Понятие звукопроизношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59

Работа состоит из  1 файл

коррекция звук-ния у детей старшего дошк-го возраста с ОНР 3 уровня КУРС (2).docx

— 437.83 Кб (Скачать документ)

Ребенок, даже посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени  проводит в семье, и родители должны в это время продолжать работу по его обучению.

Реальная действительность такова, что не все родители имеют  возможность выполнять возложенные  обязанности в развитии ребенка  качественно и с полной ответственностью по ряду причин:

  • разный социальный статус, уровень образования родителей;
  • недопонимание родителями возрастных особенностей детей и педагогических требований (отсюда завышенные или заниженные требования к возможностям детей);
  • отсутствие педагогических знаний и опыта;
  • перекладывание всей полноты ответственности за здоровье, воспитание и обучение ребенка на педагогов.25

Необходимо находиться в  тесном контакте со специалистами, знать, чему обучается ребенок, и стараться  поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях.26 Обучение родителей педагогическим технологиям и демонстрация педагогом на занятиях способов их применения в различных ситуациях обеспечит непрерывность обучения ребенка и моделирование естественности среды, в которой он воспитывается.

  • Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
  • Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком, а также отсутствие звука или замена близким по артикуляции, последняя создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
  • Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики, а замены звуков заключается в нарушении фонематического слуха.
  • Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки, без опоры на которые невозможно различение звуков на слух, что необходимо для успешного усвоения детьми правильного произношения.
  • В зависимости от группы нарушенных звуков и формы нарушения строится коррекционная работа. Она состоит из четырех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации.
  • Необходимым условием повышения эффективности коррекционной работы является активное включение в этот процесс родителей детей с речевыми нарушениями, в частности, с ОНР.

Выводы:

В современной  методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что  практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая  предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена  по звукобуквенному принципу. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком, а также отсутствие звука или замена близким по артикуляции, последняя создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики, а замены звуков заключается в нарушении фонематического слуха.

Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки, без  опоры на которые невозможно различение звуков на слух, что необходимо для  успешного усвоения детьми правильного  произношения.

В зависимости от группы нарушенных звуков и формы нарушения  строится коррекционная работа. Она  состоит из четырех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и  дифференциации.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

Теоретические положения исследования проверялись  нами в ходе экспериментальной работы, которая осуществлялась в ДОУ «Березка» № 14 «Центр развития ребенка» г. Донского. Контингент исследования – 10 детей старшего дошкольного возраста (5 девочек, 5 мальчиков): 1 группа экспериментальная (с ОНР III уровня) – 5 человек; 2 группа контрольная (с нормальным речевым развитием) – 5 человек. В соответствии с целью и задачами, поставленными в исследовании, опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. Первый этап – подготовительный (констатирующий эксперимент), главной целью которого было первоначальное выявление особенностей нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Второй этап – основной (формирующий эксперимент), в ходе которого осуществлялась работа по разработке и представлению методических рекомендаций по коррекции звукопроизношения в игровой форме, а также формирующий эксперимент с участием экспериментальной группы старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Третий этап – заключительный, посвящённый выявлению динамики уровня сформированности звукопроизношения старших дошкольников, обработке и сравнительному анализу полученных в ходе эксперимента результатов.

Перейдем к описанию диагностических  методик, направленных на диагностику особенностей нарушений звукопроизношения старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Нами были определены следующие направления исследования:

    1. исследование состояния звукопроизношения;
    2. исследование сформированности фонематического анализа-синтеза, фонематических представлений;
    3. исследование восприятия и дифференциации звуков.

Первым пунктом мы оценивали  характер нарушений звукопроизношения, нами были сделаны следующие выводы. В контрольной группе по первому заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 40%. В экспериментальной группе таких нет.  Эти дошкольники характеризуются достаточно сформированным звукопроизношением, или недостаточной автоматизацией имеющихся звуков. Средний уровень продемонстрировали двое испытуемых контрольной группы.  В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали также только двое испытуемых. Эти дошкольники характеризуются нарушенным звукопроизношением, число групп нарушенных звуков не достигает трех. Низкий уровень продемонстрировал один испытуемый контрольной группы.  В экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали трое испытуемых. Эти дошкольники характеризуются стойкими специфичными нарушениями звукопроизношения, число нарушенных групп звуков более трех.

Следующим пунктом мы оценивали  сформированность навыков звукового  анализа и синтеза. Представим полученные результаты. В контрольной группе по второму заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировал один  испытуемый. Эти дошкольники характеризуются безошибочным выполнением всех предложенных заданий, т.е. верно выделяют ударный гласный в начале слова, согласный звук в конце слова, правильно определяют позицию место звука в слове и безошибочно подсчитывают количество звуков и слогов в слове.

Средний уровень продемонстрировали двое испытуемых контрольной группы.  В экспериментальной группе средний  уровень продемонстрировали также  двое испытуемых. Эти дошкольники  характеризуются частичным выполнением  предложенных заданий, а также допускали 1–2 ошибки. Низкий уровень продемонстрировал один испытуемый контрольной группы. В экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали двое испытуемых. Эти дошкольники при выполнении заданий допускали множество ошибок, отказывались от выполнения некоторых заданий, объясняя это незнанием и неумением.

Последним пунктом мы оценивали  сформированность восприятия и дифференциации звуков. В контрольной группе по третьему заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых%. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали также двое испытуемых. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы.  В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали двое испытуемых. Низкий уровень не продемонстрировали испытуемые контрольной группы, а в экспериментальной группе низкий уровень выявлен у одного испытуемого.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать определенный вывод  о том, что большинство испытуемых продемонстрировали средний уровень  состояния звукопроизношения, а  также изучения сформированности способности  к восприятию и продуктивному  использованию дидактической игры (умение воспринимать словесную инструкцию; умение действовать в процессе игры и находить решение; умение подвести итог и дать оценку своей деятельности). Следовательно, двое испытуемых контрольной группы продемонстрировали средний уровень. В экспериментальной группе таких испытуемых оказалось также двое. В контрольной группе 1 человек продемонстрировал низкий уровень, в экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали 3 человека. Высокий уровень продемонстрировали только двое испытуемых контрольной группы.

Таким образом, исходя из всего  вышесказанного, необходимо сделать  определенный вывод о том, что  принимающие участие в эксперименте дошкольники, в большинстве своем  нуждаются в использовании развивающей программы, с целью коррекции нарушений звукопроизношения. Опишем особенности использования дидактических игр, а также методические рекомендации по их применению и обоснование условий их включения в занятия по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

Система коррекции звукопроизношения  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР 3 уровня составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики, психологии и логопедии. Целью данной системы является построение коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с ОНР в возрасте с 5 до 7 лет. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. При организации логопедической работы система предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:

  • взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);
  • соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по ритмике, музыке;
  • проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
  • максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ОНР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

Система позволяет обеспечить развивающее  обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых  качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как  креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач системы коррекции звукопроизношения у старших дошкольников является овладение детьми правильного, дифференцируемого звукопроизношения.

Основой системы по коррекции звукопроизношения  у старших дошкольников является создание оптимальных условий для  коррекционно-развивающей работы и  всестороннего гармоничного развития детей. Это достигается за счет тематического  использования дидактических игр. Главная идея заключается в том, что игра является ведущей деятельностью  ребенка дошкольного возраста. Дидактическая  игра позволит решать коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой  форме. То, что ребенок с задержкой  психоречевого развития воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность. Таким образом, одним из основных принципов системы логопедической работы является принцип природосообразности. Логопедическая работа учитывает общность развития нормально развивающихся  детей и детей с задержкой  психоречевого развития и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи  учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп  по всем направлениям работы, что позволяет  ребенку опираться на уже имеющиеся  у него знания и умения, и в  конечном итоге обеспечивает поступательное развитие. При составлении системы мы опиралась на программы Нищевой Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» – СПб., 2001; Шевченко Л.Е. «Программа для развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно» – ООО «Новый диск», 2008. Система коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня посредством использования дидактических игр реализуется на индивидуальных занятиях по развитию речи. Занятия проводятся 4 раза в неделю (2 фронтальных и 2 подгрупповых). Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения. Развитие просодической стороны речи:

Информация о работе Понятие звукопроизношения