Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59
В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно рекомендуется уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.
Е.Ф. Архипова предлагает следующую последовательность логопедической работы: в слогах разной структуры (11 модулей), в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине), в предложении насыщенном контрольным звуком. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т.е. по подражанию логопеду, затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т.д.). Развивающие материалы, используемые в нашей работе представлены в Приложении 1 и 2, комплекс упражнений приведен в Приложении 3.
После проведения контрольной диагностики по изложенным выше показателям и в соответствии с представленными критериями нами был проведен количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данных. Опишем полученные результаты. Первым пунктом мы оценивали общее состояние звукопроизношения, нами были сделаны следующие выводы. В контрольной группе по первому заданию высокий уровень продемонстрировали трое испытуемых. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали уже двое испытуемых. Эти дошкольники характеризуются высоким уровнем состояния звукопроизношения. Средний уровень продемонстрировали двое испытуемых контрольной группы. Показатели не изменились. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали двое испытуемых. Эти дошкольники по-прежнему характеризуются незаконченной автоматизацией звука или непроработанными сонорными звуками.
Рис. 8. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам выявления уровня звукопроизношения (КГ)
Рис.9. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам выявления уровня звукопроизношения (ЭГ)
Рис. 10. Анализ динамики развития экспериментальной группы по первому заданию
Следующим пунктом мы оценивали сформированность навыков звукового анализа и синтеза. Представим полученные результаты. В контрольной группе по второму заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали трое испытуемых. Эти дошкольники характеризуются безошибочным выполнением всех предложенных заданий, т.е. верно выделяют ударный гласный в начале слова, согласный звук в конце слова, правильно определяют позицию место звука в слове и безошибочно подсчитывают количество звуков и слогов в слове. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали двое испытуемых. Эти дошкольники характеризуются частичным выполнением предложенных заданий, а также допускали 1–2 ошибки. Низкий уровень выявлен не был.
Рис.11. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам выявления уровня владения навыком звукового анализа и синтеза (КГ)
Рис.12. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам выявления уровня владения навыком звукового анализа и синтеза (ЭГ)
Рис. 13. Анализ динамики развития экспериментальной группы по второму заданию
Последним пунктом мы оценивали восприятие и дифференциацию звуков. В контрольной группе по третьему заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых. Показатели не изменились. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали все испытуемые. Эти дошкольники характеризуются безошибочным узнаванием и дифференциацией звуков. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы. Показатели не изменились.
Рис. 14. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам третьего задания (КГ)
Рис. 15. Результаты контрольного этапа эксперимента по итогам третьего задания (ЭГ)
Таким образом, исходя из всего
вышесказанного, необходимо сделать
определенный вывод о том, что
принимающие участие в
Это говорит о достаточной
эффективности проведенной
Поскольку основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, необходимо проводить серии игровых комплексов направленных на автоматизацию данных звуков. Таким образом, были составлены следующие игровые комплексы:
– для свистящих «Чудо-Юдо» (о нем пойдет речь в статье)
– для шипящих «Больница»;
– для соноров:
для [л] «Айболит»
для [р] «В лесу»
– для аффрикат:
[ч] «Поезд»
[ц] «Птичий двор»
Игровые комплексы разработаны для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребёнка. Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчит ребёнку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков.
Для того чтобы он прошёл успешней, игровые комплексы будут связаны с этапом постановки звуков.
То есть, «сказочный» сюжет начнёт развиваться уже на этапе постановки звука. Такая единая система работы позволит быстрее автоматизировать звук.
Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей. Задачи, решаемые данными комплексами:
1) Образовательные - повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий; расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря; формирование звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; знакомство с такими понятиями, как омонимия, антонимия и паронимия.
2) Развивающие - развитие фонематического слуха; развитие чувства ритма, рифмы; развитие вербальной памяти; активизация всех компонентов речевой деятельности; развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
3) Воспитательные - воспитание целеустремлённости; воспитание доброжелательности, взаимовыручки; воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.
Игровые комплексы, способствующие развитию звукопроизношения представлены в Приложении 2.
Выводы:
Проведение констатирующего
этапа диагностической
Двое испытуемых контрольной группы продемонстрировали средний уровень.
В экспериментальной группе таких испытуемых оказалось также двое. В контрольной группе 1 человек продемонстрировал низкий уровень, в экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали 3 человека. Высокий уровень продемонстрировали только двое испытуемых контрольной группы.
Полученные данные выявили необходимость проведения коррекционно-развивающей программы.
Повторное проведение диагностики дало следующие результаты: принимающие участие в эксперименте дошкольники (экспериментальная группа), в большинстве продемонстрировали высокий уровень навыков звукопроизношения.
Это говорит о достаточной
эффективности проведенной
Теоретический анализ литературы
и проведенная опытно-
В современной
методике обучения грамоте общепризнанным
является положение о том, что
практическое ознакомление со звуковой
стороной слова – необходимая
предпосылка для овладения
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
И будет лучше для ребенка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Проведение констатирующего
этапа диагностической
Двое испытуемых контрольной группы продемонстрировали средний уровень. В экспериментальной группе таких испытуемых оказалось также двое.
В контрольной группе 1 человек продемонстрировал низкий уровень, в экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали 3 человека.
Высокий уровень продемонстрировали только двое испытуемых контрольной группы.
Полученные данные выявили необходимость проведения коррекционно-развивающей программы.
Повторное проведение диагностики дало следующие результаты: принимающие участие в эксперименте дошкольники (экспериментальная группа), в большинстве продемонстрировали высокий уровень навыков звукопроизношения.
Это говорит о достаточной
эффективности проведенной