Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59
5 лет - |
4 – 5 слов, не больше |
6 лет - |
5 – 6 слов, не больше |
7лет - |
6 – 7 слов, не больше |
Работа над голосом.
Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.
В случае выраженной дизартрии
работа начинается с обучения ребёнка
произвольно открывать и
Для выработки движений нижней
челюсти используется специальная
модель, представляющая собой, ярко окрашенный
шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок
берёт рукой за шарик и в
момент опускания челюсти, он тянет
его вниз, затем это же движение
выполняется с закрытыми
Всё это отрабатывается в
специальных голосовых
Работа над произношением.
Работа над произношением является основным этапом. Особенностями работы при дизартрии является следующее:
- Работа по коррекции
дефектов звукопроизношения
- Работа над отдельными
звуками должна проводиться в
определённой
- При коррекции дефектов
звукопроизношения необходимо
- При коррекции дефектов
звукопроизношения необходимо
- При выраженной дизартрии
на первых порах не удаётся
добиваться чистого звучания
звука, поэтому можно
Работа над произношением
проводится параллельно с развитием
фонематичаских функций (фонематичаского
восприятия, дифференциации , фонематичаского
анализа и синтеза). Сами приёмы постановки,
автоматизации и дифференциации
звуков такие же, как при коррекции
любых звукопроизносительных
Работа над просодической стороной речи.
Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи, путём обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы.
Коррекция нарушений темпа речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях.
Развитию мелодико-
III. Этап. – Формирование
коммуникативных умений и
1. Продолжается работа по автоматизации и дифференциации звуков на более сложном, по сравнению с другими этапами речевом материале.
2. Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций.
3. Продолжается работа
по коррекции лексико-
1 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - С. 149-150. - 400 с.
2 Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. – 472с.
3 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург., 2000.
4 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 2000.
5 Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. – 472с.
6 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 2000.
6 Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. – 472с
7 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.
8 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.
9 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.
10 Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений/под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.
11 Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
12 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.
13 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.
14 Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
15 Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2006.
16 Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
17 Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
18 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.
19 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
20 Лизунова Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников//Логопед . – 2004. -№ 4. – С. 70-72.
21 Зеленская Ю.Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительных сторон речи у детей // Дефектология. - 2007- 5.
22 Зеленская Ю.Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительных сторон речи у детей // Дефектология. - 2007- 5.
23 Козина И.Б.Формирование мотивации к коррекционным занятиям у детей с нарушениями произношения.//Дефектология. - 2007 - №5.
24 «Логопед» для ДОУ: сборник материалов. – М.: Сфера, 2005.
25 Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 112с.
26 Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004. - 304с.