Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
5. Аймаутов Ж. Закон адата // Сана 1924 № 2,3
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема №8: Психическое здоровье
Форма занятия: практическое занятие
Основные понятия: психическое здоровье, физиологический стресс, эмоции
Цель: усвоить взаимосвязь психического и соматического здоровья
Вопросы ля обсуждения: Понятие: психическое здоровье, исторический аспект. Причины нарушения психического здоровья. Физиологический стресс: понятие, стадии развития. Гигиена психического здоровья. Влияние эмоций на психическое здоровье.
Практическая часть: провести ряд методик и упражнений по психопрофилактике и психорегуляции. Овладение медитативной графикой (МГ). Изготовление листов МГ (лист благополучия, листы эмоций) Рестимуляция и интроспекция эмоций. Упражнение «Маска», «Встреча», «Концентрация», «Обвинение», «Скульптор».
Аутогенная тренировка (АТ)
Все формулы АТ условно делятся на две группы:
-
способствующие мышечному
-
вызывающие яркие образные
Примеры формул АТ
1. Я чувствую покой
Я чувствую глубокий покой
Отвлекаюсь от внутреннего
Я расслабляюсь
2. Мне все безразлично
Для меня все маловажно
Всё другое вне меня
Чувствую покой
Расслабляюсь
Я совершенно спокоен
Никто не может помешать мне
Покой и блаженство наполняет меня
Покой окружает меня
Я один
Мне тепло и внутренний покой в радость
Следующие 5-6 и более формул направлены на расслабление всех мышц тела. Заканчивается схема так:
Мне хорошо
Чувствую себя легко
Я совсем спокоен
Сердце бьётся легко и спокойно
Дышу произвольно
Лоб приятно прохладен
Душа отдыхает
Мне хорошо
Мне хорошо
Идеальная поза – полулежа, как в самолете. Можете принять позу «кучера» на стуле. Первое упражнение – удобная поза с закрытыми глазами. Постарайтесь полностью отключиться от всех мешающих мыслей, полностью освободите сознание. Не допускайте ни одной посторонней мысли. Почувствуйте невесомость во всем теле, просматривая мысленно в определенной последовательности все части тела. В абсолютной тишине Вам отводится не больше минуты для полного расслабления. Итак, расслабляйтесь! Теперь в этом состоянии расслабленности и отрешенности почувствуйте, как постепенно тяжелеют все части Вашего тела: руки, ноги, туловище, голова. Веки тяжелые. Ноги уже очень трудно оторвать от пола. Все мысли концентрируются на ощущении тяжести во всех частях Вашего тела. В течение минуты тяжесть разольется по всему Вашему телу. Ощутите это. Почувствуйте в состоянии отяжелевшего тела, как постепенно разливается мелкими струйками тепло по ногам, рукам, по туловищу, приливая к голове. Постепенно струйки будут превращаться в бурные потоки, в некоторых частях тела тепло будет переходить в жар. Так посидите несколько минут. После выполнения этих упражнений Вы должны почувствовать себя отдохнувшими, полными сил и энергии.
Упражнение «Самонаблюдение»
Цель: Научиться расслаблению и ведению самонаблюдения. На фоне релаксации, как можно больше задайте себе вопросов:
Упражнение «Концентрация»
Задание: Закройте глаза, сидя в удобном положении и начинайте считать от одного до десяти, полностью концентрируясь на счете. Если сбились – начинайте сначала. После того как досчитаете до десяти, начинайте сначала.
Упражнение «Обвинение»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие агрессии.
Задание:
Участники делятся на две команды: одна – обвиняющие, другая – виноватые. Команды становятся друг против друга на небольшом расстоянии, так, чтобы у каждого участника была пара. Используя все те же выразительные движения «обвиняющие» нападают, а «виноватые» защищаются. Через минуту играющие меняются ролями, затем сравнивают ощущения, пережитые при проигрывании разных ролей.
Метод медитативной графики состоит в сопровождении мышления и переживания графическими действиями, позволяющими лучше запечатлевать и в нужное время воспроизводить мысли и соответствующие чувства при последующих сериях медитации. Листом МГ мы называем рисунки, сосредоточенное восприятие которых способствует воспроизведению мыслей и переживаний. МГ – это новый язык общения с самим собой.
Лист благополучия
Лист плотной чистой бумаги. Поставьте в середине его точку или другой значок, который Вы склонны интерпретировать как символ Покоя и Мира. Попытайтесь сосредоточиться на нем. Погружайтесь в прошлое, отсылайтесь к ситуации, когда Вы были спокойны, Вам ничего не хотелось и Вы ни к чему не стремились. Наиболее яркие восприятия должны получить Ваше графическое представление в виде символа, образа, значка, буквы, слова, рисунка. Результат будет правильным, если, глядя на символ, Вы воспроизведете эту ситуацию. Постепенно эти символы приобретут способность влиять на Ваше сознание.
Листы эмоций
Эти листы разрабатываются на каждую эмоцию отдельно. Старайтесь как можно подробнее «записать» Ваши мысли и образы, связанные с данной эмоцией.
Упражнение «Маска»
Цель: эмоциональная разрядка.
Задание
Используя выразительные движения, изобразите печаль
Используя выразительные движения, смените печаль на радость
Сравните ощущения.
Упражнение «Скульптор»
Цель: упражнение на проигрывание эмоций и развитие памяти.
Задание:
- Выбираются два участника – один фигура, другой скульптор
- Задание для фигуры: используя выразительные движения, изобразите любую яркую эмоцию
- Задание для скульптора: в течение пяти секунд запомнить фигуру, назвать эмоцию, а затем полностью ее скопировать, используя те же выразительные движения
Упражнение «Встреча»
Цель: эмоциональная разрядка
Задание:
- Участники делятся на две
команды и образуют два круга
– внешний и внутренний. Участники
внешнего круга обращены лицом
к участникам внутреннего
- По команде ведущего оба круга начинают движение в противоположных направлениях.
По команде «стоп» участники останавливаются, используя выразительные движения, выполняют задания ведущего: Встретились два лучших друга - радость; встретились два недруга – злость и т.д.
Проигрываются все возможные эмоции.
После каждого проигрывания участники
передвигаются и вновь
Упражнение «Улыбка»
Литература:
1. Тарасов Е. Популярная психотерапия. – М., 2000
2. Валеология – наука о здоровье / под ред. А.Д. Соколова, З.С. Абишевой. – Алматы, 1999
3. Лобзин В.С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1991
4. Леви В. Искусство быть собой. М., знание, 1973
5. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1991
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
-
выявить реальные связи
-
привести примеры,
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема №9: Влияние характера мышления на здоровье
Форма занятия: семинарское занятие
Основные понятия: Понятие саногенного и патогенного мышления.
Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы для обсуждения: Функции мышления. Мышление – источник радости или болезни. Понятие саногенного и патогенного мышления, их роль в психофизиологическом самочувствии.
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
-
выявить реальные связи
-
привести примеры,
Литература:1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 2007. 2.Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 2002. 3.Байярд Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. - М. Просвещение, 2001. 4.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003. 5.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС 2006. 6.Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. - М., 2005.
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема № 10: Влияние физической культуры на организм молодого человека. Движение для здоровья.
Форма занятия: семинарское занятие
Основные понятия: движение, физической культура, жизненный тонус, работоспособность
Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы для обсуждения: Значение физических упражнений. Влияние оптимальных физических тренировок на здоровье человека. Причины и следствия малоподвижного образа жизни – гипокинезии. Противопоказания к занятиям физкультурой. Приемы повышения энергии.
Практическая часть
Тест для оценки вашей физической формы
Этот
простой тест поможет вам самостоятельно
оценить Ваше физическое состояние
и получить информацию о том, что
нужно сделать для его
«Да», «Нет»
1. Не одолевает ли Вас целыми днями зевота?
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения