Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Объект  валеологии – здоровый человек и человек в «третьем состоянии».

«Третье состояние» (понятие, впервые  сформулированное Галеном) – это  переходное состояние между здоровьем  и болезнью, ограничиваемое, с одной  стороны уровнем снижения резервов здоровья и возможностей развития вследствие этого патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой – началом нарушений  функции.

Предмет валеологии – здоровье (физическое, нравственное, духовное и т.д.).

Методологическая основа валеологии – логика и механизмы включения человека в процесс активного формирования своего здоровья.

Подход к человеку и его здоровью, используемый в валеологии – интегративный (системный), холистический (целостный).

Методы  валеологии преимущественно немедикаментозные и направленные на оценку качества и количества компонентов здоровья (см. схему №1).

В.П. Петленко валеологию рассматривает  как научно-педагогическую дисциплину о формировании резервов о биологической  и социальной адаптации человека, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную  основу здорового образа жизни.

Валеология, по его мнению, включает в себя две  составные части:

  1. теоретическую валеологию, в рамках которой могут быть выделены медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, экологический, культурологический разделы и т.д.;
  2. практическую валеологию, которая в свою очередь, может быть подразделена на два раздела – диагностическую валеологию и собственно практическую валеологию (оздоровление организма)[3].

С учетом направленности охвата валеологических  знаний выделяют общую и специальную валеологию (возрастная, семейная, профессиональная).

Как учебная дисциплина валеология может  быть подразделена на дошкольную, школьную, вузовскую, поствузовскую .

В своих работах Л.Тель в валеологии выделяет  индивидуальную валеологию, направленную на сохранение личного здоровья человека (личная гигиена, психогигиена, закаливание, физические нагрузки, рациональное питание, системы оздоровления и т.д.) и общественную валеологию, направленную на сохранение и поддержание здоровья общества.

Общественная валеология включает в себя:

Медико-биологическую  валеологию (общая гигиена, общественная психогигиена, спорт, экологические аспекты охраны здоровья и т.д.).

  1. Экономическую валеологию (уровень жизни общества и отдельных её представителей, уровень промышленного производства и т.д.)
  2. Социальную валеологию (социальное устройство общества, уровень образования, научного потенциала, общественных организаций культуры и искусства) [4].

Нам представляется, что педагогическая валеология так же может быть отнесена к общественной валеологии.

  1. Педагогическая валеология (формирование валеологической культуры участников образовательного процесса, сохранение, укрепление и обучение здоровью) (см. схему №3)  .

Ряд других исследователей (Г.А. Апанасенко, Л.А. Попова, Т.Г.Татарникова, В.В.Колбанов) отмечая, что валеология находится  на стадии становления разделяют  её на медицинскую и психолого-педагогическую (психология и педагогическая валеология). Причем, каждая из отраслей валеологии имеет свои задачи, средства и методы исследования.

Л.Кулиниченко предлагает все существующие валеологические концепции сгруппировать в шесть основных групп:

1.Бихевиористская валеология – включает те валеологические знания, которые здоровье объясняют помощью парадигм «поведение» и «образ жизни» человека, а его нарушения – недостатками или пороками образа жизни или жизнедеятельности.

2. Системная валеология – объединяет те формы валеологии, которые на основе теории систем рассматривает здоровье как проявление системной

(полисистемной) парадигмы (с  социальными, организменными, обменными,  клеточными и другими функциями), а болезнь связывается с недостаточностью  или грубым нарушением системной  структуры и организации.

3. Психоаналитическая валеология – объединяет те формы валеологии, которые здоровье выводит из парадигмы бессознательного, разработанной в психологических теориях Фрейда, Юнга, Адлера и других, а болезнь – результат неосознанных конфликтов и фиксаций развития.

4. Когнитикная валеология – объединяет те формы валеологического знания, которые здоровье связывают с парадигмой «разумность» жизни, а болезнь есть результат ошибок в мышлении, познании, обучении, воспитании.

Гуманистическая валеология – объединяет те формы валеологии, которые здоровье связывает с освоением социально- культурных парадигм. Болезнь же – блокада души, совести, нравственных, религиозных чувств и т.д.

Экзистенциальная валеология – объединяет валеологические знания, использующиеся парадигму «экзистенция» (часто «интенция») и соответствующие принципы экзистенциальной и феноменологической философии. Болезнь – недостаток ясности, понимания обстоятельств и условий человеческого существования.

Появление валеологии помогает решать многие задачи: сформировать понятие  «здоровый образ жизни», «индивидуальное  здоровье», «валеологическая культура» и начать осуществлять подготовку кадров, способных решать эти задачи.

Под валеологической культурой В.В. Колбанов предлагает понимать не только валеологическую осведомленность, но и динамический стереотип поведения, выработанный на основе истинных потребностей, способствующих здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих.

В последнее время многие специалисты  различных областей знаний заостряют  внимание на связи культуры и здоровья. Так, например, Брехман И.И отмечал, «что сохранение и воспроизводство  здоровья находится в прямой зависимости  от уровня культуры». Сегодняшний человек  поставлен в такие условия, что  не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья, т. е. валеологической  культуры.

В своих работах И.В. Павлова  характеризует валеологическую культуру как часть общей культуры, которая включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленной на организацию здорового образа жизни .

К валеологической культуре Л.Г  Татарникова относит «концепцию философии здоровья в разных ее доктринах, наличии внутреннего импульса, характеризующего двойственность человеческой личности: ее «хочу и надо».

На наш взгляд, валеологическая культура – это компонент общечеловеческой культуры, в котором нашли отражение духовные и материальные ценности валеологической деятельности человека, проявляющееся как интегративное качество личности в виде ее мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, и мотивов деятельности, а также знаний, умений, навыков и привычек.

На основе анализа названных  источников можно сделать вывод, что валеологическая культура включает в себя:

- систему валеологических знаний, необходимых для проектирования  осуществления  жизнесберегающей деятельности: знание основных факторов, влияющих на здоровье, компонентов здорового образа жизни и их взаимного влияния (валеологическая образование);

- систему убеждений, образующих  устойчивое мировоззрение личности, которое формируется из потребностей, интересов, ценностных ориентаций  человека (валеологическое сознание);

систему умений и развитых на их основе навыков и привычек в практической деятельности, направленной на сохранение и развитие психических и физических качеств личности, сохранение оптимальной  работоспособности и хорошего самочувствия (валеологическая воспитание).

Ключом к  формированию валеологической культуры является валеологическая деятельность, в процессе которой формируется личность и вырабатываются умения, навыки, привычки в области сохранения и укрепления здоровья. Опыт творческой деятельности обеспечивает способность дальнейшего развития валеологической культуры (творческий поиск; склонность к импровизации; самостоятельность в решениях и действиях; склонность к самоанализу; физическое и духовное самосовершенствование; пропаганду здорового образа жизни и т. д.) (см. схему№2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема № 3

Структура валеологии









 







 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего,  проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу.  Важно  проверить усвоение материала путем  ответов на вопросы контроля знаний.  По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Рекомендуемая литература:

1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье – М., 2000

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ», Ростов н/Д.: Феникс, 2000 – 248с.

3. Чумаков Б.Н. Валеология: Избр. лекция. – М.,2007 -  245с.

4. Приходько Н., Лукьянко Валеология: Курс лекций. – Алматы: Аркаим, 2002- 496 с. 

5. Валеология – наука о здоровье: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2009 –140 с.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

  1. Академик Н.А. Амосов утверждает: «Народ здоров, если здорово общество». Как Вы понимаете это изречение. Ответ иллюстрируйте примерами.
  2. Дать собственное определение понятия «валеологическая культура студента». Обосновать его.

Задания для  СРС:

1.  Подобрать дополнительный материал по теме.

2.  Составить кластер с ключевым словом « Валеологическая  деятельность».

3.  Написать творческую работу на тему « Ключ к себе».

 

 

 

Тема №2

Педагогическая  валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Форма занятия: лекция

Основные  понятия: педагогическая валеология, валеологическая культура педагога, валеологическая деятельность.

Цель: познакомить студентов с понятиями педагогической валеологии.

Вопросы:  1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.

                   2.Основные понятия педагогической валеологии

                  3. Принципы педагогической валеология

                  4. Концепции педагогической валеологии

Основное  содержание:

Педагогическая  валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валео-логическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.

Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валео-логического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания. Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание- им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения