Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Огромный вклад в ухудшение здоровья детей и подростков вносит повышенная нагрузка в школе. Лишь около 20 % детей выходят из стен школы с гармоничным физическим развитием. Однако вклад школьных перегрузок в изменение состояния здоровья школьников оценить очень трудно так как невозможно найти достаточно большой группы подростков не обучающихся в школе для изучения изменений, происходящих с их организмом с течением времени.
На здоровье оказывает огромное влияние их душевное состояние. Неблагоприятная ситуация в семье, классе, может привести к резкому ухудшению состояния здоровья.
Критерии определения здоровья детей и подростков
Здоровье
ребенка - одна из наиболее сложных
комплексных проблем
С
момента выделения в
Для формулировки критериев определения здоровья детей и подростков представим здоровье человека как систему трех взаимосвязанных элементов: соматическое (биологическое, физическое) здоровье, психическое здоровье и социальное здоровье
Рассмотрим критерии оценки каждой составляющей здоровья.
Соматическое здоровье это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.
Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность.
Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия:
-
соответствие процесса роста
и развития биологическим
-
достигнутый уровень
-
наличие хронических
Однозначного
толкования понятия психического здоровья
в литературе нет, равно как и
его критериев. Часто этот термин
используют в медицинской практике,
в том числе в психиатрии, разграничивая
«норму» и «патологию» и особо
акцентируя условия психосоциального
развития детей. Понятие психического
здоровья соотносится с
В
психологическом словаре
В работе «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (коллектив авторов под редакцией И.В. Дубровиной) вводится понятие психологического здоровья, относящееся к личности в целом и выделяющее собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье делает личность самодостаточной, но мы извне задаем ей рамки, нормы. Мы вооружаем ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:
-
осознание и чувство
-
чувство постоянства и
- критичность к себе, своей деятельности ее результатам;
-
адекватность психических
-
способность к самоуправлению
поведением в соответствии с
социальными нормами,
-
способность планировать свою
собственную жизнь и
-
способность изменить способ
поведения в зависимости от
смены жизненных ситуаций и
обстоятельств. Экспертами
Социальное (личностное) здоровье - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И.В. Кузнецова, 1996). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.
Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить следующие:
-
адаптация в референтных
- овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
-
овладение нормативным,
-
уравновешенность процессов
-
выработка индивидуального
-
наличие самоконтроля и
- общая средовая адаптация - интеграция в общество.
Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально-экономическими условиями. Ведущими формирующими факторами оказываются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь (А.Г. Сухарев, 1991).
Наряду
с акселерацией в последние годы
выявляется феномен децелерации, которая
возможно объясняется изменением факторов
социальной среды и увеличением
факторов риска. Так, в исследованиях
А.Г. Сухарева (1991), Г.Н. Сердюковской (1990)
и других авторов отмечается увеличение
числа детей с уменьшением
объема грудной клетки, силы мышц, массы
тела и массо-ростового показателя.
Такие школьники с замедленным
темпом физического развития часто
имеют более низкую работоспособность
и нуждаются в индивидуальном
подходе при использовании
Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей и подростков - создание благоприятных социально-педагогических условий.
Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, социальный педагог ориентирован прежде всего на сохранение и укрепление социального (личностного) здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.
Итак,
мы выяснили, что на здоровье наших
детей влияют такие факторы, как
загрязнение окружающей среды, снижение
или чрезмерное повышение двигательной
активности, неправильное питание, неблагоприятные
социально-экономические
Так, что же мы и можем сделать для сохранения здоровья своих детей и здоровья своих учеников?
-
Чтобы дети обладали
-
Чтобы были сильными и
-
Чтобы их душевное состояние
соответствовало желаемому
-
Экологическая грамотность –
залог процветания
- Собственный пример – радость от общения, семейные ценности, любовь к месту, в котором живёшь, уважение к людям. Всё отдавать не надо. Надо лишь
1. Любить их, чаще проводить с ними время, интересоваться их проблемами.
2.
Создать для них дома
3.
Способствовать сохранению их
здоровья - правильное питание,
4.
Способствовать тому, чтобы дети
наши жили в гармоничном
5.
Ощущать себя частью
Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения