Понятие звукопроизношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59

Работа состоит из  1 файл

коррекция звук-ния у детей старшего дошк-го возраста с ОНР 3 уровня КУРС (2).docx

— 437.83 Кб (Скачать документ)

 

Приложение 1

Игровые приемы по закреплению звукопроизношения

 

Предлагаемые в данной работе игровые приемы по закреплению  правильного произношения звуков предназначены  в основном для автоматизации  изолированных звуков, хотя большинство  из них можно использовать для  закрепления звуков в слогах и  словах.

«Упражнение с волчком»

Деревянный или пластмассовый  волчок раскручивается поочередно большим  и указательным пальцами, большим  и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется  сначала пальцами ведущей, затем  другой руки. Пока волчок крутится, ребенок  произносит отрабатываемый звук.

«Дорожка»

На стене прикреплена  схема: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребенок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит звук соответственно длительно, коротко или отрывисто (рис. 10).

«Лабиринт»

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами), проговаривая звук. Можно  использовать готовые картинки по ориентировке. Ребенку предлагается выбрать маршрутную карту, пройти по маршруту и открыть  перевернутую картинку. Если картинка совпала с картинкой у логопеда, то задание выполнено правильно.

«Говорящий карандаш»

Рисуем, обводим разные линии  и тянем звук. В этом и других заданиях, требующих рисования, я  использую прозрачные пластиковые  папки, в которые вкладываю лист с заданием. Ребенок рисует водным маркером. Таким образом, пособие  можно использовать многократно.

«Магический экран»

Обводка и рисование по различным линиям через «магический  экран» (это игровое пособие продается  в магазинах, работа с ним вызывает у детей огромный интерес) с одновременным  произнесением звука.

«Поющая веревочка»

Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.

«Шарик»

1 вариант: Во время  произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик  (деревянный, пластмассовый, каучуковый, стеклянный, металлический).

2 вариант: Мячик-ёжик прижимают  к столу указательным пальцем,  затем перекатывают к среднему, безымянному, мизинцу. При нажатии  называют нужный звук.

3 вариант: Прокатывают  мяч, машинку, пытаясь попасть  в ворота, проговаривая звук.

«Ступеньки»

1 вариант: Нужно прошагать  пальчиками по нарисованным ступенькам  вверх и вниз, правильно повторяя  звук.

2 вариант: Ступеньки выкладываются  самим ребенком на столе из  счетных палочек или спичек. Задание  остается прежним.

3 вариант: Ступеньки или  узор выкладывают на коврографе (используем мягкий геометрический  конструктор), укрепленном на стене.

«Раз – шажок, два –  шажок…»

1 в. Ребенок указательным  и средним пальцами шагает  по нарисованным кружочкам, цветочкам,  листочкам, проговаривая отрывисто  нужный звук.

2 в. На пальчики надевают  печатки. Ребенок смачивает их  в красках и шагает по листу,  оставляя следы. На каждый шаг  называет звук.

3 в. Ребенок шагает  по комнате, называя звук на  каждый шаг (также слог, слово).

«Живые игрушки»

Использовать маленькие  игрушки, символизирующие разные звуки. На столе разложить (можно закрепить  на магнитной доске или фланелеграфе) цветочки, листочки, облака, домики и  т.п. по всей поверхности. Ребенок берет  игрушку, например, кузнечика, и, перепрыгивая с цветка на цветок, называет звук «ч».

«Скажи столько же раз»

1 в. Бросить кубик, посчитать  точки, сказать заданный звук  столько же раз (опора на  зрительный анализатор).

Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.), сказать звук столько же раз.

Использовать рисунки  в условиях наложения, зашумления. Например, найти только кружочки, посчитать, сказать  звук столько же раз.

2 в. Послушай, сколько  раз логопед хлопнет, топнет, ударит  в бубен и т.п. и скажи  столько же раз нужный звук (опора на слуховой анализатор).

3 в. Ребенок закрывает  глаза. Логопед ударяет несколько  раз пальцем по ладошке ребенка.  Ребенок считает и проговаривает  звук нужное количество раз  (опора на кожно-кинестетический  анализатор).

«Цветные бусинки» (на резинке)

На резинке прикреплены  цветные бусины. Ребенку нужно  щелкать пальчиками только по бусинам  определенного цвета, называя нужный звук.

Таблицы

Ребенку предлагаются таблицы  с разными рисунками (типа корректурных проб). Обводя определенный рисунок, ребенок  произносит длительно звук. Можно  зачеркивать рисунок, можно просто дотрагиваться пальчиком и произносить  звук отрывисто. Для этого используются цветные картинки, контурные и  силуэтные изображения (приложение 2).

«Разноцветные прищепки»

На стене прикреплены  шнурки четырех цветов. Ребенок достает  из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета  и произносит звук. Количество вариантов  работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога.

«Геоконт»

Используя это пособие  В.В. Воскобовича, можно проговаривать звук длительно или отрывисто. Ребенку предлагается найти штыречки определенного цвета, дотронуться до них, назвав звук. Затем ребенок натягивает резинку, чтобы получилась заданная фигура и проговаривает протяжно звук, проводя пальчиком по резиночкам (сторонам фигуры).

Также «Геоконт» можно  использовать для дифференциации звуков. Поочередно нажимая на штырьки разного  цвета, ребенок произносит оппозиционные  звуки (слоги). С этим пособим особенно любят заниматься мальчики. Придумывая новые задания, с «Геоконтом»  можно заниматься несколько занятий  подряд.

«Стрелочки»

Для дифференциации свистящих  и шипящих звуков, слогов, а так  же для дифференциации звуков «ч»  и «ть» я использую вырезанные или нарисованные стрелочки (а у  меня это самолетики). Они показывают положение языка при произнесении звука.

1 в. Логопед проговаривает  звуки в любом порядке, а  ребенок выкладывает стрелочки.

2в. Ребенок выкладывает  стрелочки в определенном порядке,  потом «читает» звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Игровой комплекс для свистящих звуков

Для игрового комплекса свистящих  звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим  образом: «Чудо – Юдо похитил  звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться  с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать  определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо – Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не поставился). К этапу  постановки можно отнести и артикуляционные  упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать  сильнее и победить Чудо – Юдо. К тому же Чудо – Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь  мы должны охранять наш звук, чтобы  Чудо – Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах:

«Строим заборчик»:

са – са – са

су – су – со и т.д.

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

са – су – ба

сы-ка – сы

«Возводим стену»: ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

ас – са – ос

ус – сы – ыс

«Строим дом»: уложим три  кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые  игры.

«Пузыри». Ты когда-нибудь надувал  мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к  сожалению, они быстро лопаются. А  сегодня мы с тобой надуем такие  пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в  грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

Теперь наш звук [с] в  безопасности, и в благодарность  за свое спасение этот звук всегда будет  жить в нашем ротике и играть с  нами в разные игры.

Автоматизация в словах:

«Подбери слово»

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

«Бабочки»

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над  «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка  должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого  она должна сесть на цветок, и  назвать его.

«Свистляндия»

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень  похож на наш, только в нем в  начале (или конце) слова добавляется  «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

«Слова друзья»

Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет  собрать друзей, причем дружить могут  только те слова, в которых совпадает  число слогов.

«Отличия»

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок  их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько  отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий – 5 слов.

«Лабиринт»

Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно  больше слов, встретившихся на пути.

«Вагоновожатый»

Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены  картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать  пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные  должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется  и развитие фонематического слуха).

В дальнейшем число вагонов  может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом – в середине, в 3-ем – в конце.

Автоматизация в словосочетаниях:

«Что с  чем»

Назвать по картинке, что  с чем, при этом второе слово в  словосочетании тоже должно содержать  звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.

«Назови, кто это или  что это?»

Сейчас мы с тобой будем  дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при  этом должно соблюдаться следующее  условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь  мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д.

«Подбери друга»

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок – прилагательное.

Например: Носок – полосатый, сосиски – вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

«Чего не бывает»

Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней  предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Информация о работе Понятие звукопроизношения