Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Объект валеологии – здоровый человек и человек в «третьем состоянии».
«Третье состояние» (понятие, впервые сформулированное Галеном) – это переходное состояние между здоровьем и болезнью, ограничиваемое, с одной стороны уровнем снижения резервов здоровья и возможностей развития вследствие этого патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой – началом нарушений функции.
Предмет валеологии – здоровье (физическое, нравственное, духовное и т.д.).
Методологическая основа валеологии – логика и механизмы включения человека в процесс активного формирования своего здоровья.
Подход к человеку и его здоровью, используемый в валеологии – интегративный (системный), холистический (целостный).
Методы валеологии преимущественно немедикаментозные и направленные на оценку качества и количества компонентов здоровья (см. схему №1).
В.П. Петленко валеологию рассматривает как научно-педагогическую дисциплину о формировании резервов о биологической и социальной адаптации человека, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную основу здорового образа жизни.
Валеология, по его мнению, включает в себя две составные части:
С учетом направленности охвата валеологических знаний выделяют общую и специальную валеологию (возрастная, семейная, профессиональная).
Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на дошкольную, школьную, вузовскую, поствузовскую .
В своих работах Л.Тель в валеологии выделяет индивидуальную валеологию, направленную на сохранение личного здоровья человека (личная гигиена, психогигиена, закаливание, физические нагрузки, рациональное питание, системы оздоровления и т.д.) и общественную валеологию, направленную на сохранение и поддержание здоровья общества.
Общественная валеология включает в себя:
Медико-биологическую валеологию (общая гигиена, общественная психогигиена, спорт, экологические аспекты охраны здоровья и т.д.).
Нам представляется, что педагогическая валеология так же может быть отнесена к общественной валеологии.
Ряд
других исследователей (Г.А. Апанасенко,
Л.А. Попова, Т.Г.Татарникова, В.В.Колбанов)
отмечая, что валеология находится
на стадии становления разделяют
её на медицинскую и психолого-
Л.Кулиниченко предлагает все существующие валеологические концепции сгруппировать в шесть основных групп:
1.Бихевиористская валеология – включает те валеологические знания, которые здоровье объясняют помощью парадигм «поведение» и «образ жизни» человека, а его нарушения – недостатками или пороками образа жизни или жизнедеятельности.
2. Системная валеология – объединяет те формы валеологии, которые на основе теории систем рассматривает здоровье как проявление системной
(полисистемной) парадигмы (с
социальными, организменными, обменными,
клеточными и другими
3. Психоаналитическая валеология – объединяет те формы валеологии, которые здоровье выводит из парадигмы бессознательного, разработанной в психологических теориях Фрейда, Юнга, Адлера и других, а болезнь – результат неосознанных конфликтов и фиксаций развития.
4. Когнитикная валеология – объединяет те формы валеологического знания, которые здоровье связывают с парадигмой «разумность» жизни, а болезнь есть результат ошибок в мышлении, познании, обучении, воспитании.
Гуманистическая валеология – объединяет те формы валеологии, которые здоровье связывает с освоением социально- культурных парадигм. Болезнь же – блокада души, совести, нравственных, религиозных чувств и т.д.
Экзистенциальная валеология – объединяет валеологические знания, использующиеся парадигму «экзистенция» (часто «интенция») и соответствующие принципы экзистенциальной и феноменологической философии. Болезнь – недостаток ясности, понимания обстоятельств и условий человеческого существования.
Появление валеологии помогает решать многие задачи: сформировать понятие «здоровый образ жизни», «индивидуальное здоровье», «валеологическая культура» и начать осуществлять подготовку кадров, способных решать эти задачи.
Под валеологической культурой В.В. Колбанов предлагает понимать не только валеологическую осведомленность, но и динамический стереотип поведения, выработанный на основе истинных потребностей, способствующих здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих.
В последнее время многие специалисты различных областей знаний заостряют внимание на связи культуры и здоровья. Так, например, Брехман И.И отмечал, «что сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры». Сегодняшний человек поставлен в такие условия, что не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья, т. е. валеологической культуры.
В своих работах И.В. Павлова характеризует валеологическую культуру как часть общей культуры, которая включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленной на организацию здорового образа жизни .
К валеологической культуре Л.Г Татарникова относит «концепцию философии здоровья в разных ее доктринах, наличии внутреннего импульса, характеризующего двойственность человеческой личности: ее «хочу и надо».
На наш взгляд, валеологическая культура – это компонент общечеловеческой культуры, в котором нашли отражение духовные и материальные ценности валеологической деятельности человека, проявляющееся как интегративное качество личности в виде ее мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, и мотивов деятельности, а также знаний, умений, навыков и привычек.
На основе анализа названных источников можно сделать вывод, что валеологическая культура включает в себя:
- систему валеологических знаний, необходимых для проектирования осуществления жизнесберегающей деятельности: знание основных факторов, влияющих на здоровье, компонентов здорового образа жизни и их взаимного влияния (валеологическая образование);
- систему убеждений, образующих
устойчивое мировоззрение
систему умений и развитых на их основе навыков и привычек в практической деятельности, направленной на сохранение и развитие психических и физических качеств личности, сохранение оптимальной работоспособности и хорошего самочувствия (валеологическая воспитание).
Ключом к формированию валеологической культуры является валеологическая деятельность, в процессе которой формируется личность и вырабатываются умения, навыки, привычки в области сохранения и укрепления здоровья. Опыт творческой деятельности обеспечивает способность дальнейшего развития валеологической культуры (творческий поиск; склонность к импровизации; самостоятельность в решениях и действиях; склонность к самоанализу; физическое и духовное самосовершенствование; пропаганду здорового образа жизни и т. д.) (см. схему№2).
Схема № 3
Структура валеологии
Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Рекомендуемая литература:
1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье – М., 2000
2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ», Ростов н/Д.: Феникс, 2000 – 248с.
3. Чумаков Б.Н. Валеология: Избр. лекция. – М.,2007 - 245с.
4. Приходько Н., Лукьянко Валеология: Курс лекций. – Алматы: Аркаим, 2002- 496 с.
5. Валеология – наука о здоровье: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2009 –140 с.
Вопросы контроля теоретических знаний студентов:
Задания для СРС:
1. Подобрать дополнительный материал по теме.
2. Составить кластер с ключевым словом « Валеологическая деятельность».
3. Написать творческую работу на тему « Ключ к себе».
Тема №2
Педагогическая
валеология – наука о воспитании
здорового подрастающего
Форма занятия: лекция
Основные понятия: педагогическая валеология, валеологическая культура педагога, валеологическая деятельность.
Цель: познакомить студентов с понятиями педагогической валеологии.
Вопросы: 1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Основное содержание:
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валео-логическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.
Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валео-логического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.
Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания. Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание- им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения