Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Факторы, обусловливающие приобщенность  к здоровому образу жизни, в своем  исследовании Косолапов А.В. делит  на внешние и внутренние.

Внешние – это объективные условия труда, быта и досуга; семейная обстановка и пример окружающих; эффективность гигиенического просвещения; активность средств массовой информации по пропаганде здорового образа жизни; отказ от рекламы алкоголя и табачных изделий; роль кино, искусства, литературы, наличие моды на здоровье; внимание к проблемам здорового образа жизни образовательных учреждений, использование специальных программ или системного подхода, новых форм обучения и воспитания; введение инновационного обучения, содержание учебного материала по физической культуре; личность преподавателя и т. д.

Внутренние детерминанты составляют потребностно-мотивационная сфера личности, её ценностные ориентации, интересы, отношения, самооценка и другие психологические проявления личности . 

Ведение ЗОЖ во многом определяется развитием способностей управлять  своими потребностями, желаниями. Культурный человек, прежде всего, управляет своими  потребностями, желаниями, а не наоборот – желания управляют им. В.П.Казначеев  определяет иерархию потребностей, в  которой на первом месте стоит  «выполнение социально – трудовой деятельности при максимальной продолжительности  активной жизни; сохранение генетического  материала, воспроизведение полноценного потомства, обеспечение сохранения и развития здоровья данного и  будущих поколений». Вывод из сказанного здесь однозначен: здоровье должно занимать первое место в иерархии потребностей человека.

Потребности свойственны всем людям, но все по-разному могут управлять  своими потребностями и удовлетворять  их. Один человек находится во власти потребностей, другой умеет их контролировать, сдерживать, одну потребность заменять другой или вовсе отказать от одной  из них. Самопознание  состоит в  познании своих потребностей  и  определении, какие из них определяют поведение. Как устроены потребности? Потребность почти всегда есть потребность  в определенных действиях, ведущих  к её удовлетворению (хочу пить, танцевать, поговорить, быть первым, быть одному и  т.д.). Эти действия называют техникой удовлетворения потребности. Удовлетворение потребности является следствием полноты  действий удовлетворения, их количества, интенсивности, насыщенности переживаниями. Эти действия удовлетворения можно  назвать гедонистическими действиями (см. схему 8). Действия удовлетворения могут осознаваться личностью, а  иногда исполняться автоматически, по привычке. Стремление человека к  удовлетворению потребностей, вероятно, главная движущая сила общественного  прогресса и в определенной мере позитивная. Но не обходится здесь  без парадоксов. Осознавая вред ряда своих потребностей для здоровья, человек, тем не менее, стремится  к их удовлетворению.

Техника удовлетворения в какой-то части врожденная, а в какой-то является результатом воспитания. Каждой человеческой культуре соответствует  своя техника удовлетворения потребностей.

Личности необходимо знать свои потребности, как они устроены и  лишь в этом случае происходит включение  интеллекта в потребность и возникает  возможность ею управлять. В каждой потребности есть две стороны: одна состоит в получении удовлетворении путем эмоционального насыщения, а  другая – в действительном удовлетворении, в результате которого данная потребность  на время полностью устраняется. Умение выделить эти две стороны  в потребности играет большую  роль в психической саморегуляции. Человек – существо  мыслящее, а не только переживающее свои потребности. Кроме того, что он хочет, он ещё  и осознает свое хотение, обозначает его словом и, более того вырабатывает идею, которая лежит в основе значения слова. Это процесс выработки идеи потребности ускоряется, если имеются слова для обозначения потребности и ими пользуются в обиходе. Идея потребности – это не просто понятие потребности. Идея, овладевшая человеком, определяет его поведение. Например, человек охваченный идеей потребности в ведении ЗОЖ придаёт всему своему поведению соответствующее направление: он интересуется, обсуждает, накапливает знания об оздоровительных методиках, приобретает спортивный инвентарь, посещает спортивные секции, занимается утренней зарядкой, учится управлять своими эмоциями, т.е. всё делается для сохранения  и укрепления здоровья. Идея потребности может усилить установку человека видеть в любой ситуации больше образов, соответствующих данной потребности, чем тогда, когда эта идея не представлена так ясно. Это имеет большое значение, т.к. идея существует в сознании и работа мысли может оказать огромное влияние на контроль потребностей. Если идея потребности выражена в словах, то овладение словами, которые представляют в осознании нами потребности, в конечном счете, способствуют овладению идеями.

Потребность может переживаться и ощущаться  только опосредованно через образ. Образ пищевого влечения, организованные идеей потребности в пище, включает организм в пищевое поведение  и тем самым создает потребность  в пище возбуждает аппетит. Идея потребности  организует всю когнитивную структуру  образов и действий, связанных  удовлетворением потребности и  её образами. Кто желает управлять  потребностями, должен стремиться своевременно переключить потребности на что-то другое. Управление потребностью есть не что иное, как управление идеей  потребности и её образами. Программа  управления потребностью состоит в  том, чтобы заранее прекратить процесс  развертывания потребностного цикла  на той его стадии, пока это сделать  легко, т.е. переключить энергию потребности  на что-то другое.

Существуют  две парадигмы управления потребностями  – насильственная и ненасильственная. Насильственная парадигма включает активную и пассивную формы принуждения человека по отношению к себе. Активная форма – это борьба с личностными качествами, привычками, поступками и т.д. Пассивная форма – это постоянные переживания по поводу несостоятельности, страдания, стыд, чувство вины, обиды. Когда человек исчерпает все формы активного воздействия на себя, он начинает переживать, испытывать отрицательные эмоции, тем самым, подрывая своё здоровье. Поэтому актуальным является воспитание потребности в ведении ЗОЖ разработки специальных программ, методов и форм работы по формированию ненасильственного отношения к себе с использованием уже имеющегося опыта, накопленного в педагогике и психологии (позитивная психотерапия, гештальттерапия, терапия саногенного мышления Ю.М. Орлова, педагогика ненасилия, педагогика сотрудничества, педагогическая валеология). В рамках данных направлений созданы программы по развитию валеологического сознания, валеологической деятельности, валеологической культуры, подкрепленные специальными технологиями. Однако для того, чтобы эти программы были эффективными необходимо соблюдение важного условия – программы не должны насильственно навязываться, а стать органической частью внутренней мотивации человека. 

Основные  условия появления потребностей следующие:

  1. появление объективной нужды, осознаваемой как определённая потребность, желание;
  2. образование ситуации, которая вызывает появление в сознании образов, соответствующих данной ситуации

Таким образом, образуется, так называемая, потребностная ситуация

Процесс возникновения  потребности и превращение его  в желание можно представить в виде следующей схемы: идея потребности —потребностная ситуация — актуализация образов — предвосхищение удовлетворения в связи с потребностными образами – появление мотивов и определенного поведения, направленного на определённые цели —потребность, выраженная в желании (т.е. потребность в определенной деятельности).

Потребности осознаются в виде конкретных побуждений – мотивов к определенным объектам, обстоятельствам и деятельности, в которой они удовлетворяются. Мотив не только выражает потребность, но и придает смысл поведению, направляет на объекты, в которых  потребность находит удовлетворение. Знание мотивов позволяет предвидеть направление поведения и контролировать его. Сила мотивов возникает за счёт потребностей

Выбор в пользу здорового образа жизни  требует формирования высокого уровня сознания и поведения молодежи, наличие положительной мотивации.

Исследование  мотивов ведения здорового образа жизни крайне необходимо и является существенным звеном в разработке проблем  мотивации студентов. Эти исследования тесно связаны с имеющимися в  психологии концепциями и теориями мотивации и фундаментальной  проблемой сущности человека.

Совокупность  мотивов – мотивация, в большей степени определяющая modus vivedi – образ жизни. Следовательно. Для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

В нашем случае, мотивация здорового образа жизни – это совокупность биологических, социальных, психологических факторов, обеспечивающих возникновение потребностей в жизнесберегающей деятельности и ориентации на здоровый образ жизни. К мотивации на здоровый образ жизни можно отнести все то, что побуждает реально совершаемую активность: жизненные цели, ради которых человек занимается оздоровительным бегом, дыхательной гимнастикой, психологическим тренингом и т.д.

Наличие мотивации можно оценить  с помощью простых вопросов: «Заинтересованы  ли вы в изменении поведения?», «Над чем в своем здоровье вы хотите поработать?» Вероятность изменения  поведения с учетом мотивации  составляет в среднем 71%. Мотивация  имеет наиболее сильное прогностическое  значение в простейших случаях изменения  поведения.

На наш взгляд, процесс формирования мотивации здорового образа жизни у студентов вуза также должен включать в себя  два механизма:

- опираясь на имеющиеся побуждения, влечение, интерес к оздоровительной  деятельности у студентов как  исходный пункт мотивации здорового  образа жизни, вести работу  по актуализации и упрочнению  мотивационных образований. Образно  говоря, это механизм формирования  «снизу вверх», т.е. через организацию  процесса жизнедеятельности;

- усвоение студентами предъявляемой  ему в готовой «форме»   побуждений, целей, идеалов, содержание направленности  личности, которые по замыслу  воспитателя должны у него  сформироваться и которые сам  воспитуемый должен постепенно  превратить из внешне понимаемых  во внутренне принятые и реально  действующие.

Этот механизм образно можно  назвать «сверху вниз». Оба механизма  взаимосвязаны, но в то же время каждый из них может самостоятельно существовать. Нельзя не отметить недостатки каждого  из описанных механизмов. В первом случае нет  твердой уверенности  в том, что будут сформированы требуемые мотивы. Во втором случае, возможно формальное усвоение готовых  целей, побуждений и т.д., так как  « всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого».

Теоретическое исследование проблем  мотивации позволило нам прийти к следующим выводам:

Природной расположенности к развитию мотивов у людей нет, и они  могут возникать лишь вследствие их целенаправленного формирования.

«Если бы всякое вредное для телесного  здоровья действие человека сопровождалось немедленно же телесными страданиями, а  всякое полезное телесным наслаждением, и если бы то же отношение существовало всегда - между душевными наслаждениями  и страданиями, то тогда бы воспитанию ничего не осталось делать. В этом отношении  и человек мог бы идти по  прямой дороге, указываемый ему его природой, также верно и неуклонно, как  магнитная стрелка обращается к  северу».

Оздоровительная деятельность студентов  может быть представлена мотивацией – целью, задачей, потребностью и  другими. Содержание ее выражается следующей  последовательностью: потребность  – мотив – цель – действие – условие достижения цели –  результат. Модель результата образует систему его достижения.

Мотивация здорового поведения  – одно из первоочередных направлений  научных исследований, способствующих достижению здоровья для всех. Изучение мотивации студентов может способствовать воспитанию осознанной потребности  в здоровом образе жизни  и формированию валеологической культуры.

В основе формирования стиля здоровой жизни лежат следующие мотивы:

1. Самосохранение. Когда человек  знает, что то или иное действие  впрямую угрожает жизни, он  это действительно не совершает.  Формулировка личностной мотивации  может быть такой:

«Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему  здоровью и жизни».

2. Подчинения этнокультурным требованиям.  Человек живет в обществе, которое  на протяжении длительного времени  отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты  от неблагоприятных факторов  внешней среды. Формулировка мотивации:  «Я подчиняюсь этнокультурным  требованиям потому, что хочу  быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового  образа жизни зависят здоровье  и благополучие других».

3. Получение удовольствия от самосовершенствования.  Это простая гедонистическая  мотивировка формулируется так:  «Ощущение здоровья приносит  мне радость, поэтому я делаю  все, чтобы испытать это чувство». Возможность для самосовершенствования.  Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу подняться на более  высокую ступень общественной  лестницы».

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения