Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:58, курс лекций
1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии.
2.Основные понятия педагогической валеологии
3. Принципы педагогической валеология
4. Концепции педагогической валеологии
2. Не чувствуете ли Вы, проснувшись утром, разбитости, так что и из
постели вылезать не хочется?
3. Не утомляют ли Вас действия, требующие минимальных усилий (подъем на лестницу или хождение по магазинам)?
4. Не чувствуете ли Вы, что уже
к полудню или несколько
5. Не чувствуете ли Вы большую часть дня сонливость?
6. Не производите ли Вы
7. Не чувствуете ли Вы вялости?
8. Случается ли Вам засыпать
рано вечером, когда вы что-
9. Испытываете ли Вы трудности, сталкиваясь с повседневными проблемами?
10. Испытываете ли Вы ноющие боли?
11. Трудно ли Ввам расслабиться?
12. Часто ли Вы испытываете раздражение по отношению к другим людям?
13. Часто ли испытываете слишком
сильную усталость, чтобы
проводить свободное время?
14. Часто ли у Вас возникают
проблемы со здоровьем (
и т. п.)?
15. Не чувствуете ли Вы, что обычно вам не хватает энергии и жизненных
сил?
Тот, кто регулярно тренируется, почти на все вопросы (а может быть, и на все) ответит «нет»!
Упражнение «Мышечная радость»
1. Проделать 10 приседаний в заданном темпе по требованию ведущего (насильственная парадигма).
2.
Проделать физические движения
по собственному желанию в
своем заданном темпе (
3.Сравнить ощущения.
Упражнение «Приемы повышения энергии»
1. Сожмите мизинец правой руки указательным и большим пальцем левой руки (кончиком большого пальца или его ногтем), по возможности, сильно надавливайте и массируйте среднюю часть мизинцем (по типу точечного массажа). Эта процедура может быть длительной, до одного часа. Для достижения большего эффекта повторите прием.
2. Примите максимально удобную позу:
Упражнение «Улыбка»
Вопросы для контроля знаний студентов:
1. Самостоятельно ответьте на вопросы. В случае необходимости обратитесь за консультацией к преподавателю.
Зачем нужны физические
Как физические упражнения
Какие физические качества
физических упражнений?
В какой степени занятия
Как правильно организовать
Как часто нужно тренироваться?
Как правильно увеличивать
Как организовать занятие?
Что такое тренированность?
Какая нагрузка приводит к
развитию тренировочного
Как рассчитать интенсивность нагрузки?
Какие реакции на нагрузку можно ожидать?
Влияет ли возраст на
Продлевают ли жизнь
Какое время суток больше
Чего нужно опасаться при
Как обеспечить безопасность физических упражнений?
Можно ли тренироваться при простудных заболеваниях для ускорения
выздоровления?
Нужны ли особые условия для проведения тренировок?
Можно ли с помощью физических упражнений замедлить
процесс старения?
Нужно ли изменять характер питания при тренировках?
Можно ли есть перед
Как самостоятельно
Что понимают под общей
Можно ли тренироваться в
Как относятся специалисты к
физическим тренировкам во
Литература:
1. Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. – М., 2004
2. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. – М., 2008
3. Горен М. Путь к здоровью и долголетию. – Пушкино, 2002
4.
Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К.
Физические нагрузки
5.
Микулин А.А. Активное
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
-
выявить реальные связи
-
привести примеры,
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема №11: Режим труда и отдыха. Методика выработки индивидуального ритма работы
Форма занятия: практическое занятие
Основные понятия: режим труда и отдыха, утомление, переутомление, работоспособность
Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы для обсуждения: Функции мышления. Мышление – источник радости или болезни. Понятие саногенного и патогенного мышления, их роль в психофизиологическом самочувствии.
Практическая часть
Провести тест «Кто Вы – «сова» или «жаворонок»?
Тест «Кто Вы «сова» или «жаворонок»?
1. Трудно ли Вам вставать рано утром?
Да, почти всегда – 3 балла
2. В какое время Вы предпочли бы ложиться спать?
Теперь подведем итоги. Если в сумме Вы набрали от 0 до 7 балов – Вы «жаворонок», от 8 до 13 – «аритмик», от 14 до 20 - «сова».(36)
Упражнение «Улыбка» (см. тему 1):
1. Провести наблюдение в течение одной недели за личной работоспособностью (в какие часы она выше, в какие ниже и насколько она устойчива)
2. После наблюдения составить личный режим работы, опираясь на данные об особенностях своей работоспособности
Таблица №2
Внешние признаки утомления при умственной работе
Объекты наблюдения |
Незначительное |
Значительное |
Резкое |
Внимание |
Редкие отвлечения |
Рассеянные. Частые отвлечения |
Ослабленное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют |
Поза |
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища |
Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддерживание головы руками |
Стремление положить голову на стоп, вытянуться, отклонившись на спинку стула |
Движение |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение подчерка) |
Интерес |
Живой интерес, задавание вопросов |
Слабый интерес. Отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
Литература:
1. Приходько Н., Лукьяненко М. Валеология: Курс лекций. – Алматы., 2002.
2. Жариков, Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М., 2000
3. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! – М.,2004
4.
Попов Г. Техника личной
5. Уорд Р. Живые часы. – М.. 2004
Студент должен знать:
-
теоретический материал по
Студент должен уметь:
- воспроизвести теоретический материал по теме;
-
выявить реальные связи
-
привести примеры,
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема №12: Культура питания как компонент валеологической культуры
Форма занятия: практическое занятие
Основные понятия: сбалансированное питание рациональное питание
Цель занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы для обсуждения: Функции мышления. Мышление – источник радости или болезни. Понятие саногенного и патогенного мышления, их роль в психофизиологическом самочувствии.
Практическая часть:
Задания:
1.Провести со студентами ряд упражнений и анкетирование.
2.Изучить
теоретический материал по
3.Выполнение упражнений:
Упражнение 1
Упражнение 2 «Фигура и фон»
1.
Представьте пищевой образ,
2.
Представьте параллельно
3.
По очереди увеличивайте и
приближайте какой-либо из
Упражнение 3
Анализ удовлетворения потребности в еде через удовлетворение потребности в общении (по аналогии).
Информация о работе Педагогическая валеология – наука о воспитании здорового подрастающего поколения