Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59
Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.
«Что рисуют дети»
Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.
Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.
«Из чего сделан предмет?»
Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.
Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.
«Вместе с…»
Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем).
Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.
«Скороговорки»
Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.
Картинки к предложенным
играм можно найти в
Также на данном этапе мы использовали
систему домашних заданий для
закрепления навыков
Очень важно дифференцировать поставленный звук в произношении с оппозиционными фонемами. Г.В. Чиркина рекомендует работу осуществлять в 2 этапа:
Материал, игры и упражнения подбираются с учетом особенностей каждого ребенка.
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Наша задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.
Для осуществления зрительного
контроля перед ребенком поставьте
зеркало, с помощью которого он сможет
наблюдать разницу в
Комплекс коррекционно-
I. Подготовительный этап.
1. Воспитание потребности к правильной речи.
2. Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает):
- проводится с использованием
сюжетных и предметных
3. Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти):
- проводится в виде
развития слухового и
4. Формирование фонематического
восприятия, дифференциации фонем,
фонематического анализа и
- работа аналогична работе над дислалией.
5. Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова:
- условия создаются в
процессе упражнений на
6. Создание условий для
формирования обще - двигательных
и артикуляционных умений и
навыков, условий для
- эти условия создаются
в процессе проведения
Основное в содержание этапа – это:
Работа по развитию артикуляционного аппарата, ей предшествует:
- проведение
Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса.
- одновременно с проведением
дифференцированного массажа
С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. По мере выполнения таких заданий постепенно развивается их дифференцированность и произвольность.
- проведение работы по борьбе с саливацией.
1. Ребёнку объясняют
2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3. Вызывая пассивно и
активно жевательные движения, попросить
ребёнка откинуть голову назад
и возникает непроизвольное
4. Ребёнку перед зеркалом
предлагается жевать твёрдую
пищу, это стимулирует движения
жевательной мускулатуры и
5. Произвольное закрытие
рта, за счёт пассивно-
В случае выраженной дизартрии развитие речевой моторики начинается с пассивной гимнастики, с широким использованием непроизвольных движений.
Работа по развитию подвижности губ.
1. Рассмешить ребёнка
(непроизвольное растягивание
2. Намазать губы сладким («слизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз).
3. Поднести ко рту длинный
леденец (вытягивание губ
После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах - движения будут выполняться не в полном, не в точном объёме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).
Работа по развитию подвижности языка.
Начинается с общих
движений, с постепенным переходом
к более тонким, дифференцированным
движениям. В случае выраженной дизартрии
для артикуляционной гимнастики
последуют следующие
1. Помещение кончика языка
к внутренней поверхности
2. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад.
3. Стимуляция мышц корня
языка. Сначала произвольно,
4. Выполнение тонких, дифференцированных
движений языка. С этой целью
целенаправленно подбираются
II. Этап. - Формирование первичных
произносительных умений и
1. Коррекция движений артикуляционного аппарата.
2. Развитие артикуляционного праксиса.
3. Развитие дыхательной и голосовой функций.
4. Работа над произношением (постановка, дифференциация звуков).
5. Работа над формированием
просодических компонентов
6. Работа по обогащению
словаря и преодолению
Первые два направления (коррекция движений артикуляционного аппарата и развитие артикуляционного праксиса.).
Продолжается работа, начатая
на 1-ом этапе в виде артикуляционной
гимнастики, но она усложняется и
дифференцируется. Если на 1-ом этапе
у ребёнка формируются и
В связи с этим в артикуляционную гимнастику на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, и большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое).
Работа над дыханием.
В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с обще-дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения:
1. Ребёнок лежит на
спине, логопед сгибает ему
ноги в коленных суставах и
с согнутыми ногами
2. Ребёнок сидит, перед
его ноздрями создаётся веер
воздуха. Под его влиянием
После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях лёжа, сидя, стоя.
Ребёнок одну руку ложит на свою диафрагму, другую – на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребёнок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем , вызванные по подражанию движения диафрагмы, закрепляются в различных дыхательных играх.
После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется:
- без речевого сопровождения;
- с речевым сопровождением.
Работа без речевого сопровождения.
Проводится в виде различных
дыхательных упражнений с использованием
разнообразных дидактических
При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:
- дыхательная гимнастика
должна проводиться до еды,
в хорошо проветриваемом
- при выполнении дыхательных
упражнений нельзя
- при выполнении дыхательных
упражнений необходимо следить
за позой ребёнка (прямо,
- при выдохе ребёнок
не должен напрягать плечи,
шею, поднимать плечи,
- при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;
- дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;
- дидактический материал,
используемый для дыхательных
упражнений, должен быть лёгким
– ватка, тонкая цветная
Работа с речевым
Проводится работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе.
Одни методисты рекомендуют с произнесения гласных звуков, другие – с щелевых, глухих согласных.
Эта работа проводится в следующих упражнениях:
- пение гласных на выдохе - «ниточка»;
- произнесение сочетаний
2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном,
плавном выдохе (нужно следить,
чтобы между гласными не
- произнесение изолированных
щелевых, глухих согласных (
- произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)
- произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;
- постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох – затем «птицы» - «птицы летят» - «птицы летят в небе» - «птицы летят в небе на юг» и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом: