Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
В сложившейся ситуации наибольшую ответственность за сохранение здоровья детей и формирование их валеологической культуры несет школа, как база сосредоточения педагогического опыта и мастерства. В этом процессе должен участвовать весь педагогический коллектив. Социальный педагог выступает при этом в роли координатора, организатора, посредника и валеолога при решении оздоровительных задач.
Основными направлениями валеологической деятельности социального педагога являются:
1. Формирование ценностного
Валеологическая
деятельность лишь тогда будет эффективной,
когда все участники
2. Формирование валеологическои культуры педагогов, учащихся и их родителей.
Валеологическая деятельность социального педагога должна осуществляться одновременно по трем направлениям; дети - родители - педагоги. Любой сбой в этой цепочке дает сбой в целом. Здесь можно повторить то, что было сказано в п.п.1. Если родители и педагоги сами не претворяют в жизнь идеи здорового образа жизни, то их воспитанники, скорее всего, не воспримут их наставлений. Получается, как в старой притче о змее, которая учит детеныша жизни: «Никогда ни перед кем не пресмыкайся, твердо стой на своих ногах, всегда выбирай только прямые дорожки». Змеёныш соглашается, только просит показать, как это делается. На этом направлении очень полезны либо параллельные виды валеологических мероприятий с родителями, педагогами и детьми, либо даже совместные мероприятия.
3. Внедрение традиций, пропагандирующих
и способствующих здоровому
Отношение
к своему здоровью - один из основных
показателей нравственности и гражданской
зрелости человека. В этом смысле особой
ценностью обладает народно-педагогическая
система знаний о защите от неблагоприятных
для жизни природных факторов,
поддержанию физического и
Народная педагогика сохранила специальные знания в семейных и общественных традициях, в фольклоре, в опыте старших поколений. Закреплялись сведения о лечебных средствах и приемах, нормах общественной и личной гигиены, стереотипах здорового образа жизни, о благополучном вынашивании, рождении и развитии ребенка, предупреждении детских заболеваний, причем предписывались не только способы лечения, но и система их предотвращения, в которую входят народные представления о разумном режиме и питании, гигиене жилища, психогигиене, морально-этических нормах.
Использование
здоровьесберегающих
Наряду
с народно-педагогическими
4. Отслеживание параметров
Для
образования вообще и для валеологического,
в частности, типичной является проблема
«выживаемости знаний», т.е. не только
сохранение их в памяти, но и превращение
в образ действия. Чтобы не завязнуть
в красивых словах, а соотносить
сказанное с действительностью,
необходимо периодическое отслеживание
параметров личностного здоровья всех
участников педагогического процесса
(дети - родители - педагоги). Желательно
ввести некоторый коэффициент
5. Профилактика и коррекция
В
связи с чрезвычайно
Валеологическая деятельность социального педагога в настоящее время непременно должна коснуться проблем времени работы детей на компьютерах. Во многих семьях компьютер появился дома, дети проводят большое время за компьютерными играми. Необходимо отметить, что по статистическим данным, в последнее время в неврологических отделениях больниц увеличилось количество детей, попавших туда именно по причине неограниченных игр на компьютере. То есть страдает психика детей. И это не меньшая проблема, чем борьба с наркоманией.
Аналогичное (только еще более худшее в психологическом плане) влияние оказывает на детей неограниченный просмотр телепередач. Социальный педагог должен серьезно работать в этом направлении с родителями. Это задача не менее сложная, чем борьба с наркоманией, поскольку самих родителей часто невозможно оторвать от телевизора.
Еще одно социально-вредное проявление современности - чрезмерное увлечение компьютерной сетью Internet. Так, специалисты Питсбургского университета в США выявили, что у постоянных пользователей Internet существует склонность к превращению в компьютерных наркоманов. Люди не только отрываются психологически от реального мира и уходят в виртуальный мир, но и вредят своему физическому здоровью, т.к. ведут практически неподвижный образ жизни около экологически вредного объекта.
К социально-вредным воздействиям на детей необходимо отнести также и увеличение учебной нагрузки в школах. Многие школы в настоящее время стали вводить различные инновации, экспериментальные учебные программы, при этом, не обосновав реальную учебную нагрузку детей, вследствие чего резко ухудшается их здоровье. Контроль учебной нагрузки также является важным направлением деятельности социального педагога.
6. Социально-педагогическая
В этом направлении социальному педагогу необходимо проявлять особое внимание и особый опыт социально-педагогической работы. Обычно в семьях таких детей взрослым необходима помощь нисколько не меньшая, чем больному ребенку. Психологи отметили, что с появлением ребенка с нарушениями в развитии у родителей появляются психические расстройства. У них закрепляется представление, что их ребенок не такой, как все, значит, плохой. Выделяют (Шухард) несколько этапов кризиса у родителей:
1-й - отрицание проблемы;
2-й - сверхдепрессия;
3-й - поиски путей (здесь может помочь социальный психолог);
4-й - принятие ситуации и обращение к специалистам;
5-й
- сокращение контактов с
Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации посещения с ребенком клубов семейного отдыха.
Социальный
педагог убеждает родителей искать
выход из состояния горя и озлобления,
помогает увидеть возможности ребенка
и направить все силы на их развитие.
Он помогает также обеспечить уход
за больным ребенком, его воспитание
и обучение. Он советует родителям
не стараться «нормализовать»
Основными
содержательными аспектами
1.
Социально-педагогическая
-
содействие формированию ЗОЖ
семьи, положительного
-
обучение способам
-
гуманизация семейных
2.
Оптимизация физического
культуры):
-
расширение программы
-
учет индивидуальных
- организация активного отдыха на переменах и после уроков.
3.
Гигиеническое и половое
-
расширение знаний учащихся о
половозрастных и
-
обучение навыкам доврачебной
помощи и профилактики
-
привлечение внимания к
4.
Рациональная организация
- адаптация содержания обучения для различных по состоянию здоровья групп школьников;
- учет их психофизиологических особенностей; - улучшение условий обучения (микроклимат, оборудование).
5.
Лечебно-профилактическая
- контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения (освещение, температурный режим, оборудование и др.);
-
профилактика отклонений
6.
Социально-психологическая
-
исследование социальной
-
определение состояния психико-
-
групповая и индивидуальная
-
социально-педагогическая
Таким образом, деятельность социального педагога в учреждениях образования может быть направлена на сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса. Она, несомненно, влияет на качество обучения и воспитания и обеспечивает качество жизни для детей в будущем.
Методические рекомендации
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения