Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Эмоциональное здоровье: понимание важности эмоций; умение «работать» над негативными эмоциями (страх, обида, зависть и т.д.).
Интеллектуальное здоровье: как усваивается информация, касающаяся здоровья; нормальное функционирование обоих полушарий головного мозга.
Социальное здоровье: осознание себя полноценной частью общества, наличие взаимосвязи «здоровое общество - здоровый человек».
Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.
Общественное здоровье представляет собой социально-политическую категорию, которая характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма. Общественное и индивидуальное здоровье взаимосвязаны. Общественное здоровье - понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, индексами здоровья, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.
Понятие «историческое здоровье этноса», ввел в науку академик В.П. Казначеев – это «сохранение и развитие физических, биологических, психических особенностей этноса, трансляции этих способностей, их совершенствования из поколения в поколение»[10].
Здоровье
людей – это богатство
Структура здоровья молодых людей (17 – 25 лет) в работах И.И.Брехмана представлена следующим образом:
– с высоким уровнем адаптации (удовлетворительное состояние здоровья) – 16 – 20%
– с напряжением механизмов адаптации (заядлые курильщики; имеющие большую массу тела; страдающие кариесом зубов и др.) – 14 – 30%
– с неудовлетворительным уровнем адаптации (имеющие избыточную массу тела; физиологические незрелые люди с наличием мышечной гипотонии и др.) – 34-44%
– со срывом адаптации (страдающие хроническими заболеваниями) 10-34% ].
Какие же факторы влияют на состояние здоровья молодых людей? К внешним факторам (природные и социальные) можно отнести экологическую обстановку, места проживания, деятельность системы здравоохранения, экономическое положение и т.д.
К внутренним факторам Билич Г.А., Назарова Л.В. относят: индивидуальная предрасположенность (наследственность, события послеродового периода, имевшиеся в прошлом несчастные случаи, заболевания).
Факторы, влияющие на здоровье, по их мнению, можно разделить на два уровня:
- микроуровень (индивидуальное окружение)
- макроуровень (окружающая среда): политический, экономический, социальный, культурный, факторы окружающей среды .
Оценка
влияния факторов окружающей среды
на здоровье редко делается точно
из-за скудных данных по мониторингу.
В свою очередь ответная реакция
человека на эти факторы не является
одинаковой вследствие различной генетической
информации и различного сочетания
факторов образа жизни. Согласно заключению
экспертов ВОЗ (1985), если принять
условно уровень здоровья за 100%,
то выше перечисленные факторы
Совершенно очевидно, что наиболее значим образ жизни. Об этом свидетельствует изучение двенадцати устойчивых центров долголетия в бывшем СССР, Индии, КНР, проведенное Г.Д.Бердышевым (1993г).
Для того чтобы определить важнейшие компоненты жизнедеятельности человека и их отношение к здоровью, японские ученые предложили схему в виде треугольника («японский треугольник»), смотреть на которую необходимо по законам японской письменности, (т.е. сверху и справа налево) (см. схему№6)
Таким образом, в центре – человек, труд, отдых. «Это главные составляющие жизни человека, а здоровье – важнейшее условие гармоничной жизнедеятельности .
Профессором Ю.Ф.Змановским предложена “формула здоровья”:
З (здоровье) = РЭДТП / БКА
Р – умение приспособить свои ритмы жизни к ритмам окружающей среды;
Э – эмоциональная устойчивость; Д – двигательная активность;
Т – термозакаливание; П – рациональное питание;
Б – болезни; К – курение; А – алкоголизм.
Показатели числителя и
В психологии есть «правило электрического света». На наш взгляд, оно применимо и к формированию здорового образа жизни. Суть его в следующем: чтобы включить, свет, нагревательный прибор, совсем не обязательно знать физику тока, а знать элементарные правила, и, руководствуясь ими, пользоваться электричеством. Так и здоровье – можно и не знать все в малейших деталях, но следовать простым правилам, и это поможет человеку самому надолго сохранить и укрепить свое здоровье.
Таблица № 1
№п\п |
Модель |
Представители |
Определение здоровья |
Основные характеристики здоровой личности |
Принципы оздоровления |
1 |
Античная модель здоровья |
Алкемеон, Платон, Цицерон, Гиппократ, Эпиктет,Зенон, Марк Аврелий. |
Здоровье – это калокагатия как сфера «где сливаются и отождествляются стихии души и тела» |
Гармония души и тела; гармония здоровья каждого с природой |
Умеренность и забота о себе |
2 |
Адаптационная модель |
К.Лоренц, Г.Селье, П.Бергер, Т.Лукман, А.Адлер, Г.С.Салливан, Э.Эриксон, Л.Филипс |
Здоровье – это |
Приспособленность к окружающей среде; соответствие социальным нормам (нормальность); способность поддерживать оптимальный уровень функционирования (стрессоустойчивость), гармоническая включенность в сообщество людей |
Природо сообразность, социализация личности, примирение биологического и социальных начал в человеке |
3 |
Антропоцентрическая модель |
Л. Бинсвангер Э.Фромм, Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу, К. Юнг, С. Гроф. |
Здоровье как всестороннюю самореализацию
и раскрытие творческого |
Стремление к самоактуализа ции, творческая спонтанность, конгруэнтность, духовная автономия, целостность |
Открытость опыту, развитие и личностный рост, интеграция |
Схема №4
Символ «Цветок здоровья»
Схема № 6
«Японский треугольник»
Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Рекомендуемая литература:
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.,2001. – 352 с.
2. Здоровье студентов: монография, кол-в авт. под ред. Н.А. Агаджаняна. – М., 1997. – 199 с.
3.. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. – 2000. - №1 (21). – с. 54-68
4. Амосов н. Раздумье о здоровье. – М.: ФиС, 1997. – 64с.
5. Нелидова С.Н., Бекмешева Н.И Теософия здоровья. – Алматы, 2003. – 71 с.
Вопросы контроля теоретических знаний студентов:
Задания для СРС:
Тема 4: Состояние здоровья детей и подростков
Форма занятия: лекция
Основные понятия: здоровье
Цель лекции: донести до студентов информацию о состоянии здоровья детей и подростков и что они, как будущие социальные педагоги, могут предпринять, чтобы сохранить здоровье детей, с которыми будет связана их профессиональная деятельность.
Основное содержание лекции:
1. Современное представление о здоровье
Что же такое ЗДОРОВЬЕ? Попробуйте для начала ответить на этот вопрос сами. О чем конкретно вы думаете, когда желаете человеку здоровья? Как вы представляете своего ЗДОРОВОГО ребенка?
В
понимании здоровья традиционно
выделялось две тенденции – западная
и восточная. Согласно западному
представлению о здоровье тело и
душа человека рассматривались отдельными
институтами: благополучием тела занималась
медицина, благополучием души и духа
– религия. В восточной идеологии
такого разделения не было, поэтому
целитель рассматривает обычно телесные
и духовные проявления в совокупности
и взаимосвязи (самый показательный
пример – занятия йогой, которые
по-настоящему эффективны только тогда,
когда человек принимает
Где же здесь истина? Пожалуй, для каждой нации свой путь Однако причинно-следственные связи в отношении телесного и духовного (душевного) – это часть нашего менталитета (не случайно мы часто слышим и используем афоризм «Все болезни от нервов»).
По официальным данным, 60% заболеваний взрослых людей имеют психосоматическую природу, т.е. вызваны не только телесным, но и душевным дискомфортом, стрессом. У детей процент значительно выше. Например, тот же насморк часто является прямым следствием затрудненной психологической адаптации к изменившейся жизненной ситуации: ребенок пошел в сад, мама вышла на работу, переехали на дачу, был семейный праздник и пришло много гостей и т.д., причем болезненные проявления начинаются не сразу, а спустя время.
Согласно общепринятому в современной науке и практике пониманию здоровья, предложенному еще в 1960-е годы Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. Проще говоря, здоровье – это существование человека в гармонии с собой и окружающей средой. Такое состояние достигается лишь при целостном подходе к пониманию здоровья как способности реализовать свой физический, психический и духовный потенциал при воздействии различных (биологических и социальных) факторов среды.
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения