Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

В сложившейся ситуации наибольшую ответственность  за сохранение здоровья детей и формирование их валеологической культуры несет  школа, как база сосредоточения педагогического  опыта и мастерства. В этом процессе должен участвовать весь педагогический коллектив. Социальный педагог выступает  при этом в роли координатора, организатора, посредника и валеолога при решении  оздоровительных задач.

Основными направлениями валеологической  деятельности социального педагога являются:

1. Формирование ценностного отношения  к здоровью всех участников  педагогического процесса.

Валеологическая деятельность лишь тогда будет эффективной, когда все участники педагогического  процесса (и воспитуемые, и воспитатели) проникнутся чувством, что здоровый образ жизни является главной  человеческой ценностью. Как печально бывает смотреть на педагога, внушающего детям прописные истины, но самого явно их не соблюдающего. Проблемой  сегодняшнего дня является серьезный  разрыв между теорией и практикой. Практические результаты часто незначительны, поскольку сами педагоги - валеологи  не дают убедительных примеров своим  личным опытом. К сожалению, часто  произносятся только красивые слова. Представьте  себе педагога, проводящего, например, беседу о вреде курения, и после  нее тут же выходящего на крыльцо  школы покурить! Такое воспитание приносит больше вреда, чем пользы. Дети очень тонко чувствуют фальш. К сожалению, они могут не воспринять действительно нужные и полезные мысли, произносимые педагогом, поскольку  они будут произнесены неискренно. Если же педагог искренен, поскольку  сам претворяет в жизнь то, о  чем говорит, то подавляющее большинство  детей откликнутся положительно на его призыв.

2. Формирование валеологическои  культуры педагогов, учащихся  и их родителей.

Валеологическая деятельность социального педагога должна осуществляться одновременно по трем направлениям; дети - родители - педагоги. Любой сбой в этой цепочке дает сбой в целом. Здесь можно повторить  то, что было сказано в п.п.1. Если родители и педагоги сами не претворяют в жизнь идеи здорового образа жизни, то их воспитанники, скорее всего, не воспримут их наставлений. Получается, как в старой притче о змее, которая  учит детеныша жизни: «Никогда ни перед  кем не пресмыкайся, твердо стой на своих ногах, всегда выбирай только прямые дорожки». Змеёныш соглашается, только просит показать, как это  делается. На этом направлении очень  полезны либо параллельные виды валеологических  мероприятий с родителями, педагогами и детьми, либо даже совместные мероприятия.

3. Внедрение традиций, пропагандирующих  и способствующих здоровому образу  жизни.

Отношение к своему здоровью - один из основных показателей нравственности и гражданской  зрелости человека. В этом смысле особой ценностью обладает народно-педагогическая система знаний о защите от неблагоприятных  для жизни природных факторов, поддержанию физического и психического здоровья.

Народная  педагогика сохранила специальные  знания в семейных и общественных традициях, в фольклоре, в опыте  старших поколений. Закреплялись сведения о лечебных средствах и приемах, нормах общественной и личной гигиены, стереотипах здорового образа жизни, о благополучном вынашивании, рождении и развитии ребенка, предупреждении детских заболеваний, причем предписывались не только способы лечения, но и система  их предотвращения, в которую входят народные представления о разумном режиме и питании, гигиене жилища, психогигиене, морально-этических нормах.

Использование здоровьесберегающих этнопедагогических знаний в практике современного воспитания и образования - один из путей преодоления  кризиса здоровья детей, родителей, педагогов. Учет возрастных особенностей позволит с самого раннего детства  научиться понимать свой организм, управлять им в разных ситуациях. Такая реабилитационно-оздоровительная направленность образовательной среды будет способствовать возрастанию способности и возможности ребенка ставить и успешно решать жизненные задачи. Практическое использование этнопедагогических традиций в образовании возможно на основе «Положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений» (приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 г.).

Наряду  с народно-педагогическими традициями возможно на их основе создание своих  традиций для каждой конкретной школы.

4. Отслеживание параметров личностного  здоровья всех участников педагогического  процесса (совместно с психологами,  медицинскими работниками).

Для образования вообще и для валеологического, в частности, типичной является проблема «выживаемости знаний», т.е. не только сохранение их в памяти, но и превращение  в образ действия. Чтобы не завязнуть  в красивых словах, а соотносить сказанное с действительностью, необходимо периодическое отслеживание параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса (дети - родители - педагоги). Желательно ввести некоторый коэффициент эффективности  валеологической деятельности социального  педагога, который равен отношению  результата к произведенным затратам.

5. Профилактика и коррекция социальных  вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании и др.).

В связи с чрезвычайно распространившимися  в настоящее время среди детей  и подростков социально-вредными проявлениями, социальный педагог должен выделить отдельное направление в своей  валеологической деятельности по профилактике и коррекции этих проявлений. По профилактике и коррекции табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании написано много исследовательских  работ. Тема эта обширна, поэтому  затрагивать здесь ее не будем. Здесь  же хочется отметить еще некоторые  проблемы на данном направлении деятельности социального педагога, на которые обращается меньше внимания, но они чрезвычайно актуальны. Это, прежде всего, правильная организация работы учащихся с компьютерами. К сожалению, во многих школах компьютерные классы организованы без соблюдения санитарно-гигиенических норм. А ведь ухудшение здоровья от этого не менее серьезное, чем при курении табака или принятии алкоголя. Только оно выражено не столь явно и проявляется не сразу. При этом именно социальный педагог должен рассмотреть комплексно всю проблему организации компьютерного класса. Ведь необходимо рассматривать не только организацию рабочего стола и стула (кресла), но целый ряд факторов, обусловленных окружающей средой, которая определяется как работой самих компьютеров, так и пребыванием учащихся, а также отделкой внутреннего интерьера класса полимерными материалами, используемыми в учебных заведениях.

Валеологическая деятельность социального педагога в настоящее время непременно должна коснуться проблем времени  работы детей на компьютерах. Во многих семьях компьютер появился дома, дети проводят большое время за компьютерными  играми. Необходимо отметить, что по статистическим данным, в последнее время в неврологических отделениях больниц увеличилось количество детей, попавших туда именно по причине неограниченных игр на компьютере. То есть страдает психика детей. И это не меньшая проблема, чем борьба с наркоманией.

Аналогичное (только еще более худшее в психологическом  плане) влияние оказывает на детей  неограниченный просмотр телепередач. Социальный педагог должен серьезно работать в этом направлении с родителями. Это задача не менее сложная, чем борьба с наркоманией, поскольку самих родителей часто невозможно оторвать от телевизора.

Еще одно социально-вредное проявление современности - чрезмерное увлечение  компьютерной сетью Internet. Так, специалисты  Питсбургского университета в США  выявили, что у постоянных пользователей Internet существует склонность к превращению  в компьютерных наркоманов. Люди не только отрываются психологически от реального мира и уходят в виртуальный мир, но и вредят своему физическому здоровью, т.к. ведут практически неподвижный образ жизни около экологически вредного объекта.

К социально-вредным воздействиям на детей необходимо отнести также  и увеличение  учебной нагрузки в школах. Многие школы в настоящее  время стали вводить различные  инновации, экспериментальные учебные  программы, при этом, не обосновав  реальную учебную нагрузку детей, вследствие чего резко ухудшается их здоровье. Контроль учебной нагрузки также является важным направлением деятельности социального педагога.

6. Социально-педагогическая поддержка  детей группы риска и детей-инвалидов.

В этом направлении социальному педагогу необходимо проявлять особое внимание и особый опыт социально-педагогической работы. Обычно в семьях таких детей взрослым необходима помощь нисколько не меньшая, чем больному ребенку. Психологи отметили, что с появлением ребенка с нарушениями в развитии у родителей появляются психические расстройства. У них закрепляется представление, что их ребенок не такой, как все, значит, плохой. Выделяют (Шухард) несколько этапов кризиса у родителей:

1-й  - отрицание проблемы;

2-й  - сверхдепрессия;

3-й  - поиски путей (здесь может  помочь социальный психолог);

4-й  - принятие ситуации и обращение  к специалистам;

5-й  - сокращение контактов с окружающими,  когда все внимание родителей  сосредотачивается на ребенке,  они надеются на выздоровление.  Обнаружив, что выздоровление  невозможно, переживают сильный  стресс, сильнее, чем первый, а  затем смиряются. Этот этап  сопровождается неврозами.

Помощь  социального педагога родителям  состоит в консультировании, организации  психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации  посещения с ребенком клубов семейного  отдыха.

Социальный  педагог убеждает родителей искать выход из состояния горя и озлобления, помогает увидеть возможности ребенка  и направить все силы на их развитие. Он помогает также обеспечить уход за больным ребенком, его воспитание и обучение. Он советует родителям  не стараться «нормализовать» ребенка, т.к. неудача приведет к трагедии. Родителей данной семьи следует  познакомить с другими родителями, у которых также больные дети; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.

Основными содержательными аспектами социально-педагогической деятельности по охране здоровья учащихся в рассмотренных выше направлениях являются следующие.

1. Социально-педагогическая помощь  семье (совместно с психологом  и классными руководителями):

- содействие формированию ЗОЖ  семьи, положительного семейного  микроклимата;

- обучение способам профилактики  эмоциональных расстройств и  конфликтов;

- гуманизация семейных отношений.

2. Оптимизация физического воспитания  учащихся (совместно с учителями  физической

культуры):

- расширение программы физвоспитания;

- учет индивидуальных особенностей  и состояния здоровья учащихся;

- организация активного отдыха  на переменах и после уроков.

3. Гигиеническое и половое воспитание (совместно с учителями биологии  и классными руководителями):

- расширение знаний учащихся о  половозрастных и индивидуальных  особенностях организма;

- обучение навыкам доврачебной  помощи и профилактики заболеваний;

- привлечение внимания к проблемам  ЗОЖ.

4. Рациональная организация учебно-воспитательного  процесса (совместно с администрацией  и педагогами):

- адаптация содержания обучения  для различных по состоянию  здоровья групп школьников;

- учет их психофизиологических  особенностей; - улучшение условий  обучения (микроклимат, оборудование).

5. Лечебно-профилактическая работа (совместно  с медперсоналом):

- контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения (освещение, температурный режим, оборудование и др.);

- профилактика отклонений состояния  здоровья (медосмотры, прививки, физиопроцедуры  и др.).

6. Социально-психологическая поддержка  (совместно с психологом):

- исследование социальной ситуации  развития учащихся и уровня  средовой адаптации;

- определение состояния психико-эмоционального  и социального статуса учащихся;

- групповая и индивидуальная работа  с учащимися группы риска по  преодолению социально-педагогических  трудностей;

- социально-педагогическая реабилитация  учащихся группы риска в семье  и школе.

Таким образом, деятельность социального  педагога в учреждениях образования  может быть направлена на сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса. Она, несомненно, влияет на качество обучения и воспитания и обеспечивает качество жизни для  детей в будущем.

Методические  рекомендации

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения