Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

- контроль за сбалансированностью  питания;

- мониторинг причин, влияющих на  ухудшение состояния здоровья  и нарушение гармоничности физического  развития.

Профилактическая  и коррекционная работа может проводиться как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами.

В процессе профилактической и коррекционной  работы социальный педагог осуществляет следующие конкретные мероприятия:

- участвует в приеме детей в  школу, диагностируя физиолого-гигиеническую готовность и степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;

- разрабатывает комплексы развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятий с детьми, совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

Организация здоровьесберегаюшей среды в  социальном приюте

В государственной системе попечения  детей-сирот существует особый тип  учреждения —социальный приют. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Цель данного учреждения — устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты — возвращение в семью, усыновление, установление опекунства и пр.

Жизнь ребенка вне семьи приводит к  возникновению особого вида стояния  — психической депривации. Это  состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не представляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т. е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию нега-ных качеств и образований. На развитие ребенка особо пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Существуют и другие факторы: сенсорная депривация — обеднение среды, ее сужение; социальная депривация — ослабление коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоциональная депривация — снижение эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими. Для поступающих в специализированные учреждения несовершеннолетних характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до различных проявлений девиантного поведения (гиперсексуальности, нарушенной половой идентификации). Ограничения социальной активности ребенка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта.

Попадая в новые условия, ребенок с  особой силой стремится вернуться  к прежней жизни, в которой  у него есть и была, как ему  кажется, родительская любовь. Жизнь  в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и  частые побеги детей из детских домов  и интернатов, и трудности адаптации  к жизни в этих учреждениях, и  невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость социального  опыта, и отсутствие доверия к  людям, окружающим их и заботящимся  о них.

Деятельность  социального педагога в социальном приюте представляет собой систему  мер, способствующих успешной социализации воспитанников, а также охрану их здоровья. Первым этапом социально-педагогической деятельности является определение социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые им предстоит решать. Далее социальный педагог разрабатывает индивидуальную программу сопровождения воспитанников.

Организация здоровьесберегающей среды в  учреждениях интернатного типа

Учреждения  интернатного типа призваны создавать  условия для социализации, роста  и развития детей, оставшихся без попечения родителей. Неблагоприятные средовые воздействия родительской семьи, биологической и социальной среды негативно сказываются на формировании растущего ребенка, уменьшая возможности для реализации талантов и одаренностей, резистентности к болезням, достижения долголетия, успешной социальной адаптации.

Знание  внутреннего мира ребенка, его психологических  и психофизиологических особенностей, развитие его личностных качеств  в их сензитивные периоды —  необходимое условие его успешной адаптации к меняющимся условиям в дальнейшие периоды жизни, поскольку  морфофункциональные и психофизиологические особенности учащейся молодежи во многом обусловлены спецификой предшествующих периодов онтогенеза.

Основной  акцент необходимо делать на педагогических средствах обеспечения здоровья, среди которых преобладают 1) подвижные игры и самостоятельные занятия на площадках физического саморазвития, способствующие общему физическому развитие детей, а также нормализации их психического состояния, 2) креативные (художественно-эстетические и театрализованные) действия, положенные в основу различных учебных занятий, включая уроки валеологии, способствующие психическому саморазвитию детей и формированию у них групповой сплоченности, 3) просветительская работа с воспитателями и персоналом по овладению ими методами укрепления здоровья воспитанников.

Предметно-развивающая  среда учреждения интернатного типа должна помочь ребенку отыскать область  своих интересов, раскрыть потенциальные  возможности, утвердиться как творческая, способная личность и благодаря  этому, избавиться от чувства бесталанности  и неспособности.

Воспитательно-образовательная  деятельность, направленная на формирование у воспитанников потребности  в здоровом образе жизни, включает в  себя ряд блоков. Это занятия, помогающие сформировать у детей специальные  знания, умения и навыки по сохранению своего здоровья. Они являются для детей своеобразным испытательным полигоном для осуществления первых попыток самостоятельной работы над собой, над своим телом, эмоциями; развития коммуникативных способностей; воспитания гуманного отношения к миру, окружающим людям и самому себе.

Программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников учреждений интернатного типа должна включать два основных направления: диагностику состояния  здоровья и реализацию комплекса  коррекционно-оздоровительной работы.

Специалисты валеологической службы с участием врача-педиатра формируют общее  заключение о функциональном состоянии  организма ребенка, особенностях физического  и психического развития, выдают рекомендации по коррекции и оздоровлению детей. Лечебно-профилактическая и оздоровительная  работа с детьми должна проводиться  в три этапа с включением специфических  физиотерапевтических и общеукрепляющих  процедур.

Основными принципами организации физического  воспитания в интернатном учреждении являются следующие:

— физическая нагрузка, адекватная возрасту, полу ребенка, уровню его физического  развития, биологической зрелости и здоровью;

— сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими  процедурами;

— обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов  дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной  системы;

— обязательный медицинский контроль за физическим воспитанием и медицинская  коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

Санитарно-педагогические требования к образовательным учреждениям

Важным  требованием является гигиена школьного  труда учащихся. В процессе учебы  наблюдается чередование периодов повышенной активности и покоя, обусловленное  необходимостью восстановления запасов энергии, затраченной в период повышенной активности. Педагоги-валеологи должны предпринимать меры по предотвращению переутомления школьников: правильная организация работы — объем и сложность заданий, темп и ритм выполнения, степень разнообразия конкретных действий. Большое значение имеет обеспечение условий для такой работы — четкий режим дня, полноценный сон, соответствующее затратам энергии питание, хорошая вентиляция помещения.

Учебный труд организуется таким образом, чтобы  учащиеся могли прочно овладеть основами знаний в установленном объеме без  ущерба для их здоровья и чтобы  обучение не препятствовало, а способствовало гармоничному развитию личности. Для этого важно, чтобы и занятия в школе, и подготовка домашних заданий не сопровождались переутомлением, а это возможно при учете психофизиологических закономерностей в течение учебных дня, недели, года, при соблюдении требований гигиены учебного труда.

Проблему  факторов риска и «болезней поведения» разрабатывает медицина, проблемой  же дифференцированного подхода  к учащимся с учетом их наиболее значимых особенностей и качеств  занимается педагогика. Факторы риска  в педагогике отражают условия обучения, учебную нагрузку и особенности  взаимоотношений в педагогическом коллективе. Первый из этих факторов обобщает все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений, полиграфические параметры учебников — все то, что подлежит гигиеническому нормированию. Второй фактор отражает всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий, распределение видов деятельности в течение учебного дня, недели, четверти, года. Третий фактор — стиль взаимоотношений педагога и учащегося, оценка результатов его учебной деятельности. В конечном счете, к факторам риска относится любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений индивидуальным возможностям и особенностям учащихся в ходе учебного процесса.

Термин «валеологически оправданный  педагогический процесс» означает следующее:

— предупреждение перегрузок памяти, иных умственных и физических перегрузок, которые могут привести к стрессу  и другим негативным для здоровья последствиям;

— предотвращение ситуаций, которые приводят к раздвоенности самооценки («хороший»  для одних и «плохой» для других), т. е. изменению отношений в цепочке  связей «учитель—ученик», «учителя —  ученики»;

— создание условий для саморазвития, т. е. организация творчески ориентированного учебного процесса, в котором обеспечивается базовая сумма знаний плюс «инструментарий» для пользования ими с целью  дальнейшего саморазвития;

— проблемное обучение, которое ставит задачи, не давая готовых рецептов их решения, тем самым способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка;

— интегративный подход к обучению, т.е. сочетание в учебном процессе различных учебных дисциплин, разных видов деятельности.

Описанные условия могут считаться благоприятными для проведения учебного процесса.

Вопросы для  контроля теоретических знаний студентов:

1.Организация деятельности валеологической службы в различных образовательных учреждениях.

2. Организация здоровьесберегаюшей среды в социальном приюте

3.Организация  здоровьесберегающей среды в  учреждениях интернатного типа

4.Санитарно-педагогические  требования к образовательным  учреждениям

Вопросы для  контроля теоретических знаний студентов:

1.Профессиональное  здоровье – понятие, содержание

2.Валеологическая  культура педагога

3.Валеологическая  деятельность педагога.

 

Методические  рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Рекомендуемая литература:

1.Амосов  Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007.

2.Аршавский  И.А. Физиологические механизмы  и закономерности индивидуального  развития. М., 2002.

3.Байярд  Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный  ребенок. - М. Просвещение, 1991.

4.Белов  В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003.

5.Брехман  И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006.

6.Зайцев  Г.К. Здоровье школьников и  учителей. - М., 2005.

 

Тема №15

Основные  направления валеологической деятельности социального педагога

Форма занятия: лекция

Основные  понятия: Социальный педагог,  здоровьесберегающая деятельность

Цель: познакомить студентов с основными направлениями валеологической деятельности социального педагога

Вопросы: 1.Социальный педагог как координатор, организатор здоровьесберегающей деятельности.

2. Основные направления валеологической деятельности социального педагога

Основное  содержание:

Основными социальными микросредами ребенка  являются семья и школа. Ближе  всего к ребенку семья. Семья  ответственна за состояние генетического, физического, психического и социального  здоровья детей. Она создает материально-бытовые  и гигиенические условия для  нормального развития детей. Семейный микроклимат, культурно-образовательные  и воспитательные возможности семьи, ее отношение к здоровью, здоровому  образу жизни. Она влияет на состояние  и отношение детей к собственному здоровью и здоровью окружающих. Если бы все родители в семьях действительно  соблюдали здоровый образ жизни  и это было бы их естественной потребностью, то лучшего решения проблемы нельзя придумать. Но как часто взрослые в семье ребенка сами нарушают здоровый образ жизни! Необходимо добавить, что далеко не всегда члены семьи ребенка обладают достаточным педагогическим мастерством для полноценного здорового воспитания ребенка.

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения