Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Вопросы для контроля теоретических знаний студентов:
1.
Социальный педагог как
2. Перечислить и дать характеристику основным направлениям валеологической деятельности социального педагога
Рекомендуемая литература:
1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007.
2.Аршавский
И.А. Физиологические
3.Байярд
Р.Т.,Байярд Д. Ваш
4.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003.
5.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006.
6.Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. - М., 2005.
Практическая часть:
Тема №1: Валеология – наука о здоровье. Валеологическая культура как компонент общечеловеческой культуры
Форма занятия: семинарское занятие
Основные понятия: валеология, валеологическая культура, педагогическая валеология
Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы для обсуждения:
Истоки
и история появления
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
- выявить реальные связи
-
привести примеры,
Литература:
1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье – М., 2000
2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ», Ростов н/Д.: Феникс, 2000 – 248с.
3. Чумаков Б.Н. Валеология: Избр. лекция. – М.,2007 - 245с.
4. Приходько Н., Лукьянко Валеология: Курс лекций. – Алматы: Аркаим, 2002- 496 с.
5. Валеология – наука о здоровье: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2009 –140с.
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема №2:Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения
Форма занятия: семинарское занятие
Основные понятия: педагогическая валеология, валеологическая культура педагога, валеологическая деятельность.
Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
-
выявить реальные связи
- привести примеры,
Литература: 1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007.2.Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 2002.3.Байярд Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. - М. Просвещение, 1991.4.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003.5.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006.
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию. При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний. При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема № 3: Здоровье как социально-педагогическая категория
Форма занятия: практическое занятие
Основные понятия: здоровье, структура и символ здоровья
Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме. Научить студентов определять и анализировать психофизиологические характеристики здоровья.
Вопросы для обсуждения: Определение понятия здоровье: исторический экскурс. Модели здоровья. Здоровье как единое целое. Структура и символ здоровья. Структура здоровья молодых людей (по И.И. Брехману). Факторы, влияющие на состояние здоровья. Формула здоровья Ю.Ф. Змановского
Практическая часть
Законы функционирования организма учат уважать и доверять своему телу, быть достойным изящества, красоты и гармонии его функций. Познав себя, люди должны привести свою жизнь и ее законы в соответствие с законами своего собственного организма.
1.Заполнить анкету “Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?” и провести анализ ответов.
Анкета «Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?»
1.Болел ли ты в последние
полгода? Если болел –
2. Сколько дней ты болел?
3. Что было причиной твоих болезней?
4.Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своем организме?
5.Какое настроение бывает чаще всего у тебя в университете?
6.Как
ты заботишься о здоровье
Сделай для себя выводы!
2. Провести тестирование «Что вы знаете о своем здоровье?», «Знаете ли вы состояние своего здоровья?».
Тест «Что Вы знаете о своем здоровье?»
1. Что Вы делаете для того, чтобы постоянно держать себя в форме?
2. Как Вы поступаете, когда вдруг осознаете, что теряете свою привлекательность?
3. Можете ли Вы себе представить, что в течение всего года, хотя бы один раз в неделю занимаетесь плаваньем или постоянно делаете что-то для поддержания своего жизненного тонуса и здоровья?
4. Соблюдаете ли Вы диету?
5. Как Вы отнесетесь к совету врача не носить туфли на высоких каблуках или кроссовки?
6. Есть
ли у Вас склонность к
7. Как Вы питаетесь?
Критерии оценок за ответ «1» Вы получаете 5 баллов, «2» – 3 балла, «3» – 1 балл. Теперь сложите набранные Вами баллы.
Оценка полученных результатов
От 6 до 13 баллов - Вы придерживаетесь девиза: «Здоровье – главное богатство!» и делаете все, чтобы его сохранить. К счастью, Вам это удается. Вы вовремя наметили свою «программу здоровья» и доказываете, что придерживаетесь ее. Если бы Вы вдруг изменили свой образ жизни, то переживали бы это очень тяжело. Вы достигли гармонии физического и душевного равновесия, полностью выполнив намеченное. Вы можете не тревожиться о будущем.
От 14 до 26 баллов - Ваша воля еще недостаточно сильна, Вы слишком себя щадите. Возможно, Вы составляете разумное меню, но нередко все Ваши планы идут насмарку, тем более что часто у Вас нет никакой последовательности. Может быть Вы думаете, что уже поздно заботиться о своем здоровье?
От 27 до 35 баллов – у Вас действительно железное здоровье, или Вы еще молоды и Ваш организм сам справляется со своими недугами. А может быть о своем здоровье Вы заботитесь как о прошлогоднем снеге? Видимо, Вы убеждены, что лишь тот человек счастлив, кто в своей жизни делает только то, что ему нравится. Задумайтесь над своим образом жизни и режимом питания. В итоге Ваш организм может отплатить за такое пренебрежительное отношение к нему!
Итак, займитесь своим здоровьем и энергетикой сегодня, не откладывая это столь важное дело на гипотетическое завтра. Не сдавайтесь на милость Вашего извечного врага – лени. Ведь еще Томас Фуллер сказал: «Ленивой овце своя шерсть в тягость». Давайте сделаем так, чтобы Вам не было в тягость ни Ваше собственное тело, ни вся Ваша жизнь.
Тест «Знаете ли Вы состояние своего здоровья?»
Возраст.
За каждый год причитается один балл. Если Вам, к примеру, 19 лет, это означает, что Вы имеете 19 баллов.
Вес. Условно свой нормальный вес можно определить, если вычесть из своего роста (в сантиметрах) 100, за каждый килограмм сверх нормы вычитывается 5 баллов. Допустим, при росте 175 см Вы весите 90 кг, значит, по второму показателю Вы имеете 75 баллов. За каждый килограмм ниже нормы, напротив добавляете 5 баллов.
Курение. Некурящему человеку начисляется 30 баллов. За каждую (!) выкуренную сигарету вычитается один балл. Если, к примеру, Вы выкуриваете за день 20 сигарет, то из Вашей суммы вычитается 20 баллов.
6. Восстановление пульса. Так же
как и частота пульса, очень
важным показателем здоровья
является скорость
Теперь посчитайте набранную Вами сумму. Если Вы набрали свыше 100 баллов, то состояние Вашего здоровья на зависть хорошее. Ваш организм способен выдержать солидные (в том числе и спортивные) нагрузки. И Вас можно только поздравить! При сумме 61 до 100 баллов следует больше времени уделять физическим упражнениям на развитие выносливости. При сумме 21-60 баллов, нужно уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у Вас факторами риска (лишний вес, курение, гиподинамия – малая физическая активность). Ваша сумма не превышает 20 баллов. Увы – состояние Вашего здоровья угрожающее. Вам необходимо обратиться к врачу, принять меры для уменьшения лишнего веса, ограничить себя в курении, начать пробежки.
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения