Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Тулеген Тажибаев в своих работах, посвященных этнопедагогике, отмечал, что «Казахи с древнейших времен уделяли большое внимание укреплению здоровья. Это было связано с кочевым образом жизни, сопряжено со многими невзгодами. Конно-спортивные праздник – байга (скачки), сайс (сбивание с лошади), аударыспак (единоборство всадников, чтобы стащить друг-друга с лошади), тизгинге таласу (борьба за поводья), кыз куу (погоня за девушкой), буркит салу (охота с беркутом), тас жугирту (охота с гончей), тенге алу (доставание денег с земли на полном скаку), а также пешие спортивные игры – это борьба, состязания в беге, перетягивание каната, стрельба в цель, бег в мешке и др. развивали силу, выносливость, четкость движений способствовали формированию здорового образа жизни .
«Специфика образа жизни является решающей в существовании и сохранении этноса, как отдельной общности», - так считает Мажит Муканов.
Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Вопросы контроля теоретических знаний студентов:
1.Выписать афоризмы о здоровом образе жизни.
2.Подобрать сказки народов
Рекомендуемая литература:
1. Байтурсынов А. В здоровом
теле – здоровый дух //
2. Кашимов М. Этика. – Казань., 1907
3. Ушинский К.Д. собр.соч. М-Л, 1949
4. Антология педагогической мысли Казахстана /Е. А. Маметказиев, Н. Нурахметов, С.С. Кирибаев, М.К. Козыбаев, К.Б. Жарикбаев и др. – Алматы 1995
5. Аймаутов Ж. Закон адата // Сана 1924 № 2,3
Задания для СРС:
Подготовить реферативные сообщения на тему «Физическое воспитание ребенка в семье», «Возрождение национальных видов спорта», «Народные игры и их значение».
Тема №8
Психическое здоровье
Форма занятия: лекция
Основные понятия: психическое здоровье, физиологический стресс, эмоции
Цель лекции: показать взаимосвязь психического и соматического здоровья; познакомить студентов с причинами нарушения психического здоровья, физиологическим стрессом и стадиями его развития. Показать влияние эмоций на здоровье человека.
Вопросы: Понятие: психическое здоровье, исторический аспект. Причины нарушения психического здоровья. Физиологический стресс: понятие, стадии развития. Гигиена психического здоровья. Влияние эмоций на психическое здоровье.
Основное содержание лекции:
Психическое здоровье (health psychology) – это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, умением в короткое время восстанавливать душевное равновесие .
По
данным Всемирной организации
Психическое здоровье определяет благополучие человека, так как влияет на взаимоотношение с другими людьми; дает ощущение полноты жизни; определяет работоспособность; способствует адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Нарушение психического здоровья не равноценно душевной болезни. Оно может носить временный характер и возникать у практически здоровых людей. Однако психоэмоциональное напряжение может привести к серьезным последствиям. Приходится признать, что длительное время проблема здоровья оставалась «падчерицей» психологической науки. Наука психология долгое время большее внимания уделяла аномалиям человеческой психики, нежели психическому здоровью. Только к концу XX века учеными (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) начата разработка психологических концепций здоровья.
Человек должен знать резервы своей психики и уметь пользоваться ими.
Нарушения психического здоровья может быть связано с врожденными особенностями психики и воздействиями в процессе жизни факторами – чрезмерными психическими нагрузками.
Согласно
К. Юнгу, врожденный психический код
человека определяет его будущие
поведенческие реакции и в
качестве элементов имеет архетипы
(первообразы коллективного
В
качестве основного фактора, нарушающего
психическое здоровье в процессе
жизнедеятельности, является физиологический
стресс, связанный с эмоциональными
и интеллектуальными
Г. Селье выделил три стадии стресса:
1) стадия тревоги;
2) стадия резистентности (сопротивления или приспособления);
3) стадия истощения.
При
неоднократном воздействии
Причины, вызывающие стресс:
В возникновение эмоционального стресса выявлено три звена:
1)
оценка причин, порождающих стресс.
В соответствии с субъективной
оценкой человеком
2)
физиологическая и
3)
профилактика стрессовых
Психика и эмоции человека взаимосвязаны. Эмоции – это одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Принято различать три вида эмоций – 1) отражающие удовольствие (приятные чувства); неудовольствие (неприятные чувства) и безразличие (нейтральные чувства).
Важно знать, понимать эмоции
и научиться адекватно к ним
относится, особенно, к отрицательным
эмоциям. Одностороннее мнение
о безусловной вредности их
для здоровья человека должно
быть решительно отвергнуто. Если
тяжелые переживания и
Понятно,
что при этих условиях, здоровье
человека действительно часто страдает
от переизбытка отрицательных
Таким образом, переживание положительных и отрицательных эмоций можно считать врожденной физиологической потребностью организма человека.
Для нас важна и другая функция эмоционального насыщения, а именно – роль эмоции в удовлетворении высших потребностей человека. Эту роль можно выявить и проследить по следующей схеме (см. схему 10). Из схемы видно насколько важно эмоциональное насыщение для человека. Во взаимосвязи с другими компонентами эмоции участвуют в удовлетворении потребности личности в росте и совершенствовании. Останавливаясь на частных потребностях, таких как, потребность в общении, в эмоциональном контакте, следует подчеркнуть здесь важность навыков саногенного мышления. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношение к миру и вместе с ними преобразуются эмоции.
Студенческая жизнь насыщенна разнообразными эмоциональными, стрессовыми ситуациями. Студент, как и любой человек должен стремиться к преодолению трудностей. В любой ситуации должен быть настрой на лучшее, надежда и вера в себя, поиск путей разумного решения трудных ситуаций.
Для поддержания своего психического здоровья необходимо:
-
развивать чувство
-
адекватно относится к
-
учиться правильно понимать
- позитивно относиться к жизни;
-
учиться эффективно
-
сохранять и укреплять своё
здоровье и заботиться о
- верить в лучшее.
Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Рекомендуемая литература:
1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека. – М.,2001
2. Валеология – Наука о здоровье / под ред. А.Д. Соколова и З.С. Абишевой, Алматы, 1999
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения