Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Огромный  вклад в ухудшение здоровья детей  и подростков вносит повышенная нагрузка в школе. Лишь около 20 % детей выходят из стен школы с гармоничным физическим развитием. Однако вклад школьных перегрузок в изменение состояния здоровья школьников оценить очень трудно так как невозможно найти достаточно большой группы подростков не обучающихся в школе для изучения изменений, происходящих с их организмом  с течением времени.

На  здоровье оказывает огромное влияние  их душевное состояние. Неблагоприятная  ситуация в семье, классе, может привести к резкому ухудшению состояния  здоровья.

Критерии  определения здоровья детей и  подростков

Здоровье  ребенка - одна из наиболее сложных  комплексных проблем современной  науки, которую по праву следует  отнести к одной из самых главных  среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние  общества и государства в целом. Несмотря на то, что исследования, посвященные  изучению состояния здоровья детей  и подростков, проводятся отечественными учеными уже давно (они развернулись широко с момента становления советского государства и в последующие годы, особенно с начала 50-х годов), многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития. Следует отметить, что на протяжении всего советского периода углубление этой проблемы шло в основном по двум направлениям. Первое выражалось в систематическом наблюдении за детьми и подростками в процессе всего периода их роста, что позволяло изучить общий ход физического и общего развития детей, уточнить возрастные особенности и определить влияние средовых факторов на их здоровье. Второе направление заключалось в расширенном изучении общеклинических и других показателей, позволяющих оценить функциональное состояние организма с учетом факторов окружающей и социальной среды, а также учебной деятельности (А.Г. Сухарев и др., 1992).

С момента выделения в гигиенической  науке отдельного направления-гигиены  детей и подростков с созданием  соответствующего института - круг исследований был значительно расширен. Они  стали базироваться на комплексных  данных гигиенистов, физиологов, биологов, клиницистов, биохимиков и педагогов. В результате исследований были выделены критерии определении здоровья детей  и подростков, включающие уровень  достигнутого физического и нервно-психического развития, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние организма и степень  его резистентности. Доказана необходимость  при определении состояния здоровья учитывать и адаптационные возможности  организма (Ю.П. Лисицына, 1987, 1993).

Для формулировки критериев определения  здоровья детей и подростков представим здоровье человека как систему трех взаимосвязанных элементов: соматическое (биологическое, физическое) здоровье, психическое здоровье и социальное здоровье

Рассмотрим  критерии оценки каждой составляющей здоровья.

Соматическое  здоровье это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.

Противоположностью  этого вида здоровья является инвалидность.

Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия:

- соответствие процесса роста  и развития биологическим законам  и социальным потребностям;

- достигнутый уровень физической  работоспособности, отражающий функциональные  возможности организма;

- наличие хронических заболеваний  и физических дефектов, степень  резистентности организма.

Однозначного  толкования понятия психического здоровья в литературе нет, равно как и  его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая  «норму» и «патологию» и особо  акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья соотносится с психосоматической  медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в  психическом состоянии.

В психологическом словаре понятие психического здоровья определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

В работе «Психическое здоровье детей  и подростков в контексте психологической  службы» (коллектив авторов под  редакцией И.В. Дубровиной) вводится понятие психологического здоровья, относящееся к личности в целом  и выделяющее собственно психологический  аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое  здоровье делает личность самодостаточной, но мы извне задаем ей рамки, нормы. Мы вооружаем ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте  взаимодействия с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических  реальностей окружающего мира.

Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:

- осознание и чувство непрерывности,  постоянства и идентичности своего  физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности  переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе, своей деятельности  ее результатам;

- адекватность психических реакций  силе и частоте средовых воздействий,  социальным обстоятельствами ситуациям;

- способность к самоуправлению  поведением в соответствии с  социальными нормами, правилами,  законами;

- способность планировать свою  собственную жизнь и реализовывать  это;

- способность изменить способ  поведения в зависимости от  смены жизненных ситуаций  и  обстоятельств. Экспертами Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ)  отмечено, что нарушения психического  здоровья связаны как с соматическими  заболеваниями или дефектами  физического развития, так и с  различными неблагоприятными факторами  и стрессами, воздействующими  на психику и связанными с  социальными условиями. Экспертами  ВОЗ также показано, что нарушения  психического здоровья в детстве  имеют две важные характерные  черты: во-первых, они представляют  собой лишь количественные отклонения  от нормального процесса психического  развития; во-вторых, многие их проявления  можно рассматривать как реакцию  на специфические ситуации.

Социальное (личностное) здоровье - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И.В. Кузнецова, 1996). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями  социального здоровья детей и  подростков могут служить следующие:

- адаптация в референтных общностях  (семья, группа детского сада, класс);

- овладение ведущими и другими  видами деятельности (игровая, учебная,  учебно-профессиональная);

- овладение нормативным, правилосообразным  поведением;

- уравновешенность процессов социализации  и индивидуализации;

- выработка индивидуального стиля  поведения (деятельности);

- наличие самоконтроля и саморегуляции  поведения в зависимости от  обстоятельств;

- общая средовая адаптация - интеграция  в общество.

Здоровье  детей и подростков во многом детерминировано  социально-экономическими условиями. Ведущими формирующими факторами оказываются  режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь (А.Г. Сухарев, 1991).

Наряду  с акселерацией в последние годы выявляется феномен децелерации, которая  возможно объясняется изменением факторов социальной среды и увеличением  факторов риска. Так, в исследованиях  А.Г. Сухарева (1991), Г.Н. Сердюковской (1990) и других авторов отмечается увеличение числа детей с уменьшением  объема грудной клетки, силы мышц, массы  тела и массо-ростового показателя. Такие школьники с замедленным  темпом физического развития часто  имеют более низкую работоспособность  и нуждаются в индивидуальном подходе при использовании средств  физического воспитания для нормализации физического развития. Изучение влияния  отдельных компонентов социально-гигиенических  условий жизни и их совокупности на уровень заболеваемости различных  контингентов школьников выявило, что  при существующем уровне благосостояния населения (как в городе, так и в селе) на заболеваемость детей и подростков влияют не столько факторы условий жизни в отдельности (жилищные условия и размер жилой площади, материальный уровень семьи, социальная принадлежность родителей и уровень их образованности), сколько совокупность этих факторов. При этом неоднократно подтверждалось, что наибольшее существенное значение в усугублении и даже в возникновении большинства заболеваний у детей, в особенности нервно-психических, имеют неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие надлежащего воспитания и надзора за детьми в неблагополучных семьях (Г.Н. Сердюковская, 1979).

Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей  и подростков - создание благоприятных  социально-педагогических условий.

Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления  отношения к здоровью как к  общечеловеческой ценности всех субъектов  педагогического процесса. Основываясь  на принципе функционального единства организма (П.К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние  всех видов здоровья, социальный педагог  ориентирован прежде всего на сохранение и укрепление социального (личностного) здоровья. Он подходит к решению  данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.

Итак, мы выяснили, что на здоровье наших  детей влияют такие факторы, как  загрязнение окружающей среды, снижение или чрезмерное повышение двигательной активности, неправильное питание, неблагоприятные  социально-экономические условия  проживания.

Так, что же мы и можем сделать для  сохранения здоровья своих детей  и здоровья своих учеников?

- Чтобы дети обладали необходимым  уровнем развития иммунной системы, - комплекс закаливающих процедур, походы на байдарках.

- Чтобы были сильными и гармонично  развитыми – соответствующий  возрасту и полу уровень двигательной  активности.

- Чтобы их душевное состояние  соответствовало желаемому физическому  – положительный настрой, любовь, спокойствие и уверенность в  себе, в завтрашнем дне.

- Экологическая грамотность –  залог процветания человечества.

- Собственный пример – радость  от общения, семейные ценности, любовь к месту, в котором живёшь, уважение к людям. Всё отдавать не надо. Надо лишь

1. Любить их, чаще проводить с  ними время, интересоваться их  проблемами.

2. Создать для них дома комфортную  обстановку (Комфортную не в плане  достатка, жилплощади, или фирменной  одежды,  а просто доброжелательное  отношение, демонстрация внимания, любви и понимания).

3. Способствовать сохранению их  здоровья - правильное питание, соответствующий  возрасту уровень двигательной  активности.

4. Способствовать тому, чтобы дети  наши жили в гармоничном обществе, Но при этом но поучать других  как правильно вести себя, а  самому вести себя подобающим  образом – не унижать других, ценить помощь окружающих, интересоваться  их проблемами.

5. Ощущать себя частью окружающей  среды.

 

Счастье – как здоровье: когда  его не замечаешь, значит, оно есть.

                                                                                              И. Тургенев.

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения