Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

4. Способность к маневрам. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу  по своему усмотрению изменять  свою роль в сообществе и  свое местонахождение».

5. Сексуальная реализация. Формулировка: «здоровье дает мне возможность  для сексуальной гармонии».

6. Достижение максимально возможной  комфортности. Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое  и психологическое беспокойство».

Основными элементами здорового образа жизни  являются:

- укрепляющий здоровье жизненный  режим, пропорциональное соотношение  между физической и умственной  нагрузкой;

- физическая культура и закаливание;

- рациональное питание;

- гармонические взаимоотношения  между людьми;

- правильное сексуальное поведение;

-личная  гигиена и ответственное гигиеническое  поведение в сфере труда и  быта;

- негативное отношение к вредным  привычкам.

Здоровый  образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая  как отдельного человека, так и  общество в целом. Если мы вспомним историю эволюции человеческого  общества, то обратим внимание: на тех  исторических этапах, когда ориентация на здоровье представляла абсолютную жизненную ценность, забота о своем  теле составляла неотъемлемую часть  самосовершенствования, например, в  Древней Греции, наблюдался общий  духовный, культурный подъем общества, характерный для общества, состоящего из здоровых людей.

                                                                               Схема №7

Факторы, влияющие на образ жизни

 

Факторы

 

 

образа

 

 

жизни

 

Социально-экономические условия

 Уровень культуры и образования

Семейные традиции

Народные традиции

Культура здорового образа жизни

Психологический аспект

Создание возможности для оптимизации  здорового образа жизни


 

 

 

 

 

 

 

 

Схема №8

Схема удовлетворения потребности

 

Потребность


 

Аппетит                                                                                                   нужда


Гедонистические действия


 

Удовлетворение


 

Эмоциональное                                   +                                     действительное


 

Полное удовлетворение потребности

 

 Схема №9

Здоровый  образ жизни 

Здоровый образ жизни 

 

Общественно-политическая активность

 

Сохранение   и укрепление здоровья

Социально-культурная активность

Физическая активность

Познавательная активность

Медицинская активность



 


 

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Рекомендуемая литература:

1. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030, процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» //Акмолинская правда, - 1997. – 14 окт.

2. Колбанов В.В. Основы валеологии. – СПб.,2008

3. Комплексная программа «Здоровый образ жизни» //САПП – 1999 -  №30-31

3. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.,2007

4. Соковня-Семёнова И.И. основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.,2001

5. Тель Л.З. Валеология человека – философия жизни. Астана, 2001

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

  1. Изучите схемы «Факторы, влияющие на образ жизни» «Здоровый образ жизни» (см. схемы №7, №9) и внесите свои коррективы.
  2. Составьте кластер с ключевыми словами  «Образ жизни».

Задание для  СРС

1. Подготовьте сообщение по теме, пользуясь рекомендуемой литературой.

2.Написать эссе «Мой образ жизни» 3. Дайте письменный анализ «Схемы удовлетворения потребности» (см. схему №8), пользуясь книгой Орлова Ю.М. «Восхождение к индивидуальности».

 

Тема №7

Народная  педагогика о воспитании валеологической  культуры

Основные  понятия: народная педагогика, обычаи, традиции

Цель лекции: познакомить студентов обычаями, традициями народов, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Вопросы: Воспитание силы, ловкости, выносливости как ведущая идея в пословицах, загадках народных песнях, сказках, былинах, эпосах разных народов. Использование природных факторов, игр, традиций, средств искусства, примера-идеала, в воспитании бережного отношения к личному и общественному здоровью. Специфические особенности физического воспитания, разумного питания, обычаев у различных народов.

Основное  содержание лекции:

При обсуждении теоретических вопросов особое внимание уделяется тому, что  в народном понимании здоровье человека – самое драгоценное богатство  и источник всех благ. Испокон веков  в народе большое внимание уделяли  физическому развитию подрастающего  поколения, так как только здоровый физически развитый человек мог  успешно противостоять жизненным  невзгодам, продолжать род, вести хозяйство.

Исторические сказания о древних  народах, отображенные в летописях, эпосах, былинах, сказках созданных  народом, рассказывают о могучей  силе, трудолюбии, храбрости и красоте  каждого народа. Древне-греческие, римские, арабские, византийские и западно-европейские  писатели повествовали о силе, ловкости и крепком телосложении, о людях  закаленных, не боявшихся ни холода, ни жары, легко переносивших невзгоды трудовой, боевой, походной и кочевой  жизни. Мечты о вечной жизни, о  долголетии, вопросы старости и борьбы со старостью, занимавшие ум человека на протяжении многих веков находили свое отражение в сказаниях, легендах, наивных преданиях и фантастических сказках народов всего мира. Человек  твердо верил, что тайна долголетия будет раскрыта и искал раскрытия  этой тайны в «живой» и «мертвой»  воде, в жизненном эликсире, в  различных эссенциях, наборах трав и т.д. Изучение причин, вызывающих наступление  старости уже давно убедило ученых всего мира в том, что человек  мог бы жить значительно дольше, если бы он сам не способствовал  укорочению своей жизни. Римский  философ Сенека выразил эту мысль  словами:  «Наша жизнь не коротка, но мы ее делаем такою». И.П. Павлов писал  о том, что мы «сокращаем свою жизнь  своей невоздержанностью, своей  беспорядочностью, своим безобразным  обращением с собственным организмом».

Многие народные афоризмы рассматривают  здоровье как величайшее богатство. Киргизы говорят: «Первое богатство  – здоровье». Казахи подчеркивают эту  мысль в социальном аспекте «Богатство бедняка – его здоровье». Туркмены утешают: «Было бы здоровье – придет и приволье».

Также при обсуждении теоретических  вопросов необходимо использовать различные  сказки, пословицы, поговорки, былины, легенды, эпосы и т.д. Правильно  организованное физическое воспитание у всех народов решает ряд жизненно важных задач: сохранение здоровья, воспитание волевых и моральных качеств. Можно использовать казахские эпосы, русские былины. Например, в казахских  эпосах богатыри являлись лучшими выразителями физических и нравственных сил народа «Кобланды – батыр, перескочив на коне через шесть рядов рвов, один принимает бой» или такое сравнение  «Кобланды, словно бурлящий поток». То есть народ был заинтересован  в том, чтобы воспитать своих  детей физически закаленными, смелыми, умеющими постоять за свои интересы. Почти  все народные игры носят подвижный  характер, поэтому они благотворно  действуют не только на физическое развитие детей, но и на их психику, способствуют развитию навыков, связанных  с движением рук, ног, положительно влияют на развитие зрительных и слуховых анализаторов. Народная педагогика считает, что игры и развлечения детей  способствуют их физическому развитию, носят соревновательный характер и  воспитывают целеустремленность, выносливость, наблюдательность. Народные герои и  идеалы обычно отличаются красотой тела, бодростью духа, большой интеллектуальной внутренней культурой и собранностью. Они в борьбе с черной силой  всегда выходили непобедимыми и невредимыми.

Некоторые наставления, касающиеся здоровья: «Знай цену своему здоровью, береги его как зеницу ока, умеренно закаляй  свой организм». «Сначала посмотри на цвет лица, потом спрашивай о здоровье»  «Забота о здоровье – лучшее лекарство».

Особо можно выделить следующую  проблему: забота о здоровье ребенка  и его благополучии. В неписаных  законах житейских кодексов народной этики имеются ряд наставлений  о том, как должна вести себя будущая  мать. Она должна вести спокойный  и здоровый образ жизни, по возможности  избегать различных житейских неприятностей. Так у казахов задолго до рождения ребенка беременным женщинам запрещалось  поднимать тяжести, охотно исполнялись  ее прихоти в еде, а кормящая мать окружалась бережным вниманием. Женщины  постарше давали советы, как купать дите в подсоленной воде, в целях  антисептики обтирать специальными маслами, а недоношенного ребенка  выдерживать в лисьем тумаке и  подкармливать кобыльим молоком, давать вместо соски овечьи курдюки. После  купания следует вытягивать ручки  и ножки ребенка, делать массаж всего  тела, т.е. физическое воспитание, направленное на общее развитие детей начиналось с момента рождения ребенка.

На занятии мы рекомендуем использовать труды казахских педагогов-просветителей. Обращение к богатому историческому  наследию отечественных педагогов  имеет на наш взгляд большое значение для формирования валеологической  культуры у студентов.

Великий Абай в своих «Назиданиях» давал наставления, как следовать  советам. Нам думается, что это  необходимо знать студентам, всерьез  задумавшимся об изменении своего образа жизни, укреплении и сохранении здоровья «для того, чтобы запомнить советы, необходимо соблюдать четыре условия. Первое: надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда дают тебе совет. Второе, надо принимать умные слова сердцем, всей душой, так, словно бы утоляешь ими  жажду. Третье, следует по несколько  раз повторить про себя услышанное, чтобы закрепить его в памяти. Четвертое, надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий разум и заставляют его терять свои знания».

Ахмет Байтурсынов большое значение придавал сохранению здоровья и писал  о взаимосвязи души и тела «Без тела нет здоровья, а без души не может существовать тело», поэтому  они должны стремиться к совершенствованию  посредством трудовой деятельности. Для того, чтобы человеку сохранить  здоровье нужно:

тело человека должно своевременно и в потребном количестве получать все необходимое для организма (воздух, пищу, воду и т. д.);

организм человека должен правильно  выполнять свои функции (переваривание  пищи, кровообращение и прочее);

надо предохранять тело от вредных  воздействий (болезни, ядовитые вещества, холод и т.д.).

Мухаметсалим Кашимов – поэт, журналист, просветитель, обращаясь  к подрастающему поколению, учил их соблюдать приличия и личную гигиену  «Вовремя подстригайтесь, держите голову чисто. Грязная голова – причина  болезней. Спите лежа на боку, не увлекайтесь  сном. Молодому организму нужно для  сна 8 часов» .

Жусупбек Аймауытов – общественный деятель, автор учебных пособий  по педагогике, этике советовал молодым  людям приобретать полезные привычки, касающиеся укрепления и сохранения здоровья. «Человек должен в своей  жизни пожинать плоды драгоценных  привычек. Но для этого ребенка  надо с детства предостерегать от вредных привычек» .

Произведения Габидена Мустафина  имеют большое воспитательное значение. Важным мотивом в его творчестве являлся призыв молодежи учиться  и овладевать духовными ценностями, он также предостерегал молодых  людей от вредных привычек, в частности  от употребления алкоголя. «В последнее  время что-то много молодежи, усердно  постигающей знания в «винных  погребах»… Так, идет себе некий юноша  вихляющей походкой, словно наевшаяся  волчьей ягоды собака. Изо рта  несет несусветная вонь, да и слова  оттуда выходят какие-то прогнившие. Несчастный не понимает, что он вместо чаши полновесного знания хлебает чашу за чашей отравляющее мозг вино» .

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения