Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59
Коррекция звукопроизносительной стороны речи: закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности; активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп; сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Рекомендуемые игры и упражнения: «Хлопни в ладошки, если услышишь звук», «Договори словечко», «Откуда раздался звук»?, «Тихо –
громко», «Иди на звук», «Слушай внимательно», «Разложи картинки», «Длинный – короткий», «Слушай и повтори», «Узнай по голосу», «Угадай, что звучит»?, «Далеко-близко», «Запомни, повтори», «Рассели картинки по домикам», «Правильно ли это»?, «Помести слова в ящики (Р-Л)», «Посчитай слоги» «Помести слова в корзины», «Посчитай слоги. Помести слова в домики» и т.д. В связи с этим работа ведется поэтапно в нескольких направлениях:
1 этап (подготовительный). Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:
Игровые приемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка:
Формирование движений органов
артикуляционного аппарата осуществляется
с помощью артикуляционной
Произнесение большинства
Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). Есть несколько способов постановки звука.
Первый способ. Первый способ – в игре. Не нужно объяснять ребенку, что мы занимаемся постановкой звука, предложите ему просто поиграть. Используйте такой игровой прием: показать какое-то действие и озвучить его. Например: мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – шшш (изображаете руками движение лапок и четко произносите звук [ш]), к ней прибежала другая мышка, и они стали играть вместе – шшш (предложите ребенку изобразить другую мышку и пошуршать за нее, если нужный звук не получается, акцентируйте его слуховое внимание на том, как говорите Вы, но не называйте это звуком, просто так шуршит мышка). Проявите фантазию, сочините вместе с ребенком целую сказку про веселых мышат. Можно использовать и такие звукоподражания: прокололось колесо – шшш, подул сильный ветер – шшш, набегают волны на берег – шшш и т.д.
Второй способ. Второй способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука [ч] или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею. Если ребенок не может выполнить по образцу требуемые движения, переходите к подготовительному этапу постановки данного звука (артикуляционная гимнастика, выработка воздушной струи и т.д.). После освоения общего комплекса артикуляционной гимнастики и гимнастики для данного звука, сделайте попытку снова использовать второй способ постановки звука. При возникновении трудностей используйте его в сочетании с третьим способом.
Третий способ. Третий способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для звука [ш]) Вы можете использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука [р]) палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть и подстричь ногти) или туго набитую ваткой длинную соску. При работе с любым способом постановки необходимо избегать названия звука, который хотите получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Называйте звук с помощью звукоподражания. Например, если ребенок правильно выполнил все инструкции и звук [з] произносится верно, мы вводим соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так позвени». Когда звук будет поставлен, мы сможем соотнести звукоподражание с этим звуком: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты звук [з]: ззз».
К следующему этапу – автоматизации звука мы переходим только тогда, когда ребенок по нашей просьбе может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Здесь перед нами стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско. Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Т.Б. Филичева рекомендует начинать отработку звука с сильной позиции, когда согласный находится перед ударным гласным. Автоматизация должна проводиться в строгой последовательности:
По мнению Т.Б. Филичевой, необходимым условием автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова рекомендуют другой подход: начинать автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что «…согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы». Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре слога ГС и т.д.