Понятие звукопроизношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59

Работа состоит из  1 файл

коррекция звук-ния у детей старшего дошк-го возраста с ОНР 3 уровня КУРС (2).docx

— 437.83 Кб (Скачать документ)

В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно рекомендуется уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.

Е.Ф. Архипова предлагает следующую последовательность логопедической работы: в слогах разной структуры (11 модулей), в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине), в предложении насыщенном контрольным звуком. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т.е. по подражанию логопеду, затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т.д.). Развивающие материалы, используемые в нашей работе представлены в Приложении 1 и 2, комплекс упражнений приведен в Приложении 3.

2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

 

После проведения контрольной  диагностики по изложенным выше показателям  и в соответствии с представленными  критериями нами был проведен количественный и качественный анализ полученных в  ходе эксперимента данных. Опишем полученные результаты. Первым пунктом мы оценивали общее состояние звукопроизношения, нами были сделаны следующие выводы. В контрольной группе по первому заданию высокий уровень продемонстрировали трое испытуемых. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали уже двое испытуемых. Эти дошкольники характеризуются высоким уровнем состояния звукопроизношения. Средний уровень продемонстрировали двое испытуемых контрольной группы. Показатели не изменились. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали двое испытуемых. Эти дошкольники по-прежнему характеризуются незаконченной автоматизацией звука или непроработанными сонорными звуками.

 

Рис. 8. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам выявления уровня звукопроизношения (КГ)

Рис.9. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам выявления уровня звукопроизношения (ЭГ)

 

Рис. 10. Анализ динамики развития экспериментальной группы по первому заданию

 

Следующим пунктом мы оценивали  сформированность навыков звукового  анализа и синтеза. Представим полученные результаты. В контрольной группе по второму заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали трое испытуемых. Эти дошкольники характеризуются безошибочным выполнением всех предложенных заданий, т.е. верно выделяют ударный гласный в начале слова, согласный звук в конце слова, правильно определяют позицию место звука в слове и безошибочно подсчитывают количество звуков и слогов в слове. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали двое испытуемых.  Эти дошкольники характеризуются частичным выполнением предложенных заданий, а также допускали 1–2 ошибки. Низкий уровень выявлен не был.

Рис.11. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам выявления уровня владения навыком звукового анализа и синтеза (КГ)

 

Рис.12. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам выявления уровня владения навыком звукового анализа и синтеза (ЭГ)

Рис. 13. Анализ динамики развития экспериментальной группы по второму заданию

 

Последним пунктом мы оценивали  восприятие и дифференциацию звуков. В контрольной группе по третьему заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых. Показатели не изменились. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали все испытуемые. Эти дошкольники характеризуются безошибочным узнаванием и дифференциацией звуков. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы. Показатели не изменились.

Рис. 14. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам третьего задания (КГ)

Рис. 15. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам третьего задания (ЭГ)

 

Таким образом, исходя из всего  вышесказанного, необходимо сделать  определенный вывод о том, что  принимающие участие в эксперименте дошкольники (экспериментальная группа), в большинстве продемонстрировали высокий уровень навыков звукопроизношения.

Это говорит о достаточной  эффективности проведенной коррекционной  работы. Задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

Поскольку основными звуками, которые чаще других нарушаются у  детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, необходимо проводить серии игровых комплексов направленных на автоматизацию данных звуков. Таким образом, были составлены следующие игровые комплексы:

– для свистящих «Чудо-Юдо» (о нем пойдет речь в статье)

– для шипящих «Больница»;

– для соноров:

для [л] «Айболит»

для [р] «В лесу»

– для аффрикат:

[ч] «Поезд»

[ц] «Птичий двор»

Игровые комплексы разработаны  для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

В основе каждого из них  лежит активная игровая деятельность ребёнка. Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчит ребёнку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков.

Для того чтобы он прошёл успешней, игровые комплексы будут  связаны с этапом постановки звуков.

То есть, «сказочный» сюжет  начнёт развиваться уже на этапе  постановки звука. Такая единая система  работы позволит быстрее автоматизировать звук.

Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей. Задачи, решаемые данными комплексами:

1) Образовательные - повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий; расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря; формирование звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; знакомство с такими понятиями, как омонимия, антонимия и паронимия.

2) Развивающие - развитие фонематического слуха; развитие чувства ритма, рифмы; развитие вербальной памяти; активизация всех компонентов речевой деятельности; развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные - воспитание целеустремлённости; воспитание доброжелательности, взаимовыручки; воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.

Игровые комплексы, способствующие развитию звукопроизношения представлены в Приложении 2.

Выводы:

Проведение констатирующего  этапа диагностической программы  позволил сделать вывод о том, что большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень состояния звукопроизношения, а также изучения сформированности способности к восприятию и продуктивному использованию дидактической игры (умение воспринимать словесную инструкцию; умение действовать в процессе игры и находить решение; умение подвести итог и дать оценку своей деятельности).

Двое испытуемых контрольной группы продемонстрировали средний уровень.

В экспериментальной группе таких испытуемых оказалось также двое. В контрольной группе 1 человек продемонстрировал низкий уровень, в экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали 3 человека. Высокий уровень продемонстрировали только двое испытуемых контрольной группы.

Полученные данные выявили  необходимость проведения коррекционно-развивающей  программы.

Повторное проведение диагностики  дало следующие результаты: принимающие участие в эксперименте дошкольники (экспериментальная группа), в большинстве продемонстрировали высокий уровень навыков звукопроизношения.

Это говорит о достаточной  эффективности проведенной коррекционной  работы. Задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретический анализ литературы и проведенная опытно-экспериментальная  работа позволяет нам сделать  определенный выводы.

В современной  методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что  практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая  предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена  по звукобуквенному принципу.

Исследования  ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой  и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое  развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции  и дикции.

И будет  лучше для ребенка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать.

Навык чтения формируется  у ребенка только после овладения  слиянием звуков речи в слоги и  слова.

По мнению известного психолога  Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание  звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

Проведение констатирующего  этапа диагностической программы  позволил сделать вывод о том, что большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень состояния звукопроизношения, а также изучения сформированности способности к восприятию и продуктивному использованию дидактической игры (умение воспринимать словесную инструкцию; умение действовать в процессе игры и находить решение; умение подвести итог и дать оценку своей деятельности).

Двое испытуемых контрольной группы продемонстрировали средний уровень. В экспериментальной группе таких испытуемых оказалось также двое.

В контрольной группе 1 человек  продемонстрировал низкий уровень, в экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали 3 человека.

Высокий уровень продемонстрировали только двое испытуемых контрольной группы.

Полученные данные выявили  необходимость проведения коррекционно-развивающей  программы.

Повторное проведение диагностики  дало следующие результаты: принимающие участие в эксперименте дошкольники (экспериментальная группа), в большинстве продемонстрировали высокий уровень навыков звукопроизношения.

Это говорит о достаточной  эффективности проведенной коррекционной  работы. Задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

 

Список литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей - СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.

  1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ : Астрель, 2007.
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой - СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
  4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  5. Большебратская Э.Э. Организация логопедической работы в ДОУ общеобразовательного вида - Петропавловск, 2010. – 40 с.
  6. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. –36 с.
  7. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 64 с.
  8. Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. - 256 с.
  9. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004.
  10. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
  11. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№6.
  12. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2006.
  13. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед, 2004 - № 1. - с. 10 - 17
  14. Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. Издательство: Детство-Пресс, 2007. – 472с.
  15. Глава 1. Основные этапы нормального речевого развития ребенка // Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
  16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.
  17. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
  18. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие — М.: Мозаика-Синтез,2003.  — 112 с.
  19. Жолудева Н.В., Цепина Н.Б. Дошкольная логопедическая служба – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург., 2000.
  21. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразазвития речи М.: Просвещение, 2000.
  22. Зеленская Ю.Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительных сторон речи у детей // Дефектология. – 2007 - 5.
  23. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений.-М., 2000.
  24. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004. - 304с.
  25. Козина И.Б.Формирование мотивации к коррекционным занятиям у детей с нарушениями произношения.//Дефектология. - 2007 - №5.
  26. Козлова А.В.,Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 112с.
  27. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня //Логопед 2004. №1
  28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: СОЮЗ, 2000.
  29. Лизунова Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников//Логопед . – 2004. -№ 4. – С. 70-72.
  30. «Логопед» для ДОУ: сборник материалов. – М.: Сфера, 2005.
  31. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи, Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.
  32. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Изд. центр «Академия», 2003, - 96 с.
  33. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  34. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. СПб., 2000.
  35. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003.
  36. Нищева Н.В. «Система логопедической работы в логопедической группе для детей с ОНР». Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001.
  37. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.
  38. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  39. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: ООО» Издательство АСТ », 2002. – 333, [3]с. – / Глава 7. Нарушение звукопроизношения. – с. 67 – 115.
  40. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - С. 149-150. - 400 с. 
  41. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2004.
  42. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Теленкова М.А. Современный Русский язык.- М., 2000.
  43. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 .
  44. Смирнов В.М Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков.- М ., 2000.
  45. Современный русский язык / Под ред. Валгиной Н.С.- М.,2001.
  46. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.: Классикс стиль, 2003.
  47. Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи: Методика планирования и содержание занятий. - СПб.: «Детство-пресс», 2004.
  48. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. - 2001 г.
  49. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.Б. Чиркина. – М.: Просвещение, 2000.
  50. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 2006. - 384 с.

Информация о работе Понятие звукопроизношения