Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Рекомендуемая литература:

1. Приходько Н., Лукьяненко М. Валеология: Курс лекций. – Алматы., 2002.

2. Жариков Крушельницкий Для тебя и о тебе

3. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! – М.,2004

4. Попов Г. Техника личной работы. – М., 2000

5. Уорд Р. Живые часы. – М.. 2004 

Вопросы для  контроля теоретических знаний студентов:

1.Понятия  работоспособность, утомление, переутомление,  режим труда и отдыха.

2.Значение  соблюдения определенного ритма  работы для оптимального функционирования  организма. 

3.Гигиена  сна и его значение

Задания для СРС:1.  Написание рефератов, сообщений на тему.

Сон как  источник энергии

Методы  профилактики стресса

Культура  умственного труда

Работоспособность, утомление, усталость и переутомление  студентов

 

Тема №12

Культура  питания как компонент валеологической  культуры

Форма занятия: лекция

Основные  понятия: сбалансированное питание,  рациональное питание

Цель: ознакомить студентов с основными принципами рационального сбалансированного питания и показать важность их соблюдения для сохранения и укрепления здоровья и формирования валеологической культуры Вопросы: Понятия: питание, рациональное питание, сбалансированное питание и его принципы. Функции питания. Общие закономерности питания (по Андрееву Ю.А.). Масса тела и здоровье. Способы поддержания оптимальной массы тела. Пирамида здоровья

Основное содержание:

       Обильная еда вредит телу так же как изобилие воды вредит посевам

                                                                                                Абуль Фарадж

Питание – средство поддержание жизни, роста, развития организма, здоровья и высокой работоспособности человека. Организм, пища и средства образуют единое целое.

Рациональное  питание – это питание, которое удовлетворяет энергетические пластические и другие потребности организма, которые при этом обеспечивают необходимый уровень обмена веществ.

Основные  составляющие рационального питания: сбалансированность, режим питания, соблюдение энергетического баланса. обеспечивает оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов, макро-, и микро- элементов. В организм должно поступать столько энергии, сколько её расходуется, т.е. при рациональном питании необходимо соблюдать калорийность, энергетический баланс и режим.

Существует семь основных принципов  рациональность питания:

  1. Есть не чаще 3-4 раза в день через регулярные промежутки времени, стараясь принимать пищу в одно и тоже время.
  2. Есть столько, сколько нужно для сохранения массы тела, соответствующей росту и весу.
  3. Умело распределять количество пищи между приёмами пищи.
  4. В повседневном питании нужно обеспечить определенное соотношение между отдельными компонентами пищи, не забывая об определённом минимуме белков.
  5. В ежедневном рационе должны быть блюда, содержащие клетчатку.
  6. Не забывать об употреблении витаминов и минеральных веществ.
  7. Не забывать о необходимом количестве воды. В нормальных условиях человек нуждается в двух литрах воды.

Функции питания

Для чего человеку нужно принимать пищу?

1) Энергетическая функция питания. Все процессы жизнедеятельности в организме требуют энергетических затрат, их пополнение обеспечивается питанием. Растения и микроорганизмы способны аккумулировать солнечную энергию и преобразовывать молекулы неорганических элементов в органические. В организме травоядных животных эта энергия концентрируется в макроэргические молекулы (холестерин). Человек и хищное животное потребляя в пищу травоядных, таким образом, получает аккумулированную солнечную энергию. Растения поставляют низкокалорийные продукты, а животные – высококалорийные.

2) Пластическая функция питания. Организм в процессе пищеварения расщепляет молекулы пищи до элементарных частиц (аминокислот, жирных кислот, глюкозы). Часть из них окисляется для выделения энергии, а другая используется для синтеза своих собственных, присущих только этому организму молекул белков, жиров, гликопротеидов, фосфолипидов, липопротеидов, нуклеотидов и др.

3) Коферментная, каталитическая функция пищи. Помимо энергии и строительного материала организм нуждается в витаминах и микроэлементах. Наибольшее их содержание имеется в растительных продуктах. При термической обработке большая часть витаминов разрушается. С этим связана эпидемия хронического гиповитаминоза. Например: организм не депонирует витамин С, поэтому его поступление должно ежедневно обеспечиваться пищей.

4) Участие в функционировании центральной нервной системы (ЦНС). Исследования ученых продемонстрировали, что процессы памяти, обучения, поведения обусловлены синтезом специфических белков. Прием пищи ускоряет эти процессы и является положительным подкреплением нового навыка. Не случайно при дрессировке животных стимулируют пищей.

5) Стресспротекторный эффект питания. Замечали ли Вы, что некоторые люди, когда волнуются, стараются что-то съесть, после чего они успокаиваются. Прием пищи стимулирует выделение прогормонов радости – опиатов, которые и вызывают эффект наслаждения.

Теперь  рассмотрим, какие из этих функций  преобладают в повседневной жизни? Энерготраты человека за ХХ столетие снизились в 2,5 раза, а уровень  потребления пищи возрос в 10 раз. Пластическая функция питания угнетена, так  как многие из современных продуктов  не содержат ни одной молекулы, способной  участвовать в обмене веществ. Однако они из-за вида, вкуса и запаха вводят в заблуждение организм, вызывая  мобилизацию механизмов усвоения пищи. Для сравнения заметим, что съесть кусок пластмассы менее вредно, чем  питаться некоторыми популярными продуктами. Отсутствие в пище или смешивание сырых фруктов и овощей с пищей  лишает организм витаминов и микроэлементов. Например: усвоение яблока происходит за 10 минут, мясо переваривается за 2 часа. Их смешивание ведет к загниванию фрукта, газообразованию, ухудшает пищеварение  и т.д. Неудовлетворенные потребности  в строительных и коферментных субстратах  побуждают человека увеличивать  потребление пищи.  Этому же способствует и увеличение стрессов, высокая информационная нагрузка. Какой должна быть пища? Она  должна отвечать тем функциям питания, о которых упоминалось выше. Она  должна содержать пластические субстраты, витамины, микроэлементы.

Как определить, какая пища необходима каждому человеку?

1) В каждом из нас заложено  чутье и память обо всех  продуктах. Важно их не заглушить.  Особенно обостряются эти чувства  во время беременности у женщин. Дети точно могут сказать, чего  бы им хотелось съесть. Тот  вид продукта, который радует  глаз, обоняние и вкус и есть  самый необходимый, но не следует  забывать, что речь идет лишь  о натуральных естественных продуктах.

2) Наилучшими полезными  качествами обладает пища той  же местности, где живет человек  и того времени года, в которых  ее больше всего. Например: употребление  бананов особенно полезно в  жаркое время года при высокой  влажности. Употребление эскимосами  жира полярных животных делает  их устойчивыми к морозам. Острая  пища стимулирует секрецию пищеварительных  ферментов в странах с тропическим  климатом, где иначе бы люди  страдали бы от не переваривания  пищи.

Когда нужно принимать пищу? Только тогда, когда есть чувство голода. Нельзя есть в состоянии усталости, беспокойства, при перегреве или переохлаждении, при острых заболеваниях, физическом недомогании, любом дискомфорте. Не зря дети, когда ощущают недомогание – отказываются от еды. Так включается древний механизм защиты и саморегуляции, и уж, конечно, нельзя заставлять есть насильно, так как пища не будет принята организмом, какой бы идеальной она не была. Лучше отказаться от пищи, принять воду или сок, привести в порядок свои мысли, отдохнуть, а потом уже и поесть.

У всех народов существовала традиция принимать пищу два раза в день - в полдень и вечером. Как оказалось, это соответствует  биологическим  часам организма.

Японский профессор Ниши (1884-1959) писал: «Утро – это время не для приема, а для разгрузки. Именно утром опорожняется кишечник. Это  время, когда тело чистит себя. Глупо  наполнять кишки пищей, когда  они приступили к ее уничтожению». Завтрак отнимает энергию у мозга  и мышц, затрудняет выполнение работы.

                         Общие закономерности питания(  по Ю.А. Андрееву)

1. Из большого объема продуктов,  пригодных для питания человека  надо   уметь выбрать наиболее  пригодные именно для себя.

2. Индивидуальные подходы к  питанию могут быть определены  родовыми различиями человечества. Они могут быть определены  также и ритмическими, точнее  биоритмическими особенностями  человека  («совы», «жаворонки»).

3. Главное – получать все  необходимое многообразие элементов  в соотношении  и очередности  угодных именно Вашему отдельному  и особому организму. То есть  аутентичность питания Вашей  индивидуальности.

4. Питание должно быть живым.  Продукты могут быть живыми  и неживыми. Например: молоко от  разных коров, механическая дойка,  транспортировка, обработка и  т.д. – это уже не живой  продукт. Молоко же от коровы  парное, теплое, которую только подоили,  воистину солнечный энергетически  насыщенный продукт.

5.Умеренное употребление поваренной  соли физиологически необходимо  – и для поддержания постоянного  осмотического давления в плазме  крови и в тканевых жидкостях,  и для работы нервных клеток, и для сохранения кислотно-щелочного  баланса. 

6.Механическое равнение на калории  для живого организма оказывается  непригодным, ибо оно не учитывает  специфические, именно для Вас,  свойства тех продуктов, которые  мы получаем внутрь, например: в  организме биохимическое расщепление  различных продуктов осуществляется  с затратой и выделением различного  количества энергии и получается, что на переработку и переваривание  мяса уходит подавляющая часть  полученной от этого мяса энергии.  Напротив, при расщеплении злаковой  каши она выделяет многократно  больше калорий, чем необходимо  для ее переваривания.

Еще в «Ветхом завете» было сказано  «не вари ягненка в молоке матери его» или иными словами «не  смешивай в едином блюде столь  разные пищевые субстанции как мясо и молоко». Все продукты можно  разделить на три основные группы. Первая – это белковые продукты, которые перевариваются с применением  кислоты. Вторая группа – это углеводы, разные виды сахара и крахмала, которые  перемалываются преимущественно щелочами,  выделяемыми слюнными железами.

Третья группа это те живые, главным  образом, растительного происхождения  продукты, которые содержат в себе одновременно и питательные вещества и ферменты для их расщепления.

6. Принятие пищи должно сопровождаться  духовным подъемом, радостью, добрым  общением, положительными эмоциями.

7. Неторопливое многократное пережевывание  пищи, тщательная ее переработка  и образование в это время  обильной слюны вдвое улучшат  усвоение продуктов.

Болезнью №1 Ю. Андреев считает  общее загрязнение человеческого  организма. Проблема чистого организма, его постоянных радикальных очисток  не менее значима, чем проблема правильного  питания. Концепция чистого организма  в равной степени опирается на верное питание и поддержание  внутренней чистоты всех органов  и систем .

Масса тела и здоровье.

Избыточный вес – это причина  появления многих болезней

Четыре стадии ожирения: 1 стадия – 15-29 %;

                                             2 стадия – 30-45 %;

                                             3 стадия – 50 %;

                                             4 стадия – 100 %

Семь принципов поддержания  нормальной массы тела:

    1. Разнообразие пищи
    2. Контроль за своей массой, знание оптимальной массы своего тела;
    3. Питание с низким содержанием жира и холестерина;
    4. Ограниченное употребление сахара;
    5. Умеренное потребление соли и продуктов, богатых натрием
    6. Питание, богатыми фруктами, овощами, зерновыми культурами;
    7. Ограничение употребления алкогольных напитков.

 

Способы поддержания  оптимальной  массы тела

1 способ

Повышение физической активности;

Употребление  меньше жира, жирной пищи;

Есть  меньше сахара и сладостей;

Избегать  употребления алкоголя в больших  количествах;

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения