Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Факторы, обусловливающие приобщенность к здоровому образу жизни, в своем исследовании Косолапов А.В. делит на внешние и внутренние.
Внешние – это объективные условия труда, быта и досуга; семейная обстановка и пример окружающих; эффективность гигиенического просвещения; активность средств массовой информации по пропаганде здорового образа жизни; отказ от рекламы алкоголя и табачных изделий; роль кино, искусства, литературы, наличие моды на здоровье; внимание к проблемам здорового образа жизни образовательных учреждений, использование специальных программ или системного подхода, новых форм обучения и воспитания; введение инновационного обучения, содержание учебного материала по физической культуре; личность преподавателя и т. д.
Внутренние детерминанты составляют потребностно-мотивационная сфера личности, её ценностные ориентации, интересы, отношения, самооценка и другие психологические проявления личности .
Ведение ЗОЖ во многом определяется
развитием способностей управлять
своими потребностями, желаниями. Культурный
человек, прежде всего, управляет своими
потребностями, желаниями, а не наоборот
– желания управляют им. В.П.Казначеев
определяет иерархию потребностей, в
которой на первом месте стоит
«выполнение социально –
Потребности свойственны всем людям,
но все по-разному могут
Техника удовлетворения в какой-то части врожденная, а в какой-то является результатом воспитания. Каждой человеческой культуре соответствует своя техника удовлетворения потребностей.
Личности необходимо знать свои
потребности, как они устроены и
лишь в этом случае происходит включение
интеллекта в потребность и возникает
возможность ею управлять. В каждой
потребности есть две стороны: одна
состоит в получении
Потребность
может переживаться и ощущаться
только опосредованно через образ.
Образ пищевого влечения, организованные
идеей потребности в пище, включает
организм в пищевое поведение
и тем самым создает
Существуют две парадигмы управления потребностями – насильственная и ненасильственная. Насильственная парадигма включает активную и пассивную формы принуждения человека по отношению к себе. Активная форма – это борьба с личностными качествами, привычками, поступками и т.д. Пассивная форма – это постоянные переживания по поводу несостоятельности, страдания, стыд, чувство вины, обиды. Когда человек исчерпает все формы активного воздействия на себя, он начинает переживать, испытывать отрицательные эмоции, тем самым, подрывая своё здоровье. Поэтому актуальным является воспитание потребности в ведении ЗОЖ разработки специальных программ, методов и форм работы по формированию ненасильственного отношения к себе с использованием уже имеющегося опыта, накопленного в педагогике и психологии (позитивная психотерапия, гештальттерапия, терапия саногенного мышления Ю.М. Орлова, педагогика ненасилия, педагогика сотрудничества, педагогическая валеология). В рамках данных направлений созданы программы по развитию валеологического сознания, валеологической деятельности, валеологической культуры, подкрепленные специальными технологиями. Однако для того, чтобы эти программы были эффективными необходимо соблюдение важного условия – программы не должны насильственно навязываться, а стать органической частью внутренней мотивации человека.
Основные условия появления потребностей следующие:
Таким образом, образуется, так называемая, потребностная ситуация
Процесс возникновения потребности и превращение его в желание можно представить в виде следующей схемы: идея потребности —потребностная ситуация — актуализация образов — предвосхищение удовлетворения в связи с потребностными образами – появление мотивов и определенного поведения, направленного на определённые цели —потребность, выраженная в желании (т.е. потребность в определенной деятельности).
Потребности
осознаются в виде конкретных побуждений
– мотивов к определенным объектам,
обстоятельствам и
Выбор в пользу здорового образа жизни требует формирования высокого уровня сознания и поведения молодежи, наличие положительной мотивации.
Исследование
мотивов ведения здорового
Совокупность мотивов – мотивация, в большей степени определяющая modus vivedi – образ жизни. Следовательно. Для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.
В нашем случае, мотивация здорового образа жизни – это совокупность биологических, социальных, психологических факторов, обеспечивающих возникновение потребностей в жизнесберегающей деятельности и ориентации на здоровый образ жизни. К мотивации на здоровый образ жизни можно отнести все то, что побуждает реально совершаемую активность: жизненные цели, ради которых человек занимается оздоровительным бегом, дыхательной гимнастикой, психологическим тренингом и т.д.
Наличие мотивации можно оценить
с помощью простых вопросов: «Заинтересованы
ли вы в изменении поведения?», «Над
чем в своем здоровье вы хотите
поработать?» Вероятность
На наш взгляд, процесс формирования мотивации здорового образа жизни у студентов вуза также должен включать в себя два механизма:
- опираясь на имеющиеся
- усвоение студентами
Этот механизм образно можно назвать «сверху вниз». Оба механизма взаимосвязаны, но в то же время каждый из них может самостоятельно существовать. Нельзя не отметить недостатки каждого из описанных механизмов. В первом случае нет твердой уверенности в том, что будут сформированы требуемые мотивы. Во втором случае, возможно формальное усвоение готовых целей, побуждений и т.д., так как « всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого».
Теоретическое исследование проблем мотивации позволило нам прийти к следующим выводам:
Природной расположенности к развитию
мотивов у людей нет, и они
могут возникать лишь вследствие
их целенаправленного
«Если бы всякое вредное для телесного здоровья действие человека сопровождалось немедленно же телесными страданиями, а всякое полезное телесным наслаждением, и если бы то же отношение существовало всегда - между душевными наслаждениями и страданиями, то тогда бы воспитанию ничего не осталось делать. В этом отношении и человек мог бы идти по прямой дороге, указываемый ему его природой, также верно и неуклонно, как магнитная стрелка обращается к северу».
Оздоровительная деятельность студентов может быть представлена мотивацией – целью, задачей, потребностью и другими. Содержание ее выражается следующей последовательностью: потребность – мотив – цель – действие – условие достижения цели – результат. Модель результата образует систему его достижения.
Мотивация здорового поведения
– одно из первоочередных направлений
научных исследований, способствующих
достижению здоровья для всех. Изучение
мотивации студентов может
В основе формирования стиля здоровой жизни лежат следующие мотивы:
1. Самосохранение. Когда человек
знает, что то или иное
«Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
2. Подчинения этнокультурным
3.
Получение удовольствия от
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения