Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Эмоциональное здоровье: понимание важности эмоций; умение «работать» над негативными эмоциями (страх, обида, зависть и т.д.).

Интеллектуальное здоровье: как усваивается информация, касающаяся здоровья; нормальное функционирование обоих полушарий головного мозга.

Социальное здоровье: осознание себя полноценной частью общества, наличие взаимосвязи «здоровое общество - здоровый человек».

Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.

Общественное здоровье представляет собой социально-политическую категорию, которая характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма. Общественное и индивидуальное здоровье взаимосвязаны. Общественное здоровье - понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, индексами здоровья, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.

Понятие «историческое здоровье этноса», ввел в науку академик В.П. Казначеев – это «сохранение и развитие физических, биологических, психических особенностей этноса, трансляции этих  способностей, их совершенствования из поколения в поколение»[10].

Здоровье  людей – это богатство общества. В осуществлении высокой цели – достижения здоровья для всех к 2030 году – особая роль должна принадлежать, прежде всего, молодежи, значительной части населения нашей республики. Жизнь молодых людей, как и  жизнь всех людей, определяется условиями  того общества, в котором они живут. На их жизнь влияют законы, обычаи, системы  ценностей, истощение естественных ресурсов, загрязнение окружающей среды, результаты искусственных или естественных бедствий. Возможно, молодые люди хотели бы изменить тот мир, в котором  им приходится жить, однако их собственная  жизнь во многом уже предопределена и контролируется окружением. С этих позиций важно отдавать себе отчет  в том, что любая проблема в  области здравоохранения имеет  социальный аспект.

Структура здоровья молодых людей (17 – 25 лет) в работах И.И.Брехмана представлена следующим образом:

– с высоким уровнем адаптации (удовлетворительное состояние здоровья) – 16 – 20%

– с напряжением механизмов адаптации (заядлые курильщики; имеющие большую  массу тела; страдающие кариесом зубов  и др.) – 14 – 30%

– с неудовлетворительным уровнем  адаптации (имеющие избыточную массу  тела; физиологические незрелые люди с наличием мышечной гипотонии и  др.) – 34-44%

– со срывом адаптации (страдающие хроническими заболеваниями) 10-34% ].

Какие же факторы влияют на состояние  здоровья молодых людей? К внешним факторам (природные и социальные) можно отнести экологическую обстановку, места проживания, деятельность системы здравоохранения, экономическое положение и т.д.

К внутренним факторам Билич Г.А., Назарова Л.В. относят: индивидуальная предрасположенность (наследственность, события послеродового периода, имевшиеся в прошлом несчастные случаи, заболевания).

Факторы, влияющие на здоровье, по их мнению, можно  разделить на два уровня:

- микроуровень (индивидуальное окружение)

- макроуровень (окружающая среда): политический, экономический, социальный, культурный, факторы окружающей среды .

Оценка  влияния факторов окружающей среды  на здоровье редко делается точно  из-за скудных данных по мониторингу. В свою очередь ответная реакция  человека на эти факторы не является одинаковой вследствие различной генетической информации и различного сочетания  факторов образа жизни. Согласно заключению экспертов ВОЗ (1985), если принять  условно уровень здоровья за 100%, то выше перечисленные факторы составляют 50%, (20% - наследственные факторы, 20% - внешнесредовые условия, 10% - от деятельности здравоохранения), а 50% - это активность самого человека, т.е. влияние на здоровье того образа жизни, который он ведет (см. схему  №5).

Совершенно очевидно, что наиболее значим образ жизни. Об этом свидетельствует  изучение двенадцати устойчивых центров  долголетия в бывшем СССР, Индии, КНР, проведенное Г.Д.Бердышевым (1993г).

Для того чтобы определить важнейшие  компоненты жизнедеятельности человека и их отношение к здоровью, японские ученые предложили схему в виде треугольника («японский треугольник»), смотреть на которую необходимо по законам  японской письменности, (т.е. сверху и  справа налево) (см. схему№6)

Таким образом, в центре – человек, труд, отдых. «Это главные составляющие жизни человека, а здоровье – важнейшее условие гармоничной жизнедеятельности .

Профессором Ю.Ф.Змановским предложена “формула здоровья”:

З (здоровье) = РЭДТП / БКА

Р – умение приспособить свои ритмы  жизни к ритмам окружающей среды;

Э – эмоциональная устойчивость; Д – двигательная активность;

Т – термозакаливание;   П  – рациональное питание;

Б – болезни;  К – курение; А – алкоголизм. 

Показатели числителя и знаменателя  в этой формуле во многом зависят  от личности.

В психологии есть «правило электрического света». На наш взгляд, оно применимо  и к формированию здорового образа жизни. Суть его в следующем: чтобы  включить, свет, нагревательный прибор, совсем не обязательно знать физику тока, а знать элементарные правила, и,  руководствуясь ими, пользоваться электричеством. Так и здоровье –  можно и не знать все в малейших деталях, но следовать простым правилам, и это поможет человеку самому надолго сохранить и укрепить свое здоровье.

 

Таблица № 1

                                               Модели здоровья

№п\п

Модель

Представители

Определение здоровья

Основные характеристики здоровой личности

Принципы

 оздоровления

1

Античная модель здоровья

Алкемеон, Платон, Цицерон, Гиппократ, Эпиктет,Зенон, Марк Аврелий.

Здоровье – это калокагатия  как сфера «где сливаются и  отождествляются стихии души и тела»

Гармония души и тела; гармония здоровья каждого с природой

Умеренность и 

забота  о себе

2

Адаптационная модель

К.Лоренц, Г.Селье, П.Бергер, Т.Лукман, А.Адлер, Г.С.Салливан, Э.Эриксон, Л.Филипс

Здоровье – это приспособленность  индивида к окружающей среде

Приспособленность к окружающей среде; соответствие социальным нормам (нормальность); способность поддерживать оптимальный  уровень функционирования (стрессоустойчивость), гармоническая включенность в сообщество людей

Природо

сообразность,

социализация 

личности,

примирение 

биологического

и социальных

начал

в человеке

3

Антропоцентрическая модель

Л. Бинсвангер

Э.Фромм, Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу,

К. Юнг,

С. Гроф.

Здоровье как всестороннюю самореализацию и раскрытие творческого потенциала личности

Стремление к самоактуализа

ции, творческая спонтанность, конгруэнтность, духовная автономия, целостность

Открытость опыту, развитие и личностный рост, интеграция


 

Схема №4

                          Символ  «Цветок здоровья»

 

 

                                                                                                                   Схема №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Схема № 6

«Японский треугольник»

 


 

 

 

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего,  проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу.  Важно  проверить усвоение материала путем  ответов на вопросы контроля знаний.  По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Рекомендуемая литература:

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.,2001. – 352 с.

2. Здоровье студентов: монография, кол-в авт. под ред. Н.А. Агаджаняна. – М., 1997. – 199 с.

3.. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. – 2000. - №1 (21). – с. 54-68

4. Амосов н. Раздумье о здоровье. – М.: ФиС, 1997. – 64с.

5. Нелидова С.Н., Бекмешева Н.И Теософия здоровья. – Алматы, 2003. – 71 с.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

  1. Пользуясь учебным пособием  Васильевой О.С., Филатова Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки проанализируйте таблицу №1
  2. Попробуйте дать определение: «Моё здоровье – это…»
  3. Какой вывод для себя Вы сделали, осознав, что здоровье на 50% определяется образом жизни человека
  4. Если бы Вы решили вычислить здоровье по формуле Ю.Ф. Змановского, то, какими были показатели числителя и знаменателя?

 

 

Задания для  СРС:

  1. Изучая структуру здоровья молодых людей, которую дает И.И. Брехман, определите, к какой группе относитесь Вы.
  2. Придумайте символ здоровья студенческой молодёжи.
  3. Подобрать дополнительный материал по теме и сделать устное сообщение.

 

Тема 4: Состояние здоровья детей и подростков

Форма занятия: лекция

Основные  понятия: здоровье

Цель лекции: донести до студентов информацию о состоянии здоровья детей и подростков и что они, как будущие социальные педагоги, могут предпринять, чтобы сохранить здоровье детей, с которыми  будет связана их профессиональная деятельность.

Основное  содержание лекции:

1. Современное  представление о здоровье

Что же такое ЗДОРОВЬЕ? Попробуйте для начала ответить на этот вопрос сами. О чем конкретно вы думаете, когда желаете человеку здоровья? Как вы представляете своего ЗДОРОВОГО ребенка?

В понимании здоровья традиционно  выделялось две тенденции – западная и восточная. Согласно западному  представлению о здоровье тело и  душа человека рассматривались отдельными институтами: благополучием тела занималась медицина, благополучием души и духа – религия. В восточной идеологии  такого разделения не было, поэтому  целитель рассматривает обычно телесные и духовные проявления в совокупности и взаимосвязи (самый показательный  пример – занятия йогой, которые  по-настоящему эффективны только тогда, когда человек принимает философию  йоги, иначе это превращается в  банальную физкультуру и даже может причинить вред). Также для  западной медицины свойственно лечение  как избавление человека от симптомов  болезни, а для восточной лечение  есть выяснение причин болезни и  работа с ними (довольно часто причины  физической болезни находятся в  неверном выборе духовного пути или  в душевной дисгармонии).

Где же здесь истина? Пожалуй, для каждой нации свой путь Однако причинно-следственные связи в отношении телесного  и духовного (душевного) – это  часть нашего менталитета (не случайно мы часто слышим и используем афоризм  «Все болезни от нервов»).

По  официальным данным, 60% заболеваний  взрослых людей имеют психосоматическую  природу, т.е. вызваны не только телесным, но и душевным дискомфортом, стрессом. У детей процент значительно  выше. Например, тот же насморк часто  является прямым следствием затрудненной психологической адаптации к  изменившейся жизненной ситуации: ребенок  пошел в сад, мама вышла на работу, переехали на дачу, был семейный праздник и пришло много гостей и  т.д., причем болезненные проявления начинаются не сразу, а спустя время.

Согласно  общепринятому в современной  науке и практике пониманию здоровья, предложенному еще в 1960-е годы Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. Проще говоря, здоровье – это существование человека в гармонии с собой и окружающей средой. Такое состояние достигается лишь при целостном подходе к пониманию здоровья как способности реализовать свой физический, психический и духовный потенциал при воздействии различных (биологических и социальных) факторов среды.

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения