Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
Методика «Незаконченное предложение». Методика «незаконченные предложения» выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Выявляется общая установка по отношению к тому или иному явлению. Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты). Обработка производится следующим образом. Ответы группируются: социальная ориентация или вещно-предметная ориентация, моральное предпочтение или вещно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т.д. Как правило, ответы группируются по трем характеристикам: положительная, отрицательная, неясная.
Упражнение «Эмоциональная кардиограмма»
Цель: диагностика эмоционального состояния.
Задание: студентам предлагается взять по выбору цветной карандаш и графически изобразить на листе бумаги свое эмоциональное состояние на данный момент.
Упражнение «Улыбка»
Цель: эмоциональная разрядка.
Задание: 1) Расслабьте мышцы лица и поднимите уголки губ.
2) Передайте свои ощущения.
Задание для СРСП:
1. Завести дневник
Изменить собственное
Задание: «Измерить» свои эмоции за половину сегодняшнего дня или прошедшего дня.
На следующем занятии студенты могут обсудить данные эмоционального термометра в минигруппах и ответить на вопросы:
Сколько раз менялось в среднем Ваше настроение в течение дня?
- Насколько Ваше настроение зависит от других людей?
Например: начало дня резко отличается по настроению от середины дня. Почему? Что с этим делать?
Зависит ли устойчивость настроения от пола, возраста.
Схема №12
Эмоциональный термометр
DDDDD |
JJJJJJJ |
¤¤¤¤¤¤ |
lllllllll |
_______ |
Мне Мне Мне Мне
Блаженственно, крайне плохо, несколько хорошо, чувствую скверно, не по себе
Студент должен знать:
- теоретический материал по
теме в объеме вопросов
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
-
выявить реальные связи
-
привести примеры,
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию. При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний. При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Литература:
1. Назарбаева С.А. Путь к себе. – Алматы. – 2000. – 35с.
2.
Орлов Ю.М. Восхождение к
3. Андреев А. Три кита здоровья. - М.. 2006
4. Ота Грегор Жить не старея. – М.: ФиС, 2002
5. Тель Л.З. Кодекс здоровья. – Акмола. 2008
Тема№4: Состояние здоровья детей и подростков
Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни
Форма занятия: семинарское занятие
Цель практического занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы для обсуждения:
1.Современное представление о здоровье, здоровом образе жизни.
2.Факторы,
влияющие на состояние
3.Как сохранить здоровье детей
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
-
определить нарушения опорно-
-
выявить реальные связи
-
привести примеры,
Литература:
1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема №5: Профессиональное здоровье педагога
Форма занятия: семинарское занятие
Основные понятия: профессиональное здоровье, валеологическая культура педагога, валеологическая деятельность.
Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы для обсуждения:
1.Профессиональное здоровье – понятие, содержание
2.Валеологическая культура педагога
3.
Валеологическая деятельность
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
-
выявить реальные связи
-
привести примеры,
Литература:1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007. 2.Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 2002. 3.Байярд Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. - М. Просвещение, 2001. 4.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003. 5.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006. 6.Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. - М., 2005.
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема №6: Здоровый образ жизни как основа воспитания валеологической культуры
Форма занятия: семинарское занятие
Основные понятия: образ жизни, здоровый образ жизни.
Цель: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы ля обсуждения: Понятие образ жизни, факторы образа жизни. Определение понятия здоровый образ жизни. Факторы здорового образа жизни. Воспитание потребности ведения здорового образа жизни. Мотивация здорового образа жизни.
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
-
выявить реальные связи
-
привести примеры,
Литература:
1. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030, процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» //Акмолинская правда, - 1997. – 14 окт.
2. Колбанов В.В. Основы валеологии. – СПб.,2008
3. Комплексная программа «Здоровый образ жизни» // САПП – 1999 - №30-31
3. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.,2007
4. Соковня-Семёнова И.И. основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.,2001
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема №7: Народная педагогика о воспитании валеологической культуры
Форма занятия: практическое занятие
Основные понятия: народная педагогика, обычаи, традиции
Цель: познакомить студентов обычаями, традициями народов, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.
Вопросы для обсуждения:
Воспитание
силы, ловкости, выносливости как ведущая
идея в пословицах, загадках народных
песнях, сказках, былинах, эпосах разных
народов. Использование природных
факторов, игр, традиций, средств искусства,
примера-идеала, в воспитании бережного
отношения к личному и
Вопросы
Практическая часть
1. Проанализировать народные пословицы, поговорки о здоровье, физической силе, выносливости, ловкости и т.д.
2. Использование на занятиях сказок, былин о прославлении здорового сильного, храброго, выносливого, умного человека.
Продемонстрировать и проанализировать фрагменты народных игр на развитие ловкости, смекалки, координации движений, быстроты реакции и т.д.
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
- выявить реальные связи
-
привести примеры,
Литература:
1. Байтурсынов А. В здоровом теле – здоровый дух // Казахстанский календарь, Оренбург 1922
2. Кашимов М. Этика. – Казань., 1907
3. Ушинский К.Д. собр.соч. М-Л, 1949
4. Антология педагогической мысли Казахстана /Е. А. Маметказиев, Н. Нурахметов, С.С. Кирибаев, М.К. Козыбаев, К.Б. Жарикбаев и др. – Алматы 1995
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения