные заболевания, заболевания  почек, нарушение обмена веществ). Увеличивающиеся  возможности клинической медицины не приводит к радикальным изменениям в здоровье человека. Тем более  что достижение медицины  не доступны вследствие их дороговизны для большинства  людей, а появившаяся в последние  годы  «лекарственная эпидемия»  вызывает серьезные опасения у современных  ученых. Становится все более очевидным, что для достижения здоровья населения  большее предпочтение следует уделять  охране здоровья практически здорового  человека. Появившаяся на свет в 80-х  годах  XX века наука валеология  призвана решать проблемы изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья человека.

Проблема  индивидуального здоровья  интересовала человечество во все времена. Ещё  Авиценна, Гиппократ выделили несколько  градаций здоровья. Гален сформулировал  понятие «третье состояние» - переходного  между здоровьем и болезнью. Работы  И. П. Павлова, И.М. Сеченова, С.П. Боткина, И.И. Мечникова, И.А. Аршавского, Н.М. Амосова  в разной степени освещали проблемы сохранения и укрепления здоровья людей.

В 60-х годах XX столетия санология  (С.М. Павленко, С.Ф. Олейник) как учение о противодействии организма болезни пыталась объяснить сложные механизмы здоровья. Но  представители этого направления акцент делали на функционирование этих механизмов в момент появления опасности – болезни.

В центре внимания гигиенической науки  больше оказывались не человек и  его здоровье, а условия существования, влияние факторов окружающей среды, так называемый физиологический  метод исследования.

Человек – является предметом исследования многих наук.  Более 800 наук занимаются изучением человека. Это, прежде всего, естественные науки (анатомия, физиология, антропология, медицина и т.д.) и общественные науки (философия, социология, психология и т.д.).  Проблемой здоровья человека долгое время считалось, что  занималась медицина, хотя правильнее  определить предмет исследования медицинской  науки – это болезни человека.

Большое значение для познания резервных  мощностей человеческого организма  имеют работы учёных (Л.Г. Апанасенко, Р.М. Баевский, 70-е г. XX в.), занимавшиеся медицинским обеспечением лиц, работающих в экстремальных условиях (водолазы, космонавты). Работы НИИ медицинских проблем физической культуры Министерства здравоохранения Украины сформировали учение о физическом состоянии человека.

Все эти факторы явились основополагающими  для появления науки о здоровье – валеологии (от лат. valeo - здравствовать). Термин «валеология» появился сравнительно недавно. В 1980 году И.И.Брехман в книге «Человек и биологически активные вещества» предложил науку о здоровье называть валеология (от лат valeo – «здравствовать», «быть здоровым»). Валеология, по мнению И.И.Брехмана, должна быть интегральной, рожденная на стыке многих традиционных наук и современных научных знаний и синтезирующая их достижения на уровне человека. Возникновение валеологии В.П. Казначеев обозначил как прорыв российского интеллекта в науках о здоровье. Медицина – это наука о болезнях, о том, как лечить болезни, а науки о здоровье до последнего времени, как ни парадоксально, не было. Даже слово «валеология» в словарях 80-х гг. отсутствует. Между тем, сложившаяся в 90-е годы ситуация определяется как демографическая катастрофа .

Валеологию определяют как науку о принципах и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека в онтогенезе.

Основная цель валеологии заключается, согласно концепции Л.Тель, в «здоровии природы, из чего уже вытекает здоровье общества и здоровье каждого отдельного человека».

Задачи  валеологии:

  • разработка теории и методологии здоровья;
  • использование постоянно протекающих в организме физиологических процессов для нормальной жизнедеятельности в случае болезни;
  • разработка методик количественной оценки здоровья и индефикация на этой основе пограничных между здоровьем и болезнью состояний;
  • усовершенствование методов применения «лекарств для здоровых» и гармонизации здорового организма, организма лиц с неполным здоровьем, имеющих различные факторы «риска» возникновением болезней.

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения