Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

4. Попробуйте «похмельный рецепт»  Элизабет Тейлор, долго боровшейся  с собственным алкоголизмом: соль, перец, лимонный сок, немного  водки и мед. Но этот рецепт  – для оказавшихся «в лапах»  алкоголизма.

5. С утра посвятите хотя бы  несколько минут разминочным  упражнениям, после чего примите  душ (лучше контрастный).

6. При выраженной слабости добавьте витамины в первую очередь группы А и С.

7. Помогают и препараты, содержащие полноценный набор аминокислот – пирацетам, ноотропил.

8. Ну а верующим можно порекомендовать вспомнить о том, что православная церковь уже давно советует молиться об избавлении «греха пьянства» иконе Божьей матери. А ведь  что такое молитва для истинно верующего. Это мотивированное самовнушение, подкрепленное внушением веры!

Наркотики

Наркотики угнетают деятельность головного  мозга и приводят к возникновению  чувства удовольствия, ощущению силы и превосходства, после чего следуют  апатия, сонливость, ослабление сердечной  деятельности и дыхания. Термином «наркотик» обычно называют опиум, болеутоляющие  лекарственные средства на его основе. К их числу относится морфин, кодеин, героин. Табак, алкоголь и марихуана  являются наиболее доступными наркотиками. Их называют первыми наркотиками.

Типы наркотиков: алкоголь, марихуана, ингалипты успокаивающего действия, возбуждающего действия; болеутоляющие и галлюциногенные.

Среднестатистический наркоман молод (не старше 25 лет), проживает в большом  городе, в семье сравнительного достатка.

Наркомания – это болезненное  влечение или пристрастие к наркотическим  веществам, употребляемым различными способами (вдыхание, глотание, внутривенная инъекция). Привычка к наркотическому дурману через некоторое время  перерождается в болезненное  влечение, пристрастие. Это уже далеко зашедшее состояние, когда не прекращается сильная потребность в приеме наркотических веществ, вызванная  психической и физической зависимостью от них, возникает необходимость  постепенно увеличивать дозы, отравляя организм.

Все наркотические вещества вызывают одурманивающее состояние. Затем –  постоянно нарастающий голод, свидетельствующий  о наркотической зависимости. По мере употребления наркотиков прогрессирует  физическое и психическое истощение  организма, которое в итоге ведет  к преждевременной смерти. В зависимости  от принятого наркотика,  его дозы у человека может наступать процесс  возбуждения или торможения. При  возбуждении появляется чувство  легкости, активности, иллюзии и  т.д. Торможение – это когда человек  расслаблен, безразличен ко всему. Часто  наркоманов мучают неосознанные страхи, видения, галлюцинации. Отсутствие наркотика  вызывает нарастающую раздражительность, нервозность, трудности в общении, рассеянное внимание, быстрое утомление  и т.д. Человек, испытывающий ломку, не в состоянии на чем-либо сосредоточиться, его самое заветное желание –  достать любой ценой наркотик [30,31].

                                                                                                          Таблица 3

              Признаки злоупотребления наркотиками

 Наркотик

 Симптомы

Внешние признаки

 Опасность

ГЕРОИН, МОРФИЙ,

КОДЕИН

Ступор, сонливость

Следы от уколов, водянистые глаза, насморк

Игла или шприц для  подкожных инъекций, матерчатый жгут, обожженные крышки от бутылок или  ложки, прозрачные пакеты

Смерть от передозировки, умственная деградация, поражение мозга  и печени, возникновение устойчивой зависимости

МАРИХУАНА, ТРАВКА, КУРЕВО, ЗЕЛЬЕ

Сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует  координация движений, тяга к сладкому, повышенный аппетит. Слабовыраженные  галлюцинации

Красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, обесцвеченная  кожа на пальцах

Анемия, врожденные уродства, стремление попробовать более сильный  наркотик. Марихуана поражает внутренние органы (одна порция = одной пачке  сигарет)

ЛСД И ДРУГИЕ ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ

Сильные галлюцинации, чувство  отрешенности, бессвязная речь, холодные руки и ноги, рвота, смех и плач, истерическое состояние и состояние опьянения.

Бесцветные куски сахара, сильный запах пота, небольшая  склянка с прозрач-ными капсулами и таблетками, неболь-шие квадратики бумаги с рисунком, петрушка в упаковке с запахом метанола, любой цветной порошок в маленьком полиэтеленовом пакете

Суицидальные тенденции, непредсказуемое поведение. Постоянное употреблений ведет к поражениям головного мозга. Врожденные уродства; возможность гибели от несчастного  случая.


 

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Рекомендуемая литература:

1. Орлов  Ю.М. Восхождение к индивидуальности - М., 201

2.Кенджи  Б. Смертельные ловушки века - Международный общественный фонд  КАТЕV, 2007

3. Айдарханов  А. Т., АлтынбековС.А., Катков А.Л., МукановС.К. Всё о наркозависимости  в Казахстане - Астана, 2002

4. Тарасов  Е. Популярная психотерапия. –  М., 2007

5. АлтынбековС.А., Катков А.Л., Мусинов С.Р. Наркозависимость  и алкоголизм. Тенденции распространения, меры противодействия в общемировой практике. – Павлодар, 2002

Вопросы и задания  для контроля:

  1. Разработайте правдивую рекламу сигарет.
  2. Побеседуйте с подростками, которые курят и попросите их рассказать о появившейся привычке

Задание для СРС

1.Постарайтесь  самостоятельно определить кратковременные  и длительные последствия воздействия  алкоголя на  молодой, растущий  организм.

2.Придумайте  рекламу одного из алкогольных  продуктов, которая бы сообщала  правду о нем.

 

Тема №14

Валеологическая служба образовательного учреждения

Форма занятия: лекция

Основные  понятия: валеологически оправданный педагогический процесс, валеологическая служба здоровьесберегающая среда.

Цель: познакомить студентов с организацией и работой валеологической службы образовательного учреждения.

Вопросы: 1.Организация деятельности валеологической службы в различных образовательных учреждениях.

2. Организация здоровьесберегаюшей среды в социальном приюте

3.Организация  здоровьесберегающей среды в  учреждениях интернатного типа

4.Санитарно-педагогические  требования к образовательным  учреждениям

Основное  содержание:

Оздоровительная работа в современной системе  образования, построенная с учетом основополагающих принципов педагогической и медико-биологической валеологии, может быть достаточно эффективной  и включать введение реабилитационных компонентов в режим дня; апробацию  сберегающих здоровье технологий обучения; внедрение авторских образовательных  программ по валеологии, построенных  на профилактической идее; разработку рекомендаций по соблюдению гигиенических  требований к организации учебных  занятий и построению обучения с  учетом психофизиологических особенностей занимающихся; проведение просветительской работы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, отклонений в  сексуальном поведении, индивидуализацию подхода в физическом воспитании способствующую усилению потребности  в занятиях физическими упражнениями, что в целом характеризует  наиболее актуальный для всех учащихся процесс — формирование здоровья. В свою очередь, формирование устойчивой потребности в здоровье следует  осуществлять как через содержание образования (предметы учебного цикла), так и через элементы прикладной валеологии, используя имеющиеся  в наличии диагностические и  оздоровительные средства (Э. М. Казин  и др.], 1998). Необходимо создание технологизированных  систем совместных действий педагога, психолога, психофизиолога, медицинского работника по оздоровлению условий  жизни в школе, восстановлению оздоровительного статуса образовательных учреждений. С целью улучшения здоровья школьников и учителей, а также повышения  эффективности оздоровительной  и учебно-воспитательной работы (через  урочную, внеурочную, внеклассную формы  работы) необходима интеграция средств  и методов педагогической и медико-биологической  валеологии посредством создания валеологической  службы в различных образовательных  учреждениях.

Целью организации валеологического центра в образовательном учреждении является создание условий (на базе использования автоматизированных программно-технических средств и методов) для диагностики, прогноза и реабилитации субъектов образовательного процесса. Основными направлениями ее работы являются повышение валеологической грамотности учителей и формирование их готовности к валеологической работе со школьниками; оказание помощи учителям в формировании ЗОЖ учащихся, повышение валеологического статуса самих учителей; осуществление валеологической экспертизы учебного процесса в целом, отдельных подразделений (классов); валеологическая экспертиза учебных и авторских программ; валеологический анализ уроков; структурирование (на основе валеологических принципов) учебных курсов, учебных блоков, введение новых валеологических технологий, валеологически целесообразного режима учебных занятия и самостоятельной работы детей.

Специалисты валеологической службы организуют лабораторию валеологических исследований, кабинет релаксации или психофизиологической разгрузки, фитосалоны и т.п., проводят проблемные семинары разрабатывают программы и учебно-тематические планы валеологического обучения, валеологически оптимальный режим труда лечебного учреждения, поддерживают связи с медицинскими службами и организуют меры санации, проводят анкетирование и анализ самооценки знаний по вопросам здоровья и ЗОЖ, разрабатывают рекомендации по структурированию учебного процесса, ведут опытно-экспериментальную работу в школе по совершенствованию методов обучения, воспитания и реабилитации (оздоровления) детей с патологиями, разрабатывают рекомендации для классных руководителей по валеологическому просвещению учащихся, учителей и родителей, а также всех работников, ответственных за здоровье детей.

Создание  оптимального содержания внутришкольной среды — отправная точка работы школьного валеолога. Кроме того, школьный педагог-валеолог следит за организацией режима дня школьников как модели формирования здорового стиля жизни; занимается вопросами профилактики вредных привычек у школьников; изучает причины «школьных болезней» и ведет работу по их предупреждению.

Основными видами деятельности валеологической  службы являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

Диагностическая деятельность валеологической службы ориентирована на изучение индивидуальных способностей организма ребенка на всех этапах возрастного развития, на определение причин нарушений развития с использованием психофизиологических методов исследования.

Развивающая деятельность валеологической службы определяется непосредственным воздействием социального педагога на соответствующее возрастным нормативам развитие ребенка, ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.

Профилактическая  и коррекционная деятельность службы определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием.

Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни.

При осуществлении консультативной  работы социальный педагог решает следующие  задачи:

- консультирует администрацию, педагогов,  родителей по проблеме оздоровления  детей.

Консультации  могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;

- проводит индивидуальные и коллективные  занятия с детьми по вопросам  здорового образа жизни;

- способствует повышению валеологической  грамотности педагогов и родителей  путем своего участия в работе  педагогического совета, методических  объединений, общих и родительских собраниях;

- на базе методического кабинета  «Здоровый ребенок» или библиотеки  комплектует библиотечку по проблемам  валеологии и здорового образа  жизни.

Рассмотрим  подробнее задачи социального педагога - валеолога по диагностической и  профилактической видам деятельности.

Диагностическая и профилактическая деятельность социального  педагога - валеолога

Социальный  педагог может решать следующие  конкретные диагностические задачи:

- диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

- диагностика готовности ребенка  к поступлению в школу с  выявлением степени морфо-функциональной  зрелости ребенка;

- диагностика состояния адаптационных  механизмов, предупреждение психосоматической  дезадаптации;

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения