Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций

Описание

1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 317.01 Кб (Скачать документ)

      2. Не чувствуете ли Вы, проснувшись  утром, разбитости, так что и  из 

      постели вылезать не хочется?

      3. Не утомляют ли Вас действия, требующие минимальных усилий (подъем  на лестницу или хождение по  магазинам)?

      4. Не чувствуете ли Вы, что уже  к полудню или несколько позднее  сил у вас не остается?

      5. Не чувствуете ли Вы большую  часть дня сонливость?

      6. Не производите ли Вы впечатление  вялого человека?

      7. Не чувствуете ли Вы вялости? 

      8. Случается ли Вам засыпать  рано вечером, когда вы что-нибудь  читаете или смотрите телевизор? 

      9. Испытываете ли Вы трудности,  сталкиваясь с повседневными  проблемами?

      10. Испытываете ли Вы ноющие  боли?

      11. Трудно ли Ввам расслабиться?

      12. Часто ли Вы испытываете  раздражение по отношению к  другим людям? 

      13. Часто ли испытываете слишком  сильную усталость, чтобы активно 

      проводить свободное время? 

      14. Часто ли у Вас возникают  проблемы со здоровьем (простуды, боли в спине 

      и т. п.)?

      15. Не чувствуете ли Вы, что  обычно вам не хватает энергии  и жизненных 

      сил? 

Тот, кто регулярно тренируется, почти  на все вопросы (а может быть, и  на все) ответит  «нет»!   

Упражнение  «Мышечная радость»

1. Проделать 10 приседаний в заданном  темпе по требованию ведущего (насильственная парадигма).

2. Проделать физические движения  по собственному желанию в  своем заданном темпе (ненасильственная  парадигма).

3.Сравнить  ощущения.

Упражнение  «Приемы повышения  энергии»

1. Сожмите мизинец правой руки указательным и большим пальцем левой руки (кончиком большого пальца или его ногтем), по возможности, сильно надавливайте и массируйте среднюю часть мизинцем (по типу точечного массажа). Эта процедура может быть длительной, до одного часа. Для достижения большего эффекта повторите прием.

2. Примите максимально удобную позу:

  • представьте  перед собой какой либо источник энергии. Он согревает Вас и дает Вам силу. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на Ваше тело спереди. Почувствуйте, как волны энергии скользят вверх и вниз по Вашей спине.
  • Пусть источник энергии находится справа и воздействует на правую половину тела.
  • Поместите источник энергии перед собой и ощутите его влияние на Вашу голову.
  • Представьте, что источник энергии расположен у Вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни Ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему телу. 

Упражнение  «Улыбка»

Вопросы для  контроля знаний студентов:

1. Самостоятельно ответьте на вопросы. В случае необходимости обратитесь за консультацией к преподавателю.

     Зачем нужны физические нагрузки  для человека?

      Как физические упражнения влияют  на организм?

      Какие физические качества можно  развить с помощью 

     физических   упражнений?

      В какой степени занятия влияют  на здоровье?

      Как правильно организовать тренировки?

      Как часто нужно тренироваться? 

      Как правильно увеличивать нагрузки?

      Как организовать занятие? 

      Что такое тренированность? 

      Какая нагрузка приводит к  развитию тренировочного эффекта? 

      Как рассчитать интенсивность  нагрузки?

      Какие реакции на нагрузку  можно ожидать? 

      Влияет ли возраст на организацию  тренировочных занятий? 

      Продлевают ли жизнь физические  упражнения?

      Какое время суток больше подходит  для тренировок?

      Чего нужно опасаться при тренировках? 

      Как обеспечить безопасность  физических упражнений?

      Можно ли тренироваться при  простудных заболеваниях для  ускорения 

      выздоровления? 

      Нужны ли особые условия для  проведения тренировок?

      Можно ли с помощью физических  упражнений замедлить 

      процесс старения?

      Нужно ли изменять характер  питания при тренировках? 

      Можно ли есть перед тренировкой? 

      Как самостоятельно контролировать  эффективность занятий? 

      Что понимают под общей двигательной  активностью (ОДА)?

      Можно ли тренироваться в период  месячных?

       Как относятся специалисты к  физическим тренировкам во время  беременности?

Литература:

1. Васильева З.А., Любинская С.М.  Резервы здоровья. – М., 2004

2. Иванченко В.А. Секреты вашей  бодрости. – М., 2008

3. Горен  М. Путь к здоровью  и долголетию. – Пушкино, 2002

4. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К.  Физические нагрузки современного  человека. – М., 2000

5. Микулин А.А. Активное долголетие. – М.,2000

Студент должен знать:

- теоретический материал по теме  в объеме вопросов обозначенных  в лекции

Студент должен уметь:

- воспроизвести теоретический материал по теме;

- выявить реальные связи полученных  знаний с будущей профессиональной  деятельностью;

- привести примеры, иллюстрирующие  теоретический материал.

Методические  рекомендации для подготовки к практическому  занятию

При подготовке к занятию рекомендуется  выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами  контроля теоретических  знаний.

При отсутствии существенных пробелов в  теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям  и умениям, студентов, которые выдвигаются  как необходимые для активного  участия в семинаре, познакомьтесь  с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой  литературе к лекции и семинару.

 

 

Тема №11: Режим труда и отдыха. Методика выработки индивидуального ритма работы

Форма занятия: практическое занятие

Основные  понятия: режим труда и отдыха, утомление, переутомление, работоспособность

Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.

Вопросы для  обсуждения: Функции мышления. Мышление – источник радости или болезни. Понятие саногенного и патогенного мышления, их роль в психофизиологическом самочувствии.

 

Практическая часть

Провести тест «Кто Вы – «сова» или «жаворонок»?

Тест «Кто Вы «сова» или «жаворонок»?

1. Трудно  ли Вам вставать рано утром?

Да, почти  всегда – 3 балла

  1. Иногда – 2 балла
  2. Редко –1 балл
  3. Очень редко – 0 баллов

2. В какое время Вы предпочли  бы ложиться спать?

  1. После одного часа ночи –3 балла
  2. С 23 –30 до 1 часа ночи – 2 балла
  3. После 22 часов  - 1 балл
  4. Вы недавно проснулись. Какой завтрак Вам по душе?
  5. Плотный – 3 балла
  6. Менее плотный – 2 балла
  7. Вареное яйцо или бутерброд  -1 балл
  8. Достаточно чаю или кофе – 0 баллов
  9. Вспомните Ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят?
  10. В первой половине дня – 1 балл
  11. Во второй половине дня – 0 баллов
  12. От чего Вам легче отказаться?
  13. От утреннего чая? Кофе? – 2 балла
  14. От вечернего чая  - 0 баллов
  15. Легко ли Вам переменить свои привычки, связанные с едой?
  16. Очень легко – 0 баллов
  17. Достаточно легко – 1 балл
  18. Трудно – 1 балл
  19. Не меняю –3 балла
  20. Утром Вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного Вы ляжете спать?
  21. Не более чем на два часа – 3 балла
  22. На один – два часа  -2 балла
  23. Менее чем на один час –0 баллов
  24. Насколько точны Ваши внутренние часы? Засеките время, и когда, по Вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы.
  25. Вы поторопились – 0 баллов
  26. Опоздали –2 балла

Теперь  подведем итоги. Если в сумме Вы набрали  от 0 до 7 балов – Вы «жаворонок», от 8 до 13 – «аритмик», от 14 до 20  - «сова».(36)

 

Упражнение  «Улыбка» (см. тему 1):

1. Провести наблюдение в течение одной недели за личной работоспособностью (в какие часы она выше, в какие ниже и насколько она устойчива)

2. После наблюдения составить личный режим работы, опираясь на данные об особенностях своей работоспособности

 

 

 

 

Таблица №2

Внешние признаки утомления при умственной работе

 

Объекты наблюдения

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянные. Частые отвлечения

Ослабленное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют 

Поза

Непостоянная, потягивание ног и  выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддерживание  головы руками

Стремление положить голову на стоп, вытянуться, отклонившись на спинку стула

Движение

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение подчерка)

Интерес

Живой интерес, задавание вопросов

Слабый интерес. Отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия


 

Литература:

1. Приходько Н., Лукьяненко М. Валеология: Курс лекций. – Алматы., 2002.

2. Жариков, Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М., 2000

3. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! – М.,2004

4. Попов Г. Техника личной работы. – М., 2000

5. Уорд Р. Живые часы. – М.. 2004 

Студент должен знать:

- теоретический материал по теме  в объеме вопросов обозначенных  в лекции

Студент должен уметь:

- воспроизвести теоретический материал по теме;

- выявить реальные связи полученных  знаний с  будущей профессиональной  деятельностью;

-  привести примеры, иллюстрирующие  теоретический материал.

Методические  рекомендации для подготовки к практическому  занятию

При подготовке к занятию рекомендуется  выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами  контроля теоретических  знаний.

При отсутствии существенных пробелов в  теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям  и умениям, студентов, которые выдвигаются  как необходимые для активного  участия в семинаре, познакомьтесь  с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой  литературе к лекции и семинару.

 

 

Тема №12: Культура питания как компонент валеологической культуры

Форма занятия: практическое занятие

Основные  понятия: сбалансированное питание рациональное питание

Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.

Вопросы для  обсуждения: Функции мышления. Мышление – источник радости или болезни. Понятие саногенного и патогенного мышления, их роль в психофизиологическом самочувствии.

 

Практическая часть:

Задания:

1.Провести  со студентами  ряд упражнений  и анкетирование.

2.Изучить  теоретический материал по книге  Ю.М. Орлова Восхождение к индивидуальности. – М.. 2002, с.52-72

3.Выполнение упражнений:

Упражнение 1

  1. Представите, что Вы хотите что-то съесть.
  2. Проанализируйте желание, т.е. определите пищевой образ, например яблоко
  3. Развивайте  представление пищевого образа до возникновения аппетита
  4. Сразу же начинайте переключать внимание на другой, непищевой образ, например, интересная книга или приятный собеседник.
  5. Полностью сконцентрируйте свою энергию на непищевой образ.
  6. Проанализируйте ваши ощущения

Упражнение 2 «Фигура и фон»

1. Представьте пищевой образ, например  яблоко и развивайте, «шлифуйте»  его.

2. Представьте параллельно непищевой  образ, например мяч. Сначала  мутный расплывчатый. А затем  увеличивающийся и проясняющийся 

3. По очереди увеличивайте и  приближайте какой-либо из образов,  а другой соответственно удаляйте  и уменьшайте, как бы растворяйте  его. Четкий и ясный образ  будет фигурой, расплывчатый фоном.

Упражнение 3

Анализ  удовлетворения потребности в еде  через удовлетворение потребности  в общении (по аналогии).

Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения