Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Рекомендуемая литература:
1. Приходько Н., Лукьяненко М. Валеология: Курс лекций. – Алматы., 2002.
2. Жариков Крушельницкий Для тебя и о тебе
3. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! – М.,2004
4. Попов Г. Техника личной работы. – М., 2000
5. Уорд Р. Живые часы. – М.. 2004
Вопросы для контроля теоретических знаний студентов:
1.Понятия
работоспособность, утомление,
2.Значение
соблюдения определенного
3.Гигиена сна и его значение
Задания для СРС:1. Написание рефератов, сообщений на тему.
Сон как источник энергии
Методы профилактики стресса
Культура умственного труда
Работоспособность, утомление, усталость и переутомление студентов
Тема №12
Культура
питания как компонент
Форма занятия: лекция
Основные понятия: сбалансированное питание, рациональное питание
Цель: ознакомить студентов с основными принципами рационального сбалансированного питания и показать важность их соблюдения для сохранения и укрепления здоровья и формирования валеологической культуры Вопросы: Понятия: питание, рациональное питание, сбалансированное питание и его принципы. Функции питания. Общие закономерности питания (по Андрееву Ю.А.). Масса тела и здоровье. Способы поддержания оптимальной массы тела. Пирамида здоровья
Основное содержание:
Обильная еда вредит телу так же как изобилие воды вредит посевам
Питание – средство поддержание жизни, роста, развития организма, здоровья и высокой работоспособности человека. Организм, пища и средства образуют единое целое.
Рациональное питание – это питание, которое удовлетворяет энергетические пластические и другие потребности организма, которые при этом обеспечивают необходимый уровень обмена веществ.
Основные составляющие рационального питания: сбалансированность, режим питания, соблюдение энергетического баланса. обеспечивает оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов, макро-, и микро- элементов. В организм должно поступать столько энергии, сколько её расходуется, т.е. при рациональном питании необходимо соблюдать калорийность, энергетический баланс и режим.
Существует семь основных принципов рациональность питания:
Функции питания
Для чего человеку нужно принимать пищу?
1) Энергетическая функция питания. Все процессы жизнедеятельности в организме требуют энергетических затрат, их пополнение обеспечивается питанием. Растения и микроорганизмы способны аккумулировать солнечную энергию и преобразовывать молекулы неорганических элементов в органические. В организме травоядных животных эта энергия концентрируется в макроэргические молекулы (холестерин). Человек и хищное животное потребляя в пищу травоядных, таким образом, получает аккумулированную солнечную энергию. Растения поставляют низкокалорийные продукты, а животные – высококалорийные.
2) Пластическая функция питания. Организм в процессе пищеварения расщепляет молекулы пищи до элементарных частиц (аминокислот, жирных кислот, глюкозы). Часть из них окисляется для выделения энергии, а другая используется для синтеза своих собственных, присущих только этому организму молекул белков, жиров, гликопротеидов, фосфолипидов, липопротеидов, нуклеотидов и др.
3) Коферментная, каталитическая функция пищи. Помимо энергии и строительного материала организм нуждается в витаминах и микроэлементах. Наибольшее их содержание имеется в растительных продуктах. При термической обработке большая часть витаминов разрушается. С этим связана эпидемия хронического гиповитаминоза. Например: организм не депонирует витамин С, поэтому его поступление должно ежедневно обеспечиваться пищей.
4) Участие в функционировании центральной нервной системы (ЦНС). Исследования ученых продемонстрировали, что процессы памяти, обучения, поведения обусловлены синтезом специфических белков. Прием пищи ускоряет эти процессы и является положительным подкреплением нового навыка. Не случайно при дрессировке животных стимулируют пищей.
5) Стресспротекторный эффект питания. Замечали ли Вы, что некоторые люди, когда волнуются, стараются что-то съесть, после чего они успокаиваются. Прием пищи стимулирует выделение прогормонов радости – опиатов, которые и вызывают эффект наслаждения.
Теперь рассмотрим, какие из этих функций преобладают в повседневной жизни? Энерготраты человека за ХХ столетие снизились в 2,5 раза, а уровень потребления пищи возрос в 10 раз. Пластическая функция питания угнетена, так как многие из современных продуктов не содержат ни одной молекулы, способной участвовать в обмене веществ. Однако они из-за вида, вкуса и запаха вводят в заблуждение организм, вызывая мобилизацию механизмов усвоения пищи. Для сравнения заметим, что съесть кусок пластмассы менее вредно, чем питаться некоторыми популярными продуктами. Отсутствие в пище или смешивание сырых фруктов и овощей с пищей лишает организм витаминов и микроэлементов. Например: усвоение яблока происходит за 10 минут, мясо переваривается за 2 часа. Их смешивание ведет к загниванию фрукта, газообразованию, ухудшает пищеварение и т.д. Неудовлетворенные потребности в строительных и коферментных субстратах побуждают человека увеличивать потребление пищи. Этому же способствует и увеличение стрессов, высокая информационная нагрузка. Какой должна быть пища? Она должна отвечать тем функциям питания, о которых упоминалось выше. Она должна содержать пластические субстраты, витамины, микроэлементы.
Как определить, какая пища необходима каждому человеку?
1)
В каждом из нас заложено
чутье и память обо всех
продуктах. Важно их не
2) Наилучшими полезными
качествами обладает пища той
же местности, где живет
Когда нужно принимать пищу? Только тогда, когда есть чувство голода. Нельзя есть в состоянии усталости, беспокойства, при перегреве или переохлаждении, при острых заболеваниях, физическом недомогании, любом дискомфорте. Не зря дети, когда ощущают недомогание – отказываются от еды. Так включается древний механизм защиты и саморегуляции, и уж, конечно, нельзя заставлять есть насильно, так как пища не будет принята организмом, какой бы идеальной она не была. Лучше отказаться от пищи, принять воду или сок, привести в порядок свои мысли, отдохнуть, а потом уже и поесть.
У всех народов существовала традиция принимать пищу два раза в день - в полдень и вечером. Как оказалось, это соответствует биологическим часам организма.
Японский профессор Ниши (1884-1959) писал: «Утро – это время не для приема, а для разгрузки. Именно утром опорожняется кишечник. Это время, когда тело чистит себя. Глупо наполнять кишки пищей, когда они приступили к ее уничтожению». Завтрак отнимает энергию у мозга и мышц, затрудняет выполнение работы.
Общие закономерности питания( по Ю.А. Андрееву)
1. Из большого объема продуктов,
пригодных для питания
2. Индивидуальные подходы к
питанию могут быть определены
родовыми различиями
3. Главное – получать все
необходимое многообразие
4. Питание должно быть живым.
Продукты могут быть живыми
и неживыми. Например: молоко от
разных коров, механическая
5.Умеренное употребление
6.Механическое равнение на
Еще в «Ветхом завете» было сказано «не вари ягненка в молоке матери его» или иными словами «не смешивай в едином блюде столь разные пищевые субстанции как мясо и молоко». Все продукты можно разделить на три основные группы. Первая – это белковые продукты, которые перевариваются с применением кислоты. Вторая группа – это углеводы, разные виды сахара и крахмала, которые перемалываются преимущественно щелочами, выделяемыми слюнными железами.
Третья группа это те живые, главным образом, растительного происхождения продукты, которые содержат в себе одновременно и питательные вещества и ферменты для их расщепления.
6. Принятие пищи должно
7. Неторопливое многократное
Болезнью №1 Ю. Андреев считает
общее загрязнение
Масса тела и здоровье.
Избыточный вес – это причина появления многих болезней
Четыре стадии ожирения: 1 стадия – 15-29 %;
Семь принципов поддержания нормальной массы тела:
Способы поддержания оптимальной массы тела
1 способ
Повышение физической активности;
Употребление меньше жира, жирной пищи;
Есть меньше сахара и сладостей;
Избегать употребления алкоголя в больших количествах;
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения