Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

В иерархии эти компоненты располагаются  от духовного к физическому, ибо  только через понимание ценности здоровья, необходимости жить в гармонии с собой и окружающим миром  рождается у человека потребность  действовать так, чтобы сохранять  и укреплять свое здоровье. Лозунг «В здоровом теле – здоровый дух», постулировавший  долгие годы отношение нашего общества к здоровью, есть лишь неточный перевод  лишенного контекста высказывания Ювенала «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano», т.е. «Надо молиться (стремиться), чтобы  в здоровом теле был здоровый дух».

2.Факторы,  влияющие на состояние здоровья  детей и подростков

В более современном понимании  выделяют следующие факторы, влияющие на состояние здоровья человека.

Наследственность дает так называемый «стартовый уровень здоровья». Однако если у родителей есть какие-либо заболевания, которые передаются по наследству, это не значит, что ребенок обязательно заболеет (даже у ВИЧ-положительных матерей могут родиться здоровые дети, что зафиксировано документально). Наследственность отражает лишь степень риска появления тех или иных заболеваний. Однако разумные профилактические меры (укрепление иммунитета, рациональное питание, психологический комфорт и т.п.) способны предотвратить развитие заболевания.

Состояние окружающей среды также способно влиять на здоровье человека. Так, в крупных городах, где повышена загрязненность воздуха от транспорта, предприятий, где качество питьевой воды оставляет желать лучшего, где человек ежедневно подвергается агрессивным воздействиям: гомогенные (однообразные, «неинтересные») формы архитектуры, недружелюбные цвета в интерьере и экстерьере, повышенный шумовой фон и т.д. – здоровье требует особого внимания, необходимо компенсировать все эти негативные условия, и человеку требуется больше усилий, чтобы адаптироваться к ним.

Социально-экономические факторы также определяют уровень здоровья. Чем выше социальное положение, тем более материально обеспеченным является человек, тем богаче его рацион питания и качество продуктов, тем больше у него возможностей для полноценного отдыха, тем больше возможностей у него получать качественное лечение и профилактику. Однако эта зависимость правомерна только тогда, когда человек понимает необходимость следить за своим здоровьем. И такое отношение к здоровью более свойственно для образованного человека. Отдельный вопрос – это национальные и семейные традиции в вопросах здоровья. Как можно заметить, в последнее десятилетия существует мода на здоровье (значительную роль в этом сыграли грамотные PR-мероприятия в этой области, инициатором которых стало государство, городские и муниципальные власти), что влечет за собой повышения уровня здоровья населения.

Состояние здравоохранения, естественно, оказывает влияние на уровень здоровья населения. Заслуживают высокой оценки различные социальные программы в области профилактики здоровья, направленные на повышение качества жизни и социальную адаптацию инвалидов, пенсионеров, оздоровление семьи. В последние десятилетия высокие результаты достигнуты в таких областях здравоохранения, как диагностика, хирургия и др.

Здоровый  образ жизни, как мы выяснили, - один из ключевых факторов, благодаря которым определяется здоровье человека. Компонентами здорового образа жизни являются:

рациональное питание (разнообразный рацион, правильный питьевой режим, минимизация вредных продуктов, фастфуда, культура приготовления и приема пищи и т.д.),

достаточная двигательная активность (занятия спортом, пешие прогулки, активный отдых, гимнастика для утреннего пробуждения и в течение дня для профилактики гиподинамии и проч.),

закаливание (обливания и обтирания холодной водой, проветривание помещения, воздушные и солнечные ванны, хождение босиком по траве или дома и др.),

соблюдение  режима (учет суточных и недельных биоритмов, достаточный и правильный сон, фиксированное время приема пищи, своевременная релаксация и т.д.),

соблюдение правил личной гигиены (в расшифровке не нуждается),

отказ от вредных привычек (традиционно порицаемые обществом – табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, а также иные вредные для здоровья вещи, например, телевизор или книга во время еды, злоупотребление сладким и т.п.).

Здоровый образ жизни – это активная форма поведения, обеспечивающая сохранение здоровья и повышение адаптационных возможностей организма. Это особая жизненная идеология. Следовательно, родители и педагоги, заинтересованные в сохранении и укреплении здоровья детей, должны помочь им правильно организовать их жизнь, чтобы свести к минимуму деструктивные (неблагоприятные) воздействия (например, среды, техногенных факторов и т.д.).

В последнее время стали выделять также педагогические факторы, влияющие на здоровье ребенка:

это стили педагогического взаимодействия родителя (педагога) с ребенком,

качество  организации образовательного процесса (здесь имеются в виду не только школьные уроки, но и любые занятия, так сказать, «обучающе-воспитательно-развивающая» деятельность родителя или педагога с ребенком любого возраста),

соответствие выбираемых педагогических методик возрастным психофизиологическим особенностям ребенка (к вопросу о целесообразности, например, раннего обучения чтению и письму) и т.д.

Всему этому ранее уделялось недостаточно внимания, чему свидетельствуют удручающие цифры: по данным Института возрастной физиологии РАО, поступают в школу  здоровыми всего 20% детей, а на выпуске  практически здоровых детей только 7-10%. Однако не следует, как говорится, вешать все грехи на педагогическое воздействие. Такие цифры, как не парадоксально, отчасти объясняются  улучшением здравоохранения (в частности, современная диагностика способна выявить на ранних стадиях заболевания, которые ранее никак не определялись до наступления критических проявлений), а также объективной картиной возрастного развития ребенка.

Итак, здоровье – это то, без чего жизнь  не в радость, то, что можно легко  потерять, если относиться к нему бездумно. Много ли мы знаем о себе и своих  детях? Можем ли мы доказать им свою любовь, научив жизненно важным вещам, одна из которых – беречь свое здоровье? Вопрос отнюдь не риторический, и ответ  на него есть.

3.Как сохранить  здоровье детей

Задумываясь о будущем детей, мы понимаем: какого бы счастья мы не желали для наших  детей, какими бы эрудированными, умными, музыкальными  не воспитывали, всё  это потеряет смысл, если наши дети не будут здоровы.

В обиходе мы как-то незаметно подменили  понятие "здоровье". Вспомните, когда  мы читаем статьи, слушаем доклады  о здоровье, мы чаще всего слышим цифры, отражающие уровень общей  заболеваемости, заболеваемости по отдельным  группам болезней. Подумайте, что  в Вашем пониманни здоровье? Это  не набор болезней или их отсутствие. Это такое состояние организма, которое позволило бы ему относительно долго функционировать в оптимальном  режиме. Научные изыскания в этом вопросе привели педагогов, врачей к созданию "Паспорта здоровья". Он позволяет объективно оценить  состояние физиологических систем организма с учетом возрастных особенностей.

Паспорт уровня здоровья позволяет перевести  аморфный показатель "состояние  здоровья" в более конкретный - "уровень здоровья". Уровень  здоровья рассчитывается в баллах. Баллы вычисляются как среднее  значение результатов оценки состояния  функциональных систем (соотношение  морфологических и функциональных проб). При этом полученные данные соотносятся  со средними величинами развития, спецефичными для данного региона и национальных особенностей. У детей с высоким  уровнем здоровья отмечается оптимальный  уровень функционирования жизнеобеспечивающих  состем организма, их максимальные резервы  при длительной социальной дееспособности. Эта система полезна тем, что  даёт информацию о здоровье человека в целом и позволяет выявить  нарушения, которые часто невозможно обнаружить при стандартном наблюдении за физическим состоянием. кроме того, работа с паспортом здоровья школьников представляет самообразовательный  процесс, в ходе которого каждый ученик учится лучше понимать свой организм и его физиологические компоненты.

Огромное  влияние на состояние здоровья оказывают  также школьные перегрузки, взаимоотношения  в семье.

Так что же влияет на состояние здоровья современных школьников? Есть ли различия в реакции на оказывающие на здоровье факторы между мальчиками и девочками? В ходе проведённого исследования, анализа волос подростков, установлено, что в волосах  присутствуют все  тяжелые металлы, характерные для  почв города и городской атмосферы. Установлено, что в волосах мальчиков  никеля, цинка, марганца, ртути и  мышьяка содержится больше, чем в  волосах девочек (половой диморфизм). С возрастом у мальчиков в  большей степени, чем у девочек, наблюдается увеличение концентрации тяжелых металлов в волосах. И  как следствие, у подростков с  повышенным содержанием тяжелых  металлов в волосах наблюдается  дисгармоничное развитие.

Значительную  роль в формировании соматических особенностей организма детей и подростков на всем  протяжении роста играют социально-экономические и демографические факторы, такие, как образование родителей, их профессия, семейный доход, жилищные условия, число детей в семье и др.

