Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Тулеген Тажибаев в своих работах, посвященных этнопедагогике, отмечал, что «Казахи с древнейших времен уделяли большое внимание укреплению здоровья. Это было связано с кочевым  образом жизни, сопряжено со многими  невзгодами. Конно-спортивные праздник – байга (скачки), сайс (сбивание с  лошади), аударыспак (единоборство всадников, чтобы стащить друг-друга с  лошади), тизгинге таласу (борьба за поводья), кыз куу (погоня за девушкой), буркит салу (охота с беркутом), тас жугирту (охота с гончей), тенге алу (доставание денег с земли на полном скаку), а также пешие спортивные игры – это борьба, состязания в беге, перетягивание каната, стрельба в  цель, бег в мешке и др. развивали  силу, выносливость, четкость движений способствовали формированию здорового  образа жизни .

«Специфика образа жизни является решающей в существовании и сохранении этноса, как отдельной общности», - так считает Мажит Муканов.

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний.  По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

1.Выписать  афоризмы о здоровом образе  жизни.

2.Подобрать сказки народов мира  и провести их сопоставительный  анализ: найти в каждой сказке  ее национальный колорит, описание  воина-освободителя  или образ  богатыря, описание народных лекарственных  средств, национальных праздников  и т.д.

Рекомендуемая литература:

1. Байтурсынов А. В здоровом  теле – здоровый дух //Казахстанский  календарь, Оренбург 1922

2. Кашимов  М. Этика. – Казань., 1907

3. Ушинский К.Д. собр.соч. М-Л, 1949

4. Антология педагогической мысли Казахстана /Е. А. Маметказиев, Н. Нурахметов, С.С. Кирибаев, М.К. Козыбаев, К.Б. Жарикбаев  и др. – Алматы 1995

5. Аймаутов Ж. Закон адата // Сана 1924 № 2,3

Задания для СРС:

Подготовить реферативные сообщения  на тему «Физическое воспитание ребенка  в семье», «Возрождение национальных видов спорта», «Народные игры и  их значение».

 

 

Тема №8

Психическое здоровье

Форма занятия: лекция

Основные  понятия: психическое здоровье, физиологический стресс, эмоции

Цель лекции: показать  взаимосвязь психического и соматического здоровья; познакомить студентов с причинами нарушения психического здоровья, физиологическим стрессом и стадиями его развития. Показать влияние эмоций на здоровье человека.

Вопросы: Понятие: психическое здоровье, исторический аспект. Причины нарушения психического здоровья. Физиологический стресс: понятие, стадии развития. Гигиена психического здоровья.  Влияние эмоций на психическое здоровье.

Основное  содержание лекции:

Психическое здоровье (health psychology) – это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и преодолевать их, умением в короткое время восстанавливать душевное равновесие .

По  данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), психическое здоровье с каждым годом ухудшается. С 1900 по 2000 год  количество психических заболеваний  увеличились почти в семь раз. В Республике Казахстан в 2002 году зарегистрировано 287 тысяч людей  страдающих психическими заболеваниями (С. Нелидова, Н. Беклемишева, 2003). Подобная тенденция наблюдается и среди  студенческой молодежи. По мнению специалистов, увеличение количества неврологических  заболеваний и ухудшение психического здоровья студентов может быть вызвано  нейропсихическим перенапряжением (стресс), социально-материальными условиями, внутрисемейными взаимоотношениями, следствием перенесенных заболеваний  и травм, а также нерациональным использованием студенческого времени. Провоцировать невротические реакции, по нашему убеждению, могут так же стиль общения педагога со студентами, технологии проведения учебных занятий. 

Психическое здоровье определяет благополучие человека, так как влияет на взаимоотношение  с другими людьми; дает ощущение полноты жизни; определяет работоспособность; способствует адаптации  к изменяющимся условиям жизни.

Нарушение психического здоровья не равноценно душевной болезни. Оно может носить временный характер и возникать  у практически здоровых людей. Однако психоэмоциональное напряжение может  привести к серьезным последствиям.  Приходится признать, что длительное время проблема здоровья оставалась «падчерицей» психологической науки. Наука психология долгое время  большее  внимания уделяла аномалиям человеческой психики, нежели психическому здоровью. Только к концу XX века учеными (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) начата разработка психологических концепций здоровья.

Человек должен знать резервы своей психики  и уметь пользоваться ими.

Нарушения психического здоровья может быть связано  с врожденными особенностями  психики и воздействиями в  процессе жизни факторами – чрезмерными  психическими нагрузками.

Согласно  К. Юнгу, врожденный психический код  человека определяет его будущие  поведенческие реакции и в  качестве элементов  имеет архетипы (первообразы коллективного бессознательного). Это универсальные для всех народов  и для всех времен понятия, стандарты  восприятия, мышления и поведения, такие  как любовь, преданность в общении, милосердии, щедрость, потребность  перемен и т.д. Психический код  каждого человека имеет свой набор  архетипов. Умение управлять своей  психикой (психическим здоровьем) предполагает осознание своей психической  структуры и оптимизацию её функционирования. Второй фактор врожденного генезиса – это особенности внутриутробного  периода и процесса рождения как  факторов риска в формировании первых психокомплексов – «перинатальных матриц».

В качестве основного фактора, нарушающего  психическое здоровье в процессе жизнедеятельности, является физиологический  стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками, психотравмами. По данным ВОЗ 45% всех болезней связано со стрессами. Поэтому знание причины стресса, возможность вмешательства  в развитие стрессорного состояния  позволяют предотвратить его  тяжелые последствия. Тяжелое подавленное  состояние называют стрессовым. Слово  стресс переводится как подавление, угнетение напряжение. Физиологическое  значение стресса заключается в  общей защитной реакции организма  в ответ на неблагоприятное воздействие.

Г. Селье  выделил три стадии стресса:

1) стадия тревоги;

2) стадия резистентности (сопротивления  или приспособления);

3) стадия истощения.     

При неоднократном воздействии стессорных фактов организм не возвращается к  первоначальному состоянию, обессилевший человек впадает в депрессию, что приводит к появлению психосоматических  заболеваний.

Причины, вызывающие стресс:

  1. неуверенность в себе;
  2. сомнение в правильности самооценки, занимаемого места в обществе;
  3. материальное неблагополучие;
  4. эмоциональное перенапряжение и т.д.

В возникновение  эмоционального стресса выявлено три звена:

1) оценка причин, порождающих стресс. В соответствии с субъективной  оценкой человеком стрессорного  воздействия в организме происходит  биохимические изменения;

2) физиологическая и биохимическая  реакция, например выделение адреналина;

3) профилактика стрессовых ситуаций, управление поведенческой реакцией, предотвращающей развитие стресса,  последствия событий.

Психика и эмоции человека взаимосвязаны. Эмоции – это одно из проявлений субъективного  отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Принято различать три вида эмоций – 1) отражающие удовольствие (приятные чувства); неудовольствие (неприятные чувства) и безразличие (нейтральные  чувства).

  Важно знать, понимать эмоции  и научиться адекватно к ним  относится, особенно, к отрицательным  эмоциям. Одностороннее мнение  о безусловной вредности их  для здоровья человека должно  быть решительно отвергнуто. Если  тяжелые переживания и являются  порой причиной некоторых болезней, то это связано с особыми  обстоятельствами. Они состоят, прежде  всего, в том, что отрицательные  эмоции выполняют более важную  биологическую функцию по сравнению  с положительными эмоциями. Отрицательная  эмоция – это сигнал тревоги,  крик организма о том, что  данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция – сигнал  возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстрее. Сигнал же тревоги должен подаваться постоянно, пока опасность не устранена. Вследствие этого у здорового организма застойными могут оказаться только отрицательные эмоции, а эмоциональные конфликты могут принимать затяжной характер.

Понятно, что при этих условиях, здоровье человека действительно часто страдает от переизбытка отрицательных эмоций, и тем сильнее увеличивается  его потребность в нейтрализующих положительных переживаниях. Поэтому  практически, иногда, может быть, и  есть смысл, как это делают врачи, подчеркивать полезность положительных  эмоций и опасность отрицательных. Но теоретически отрицательные эмоции должны быть полностью реабилитированы, в смысле их прямого влияния на здоровье, даже если не принимать во внимание такие их биологические  функции, сигнальнопобудительная и  мобилизующая, важность которых уже  оценена давно. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно в этом случае все (в том числе  и положительные аффекты), что  превышает норму, характеризующую  то, в чем организм непосредственно  нуждается.

Таким образом, переживание положительных  и отрицательных эмоций можно  считать врожденной физиологической  потребностью организма человека.

Для нас важна и другая функция  эмоционального насыщения, а именно – роль эмоции в удовлетворении высших потребностей человека. Эту  роль можно выявить  и проследить по следующей схеме (см. схему 10). Из схемы видно насколько важно  эмоциональное насыщение для  человека. Во взаимосвязи с другими  компонентами эмоции участвуют в  удовлетворении потребности личности в росте и совершенствовании. Останавливаясь на частных потребностях, таких как, потребность в общении, в эмоциональном контакте, следует  подчеркнуть здесь важность навыков  саногенного мышления. Эмоции не развиваются  сами по себе. Они не имеют своей  собственной истории. Изменяются установки  личности, ее отношение к миру и  вместе с ними преобразуются эмоции.

Студенческая  жизнь насыщенна разнообразными эмоциональными,  стрессовыми ситуациями. Студент, как и любой человек  должен стремиться к преодолению  трудностей. В любой ситуации должен быть настрой на лучшее, надежда  и вера в себя, поиск путей разумного  решения трудных ситуаций.

Для поддержания своего психического здоровья необходимо:

- развивать чувство собственного  достоинства;

- адекватно относится к жизненным  ситуациям;

- учиться правильно понимать свои  потребности;

- позитивно относиться к жизни;

- учиться эффективно справляться  со стрессом;

- сохранять и укреплять своё  здоровье и заботиться о здоровье  близких людей;

- верить в лучшее.

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Рекомендуемая литература:

1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека. – М.,2001

2. Валеология – Наука о здоровье / под ред. А.Д. Соколова и З.С. Абишевой, Алматы, 1999

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения