Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

Методика  «Незаконченное предложение». Методика «незаконченные предложения» выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Выявляется общая установка по отношению к тому или иному явлению. Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты). Обработка производится следующим образом. Ответы группируются: социальная ориентация или вещно-предметная ориентация, моральное предпочтение или вещно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т.д. Как правило, ответы группируются по трем характеристикам: положительная, отрицательная, неясная.

    1. Мое здоровье…
    2. Раньше тема здоровья …
    3. Здоровье и счастье…
    4. Когда я вижу больного человека…
    5. Когда я слышу как вредно для здоровья…
    6. Мое настроение и самочувствие …
    7. Забота о здоровье…
    8. Я думаю, что способен…
    9. Когда человек болен…
    10. 10) Полное благополучие…

Упражнение  «Эмоциональная кардиограмма»

Цель: диагностика эмоционального состояния.

Задание: студентам предлагается взять по выбору цветной карандаш и графически изобразить на листе бумаги свое эмоциональное состояние на данный момент.

Упражнение  «Улыбка»

Цель:   эмоциональная разрядка.

Задание: 1) Расслабьте мышцы лица и поднимите уголки губ.

                2) Передайте свои ощущения.

Задание  для СРСП:

1. Завести дневник эмоционального  состояния и самочувствия «Эмоциональный  термометр»

                                 « Эмоциональный термометр»

Изменить собственное состояние, настроение, эмоции, можно лишь в  том случае, если удается посмотреть со стороны на себя, испытывающего  эти эмоции. Существует множество  средств посмотреть со стороны на себя в данной ситуации. Эмоциональный  термометр одно из самых доступных   (схема№5).

Задание: «Измерить» свои эмоции за половину сегодняшнего дня или прошедшего дня.

На следующем занятии студенты могут обсудить данные эмоционального термометра в минигруппах и ответить на вопросы:

Сколько раз менялось в среднем  Ваше настроение в течение дня?

-   Насколько Ваше настроение  зависит от других людей?

Например: начало дня резко отличается  по настроению от середины дня. Почему? Что с этим делать?

Зависит ли устойчивость настроения от пола, возраста.

                                                                                                      

  Схема №12

Эмоциональный термометр               

 

       DDDDD

 

JJJJJJJ

 

¤¤¤¤¤¤

 

lllllllll

 

_______




 

Мне                   Мне                 Мне                     Мне                        

Блаженственно, крайне плохо, несколько хорошо, чувствую скверно, не по себе

Студент должен знать:

- теоретический материал по  теме в объеме вопросов обозначенных  в лекции

Студент должен уметь:

- воспроизвести теоретический материал по теме;

- выявить реальные связи полученных  знаний с будущей профессиональной  деятельностью;

- привести примеры, иллюстрирующие  теоретический материал.

Методические  рекомендации для подготовки к практическому  занятию. При подготовке к практическому занятию рекомендуется  выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний. При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.

Литература:

1. Назарбаева С.А. Путь к себе. – Алматы. – 2000. – 35с.

2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 2001

3. Андреев А. Три кита здоровья. - М.. 2006

4. Ота Грегор  Жить не старея. – М.: ФиС, 2002

5. Тель Л.З.  Кодекс здоровья. –  Акмола. 2008 

 

 

Тема№4: Состояние  здоровья детей и подростков

Основные  понятия: здоровье, здоровый образ жизни

Форма занятия: семинарское занятие

Цель практического  занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.

Вопросы для  обсуждения:

1.Современное  представление о здоровье, здоровом  образе жизни.

2.Факторы,  влияющие на состояние здоровья  детей и подростков

3.Как  сохранить здоровье детей

Студент должен знать:

- теоретический материал по теме  в объеме вопросов обозначенных  в лекции

Студент должен уметь:

- воспроизвести теоретический материал по теме;

- определить   нарушения опорно-двигательного  аппарата у детей и подростков  и знать меры профилактики;

- выявить реальные связи полученных  знаний с  будущей профессиональной  деятельностью;

- привести примеры, иллюстрирующие  теоретический материал.

Литература:

1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы  анатомии, физиологии и гигиены  детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер  Д.А. Возрастная физиология и  школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

Методические  рекомендации для подготовки к практическому  занятию

При подготовке к практическому занятию  рекомендуется  выявить уровень  усвоения теоретического материала  по теме, работая с вопросами контроля теоретических  знаний.

При отсутствии существенных пробелов в  теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям  и умениям, студентов, которые выдвигаются  как необходимые для активного  участия в семинаре, познакомьтесь  с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой  литературе к лекции и семинару.

 

 

Тема №5: Профессиональное здоровье педагога

Форма занятия: семинарское занятие

Основные  понятия: профессиональное здоровье, валеологическая культура педагога, валеологическая деятельность.

Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.

Вопросы для  обсуждения:

1.Профессиональное  здоровье – понятие, содержание

2.Валеологическая  культура педагога

3. Валеологическая деятельность педагога.

Студент должен знать:

- теоретический материал по теме  в объеме вопросов обозначенных  в лекции

Студент должен уметь:

- воспроизвести теоретический материал по теме;

- выявить реальные связи полученных  знаний с  будущей профессиональной  деятельностью;

-  привести примеры, иллюстрирующие  теоретический материал.

Литература:1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007. 2.Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 2002. 3.Байярд Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. - М. Просвещение, 2001. 4.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003. 5.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006. 6.Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. - М., 2005.

Методические  рекомендации для подготовки к практическому  занятию

При подготовке к занятию рекомендуется  выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами  контроля теоретических  знаний.

При отсутствии существенных пробелов в  теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям  и умениям, студентов, которые выдвигаются  как необходимые для активного  участия в семинаре, познакомьтесь  с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой  литературе к лекции и семинару.

 

 

Тема №6: Здоровый образ жизни как основа воспитания валеологической культуры

Форма занятия: семинарское занятие

Основные  понятия: образ жизни, здоровый образ жизни.

Цель: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.

Вопросы ля обсуждения: Понятие образ жизни, факторы образа жизни. Определение понятия здоровый образ жизни. Факторы здорового образа жизни. Воспитание потребности ведения здорового образа жизни. Мотивация здорового образа жизни.

Студент должен знать:

- теоретический материал по теме  в объеме вопросов обозначенных  в лекции

Студент должен уметь:

- воспроизвести теоретический материал по теме;

- выявить реальные связи полученных  знаний с будущей профессиональной  деятельностью;

- привести примеры, иллюстрирующие  теоретический материал.

Литература:

1. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030, процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» //Акмолинская правда, - 1997. – 14 окт.

2. Колбанов В.В. Основы валеологии. – СПб.,2008

3. Комплексная программа «Здоровый образ жизни» // САПП – 1999 -  №30-31

3. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.,2007

4. Соковня-Семёнова И.И. основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.,2001

Методические  рекомендации для подготовки к практическому  занятию

При подготовке к практическому занятию  рекомендуется  выявить уровень  усвоения теоретического материала  по теме, работая с вопросами контроля теоретических  знаний.

При отсутствии существенных пробелов в  теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям  и умениям, студентов, которые выдвигаются  как необходимые для активного  участия в семинаре, познакомьтесь  с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой  литературе к лекции и семинару.

 

 

Тема №7: Народная педагогика о воспитании валеологической  культуры

Форма занятия: практическое занятие

Основные  понятия: народная педагогика, обычаи, традиции

Цель: познакомить студентов обычаями, традициями народов, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Вопросы для обсуждения:

Воспитание  силы, ловкости, выносливости как ведущая  идея в пословицах, загадках народных песнях, сказках, былинах, эпосах разных народов. Использование природных  факторов, игр, традиций, средств искусства, примера-идеала, в воспитании бережного  отношения к личному и общественному  здоровью. Специфические особенности  физического воспитания, разумного  питания, обычаев у различных  народов.

Вопросы

            Практическая часть 

1. Проанализировать народные пословицы, поговорки о здоровье, физической силе, выносливости, ловкости и т.д.

2. Использование на занятиях сказок, былин о прославлении здорового сильного, храброго, выносливого, умного человека.

Продемонстрировать  и проанализировать фрагменты народных игр на развитие ловкости, смекалки, координации движений, быстроты реакции  и т.д.

Студент должен знать:

- теоретический материал по теме  в объеме вопросов обозначенных  в лекции

Студент должен уметь:

- воспроизвести теоретический материал по теме;

- выявить реальные связи полученных  знаний с будущей профессиональной  деятельностью;

- привести примеры, иллюстрирующие  теоретический материал.

Литература:

1. Байтурсынов А. В здоровом теле – здоровый дух // Казахстанский календарь, Оренбург 1922

2. Кашимов М. Этика. – Казань., 1907

3. Ушинский К.Д. собр.соч. М-Л, 1949

4. Антология педагогической мысли Казахстана /Е. А. Маметказиев, Н. Нурахметов, С.С. Кирибаев, М.К. Козыбаев, К.Б. Жарикбаев и др. – Алматы 1995

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения