Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить  указанную литературу. Важно проверить  усвоение материала путем ответов  на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту  принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий  по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы для  контроля теоретических знаний студентов:

1. Социальный педагог как координатор,  организатор здоровьесберегающей  деятельности.

2. Перечислить и дать характеристику основным направлениям валеологической деятельности социального педагога

Рекомендуемая литература:

1.Амосов  Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007.

2.Аршавский  И.А. Физиологические механизмы  и закономерности индивидуального  развития. М., 2002.

3.Байярд  Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный  ребенок. - М. Просвещение, 1991.

4.Белов  В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003.

5.Брехман  И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006.

6.Зайцев  Г.К. Здоровье школьников и учителей. - М., 2005.

 

 

Практическая  часть:

Тема №1: Валеология – наука о здоровье. Валеологическая культура как компонент общечеловеческой культуры

Форма занятия: семинарское занятие

Основные  понятия: валеология, валеологическая культура, педагогическая валеология

Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.

Вопросы для  обсуждения:

Истоки  и история появления валеологии. Валеология – наука о здоровье: цель, задачи, объект, предмет исследования, методологические основы, методы. Понятие - валеологическая культура и ее компоненты

Студент должен знать:

- теоретический материал по теме  в объеме вопросов обозначенных  в лекции

Студент должен уметь:

- воспроизвести теоретический материал по теме;

- выявить реальные связи полученных  знаний с  будущей профессиональной  деятельностью;

- привести примеры, иллюстрирующие  теоретический материал.

Литература:

1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье – М., 2000

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ», Ростов н/Д.: Феникс, 2000 – 248с.

3. Чумаков Б.Н. Валеология: Избр. лекция. – М.,2007 -  245с.

4. Приходько Н., Лукьянко Валеология: Курс лекций. – Алматы: Аркаим, 2002- 496 с. 

5. Валеология – наука о здоровье: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2009 –140с.

Методические  рекомендации для подготовки к практическому  занятию

При подготовке к практическому занятию  рекомендуется  выявить уровень  усвоения теоретического материала  по теме, работая с вопросами контроля теоретических  знаний.

При отсутствии существенных пробелов в  теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям  и умениям, студентов, которые выдвигаются  как необходимые для активного  участия в семинаре, познакомьтесь  с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой  литературе к лекции и семинару.

 

 

 

 

 

 

Тема №2:Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Форма занятия: семинарское занятие

Основные  понятия: педагогическая валеология, валеологическая культура педагога, валеологическая деятельность.

Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.

Вопросы для  обсуждения:

                   1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.

                   2.Основные понятия педагогической валеологии

                  3. Принципы педагогической валеология

                  4. Концепции педагогической валеологии

Студент должен знать:

- теоретический материал по теме  в объеме вопросов обозначенных  в лекции

Студент должен уметь:

- воспроизвести теоретический материал по теме;

- выявить реальные связи полученных  знаний с будущей профессиональной  деятельностью;

-  привести примеры, иллюстрирующие  теоретический материал.

Литература: 1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007.2.Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 2002.3.Байярд Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. - М. Просвещение, 1991.4.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003.5.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006.

Методические  рекомендации для подготовки к практическому  занятию. При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний. При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.

 

 

Тема № 3: Здоровье как социально-педагогическая категория

Форма занятия: практическое занятие

Основные  понятия: здоровье, структура и символ здоровья

Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме. Научить студентов определять  и анализировать психофизиологические характеристики здоровья.

Вопросы для  обсуждения: Определение понятия здоровье: исторический экскурс. Модели здоровья. Здоровье  как единое целое. Структура и символ здоровья. Структура здоровья молодых людей (по И.И. Брехману). Факторы, влияющие на состояние здоровья. Формула здоровья  Ю.Ф. Змановского

Практическая  часть

Законы функционирования организма  учат уважать и доверять своему телу, быть достойным изящества, красоты  и гармонии его функций. Познав себя, люди должны привести свою жизнь и  ее законы в соответствие с законами своего собственного организма.

1.Заполнить анкету “Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?” и провести анализ ответов.

Анкета  «Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?»

1.Болел ли ты в последние  полгода? Если болел – перечисли  заболевания.

2. Сколько  дней ты болел?

3. Что  было причиной твоих болезней?

4.Как  ты считаешь: хорошо ли ты заботишься  о своем организме?

5.Какое  настроение бывает чаще всего  у тебя в университете?

6.Как  ты заботишься о здоровье родных  и близких?

Сделай  для себя выводы!

 

2. Провести тестирование «Что вы знаете о своем здоровье?», «Знаете ли вы состояние своего здоровья?».

Тест «Что Вы знаете о своем здоровье?»

1. Что Вы делаете для того, чтобы постоянно держать себя в форме?

    1. только то, что постоянно доставляет Вам удовольствие;
    2. периодически выполняете специальную программу;
    3. регулярно занимаетесь зарядкой и следите за собой.

2. Как Вы поступаете, когда вдруг осознаете, что теряете свою привлекательность?

    1. страдаете из-за этого;
    2. просто принимаете это к сведению  -  стареют все;
    3. немедленно ищите причины и прилагаете все усилия для того, чтобы их устранить.

3. Можете ли Вы себе представить, что в течение всего года, хотя бы один раз в неделю занимаетесь плаваньем или постоянно делаете что-то для поддержания своего жизненного тонуса и здоровья?

    1. да, только летом, когда хорошая погода;
    2. да, хотя это будет нелегко;
    3. да, занимаетесь весь год потому, что у Вас большая сила воли.

4. Соблюдаете  ли Вы диету?

    1. нет, Вы итак уже занимаетесь самоистязанием;
    2. нет, потому что у Вас нормальный вес;
    3. да, постоянно.

5. Как  Вы отнесетесь к совету врача  не носить туфли на высоких  каблуках или кроссовки?

    1. последуете его совету, но только отчасти – станете надевать эти туфли (кроссовки) только в особых случаях;
    2. обязательно выполните его рекомендацию.

6. Есть  ли у Вас склонность к праздности?

    1. да, и Вам это нравится (хотя Вы не всегда признаетесь в этом даже себе);
    2. да, при определенных условиях;
    3. нет.

7. Как  Вы питаетесь?

    1. Вы не привередливы в еде, едите то, что есть под рукой;
    2. Едите то, что Вам по вкусу;
    3. Выбираете блюда, исходя из их питательности.

Критерии  оценок за ответ «1» Вы получаете 5 баллов, «2» – 3 балла, «3» – 1 балл. Теперь сложите набранные Вами баллы.

Оценка  полученных результатов

От 6 до 13 баллов - Вы придерживаетесь девиза: «Здоровье – главное богатство!» и делаете все, чтобы его сохранить. К счастью, Вам это удается. Вы вовремя наметили свою «программу здоровья» и доказываете, что придерживаетесь ее. Если бы Вы вдруг изменили свой образ жизни, то переживали бы это очень тяжело. Вы достигли гармонии физического и душевного равновесия, полностью выполнив намеченное. Вы можете не тревожиться о будущем.

От 14 до 26 баллов - Ваша воля еще недостаточно сильна, Вы слишком себя щадите. Возможно, Вы составляете разумное меню, но нередко все Ваши планы идут насмарку, тем более что часто у Вас нет никакой последовательности. Может быть Вы думаете, что уже поздно заботиться о своем здоровье?

От 27 до 35 баллов – у Вас действительно железное здоровье, или Вы еще молоды и Ваш организм сам справляется со своими недугами. А может быть о своем здоровье Вы заботитесь как о прошлогоднем снеге? Видимо, Вы убеждены, что лишь тот человек счастлив, кто в своей жизни делает только то, что ему нравится. Задумайтесь над своим образом жизни и режимом питания. В итоге Ваш организм может отплатить за такое пренебрежительное отношение к нему!

Итак, займитесь своим здоровьем  и энергетикой сегодня, не откладывая это столь важное дело на гипотетическое завтра. Не сдавайтесь на милость Вашего извечного врага – лени. Ведь еще Томас Фуллер сказал: «Ленивой овце своя шерсть в тягость». Давайте  сделаем так, чтобы Вам не было в тягость ни Ваше собственное  тело, ни вся Ваша жизнь.

Тест  «Знаете ли Вы состояние своего здоровья?»

Возраст.

За каждый год причитается один балл. Если Вам, к примеру, 19 лет, это  означает, что Вы имеете 19 баллов.

Вес. Условно  свой  нормальный  вес  можно   определить, если вычесть  из своего роста (в сантиметрах) 100, за каждый килограмм сверх нормы  вычитывается 5 баллов. Допустим, при  росте 175 см Вы весите 90 кг, значит, по второму показателю Вы имеете 75 баллов. За каждый килограмм ниже нормы, напротив добавляете 5 баллов.

Курение. Некурящему человеку начисляется 30 баллов. За каждую (!)   выкуренную сигарету вычитается один балл. Если, к  примеру, Вы выкуриваете за день 20 сигарет, то из Вашей суммы вычитается 20 баллов.

  1. Выносливость. Если Вы ежедневно в течение не менее 12 минут выполняете упражнения на развитие выносливости (ходьба, бег трусцой, плаванье, велосипед, лыжи  и т.п. то есть все, что наиболее эффективно укрепляет сердечно-сосудистую систему), то получаете 30 баллов. Если Вы проделываете эти упражнения 4 раза в неделю, то получаете 25 баллов, 3 раза – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов. Если Вы ведете малоподвижный образ жизни, то из Вашей суммы вычитается еще 20 баллов.
  2. Пульс в покое. Если Ваш пульс, измеренный в покое меньше 90, то за каждый удар Вы получаете 1 балл, например, при частоте пульса 76 ударов в минуту, Вы получаете 14 баллов.

6. Восстановление пульса. Так же  как и частота пульса, очень  важным показателем здоровья  является скорость восстановления  пульса. Ее можно определить следующим  образом. После 3-х минутного  бега отдохните лежа в течение  4 минут. Если после этого частота  пульса равна исходному, Вы  получаете 30 баллов. Если выше  исходной всего на 10 ударов –  20 баллов. При частоте, превышающей  исходный на 15 ударов – 10 баллов, на 20 и более ударов – 0 баллов.

Теперь посчитайте набранную Вами сумму. Если Вы набрали свыше 100 баллов, то состояние Вашего здоровья на зависть  хорошее. Ваш организм способен выдержать  солидные (в том числе и спортивные) нагрузки. И Вас можно только поздравить! При сумме 61 до 100 баллов следует  больше времени уделять физическим упражнениям на развитие выносливости. При сумме 21-60 баллов, нужно уделить  серьезное внимание борьбе с имеющимися у Вас факторами риска (лишний вес, курение, гиподинамия – малая  физическая активность). Ваша сумма  не превышает 20 баллов. Увы – состояние  Вашего здоровья угрожающее. Вам необходимо обратиться к врачу, принять меры для уменьшения лишнего веса, ограничить себя в курении, начать пробежки.

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения