Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д’, н').
У некоторых детей нарушается
только одна группа звуков, например, только
шипящие или только заднеязычные.
Такое нарушение
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
• искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
• отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова);
• замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).
Причиной искаженного
произношения звуков обычно является
недостаточная сформированность или
нарушения артикуляционной
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между рил). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им определение фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как «лак», рожки - как «ложки».
Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака - «тобака», зайка - «дайка», цапля - «тапля»), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения. Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению. Последние – более грубые, так как затрудняют понимание высказывания. Возможными причинами нарушения звукопроизношения являются:
1. Органические дефекты
периферического речевого
а) Укороченная уздечка
языка (подъязычная связка). При этом
дефекте оказываются
б) Слишком большой язык, едва уметающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.
в) Дефекты строения челюстей, что ведет к аномалии прикуса. Нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов:
- прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними;
- прогения - нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти;
- открытый прикус - между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. В одних случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус);
- боковой открытый прикус,
который может быть
г) Неправильное строение зубов, зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, искажая звукопроизношение.
д) Неправильное строение нёба: узкое, слишком высокое («готическое») нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.
е) Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа, что затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.
2. Недоразвитие фонематического
слуха. При этом у ребенка
наблюдаются затруднения в
3. Недостаточная подвижность
органов артикуляционного
4. Снижение слуха. На
почве тугоухости возникает до
10% случаев нарушений
5. Социальные причины:
неправильное воспитание речи
ребенка в семье (родители «
6. Общая физическая
Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч’, ’), сонорные (л, л’, р, р’, j’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, м’, п’ и другие).
Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:
1. Сигматизм - недостатки произношения свистящих (с, с’, з, з', ц) и шипящих (ш, ж, ч’, ’) звуков.
2. Ротацизм- недостатки произношения звуков [р] и [р’].
3. Ламбдацизм- недостатки произношения звуков [л] и [л’].
4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм - звуков [к] и [к']; гаммацизм - звуков [г] и [г’]; хитизм - звуков [х] и [х’]; йотацизм - звука [j’].
5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: (б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к).
6. Дефекты смягчения - недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например (д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.).7
Каждый вид неправильного
произношения имеет несколько
У некоторых детей нарушается
только одна группа звуков, например, только
шипящие или только заднеязычные.
Такое нарушение
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
- искаженное произношение звука. Например, [р] горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
- отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например, «коова» (корова);
- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка (к названию нарушения звукопроизношения добавляется приставка пара-). Например, «колова» (корова).8
Причиной искаженного
произношения звуков обычно является
недостаточная сформированность или
нарушения артикуляционной
Причина замены звуков заключается в нарушении фонематического слуха. Дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между [р] и [л]). Подобные нарушения называются фонематическими (фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как «лак», рожки - как «ложки».
Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. Например, свистящие (с, з, ц) заменяются звуками (т, д) (собака - «тобака», зайка - «дайка», цапля - «тапля»), а звук [р] искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Кроме форм и видов нарушения звуков, выделяют еще и уровень нарушения. В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.
Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу.
Второй уровень. Ребенок
правильно произносит звук изолированно
(а иногда даже может повторить
его в отдельных простых
Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно).
Общее недоразвитие речи –
различные сложные речевые
Таким образом, у детей
старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи помимо
трудностей в овладении
Лишь хорошо развитый фонематический
слух обеспечивает правильное формирование
звукопроизношения, четкое и внятное
произнесение слов в соответствии с
общепринятыми литературными
Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи впервые были представлены в работах Р.Е. Левиной.
Для детей III уровня речевого развития характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук сь заменяет звуки с, ш, ц, ч, щ). Кроме того, звуки, сложные по артикуляции, заменяются простыми (ф или т заменяет группу свистящих или шипящих, звук й – звуки л, р).
У таких детей наблюдаются
нестойкие замены, когда звук в
разных словах произносится по-разному,
и смешения, когда в изолированной
позиции звуки произносятся правильно,
а в предложении они
По данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, у некоторых детей наблюдаются нечеткое произношение звука ы (среднее между ы–и), недостаточное озвончение согласных б, д, г в словах и предложениях, замены и смешения звуков к, г, х, т, д, дь, й.9