Понятие звукопроизношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59

Работа состоит из  1 файл

коррекция звук-ния у детей старшего дошк-го возраста с ОНР 3 уровня КУРС (2).docx

— 437.83 Кб (Скачать документ)

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы  – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить  предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

«Вместе с…»

Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с  чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались  вместе (способствует развитию знаний об окружающем).

Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.

«Скороговорки»

Перед ребенком несколько  картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все  скороговорки, не ошибившись в звуках.

Картинки к предложенным играм можно найти в презентации  «Игры на автоматизацию звука [с].

Также на данном этапе мы использовали систему домашних заданий для  закрепления навыков правильного  звукопроизношения в домашних условиях.

Этап  дифференциации звуков.

Очень важно дифференцировать поставленный звук в произношении с  оппозиционными фонемами. Г.В. Чиркина рекомендует работу осуществлять в 2 этапа:

  • дифференцировать пары слогов, пары слов;
  • дифференцировать пары звуков в одном слове.

Материал, игры и упражнения подбираются с учетом особенностей каждого ребенка.

Цель данного этапа – научить  ребенка различать смешиваемые  звуки и правильно употреблять  их в собственной речи.

Наша задача – постепенно, последовательно  дифференцировать смешиваемые звуки  по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в  предложениях и в самостоятельной  речи.

Для осуществления зрительного  контроля перед ребенком поставьте  зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции  звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, чтобы ребенок мог  сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

 

Приложение 3

Комплекс коррекционно-развивающих  упражнений, направленных на развитие звукопроизношения

 

I. Подготовительный этап.

1. Воспитание потребности  к правильной речи.

2. Развитие и уточнение  пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает):

- проводится с использованием  сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и  просит ребёнка повторить.

3. Преодоление сенсорных  нарушений (восприятия, внимания, памяти):

- проводится в виде  развития слухового и зрительного  внимания и восприятия, и т.д.

4. Формирование фонематического  восприятия, дифференциации фонем,  фонематического анализа и синтеза:

- работа аналогична работе  над дислалией.

5. Создание условий над  ритмом речи, слоговой структурой  слова:

- условия создаются в  процессе упражнений на развитие  восприятия и воспроизведение  различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых.

6. Создание условий для  формирования обще - двигательных  и артикуляционных умений и  навыков, условий для формирования  и коррекции дыхательной и  голосовой функций:

- эти условия создаются  в процессе проведения медикаментозного  и физиотерапевтического воздействия,  проведение лечебной физкультуры,  массажа, пассивной и активной  гимнастики.

Основное в содержание этапа – это:

Работа по развитию артикуляционного аппарата, ей предшествует:

- проведение дифференцированного  массажа лицевой и артикуляционной  мускулатуры, в зависимости от  состояния мышечного тонуса.

Основными приёмами массажа  являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса.

- одновременно с проведением  дифференцированного массажа проводится  работа по развитию мимических  мышц лица.

С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. По мере выполнения таких заданий постепенно развивается их дифференцированность и произвольность.

- проведение работы по борьбе с саливацией.

1. Ребёнку объясняют необходимость  проглатывания слюны.

2. Проведение массажа  жевательных мышц, которые мешают  проглатыванию слюны. 

3. Вызывая пассивно и  активно жевательные движения, попросить  ребёнка откинуть голову назад  и возникает непроизвольное желание  проглотить слюну; можно подкрепить  просьбой .

4. Ребёнку перед зеркалом  предлагается жевать твёрдую  пищу, это стимулирует движения  жевательной мускулатуры и приводит  к необходимости делать глотательные  движения, можно подкрепить просьбой (т.о. из непроизвольных движений  в произвольные).

5. Произвольное закрытие  рта, за счёт пассивно-активных  движений нижних челюстей. Сначала  пассивно, одна рука логопеда - под  подбородком ребёнка, другая –  на его голове, путём надавливания  и сближения руками челюсти  ребёнка смыкаются – движение  «сплющивание». Потом это движение  проделывается при помощи рук  самого ребёнка, затем активно  без помощи рук, с помощью  счёта, команды.

В случае выраженной дизартрии  развитие речевой моторики начинается с пассивной гимнастики, с широким  использованием непроизвольных движений.

Работа по развитию подвижности  губ.

1. Рассмешить ребёнка  (непроизвольное растягивание губ).

2. Намазать губы сладким  («слизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз).

3. Поднести ко рту длинный  леденец (вытягивание губ ребёнка  вперёд).

После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах - движения будут выполняться  не в полном, не в точном объёме, затем  закрепляются в специальных упражнениях  для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Работа по развитию подвижности  языка.

Начинается с общих  движений, с постепенным переходом  к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии  для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения.

1. Помещение кончика языка  к внутренней поверхности нижних  резцов.

2. Вытягивание языка вперёд  и убирание его назад.

3. Стимуляция мышц корня  языка. Сначала произвольно, путём  рефлекторных сокращений, в результате  раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются  в безусловных рефлексах, а  затем и произвольных «кашлевых»  движениях.

4. Выполнение тонких, дифференцированных  движений языка. С этой целью  целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного  артикуляционного уклада, с учётом  нормальной артикуляции звука  и характера дефекта. Артикуляционную  гимнастику лучше всего проводить  в виде игры, которые подбираются  с учётом возраста ребёнка  и характера и степени органического  поражения. Работа по формированию  артикуляционной моторики будет  эффективной в том случае, когда  она будет сочетаться с развитием  общей и особенно ручной моторики. С этой целью при выраженной  дизартрии методист по лечебной  физкультуре развивает у ребёнка  опорную, хватательную деятельность  рук, а так же дифференцированные  движения пальцев. Эта же работа  проводится и логопедом на  логопедических занятиях, где в  специальных упражнениях формируются  чёткие пальцевые кинестезии, и  подготавливается рука к письму. Так же можно использовать  различные дидактические пособия  и такие виды работ, как сжимание  и разжимание резиновых груш, захватывание кончиками пальцев  мелких предметов, мозаика, пластилин,  рисование, обводка, штриховка  трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание  пуговиц и т.д.

II. Этап. - Формирование первичных  произносительных умений и навыков.

1. Коррекция движений  артикуляционного аппарата.

2. Развитие артикуляционного  праксиса.

3. Развитие дыхательной  и голосовой функций.

4. Работа над произношением  (постановка, дифференциация звуков).

5. Работа над формированием  просодических компонентов речи.

6. Работа по обогащению  словаря и преодолению аграматизмов.

Первые два направления (коррекция движений артикуляционного аппарата и развитие артикуляционного праксиса.).

Продолжается работа, начатая  на 1-ом этапе в виде артикуляционной  гимнастики, но она усложняется и  дифференцируется. Если на 1-ом этапе  у ребёнка формируются и закрепляются основные движения, то на 2-ом этапе  происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется  их сила, точность, отрабатывается координация.

В связи с этим в артикуляционную  гимнастику на 2-ом этапе преобладают  дифференцированные движения артикуляторных органов, и большое внимание уделяется  выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться  с одного движения на другое).

Работа над дыханием.

В случае выраженной дизартрии  работа над дыханием начинается с  обще-дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы  увеличить объём дыхания и  нормализовать его ритм. Для достижения этой цели выполняются следующие  упражнения:

1. Ребёнок лежит на  спине, логопед сгибает ему  ноги в коленных суставах и  с согнутыми ногами надавливает  на подмышечные впадины. Эти  движения производятся в нормальном  дыхательном ритме под счёт. Это  способствует нормализации движений  диафрагмы.

2. Ребёнок сидит, перед  его ноздрями создаётся веер  воздуха. Под его влиянием усиливается  глубина вдоха за счёт включения  в работу мышц диафрагмы. 

После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка  оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания  осуществляется по подражанию, в различных  положениях лёжа, сидя, стоя.

Ребёнок одну руку ложит  на свою диафрагму, другую – на диафрагму  логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы  диафрагмы, ребёнок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем , вызванные  по подражанию движения диафрагмы, закрепляются в различных дыхательных играх.

После закрепления диафрагмального  дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая  осуществляется:

- без речевого сопровождения;

- с речевым сопровождением.

Работа без речевого сопровождения.

Проводится в виде различных  дыхательных упражнений с использованием разнообразных дидактических пособий, которые позволяют осуществить  зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.

При проведении дыхательной  гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

- дыхательная гимнастика  должна проводиться до еды,  в хорошо проветриваемом помещении;

- при выполнении дыхательных  упражнений нельзя переутомлять  ребёнка (1-ый признак утомления  – зевота – симптом кислородной  недостаточности);

- при выполнении дыхательных  упражнений необходимо следить  за позой ребёнка (прямо, плечи  расправлены, ноги, руки спокойны);

- при выдохе ребёнок  не должен напрягать плечи,  шею, поднимать плечи, надувать  щёки;

- при выполнении дыхательных  упражнений следует привлечь  внимание ребёнка к ощущениям  движения диафрагмы;

- дыхательные движения  лучше производить плавно, под  счёт, музыку;

- дидактический материал, используемый для дыхательных  упражнений, должен быть лёгким  – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; он должен  располагаться обязательно на  уровне рта.

Работа с речевым сопровождением.

Проводится работа при  произнесении различного по сложности  речевого материала, на длительном плавном  выдохе.

Одни методисты рекомендуют  с произнесения гласных звуков, другие – с щелевых, глухих согласных.

Эта работа проводится в  следующих упражнениях:

- пение гласных на выдохе - «ниточка»;

- произнесение сочетаний  2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить,  чтобы между гласными не делались  паузы для дополнительного вдоха);

- произнесение изолированных  щелевых, глухих согласных (при  вдохе – звук);

- произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)

- произнесение слов на  плавном выдохе, сначала мало  слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый  слог, затем меняется ударение;

- постоянное распространение  фразы на длительном плавном  выдохе (сделать вдох – затем  «птицы» - «птицы летят» - «птицы летят в небе» - «птицы летят в небе на юг» и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом:

Информация о работе Понятие звукопроизношения