Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Физические  нагрузки.

 

2 способ

1. Часто пить воду и соки

2. Выбирать продукты с низким  содержанием сахара, соли, жира и  высококалорийных питательных веществ

3.  Есть  медленно  тщательно пережевывать  пищу

4.  Не  переедать

5.  Каждое  утро употреблять полноценный  завтрак

6. Думать  о себе в положительном ключе,  думать обо всех хороших качествах,  которые у Вас есть 

7.  Физическая  активность.

 

Пирамида  питания, рекомендованная ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала общие принципы здорового питания, которую в  зависимости от региона можно  адаптировать к привычным для  Вас продуктам. Пирамида ВОЗ составлена по принципу светофора: в ней три  зоны – красная, желтая, зелёная, обозначающие подход к каждой группе продуктов.

Зелёная зона: полный вперед! Хлеб и  макаронные изделия (желательно из муки грубого помола), различные крупы, картофель, овощи, фрукты. Эти продукты должны поставлять больше половины необходимой  энергии, составляя основу ежедневного  рациона. Ежедневная доза овощей и фруктов  – не менее 400г.

Желтая зона: осторожно! Мясо и рыба, с одной стороны, и молочные продукты – с другой. Этих продуктов нужно есть значительно меньше, причем мясо и молоко должны быть по возможности обезжирены

Красная зона: берегись! Масло, сахар, кондитерские изделия, сладости. Как можно реже включайте их в своё меню.

Таким образом, обучаясь культуре питания, необходимо основное внимание необходимо уделять:

  1. связи питания и здоровья, т.к. большинство заболеваний обусловлено неправильным питанием;
  2. рациональному, сбалансированному питанию, которое является одним из важных факторов повышения устойчивости организма к действию окружающей среды;
  3. питанию, соответствующему возрасту, профессии, сезону года, состоянию здоровья

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Рекомендуемая литература:

1.  Концепция Здорового образа жизни и здорового питания // СаПП – 1999, №26

2. Л. З. Тель Кодекс здоровья. - Акмола, 1997

3.  Андреев Ю.А. Три кита здоровья. – М., 1986

4.  Раздельное питание / Подгот. текста Н.Е. Макаровой. – Мн.,2003. – 490 с.

5.  Малахов Г.П. Питание и здоровье. – СПб., 2001

 

Вопросы и задания для контроля знаний студентов:

1. Подготовьте сообщение по книге  Раздельное питание /Подгот. текста  Н.Е. Макаровой. – Мн.,2003.

  1. Заполнить таблицу «Чем я питался сегодня?»

 

Время приема пищи

Название продуктов

  1. Завтрак
  2. Обед
  3. Ужин
  4. Легкие закуски
  5. Прочие продукты
 

 

3. Проанализировать данные таблицы с точки зрения полученной информации о культуре питания.

Задания для СРС

1. Написание  рефератов на предлагаемые темы:

- Питание  в философских учениях Востока

- Концепция  правильного сочетания пищи по  Г. Шелдону

- Концепция  чистого организма

2. Составить  индивидуальную пирамиду здоровья, пользуясь макетом, подготовленным  ВОЗ.

 

 

 

 

 

Тема  №13

Вредные привычки и их влияние на психическое  и физическое здоровье молодёжи

Форма занятия: лекция

Основные  понятия: табакокурение, алкоголь, наркотики

Цель: познакомить студентов с пагубным влиянием на молодой формирующийся организм вредных привычек (табакокурение, алкоголь, наркотики и практическими рекомендациями для отказа от них.   

Вопросы: Привычки и их виды. Курение как угроза здоровью, кратковременные и длительные последствия курения. Психология курения. Анатомические и физиологические аспекты курения. Воздействие отвыкания от курения на организм. Причины и стадии алкоголизма. Влияние алкоголизма на организм. Профилактика алкоголизма. Первые наркотики, Возраст и наркотики. Наркомания и токсикомания, злоупотребление алкоголем и наркотиками – угроза здоровью. Ранняя профилактика наркомании.

Основное  содержание:

                         Вино входит – ум выходит

                         Пей да дело разумей (пословицы)

                         Курить – здоровью вредить  (современная мудрость)

Курение – примитивный способ самоутверждения, приобретение внешней скорлупы взрослости. По последствиям курение  - тяжкий недуг  – опасный как алкоголизм. Поэтому  не стоит баловаться с сигаретой. Однако, тот кто приобрел эту опасную  для здоровья привычку, поступит разумно  и как сильный человек если немедленно начнет работу над собой, чтобы избежать этой привычки, то есть бросить курить. Для начала сделайте следующее:

1) Изучите, когда, при каких  обстоятельствах и сколько Вы  курите. Просто ведите записи.

2) Воспроизведите в сознании  обстоятельства, в которых Вы  приучили себя курению. Эти  сведения полезны в плане самопознания  собственной потребности в курении. 

3) Ясно представьте то удовольствие, которое получаете в результате  выкуренной сигареты.

4) Дайте количественную характеристику  Вашей потребности. Для этого  можно построить график числа  выкуриваемых сигарет в течение  дня, недели и по праздникам.

Формируйте отрицательное отношение  к процессу курения. Для этого  попробуйте не слышать разговоры  курильщиков и наблюдайте, как  они ведут себя в процессе общения. Когда Вы не улавливаете смысла речи, Вы можете выделить весь ритуал курения  и удивитесь уродливости этого  ритуала. Попробуйте не курить сутки. Специально для того, чтобы проследить, как  будете реагировать на это. Обратите внимание на то, как в результате начавшегося кашля начинается отделение  из легких той копоти, которую Вы заносите с каждой затяжкой.  Представьте, сколько смол и копоти вынуждены  усваивать Ваши легкие, которые, в  общем, то должны поглощать кислород, выводить углекислоту и вбирать  в организм энергию ионизированных частиц воздуха, «заряжающих» тело и  нервную систему. Запишите на магнитофонную  ленту свое дыхание, Вы услышите его  сиплость и хриплость. Все это  Вы делаете для выработки отрицательной  установки к курению. Курение  в жизни человека выполняет защитно-эмоциональную  роль. Для перестройки своей личности и изгнания из себя курильщика нужно  выбрать хороший период жизни, в  котором Вам будет легче обойтись без никотина.

Любая дурная привычка устроена так, что в результате прямой атаки  она только усиливается и полнее захватывает душу. Поэтому борьба с дурными привычками всегда есть работа по управлению желаниями и  большей частью состоит не в насилии  над ними или самим собой, но в  том, чтобы угасить привычку, путем  создания ситуаций, в которых исполнение привычного действия не вызывает положительных  переживаний, а противоположное  действие создает их. Поэтому каждый раз, когда мы задумываемся над проблемой  удаления плохой привычки, Вы должны основательно подумать над тем, какой хорошей  привычкой ее заменить.

Бросаем курить сами!

(Десять  основных правил)

Итак, если Вы настроены самостоятельно расстаться с «дикарской» привычкой, Вам необходимо:

1. Наметить точную дату, когда  должно произойти это эпохальное  событие. Чаще всего бросающие  курить приурочивают это ко  дню рождения любимого человека,  к своему дню рождения, или  к Новому Году. Таким образом,  эта дата должна соответствовать  степени важности принятого Вами  решения. 

2. Неплохо взять себе в компаньоны  кого-нибудь, кто поддерживает Вас  в этом начинании: близкого  друга, подругу, мечтающую навсегда  расстаться с табачным дымом,  также «грешащего» привычкой  к сигаретам сокурсника и т.п.

3. Если Вы не можете сразу  порвать с вредной привычкой,  то начните со смены марки  своих сигарет на ту, которую  Вы никогда не любили. И за  одну-две недели до намеченного  дня «Х» постепенно уменьшайте  количество выкуренных сигарет  в течение дня. Лучше всего  ежедневно закуривать первую  сигарету на полчаса позже,  чем в предыдущий день, и по  возможности, вместо целой, выкуривать  половину сигареты.

4. При появлении желания закурить, в любом случае, постарайтесь  промедлить хотя бы несколько  минут, переключаясь на какое-либо  важное (или не слишком важное,  занятие) – соберите сумку,  наведите порядок в письменном  столе, займитесь уборкой в  квартире и т.п. 

5.  Не покупайте сигарет впрок,  ограничьтесь одной пачкой!

6. Проникайтесь пониманием и  сознанием того, что стрелять  сигареты у других это не  только признак дурного тона, но в глазах окружающих –  проявление жадности.

7. Не опорожняйте пепельниц,  их вид и запах наверняка  оскорбит Ваше эстетическое чувство  и обоняние.

8. Ваши окурки складывайте в  большую стеклянную банку –  это будет, своего рода вещественным  доказательством Вашего преступления  против своего здоровья.

9. Избавлению от никотиновой  зависимости частенько помогают  кратковременные курсы лечебного  голодания (практика показывает, что через три дня полного  голодания тяга к табаку исчезает). Однако голодать следует только  после предварительного исследования  крови на сахар и консультации  со специалистом.

10. Не ужасайтесь мысли, что  никогда уже не затянитесь  сигаретой – ведь в жизни  столько приятных соблазнов!.

Алкоголизм

Алкоголь действует на организм подобно наркотическим веществам  и типичным ядам – вначале возбуждающе, потом парализующе. Установить дозу, при которой проявится только первый эффект – невозможно. В связи  с длительным принятием алкоголя развивается алкогольное слабоумие, болезни сердечно-сосудистой системы, хронический бронхит, эмфизема легких, туберкулез, гастрит, язвенная болезнь  желудка, цирроз печени, страдает центральная  периферическая нервная система. Алкоголь пагубно влияет на иммунную систему. Причины алкоголизма (по Лисицину Ю.П. и Копыту Н.Я.):

1. До 15 лет

Неблагоприятные отношения между  родителями, алкогольные традиции в  семье. Отсутствие одного из родителей. Раннее приобщение к алкоголю.

2.С 16 до 19 лет

Обычаи окружения. Алкогольные  традиции. Самовыражение собственного «Я».

3.С 20 до 25 лет

Установка на привычное потребление  алкоголя. Экономическая самостоятельность  и бесконтрольность и т.д.[29].

Стадии  алкоголизма

Первая  стадия. Нарушается работа внутренних органов, появляются отклонения со стороны нервной системы, снижается умственная работоспособность, ухудшается память, внимание, расстраивается сон, возникают головные боли, проявляется повышенная раздражительность.

Вторая  стадия. Более ярко выраженные нарушения интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы. Возникают психозы, дозы спиртного увеличиваются до максимальных.

Третья  стадия. Ослабление всего организма, утрачивание эмоций и этических норм, типичные изменения во внутренних органах, вспомогательных процессах периферической нервной системы. Запойное пьянство.

Более 60% автомобильных катастроф, насильственных преступлений и изнасилований  связаны с употреблением алкоголя

Полезные  привычки

1. Если Вы знаете, что большого  застолья Вам не избежать, неплохо  перед его началом выпить ложку  растительного масла: оно тонким  слоем покроет слизистую оболочку  желудка и тем самым затруднит  быстрое всасывание алкоголя.

2. Во время возлияний необходимо  чаще выходить из-за стола (лучше  на свежий воздух), стараться разминаться,  пить больше жидкости.

3. Синдром похмелья вызывается  не только интоксикацией (то  есть отравлением продуктами  распада алкоголя, в основном  формальдегидом и ацетальдегидом), но и перенасыщением и даже  отравлением организма пищевыми  шлаками, токсинами и различными  химическими компонентами продуктов.  Его можно снять разгрузочными  диетами. Лучше всего «посидеть  «весь следующий день на соках  и минеральной воде, в крайнем  случае, любители что-нибудь пожевать  могут съесть до 800 граммов овощей и фруктов.

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения