Понятие звукопроизношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59

Работа состоит из  1 файл

коррекция звук-ния у детей старшего дошк-го возраста с ОНР 3 уровня КУРС (2).docx

— 437.83 Кб (Скачать документ)
  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
  • Закрепить навык мягкого голосоведения.
  • Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
  • Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция звукопроизносительной  стороны речи: закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности; активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп; сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

 

 

Совершенствовать умение различать  на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с  разными согласными и одинаковыми  гласными; цепочек слогов со стечением  согласных.

  • Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
  • Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
  • Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
  • Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.
  • Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
  • Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).
  • Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.
  • Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
  • Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Рекомендуемые игры и упражнения: «Хлопни в ладошки, если услышишь звук», «Договори словечко», «Откуда раздался звук»?, «Тихо –

 

громко», «Иди на звук», «Слушай внимательно», «Разложи картинки», «Длинный – короткий», «Слушай и повтори», «Узнай по голосу», «Угадай, что звучит»?, «Далеко-близко», «Запомни, повтори», «Рассели картинки по домикам», «Правильно ли это»?, «Помести слова в ящики (Р-Л)», «Посчитай  слоги» «Помести слова в корзины», «Посчитай слоги. Помести слова в домики» и т.д. В связи с этим работа ведется поэтапно в нескольких направлениях:

1 этап (подготовительный). Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  • нормализация работы мимических мышц;
  • борьба с саливацией, гиперкинезами, синкинезиями (при дизартрии);
  • формирование просодических компонентов речи;
  • нормализация основных психических процессов.
  • формирование направленной воздушной струи;
  • развитие фонематического слуха;
  • отработка опорных звуков.

Использование различных  игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько  задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать глазодвигательные функции;
  • формировать графомоторные навыки;
  • формировать навыки ориентировки
  • оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Игровые приемы на занятии  я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка:

  • чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
  • расположение материала вблизи и вдали,
  • частая смена динамических поз,
  • работа в движении.

Формирование движений органов  артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для  тренировки подвижности и переключаемости  определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым  проводится непосредственная работа. Очень важно, чтобы работа над  ними проводилась целенаправленно  и качественно, так как от их выполнения во многом зависит постановка звука. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения. Если у ребенка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, помочь поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой  проводится одновременно с артикуляционной  гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие  принимают щеки, губы, язык. Мы говорим  на выдохе, любое нарушение этого  правила приводит к искажению  звучащей речи, поэтому работа над  речевым дыханием очень важна. Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры «Мозаика», «Конструктор», выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Этап постановки звука. 2 этап – выработка новых произносительных умений и навыков. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

  • выработка основных артикуляционных укладов;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие основных фонематических процессов.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно  объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов  артикуляционного аппарата и создать  артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). Есть несколько способов постановки звука.

Первый способ. Первый способ – в игре. Не нужно объяснять ребенку, что мы занимаемся постановкой звука, предложите ему просто поиграть. Используйте такой игровой прием: показать какое-то действие и озвучить его. Например: мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – шшш (изображаете руками движение лапок и четко произносите звук [ш]), к ней прибежала другая мышка, и они стали играть вместе – шшш (предложите ребенку изобразить другую мышку и пошуршать за нее, если нужный звук не получается, акцентируйте его слуховое внимание на том, как говорите Вы, но не называйте это звуком, просто так шуршит мышка). Проявите фантазию, сочините вместе с ребенком целую сказку про веселых мышат. Можно использовать и такие звукоподражания: прокололось колесо – шшш, подул сильный ветер – шшш, набегают волны на берег – шшш и т.д.

Второй способ. Второй способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука [ч] или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею. Если ребенок не может выполнить по образцу требуемые движения, переходите к подготовительному этапу постановки данного звука (артикуляционная гимнастика, выработка воздушной струи и т.д.). После освоения общего комплекса артикуляционной гимнастики и гимнастики для данного звука, сделайте попытку снова использовать второй способ постановки звука. При возникновении трудностей используйте его в сочетании с третьим способом.

Третий способ. Третий способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для звука [ш]) Вы можете использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука [р]) палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть и подстричь ногти) или туго набитую ваткой длинную соску. При работе с любым способом постановки необходимо избегать названия звука, который хотите получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Называйте звук с помощью звукоподражания. Например, если ребенок правильно выполнил все инструкции и звук [з] произносится верно, мы вводим соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так позвени». Когда звук будет поставлен, мы сможем соотнести звукоподражание с этим звуком: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты звук [з]: ззз».

К следующему этапу – автоматизации  звука мы переходим только тогда, когда ребенок по нашей просьбе  может легко, без предварительной  подготовки, без поиска нужной артикуляции  произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Этап  автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Здесь перед нами стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско. Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Т.Б. Филичева рекомендует начинать отработку звука с сильной позиции, когда согласный находится перед ударным гласным. Автоматизация должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце);
  3. автоматизация звука в предложении;
  4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах;
  6. автоматизация звуков в разговорной речи.

По мнению Т.Б. Филичевой, необходимым условием автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова рекомендуют другой подход: начинать автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что «…согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы». Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре слога ГС и т.д.

Информация о работе Понятие звукопроизношения