Для жителей практически всех стран  мира выявлена следующая закономерность: дети из более обеспеченных семей  более физически развиты, чем  дети из малообеспеченных семей

Отмечается половой диморфизм  в реакции организма ребёнка  на влияние социально-экономических  факторов. При этом девочки оказываются чувствительными к влиянию образовательного уровня родителей, а мальчики – к количеству детей в семье.

Большие размеры тела и более  ранние сроки полового созревания чаще всего наблюдаются у девочек  из семей родителей со средним  специальным образованием; в этих случаях и показатели жироотложения  у них самые высокие. Тогда  как меньшие размеры тела и  более поздний возраст менархе  отмечен у девочек из семей  родителей без образования и  профессиональных навыков.

В семьях, проживающих в благоприятных  жилищных условиях больше процент детей  с ускоренным уровнем физического развития и меньше процент детей с замедленным физическим развитием. Выявлена  связь между низким уровнем физического развития школьников и неудовлетворительными условиями проживания. В семьях, где на одного члена семьи приходится менее 6 м2 жилой площади, наблюдаются явные отклонения в физическом развитии.

Длина тела ребёнка больше в семьях с более высоким культурным уровнем, где работает один отец, меньше членов семьи и лучше жилищные условия.

Существенный вклад в физическое развитие детей и подростков вносит их образ жизни. Такие его составляющие, как питание, курение, употребление алкоголя, двигательная активность и  др. Ярыгина М. В.  считает, что  основной субъективный фактор общественного  здоровья – образ жизни семьи  – является ведущим и составляет 50-55 % всех обусловливающих факторов, и непосредственно влияет на здоровье семьи.

Низкий уровень физического  развития имеет выраженную связь  с неудовлетворительным питанием. Существует мнение, что улучшение питания  способствует акселерации, ухудшение  – вызывает отставание в развитии. Питание не только должно быть достаточно калорийным, оно должно содержать все необходимые вещества и элементы, быть сбалансированным. Сейчас в мире наблюдается следующие тенденции в потреблении продуктов питания. Наряду со стремлением к физиологически оправданному потреблению, обеспечивающему организм необходимым количеством и качеством питания без излишеств, что соответствует требованиям здорового образа жизни, существует стремление производителя сбыть населению товары продовольственной группы, организовать услуги, связанные с питанием, сделать продовольствие обыкновенным товаром и стимулировать его повышенное потребление. Это так называемая коммерческая тенденция. Я думаю, что развитие инфраструктуры объектов быстрого питания вряд ли принесёт подрастающему поколению здоровья.

Наблюдается половой диморфизм в развитии подростков из неполных семей. Девочки, воспитывающиеся папами крупнее своих сверстниц из полных семей, тогда как мальчики, воспитывающиеся мамами отстают в физическом развитии от сверстников.

Итак, вспомните, какими были мы в возрасте 10-13 лет и посмотрите на наших  детей. Они выше, активнее, физически  более развиты, чем мы были в их возрасте. Они уже мыслят по-взрослому, во многом превосходят нас. Что удивительно, это является следствием повышенного  содержания загрязняющих веществ в  окружающей среде. Превышение уровня загрязнения  на 1-2 ПДК вызывают акселерацию развития подростков. А вот превышение ПДК  более чем в 3 раза приводит к явным  нарушениям гармоничности развития, появлению экологически обусловленных  заболеваний. Исследования показывают, что постоянное проживание в условиях экологического неблагополучия оказывает  на физическое развитие детей сложное  и неоднозначное влияние, выражающееся в ускоренном росте длины тела, превосходстве массы тела и в  отставании уровня жизненной ёмкости  легких.

Двигательная активность школьников является естественным фактором стимуляции роста и развития. Занятия спортом в условиях повышенной загрязненности атмосферного воздуха выбросами промышленного производства приводят к высокой заболеваемости детей и подростков острыми респираторными инфекциями по сравнению со сверстницами-спортсменками относительно чистых районов, особенно на первом году тренировочного процесса. Очень большое значение имеет проблема оценки влияния разных уровней двигательной активности на организм школьников. Лишь оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на развитие детей. Причём, неблагоприятное воздействие на организм ребёнка могут оказывать как гиподинамия, так и очень высокий объём и интенсивность спортивных нагрузок, а также занятия спортом в условиях повышенной загрязненности атмосферного воздуха.

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения