Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
4. Попробуйте «похмельный рецепт»
5. С утра посвятите хотя бы
несколько минут разминочным
упражнениям, после чего
6. При выраженной слабости добавьте витамины в первую очередь группы А и С.
7. Помогают и препараты, содержащие полноценный набор аминокислот – пирацетам, ноотропил.
8. Ну а верующим можно порекомендовать вспомнить о том, что православная церковь уже давно советует молиться об избавлении «греха пьянства» иконе Божьей матери. А ведь что такое молитва для истинно верующего. Это мотивированное самовнушение, подкрепленное внушением веры!
Наркотики
Наркотики угнетают деятельность головного мозга и приводят к возникновению чувства удовольствия, ощущению силы и превосходства, после чего следуют апатия, сонливость, ослабление сердечной деятельности и дыхания. Термином «наркотик» обычно называют опиум, болеутоляющие лекарственные средства на его основе. К их числу относится морфин, кодеин, героин. Табак, алкоголь и марихуана являются наиболее доступными наркотиками. Их называют первыми наркотиками.
Типы наркотиков: алкоголь, марихуана, ингалипты успокаивающего действия, возбуждающего действия; болеутоляющие и галлюциногенные.
Среднестатистический наркоман молод (не старше 25 лет), проживает в большом городе, в семье сравнительного достатка.
Наркомания – это болезненное
влечение или пристрастие к
Все наркотические вещества вызывают одурманивающее состояние. Затем – постоянно нарастающий голод, свидетельствующий о наркотической зависимости. По мере употребления наркотиков прогрессирует физическое и психическое истощение организма, которое в итоге ведет к преждевременной смерти. В зависимости от принятого наркотика, его дозы у человека может наступать процесс возбуждения или торможения. При возбуждении появляется чувство легкости, активности, иллюзии и т.д. Торможение – это когда человек расслаблен, безразличен ко всему. Часто наркоманов мучают неосознанные страхи, видения, галлюцинации. Отсутствие наркотика вызывает нарастающую раздражительность, нервозность, трудности в общении, рассеянное внимание, быстрое утомление и т.д. Человек, испытывающий ломку, не в состоянии на чем-либо сосредоточиться, его самое заветное желание – достать любой ценой наркотик [30,31].
Признаки злоупотребления
Наркотик |
Симптомы |
Внешние признаки |
Опасность |
ГЕРОИН, МОРФИЙ, КОДЕИН |
Ступор, сонливость Следы от уколов, водянистые глаза, насморк |
Игла или шприц для подкожных инъекций, матерчатый жгут, обожженные крышки от бутылок или ложки, прозрачные пакеты |
Смерть от передозировки, умственная деградация, поражение мозга и печени, возникновение устойчивой зависимости |
МАРИХУАНА, ТРАВКА, КУРЕВО, ЗЕЛЬЕ |
Сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышенный аппетит. Слабовыраженные галлюцинации |
Красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, обесцвеченная кожа на пальцах |
Анемия, врожденные уродства, стремление попробовать более сильный наркотик. Марихуана поражает внутренние органы (одна порция = одной пачке сигарет) |
ЛСД И ДРУГИЕ ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ |
Сильные галлюцинации, чувство
отрешенности, бессвязная речь, холодные
руки и ноги, рвота, смех и плач, истерическое
состояние и состояние |
Бесцветные куски сахара, сильный запах пота, небольшая склянка с прозрач-ными капсулами и таблетками, неболь-шие квадратики бумаги с рисунком, петрушка в упаковке с запахом метанола, любой цветной порошок в маленьком полиэтеленовом пакете |
Суицидальные тенденции, непредсказуемое поведение. Постоянное употреблений ведет к поражениям головного мозга. Врожденные уродства; возможность гибели от несчастного случая. |
Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Рекомендуемая литература:
1. Орлов
Ю.М. Восхождение к
2.Кенджи
Б. Смертельные ловушки века -
Международный общественный
3. Айдарханов
А. Т., АлтынбековС.А., Катков А.Л.,
МукановС.К. Всё о
4. Тарасов Е. Популярная психотерапия. – М., 2007
5. АлтынбековС.А., Катков А.Л., Мусинов С.Р. Наркозависимость и алкоголизм. Тенденции распространения, меры противодействия в общемировой практике. – Павлодар, 2002
Вопросы и задания для контроля:
Задание для СРС
1.Постарайтесь
самостоятельно определить
2.Придумайте
рекламу одного из алкогольных
продуктов, которая бы
Тема №14
Валеологическая служба образовательного учреждения
Форма занятия: лекция
Основные понятия: валеологически оправданный педагогический процесс, валеологическая служба здоровьесберегающая среда.
Цель: познакомить студентов с организацией и работой валеологической службы образовательного учреждения.
Вопросы: 1.Организация деятельности валеологической службы в различных образовательных учреждениях.
2. Организация здоровьесберегаюшей среды в социальном приюте
3.Организация здоровьесберегающей среды в учреждениях интернатного типа
4.Санитарно-педагогические требования к образовательным учреждениям
Основное содержание:
Оздоровительная
работа в современной системе
образования, построенная с учетом
основополагающих принципов педагогической
и медико-биологической
Целью организации валеологического центра в образовательном учреждении является создание условий (на базе использования автоматизированных программно-технических средств и методов) для диагностики, прогноза и реабилитации субъектов образовательного процесса. Основными направлениями ее работы являются повышение валеологической грамотности учителей и формирование их готовности к валеологической работе со школьниками; оказание помощи учителям в формировании ЗОЖ учащихся, повышение валеологического статуса самих учителей; осуществление валеологической экспертизы учебного процесса в целом, отдельных подразделений (классов); валеологическая экспертиза учебных и авторских программ; валеологический анализ уроков; структурирование (на основе валеологических принципов) учебных курсов, учебных блоков, введение новых валеологических технологий, валеологически целесообразного режима учебных занятия и самостоятельной работы детей.
Специалисты
валеологической службы организуют
лабораторию валеологических
Создание оптимального содержания внутришкольной среды — отправная точка работы школьного валеолога. Кроме того, школьный педагог-валеолог следит за организацией режима дня школьников как модели формирования здорового стиля жизни; занимается вопросами профилактики вредных привычек у школьников; изучает причины «школьных болезней» и ведет работу по их предупреждению.
Основными видами деятельности валеологической службы являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
Диагностическая деятельность валеологической службы ориентирована на изучение индивидуальных способностей организма ребенка на всех этапах возрастного развития, на определение причин нарушений развития с использованием психофизиологических методов исследования.
Развивающая деятельность валеологической службы определяется непосредственным воздействием социального педагога на соответствующее возрастным нормативам развитие ребенка, ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
Профилактическая и коррекционная деятельность службы определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием.
Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни.
При осуществлении консультативной работы социальный педагог решает следующие задачи:
-
консультирует администрацию,
Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
-
проводит индивидуальные и
-
способствует повышению
-
на базе методического
Рассмотрим подробнее задачи социального педагога - валеолога по диагностической и профилактической видам деятельности.
Диагностическая и профилактическая деятельность социального педагога - валеолога
Социальный педагог может решать следующие конкретные диагностические задачи:
- диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;
-
диагностика готовности
-
диагностика состояния
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения