Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Правильный  выбор образа жизни, мы думаем, Вам  поможет анализ-размышление схем «Влияние оптимальных физических тренировок на здоровье человека», «Причины и следствия  малоподвижного образа жизни - гипокинезии», «Виды физических упражнений» (см. схемы  № 13,  №14, №15).

Серьезной проблемой является также отбор  из непрерывно возрастающего объема валеологических знаний  тех, которые  обеспечат укрепление личного и   общественного здоровья студенческой молодежи. За прошедшие десятилетия  сложились различные оздоровительные  системы, с их основными направлениями, на наш взгляд, необходимо познакомить  студентов (см. схему №16).

Противопоказания  к занятиям физкультурой

Меткое  высказывание известного французского писателя А. Мюссе стало крылатой фразой: "Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не может заменить физические упражнения". Казалось бы, о каких противопоказаниях может идти речь, если физические  нагрузки лечат болезни и даже заменяют собой лекарства. Но истина не должна быть догмой, она - отражение опыта. Опыт же учит, что для целого  ряда болезней нужны особого вида и характера движения, разработанные с помощью специальных методик. Существует особый раздел медицинской науки - лечебная физкультура, которая и занимается этими проблемами, - может возразить читатель. Мы же говорим о физкультуре, которой можно заниматься  самостоятельно. Тем не менее, и для занятий общей физической культурой установлены некоторые противопоказания, а именно:

      -   острые инфекционные болезни,

      -   все болезни в активной  форме,

      -   хронические заболевания  в период обострения,

      -   психические заболевания,

      -   органические заболевания  центральной нервной системы,

      -   злокачественные новообразования,

      - болезни опорно-двигательного аппарата  с резким нарушением функции  суставов и сильными болями,

      - бронхиальная астма с частыми,  трудно поддающимися лечению  приступами,

      - болезни сердечно-сосудистой системы:

      а) аневризмы (патологическое  расширение) сердца и аорты,

      б) сложные нарушения ритма  сердечной деятельности,

      в) стенокардия с частыми приступами  болей,

      г) инфаркт миокарда и тяжелые  послеинфарктные изменения,

      д) гипертоническая болезнь с  частыми кризами, а также при  максимальном артериальном давлении  более 200 мм рт. ст. и минимальном более 110 мм рт. ст.,

      е) послеоперационное состояние.

      При заболеваниях желудочно-кишечного  тракта, печени, желчевыводящих путей,  почек, болезней эндокринных желез  в каждом отдельном случае  нужно заключение лечащего врача.  Для студентов существует медицинский  контроль, который каждый проходит  при поступлении в ВУЗ (см.схему  №17).

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы для  теоретического контроля знаний студентов:

1.Значение физических упражнений.

2.Влияние  оптимальных физических тренировок  на здоровье человека.

3.Причины  и следствия малоподвижного образа  жизни – гипокинезии. 

4.Противопоказания  к занятиям физкультурой.

5.Приемы  повышения  энергии.

Рекомендуемая литература:

1. Назарбаева С.А. Путь к себе. – Алматы. – 2000. – 35с.

2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 2001

3. Андреев А. Три кита здоровья. - М.. 2006

4. Ота Грегор  Жить не старея. – М.: ФиС, 2002

5. Тель Л.З.  Кодекс здоровья. –  Акмола. 2001 

Задание для  СРС:

1. Проанализировать схему «Принципиальная схема адаптации организма к оздоровительной тренировке»,  пользуясь учебным пособием Н. Приходько, М. Лукьяненко «Валеология». – Алматы, 2002. с. 26-69.

2. Подготовить сообщение об   одной из оздоровительных систем.

3. Провести социологическое исследование в Вашей студенческой группе об отношении студентов к физическим тренировкам, занятиям спортом, физическими упражнениями. Провести количественный и качественный анализ данных, сделать выводы и о них доложить на следующем занятии. 

4.Познакомиться с методами самооценки своего физического состояния (см. Валеология – наука о здоровье / под ред. А.Д. Соколова и З.С. Абишевой. Алматы. – 2004.С. 83-65

 

Тема №11

Режим труда  и отдыха. Методика выработки индивидуального  ритма работы

Форма занятия: лекция

Основные  понятия: режим труда и отдыха, утомление, переутомление, работоспособность

Цель лекции: Ознакомить студентов с понятиями работоспособность, усталость, утомление, переутомление и их признаками. Обосновать значение соблюдения определённого ритма работы для оптимального функционирования организма

Вопросы: Понятия работоспособность, утомление, переутомление,  режим труда и отдыха. Значение соблюдения определенного ритма работы для оптимального функционирования организма. Гигиена сна и его значение

Основное  содержание:

                                                          Начиная свое поприще, не теряй, 

                                                          о юноша, драгоценного времени

                                                                                 Козьма  Прутков

Под работоспособностью понимают способность человека развить максимум энергии и, экономно ее, расходуя, выполнять работу качественно и эффективно. Работоспособность бывает потенциальная и фактическая. Производительность труда отражает степень реализации работоспособность. На работоспособность оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы (см.  схему№18). 

Утомление – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Утомление выполняет защитную функцию организма и является средством повышения функциональных возможностей организма.  Различают различные виды утомления, каждый из которых имеет свои  характерные признаки (см. таблицу №2).

Труд  студента – это умственный труд, для которого характерно:

- одновременное наблюдение за  несколькими изменяющимися во  времени процессами или изучение  многих предметов за короткий  срок.

- частое и быстрое переключение  с одного объекта на другой, постоянная  переадаптация;

- восприятие и переработка разнообразной  и многочисленной информации, которая  часто имеет эмоциональный характер;

- острый дефицит времени для  переработки этой информации  и для принятия ответственных  решений;

- чувство повышенной ответственности  за принимаемые решения и частое  возникновение состояния нервно-психического  перенапряжения;

- необходимость сохранения интенсивности  и напряженности внимания, памяти, мышления, эмоций;

- выполнение значительной части  работы в вечернее и ночное  время;

- малое участие аппаратов двигательного  анализатора (работа выполняется  большей частью сидя, не требует  больших физических усилий);

- тесное переплетение мысленной  деятельности и эмоционального  напряжения при решении производительно-учебных  задач;

- совмещение нескольких видов  деятельности (учебной, трудовой  и т.д.). 

Рабочая нагрузка студентов достигает 10-12 часов  в сутки и значительно больше в период экзаменационной сессии (14-16ч).

Строгий и ритмичный режим труда и  отдыха – одно из важнейших условий  работоспособности и сохранения и укрепления здоровья студентов.

Режим труда и отдыха – это распорядок, составленный так, чтобы высокая производительность труда сочеталась с высокой и устойчивой работоспособностью в течение возможно более длительного времени.

При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, то есть вырабатывается динамичный стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов, закрепляясь, они  облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают  условия и возможности предстоящей  деятельности. Следуя этому принципу, Вы будете реализовывать ненасильственную парадигму, когда каждое движение будет  на грани приятного, а значит, будет  в пользу. Следует помнить, что  существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колебаниями внешней  среды, определяющимися, главным образом  сменой дня и ночи, колебаниями  циклов, соответствующих месяцу, сезону, году и т.п. В связи с этим, работоспособность  человека в утренние часы постоянно  повышается и достигает к 10-13 часам  наибольшего пика. После 14 часов  происходит снижение работоспособности, а к 16-17 часам идет повышение всех функций.   Спад функциональных возможностей наступает, как правило, после 20 часов. Но не следует забывать об индивидуальных особенностях организма человека. Для  умственной работы ритм бывает разный – суточный, многодневный, сезонный. Любители утренних часов «жаворонки»  просыпаются рано и наиболее активны  в первую половину дня. Их среди нас  процентов 15-20. Есть еще совы – у  тех пик работоспособности приходится на вечер. Каждый третий человек –  сова. Зато примерно половина людей  вообще не замечают этих пиков и  действуют по обстоятельствам или  по привычке. Есть даже такие, кто попеременно  в зависимости от сезона – ведет  себя то, как жаворонок, то, как сова

Не  следует забывать о перерывах. Работать до изнеможения, а потом долго  приходить в себя – далеко не лучший режим. Физиологи рекомендуют  устраивать перерывы в одно и то же время, но чаще приходится это делать, когда они вынужденные: нет нужной информации, мешают работать и т.д.

Давно замечено, что человек по настоящему отдыхает от одной работы, когда  берется за другую. Отдых, это не безделье и даже не приятное времяпрепровождение. Чтобы здоровье позволило Вам  воспользоваться своими знаниями, выкраивайте  часок-другой на спорт или хотя бы серьезную физическую нагрузку. Не стоит думать, будто экономя время  на утренней пробежке, Вы больше успеете  сделать. Ведь Ваша задача не в том, чтобы работать долго, а чтобы  работать эффективно. Можно неплохо  отдохнуть, разнообразя умственные занятия. По свидетельству ученых одновременно работают лишь несколько миллионов  нейронов коры мозга,  а миллиарды  – бездействуют. Поэтому переключение с одной умственной работы на другую не только не увеличивает усталость, но и дает отдых тем клеткам  мозга, которые интенсивно работали. Контролируйте себя. Закончив работу, еще раз спросите себя, куда ушло время? Такой самоконтроль, в конце  концов, помогает сформулировать следующий  принцип: не откладывайте в течение  дня важные дела и безжалостно  отодвигайте все, что не важно. Тем  более что многое из неважного  решается само собой.

Гигиена сна  и его значение

Гигиена сна имеет большое значение для умственного труда. Легкая подготовка ко сну является решающим фактором, обеспечивающим засыпание и полноценный  отдых. Перед сном нежелательна активная умственная работа, ведущая к перевозбуждению  нервной системы и затрудняющая засыпание. За час до сна целесообразны  прогулка на свежем воздухе и теплый душ. Ложась в постель, следует избегать концентрации мыслей на волнующих событиях. Нормальный сон представляет собой  рефлекторный феномен, возникающий  в ответ на длительное и однообразное воздействие условных раздражителей. Монотонные раздражители служат толчком  к развитию сонного торможения. Эти  раздражители должны быть использованы в определенное время отхода ко сну  с учетом определенного расположения мебели, положения тела, затемнения комнаты. Лучшее положение во время  сна на правом боку. Очень полезно  перед сном умыть руки, лицо, ноги, но не холодной водой, ибо она растормаживает сон.  Надо отказаться от привычки спать  на двух-трех подушках, ибо высокое  изголовье ухудшает кровообращение позвоночной и шейной артерии, питающей головной мозг.

Методические  рекомендации

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения