Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

3. Апанасенко Г. Л. Попова Л.А. Медицинская валеология. – М.,2000

4. Грегори О. Жить, не старея. М., 1991

5. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982

Вопросы для  контроля теоретических знаний студентов:

1. Изучить схему «Классификация потребностей» (см. схему №11) пользуясь учебниками и учебными пособиями по психологии.

2. Изучить схему «Способы выражения чувств» пользуясь учебниками и учебными пособиями по психологии.

Задания для  СРСП:

1. Познакомится  с методикой проведения релаксации по книге Грегора О. Жить не старея. М.. 1991 С. 27-39

2. Продолжите фразу: «Для поддержания своего психического здоровья мне необходимо …».

3. Проанализируйте свой рабочий день с позиции полученных знаний на занятии. 

 

 

Схема № 10

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема № 11

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

                                                               Высшие

                      17.    Потребность в творчестве, творческом труде


 

 

 

 

13. Потребность      14.Нравст-эстетич.        15. Потребности              16.Потребнность 

быть  личностью         потребности              смысла жизни     преодоления  трудностей

 

                                                       Социальные

                                                                                                        


                                             

9.Потребность          10.Потребность          11.Потребность в      12.Потребность самоутверждении    в общении             познании                          в   самовыражении          

                                             Психофизиологические


5.Гедонистические     6. Потребность             7.Потребность         8.Потребность   потребности       в эмоциональном насыщении      в свободе         в восстановлении  энергии 

                                                      Биогенные


 

                                              

 

1. Потребность          2. Потребность       3.Ориентация               4.Потребность       

в безопасном               в эмоциональном           на рабочие             в движении,    

самосохранении                контакте                   потребности            активности

 

Труд                                         Общение               Познание                 Реакция    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №9

Влияние характера  мышления на здоровье

Форма занятия:  обзорная лекция

Основные  понятия: Понятие саногенного и патогенного мышления.

Цель лекции: ознакомить студентов с особенностями саногенного и патогенного мышления и показать важность овладения саногенным мышлением и выработки умений и навыков поведения в сложных стрессовых ситуациях.

Вопросы: Функции мышления. Мышление – источник радости или болезни. Понятие саногенного и патогенного мышления, их роль в психофизиологическом самочувствии.

Основное  содержание лекции:

У человека нет большего врага, чем  он сам «Махабхарата»

Разум, мышление – это то, что делает человека человеком, то есть существом, способным управлять собой Мысль  может быть спокойной и беспокойной, хаотичной и упорядоченной, окрыляющей и ужасающей, глубокой и поверхностной. Качество мышления, его направленность и интенсивность определяются теми эмоциями, которые сопровождают каждую мысль. Негативная мысль, порожденная  человеком, разрушает его самого, является источником всех его бед  и оказывает негативное воздействие  на окружающих и даже может вызвать  различные заболевания. Большинство  заболеваний нашего века относятся  к категории так называемых психосоматических. Этот термин означает, что изменения, которые происходят при этих заболеваниях во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с  более или менее длительным эмоциональным  напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаянья), возникающим в ответ  на жизненные трудности и конфликты  – как межличностные, так и  внутренние. Именно внутренним конфликтам приписывают основную роль в возникновении  неврозов и психосоматических заболеваний. Со времен Платона принято считать, что душа состоит из трех частей, относительно самостоятельных сущностей: ума, воли, чувств, в основе которых  лежат эмоции. Если ум и воля в  какой-то степени подчиняются нам, то эмоции всегда возникают и действуют  непроизвольно, помимо нашей воли и  желания. Сильные эмоциональные  переживания могут вызвать психосоматические  симптомы: головную боль, заикание, язвы, различные аллергии и прочее. Объект, который мы воспринимаем, как омерзительный  может вызвать такую психосоматическую  реакцию как рвота.

Существует сравнительно немного  объектов, которые, как правило, эмоционально нейтральны.

Эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются  в своем функционировании. Однако особенностью сознательного человека является то, что эмоции не определяют его поведения. Формирование решения  о том или ином действии принимается  таким человеком  в процессе тщательного  взвешивания всех обстоятельств  и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и  завершается  ею, но в самом процессе доминирует мысль. Но если действия или поступки производятся человеком на основе одних  лишь холодных доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в том случае, когда такие  действия поддерживаются эмоциями.

Но «мысль мысли рознь», агрессивно направленное мышление может привести к гибели не только одного человека, но и враждующей нации. Эту мысль  убедительно обосновал профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и медицинской  психологии Московской медицинской  Академии им. И. Сеченова Юрий Михайлович Орлов. Он утверждает, что путем оздоровления мышления можно к лучшему изменить жизнь. У участников образовательного процесса здоровье значительно хуже, чем у других категорий населения, отметил Ю. М. Орлов. Это связано  с тем, что их общение на протяжении рабочего дня насыщено стрессовыми  ситуациями, на которые люди, не владеющие  навыками саногенного мышления, реагируют  настолько остро, что это подрывает  здоровье. В своих работах Ю.М. Орлов ввел понятие «саногенного»  и «патогенного» мышления.

Саногенное мышление (в переводе с латинского «санос» - здоровье, «ген» – рождающий) – порождающее здоровье. Обладает способностью уменьшать внутреннюю напряженность и тревожность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания, предотвращает заболевания, трудности в общении и дарит радость.

Агрессивно направленное мышление, которое порождает напряженность, ухудшает психическое здоровье, названо  Орловым патогенным, то есть мышление, которое порождает болезнь и неудачи. Ю.М.Орлов приводит несколько примеров «мыслительных автоматизмов».

Человека обидели. И что же? Он начинает думать постоянно о своем  обидчике, возводит его в ранг главного героя своих внутренних монологов. Все мысли не о близких любимых  людях, а  о нем ненавистном, дерзком. Неделями, годами мы помним пережитое  оскорбление. Мы вновь ведем диалог с обидчиком, при воспоминании о  нем испытываем стыд, отвращение и  жалость к себе. А что же происходит в это время в организме  человека? Происходит спазм сосудов, питающих сердце, и вот уже появляется боль в загрудной области, нарушается обмен веществ и при частых повторениях нервных встрясок развивается  сахарный диабет. У некоторых людей  на ситуации неудачи, обиды или стыда  организм реагирует выделением желудочного  сока, в часы не связанные с приемом  пищи. У вспыльчивого человека иммунитет  истощается быстрее, он подвержен заболеваниям – вирусным, простудным. Одним словом, нервная направленность мыслей представляет угрозу для физического состояния  человека. Это не патологическое мышление больных людей, оно вполне нормальное, но может быть причиной появления  болезни.

Основные особенности патогенного  мышления следующие:

- Свобода воображения, мечтательность. Если непроизвольность воображения  переносится на отрицательные  образы, то человек может испытывать  угрызения совести, самоунижение, еще сильнее обижаться, непроизвольно  разрабатывать планы мести и  т.д.

- Патогенное мышление характеризуется  полным отсутствием рефлексии  и, став стереотипом, привычкой,  очень долго сохраняется. 

- Неосознанность умственных операций, порождающих эмоцию. Если человек  не знает, как устроена эмоция, то ему сложно ее контролировать 

Патогенное мышление - нетворческое, косное, прибегающее к шаблонам и  автоматизмам. Наши наблюдения, беседы, позволяют сделать вывод о  том, что большинство студентов  и преподавателей мыслят патогенно. Это одна из причин появления целого ряда заболеваний как психического, так и соматического характера.

Саногенное мышление в противоположность  патогенному способствует угасанию воспоминаний ситуаций, в которых  человек испытал страдание и  способствует приспособлению к ним. Человек, обладающий саногенным мышлением, умеет управлять своими эмоциями, мыслями, чувствами. Для саногенного  мышления характерны следующие особенности:

- Человек может отделить себя  от собственных переживаний и  может наблюдать их. Это способствует  ослаблению переживаний.

При саногенном мышлении интроспекция, то есть размышление, направлено во внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого  внутреннего покоя (релаксации). Это  создает угасающий эффект.

  • Саногенное мышление основано на знании устройства психических состояний, которые контролируются.
  • Овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, повышение уровня валеологической культуры. Когда человек осознает ситуацию, последовательно и проницательно мыслит, осуществляет верные остроумные выводы, он испытывает интеллектуальное наслаждение. Спутанность мысли и ее тупость наоборот сопровождается мучительным чувством угнетения. Все это только утверждает мысль о важности овладения техникой саногенного мышления.

Чувства и мысли связаны с  телесными реакциями нашего организма.

Мышление может улучшать или  ухудшать здоровье организма. Студентам  мы рекомендовали бы научиться контролировать свои мысли и уметь изменять их ход. В эмоциональном состоянии  человек непроизвольно выбирает тот ход мыслей, к которому он привык. Так как любая эмоция имеет  некоторую готовую программу  мыслей. Например, обида включает программу  агрессивного поведения и т.д. Саногенное мышление позволяет осознать то, что  программирует Ваше мышление, создает  стресс или депрессию, делает его  объектом сознания. Саногенное мышление расширяет многообразие хода мыслей, раскрепощает мысль, предлагая новые  программы, уменьшая эмоциональность, оно дарит здоровье и мир.

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Рекомендуемая литература:

1.  Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 2001

2. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. – 216 с.

3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2009. – 239 с.  

Вопросы для  контроля теоретических знаний студентов:

1. Сравнить саногенное и патогенное мышление. Составить диаграмму Венна. 2.  Составить кластер по теме. Ключевые слова: мышление и здоровье

3. Подобрать дополнительный материал по теме из периодической печати

Задания для СРС:

1. Написать аннотацию на книгу Ю.М.Орлова «Восхождение к индивидуальности». –  М. 2001

2. Написать реферат на одну из предложенных тем:

Методы  профилактики стресса

Искусство коммуникации

Оздоровление  мышления

Воспитание  в свете саногенного мышления

 

Тема №  10

Влияние физической культуры на   растущий организм. 

Движение  для здоровья.

Форма занятия: обзорная лекция

Основные  понятия: гипокинезия, гиподинамия, движения

Цель лекции: показать значение занятий физкультурой для сохранения здоровья, повышения жизненного тонуса и работоспособности.

Вопросы: Значение физических упражнений. Влияние оптимальных физических тренировок на здоровье человека. Причины и следствия малоподвижного образа жизни – гипокинезии. Противопоказания к занятиям физкультурой. Приемы повышения  энергии.

 

 

Основное  содержание:

Условно жизнь человека разделяют на три  возраста: возраст движения (до 35 лет), возраст комфорта (35-60 лет) и возраст  покоя (после 60 лет). Студенческий возраст  относится к первому возрасту. Приступая к занятиям физической культурой и спортом, студенты должны учитывать возрастные изменения  и индивидуальные особенности организма. В молодом возрасте нервные процессы отличаются большой подвижностью, связанной  с быстрой возбудимостью  коры головного мозга. Этому процессу противостоит торможение. Динамика развития костно-мышечного двигательного  аппарата также изменяется в связи  с возрастом. Окончательное формирование костной ткани заканчивается  к 20-25 годам. При решении вопроса  о физической нагрузке, прежде всего, следует обращать внимание на состояние  сердечно-сосудистой системы и обращаться за советом к врачам. 

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения