Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59
Ребенок, даже посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени проводит в семье, и родители должны в это время продолжать работу по его обучению.
Реальная действительность
такова, что не все родители имеют
возможность выполнять
Необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, знать, чему обучается ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях.26 Обучение родителей педагогическим технологиям и демонстрация педагогом на занятиях способов их применения в различных ситуациях обеспечит непрерывность обучения ребенка и моделирование естественности среды, в которой он воспитывается.
Выводы:
В современной
методике обучения грамоте общепризнанным
является положение о том, что
практическое ознакомление со звуковой
стороной слова – необходимая
предпосылка для овладения
Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки, без опоры на которые невозможно различение звуков на слух, что необходимо для успешного усвоения детьми правильного произношения.
В зависимости от группы нарушенных звуков и формы нарушения строится коррекционная работа. Она состоит из четырех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации.
Теоретические положения исследования проверялись нами в ходе экспериментальной работы, которая осуществлялась в ДОУ «Березка» № 14 «Центр развития ребенка» г. Донского. Контингент исследования – 10 детей старшего дошкольного возраста (5 девочек, 5 мальчиков): 1 группа экспериментальная (с ОНР III уровня) – 5 человек; 2 группа контрольная (с нормальным речевым развитием) – 5 человек. В соответствии с целью и задачами, поставленными в исследовании, опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. Первый этап – подготовительный (констатирующий эксперимент), главной целью которого было первоначальное выявление особенностей нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Второй этап – основной (формирующий эксперимент), в ходе которого осуществлялась работа по разработке и представлению методических рекомендаций по коррекции звукопроизношения в игровой форме, а также формирующий эксперимент с участием экспериментальной группы старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Третий этап – заключительный, посвящённый выявлению динамики уровня сформированности звукопроизношения старших дошкольников, обработке и сравнительному анализу полученных в ходе эксперимента результатов.
Перейдем к описанию диагностических методик, направленных на диагностику особенностей нарушений звукопроизношения старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Нами были определены следующие направления исследования:
Первым пунктом мы оценивали характер нарушений звукопроизношения, нами были сделаны следующие выводы. В контрольной группе по первому заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 40%. В экспериментальной группе таких нет. Эти дошкольники характеризуются достаточно сформированным звукопроизношением, или недостаточной автоматизацией имеющихся звуков. Средний уровень продемонстрировали двое испытуемых контрольной группы. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали также только двое испытуемых. Эти дошкольники характеризуются нарушенным звукопроизношением, число групп нарушенных звуков не достигает трех. Низкий уровень продемонстрировал один испытуемый контрольной группы. В экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали трое испытуемых. Эти дошкольники характеризуются стойкими специфичными нарушениями звукопроизношения, число нарушенных групп звуков более трех.
Следующим пунктом мы оценивали сформированность навыков звукового анализа и синтеза. Представим полученные результаты. В контрольной группе по второму заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировал один испытуемый. Эти дошкольники характеризуются безошибочным выполнением всех предложенных заданий, т.е. верно выделяют ударный гласный в начале слова, согласный звук в конце слова, правильно определяют позицию место звука в слове и безошибочно подсчитывают количество звуков и слогов в слове.
Средний уровень продемонстрировали
двое испытуемых контрольной группы.
В экспериментальной группе средний
уровень продемонстрировали также
двое испытуемых. Эти дошкольники
характеризуются частичным
Последним пунктом мы оценивали сформированность восприятия и дифференциации звуков. В контрольной группе по третьему заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых%. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали также двое испытуемых. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали двое испытуемых. Низкий уровень не продемонстрировали испытуемые контрольной группы, а в экспериментальной группе низкий уровень выявлен у одного испытуемого.
Исходя из всего вышесказанного,
можно сделать определенный вывод
о том, что большинство испытуемых
продемонстрировали средний уровень
состояния звукопроизношения, а
также изучения сформированности способности
к восприятию и продуктивному
использованию дидактической
Таким образом, исходя из всего
вышесказанного, необходимо сделать
определенный вывод о том, что
принимающие участие в
Система коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики, психологии и логопедии. Целью данной системы является построение коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с ОНР в возрасте с 5 до 7 лет. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. При организации логопедической работы система предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
Система позволяет обеспечить развивающее
обучение дошкольников, всестороннее
развитие их интеллектуально-волевых
качеств, дает возможность сформировать
у детей все психические
Основой системы по коррекции звукопроизношения
у старших дошкольников является
создание оптимальных условий для
коррекционно-развивающей
Кроме того, учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие. При составлении системы мы опиралась на программы Нищевой Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» – СПб., 2001; Шевченко Л.Е. «Программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно» – ООО «Новый диск», 2008. Система коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня посредством использования дидактических игр реализуется на индивидуальных занятиях по развитию речи. Занятия проводятся 4 раза в неделю (2 фронтальных и 2 подгрупповых). Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения. Развитие просодической стороны речи: