Понятие звукопроизношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59

Работа состоит из  1 файл

коррекция звук-ния у детей старшего дошк-го возраста с ОНР 3 уровня КУРС (2).docx

— 437.83 Кб (Скачать документ)

 

5 лет -

4 – 5 слов, не больше 

6 лет -

5 – 6 слов, не больше 

7лет -

6 – 7 слов, не больше 


 

Работа над голосом.

Проводится параллельно  с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным  лечением и дифференцированным массажем.

В случае выраженной дизартрии  работа начинается с обучения ребёнка  произвольно открывать и закрывать  рот, т. к. именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование  и свободную голосоподачу.

Для выработки движений нижней челюсти используется специальная  модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок  берёт рукой за шарик и в  момент опускания челюсти, он тянет  его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических  ощущений. Потом отрабатываются эти  же движения при произнесении гласных  звуков и различных звука - подражаний. После того как обеспечивается свободная  голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации  и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением  голоса или обратно (сила голоса), или оооо и оооо и т. д. (используются такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).

Всё это отрабатывается в  специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в  чтении сказок, при сюжетно –  ролевых играх, в русских народных сказках.

Работа над произношением.

Работа над произношением  является основным этапом. Особенностями  работы при дизартрии является следующее:

- Работа по коррекции  дефектов звукопроизношения при  дизартрии должна быть направлена  на улучшение речевой коммуникации  и социальной адаптации.

- Работа над отдельными  звуками должна проводиться в  определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция  которых наиболее сохранна. И  из числа дефектных звуков  начинать работу со звуков  раннего онтогенеза.

- При коррекции дефектов  звукопроизношения необходимо учитывать  влияние патологических рефлексов  (орального автоматизма).

- При коррекции дефектов  звукопроизношения необходимо учитывать  так же характер и распределение  спастических и поретических  прявлений в речевой мускулатуре.

- При выраженной дизартрии  на первых порах не удаётся  добиваться чистого звучания  звука, поэтому можно переходить  к работе над другими звуками,  довольствуясь неполной частотой  звучания.

Работа над произношением  проводится параллельно с развитием  фонематичаских функций (фонематичаского  восприятия, дифференциации , фонематичаского  анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции  любых звукопроизносительных расстройств.

Работа над просодической  стороной речи.

Большое внимание уделяется  воспитанию правильного темпа и  ритма речи, путём обучения произвольно  изменять темп речи, выделять ударные  слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными  слогами, соблюдать правильные паузы.

Коррекция нарушений темпа  речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических  занятиях.

Развитию мелодико-интонационной  речи способствуют голосовые упражнения, направленные на развитие основного  тона высказывания. Сформированные в  специальных упражнениях навыки темпо-ритмического, интонационного оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном речевом материале (чтение сказок, инсценировок и т. д.). При подборе такого материала  обязательно учитывается возраст  детей и программные требования обучения. Так в дошкольном возрасте это Барто, Маршак и т. д., а в  школьном – Крылов, стихи Пушкина, Некрасова. Старше – Маяковский и  т. д.

III. Этап. – Формирование  коммуникативных умений и навыков.

1. Продолжается работа по автоматизации и дифференциации звуков на более сложном, по сравнению с другими этапами речевом материале.

2. Формирование произносительных  навыков в различных ситуациях  общения, путём осторожного и  постоянного расширения круга  общения, создание проблемных  ситуаций.

3. Продолжается работа  по коррекции лексико-грамматических  нарушений, и с детьми школьного  возраста продолжается работа  по коррекции чтения и письма.

 

 

1 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - С. 149-150. - 400 с. 

2 Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. – 472с.

3 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург., 2000.

4 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 2000.

5 Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. – 472с.

6 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 2000.

6 Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. – 472с

7 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.

8 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.

9 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.

10 Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений/под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.

11 Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

12 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.

13 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.

14 Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

15 Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2006.

16 Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

17 Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

18 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.

19 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

20 Лизунова Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников//Логопед . – 2004. -№ 4. – С. 70-72.

21 Зеленская Ю.Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительных сторон речи у детей // Дефектология. - 2007- 5.

22 Зеленская Ю.Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительных сторон речи у детей // Дефектология. - 2007- 5.

23 Козина И.Б.Формирование мотивации к коррекционным занятиям у детей с нарушениями произношения.//Дефектология. - 2007 - №5.

24 «Логопед» для ДОУ: сборник материалов. – М.: Сфера, 2005.

25 Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 112с.

26 Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004. - 304с.


Информация о работе Понятие звукопроизношения