Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59
При произнесении звуков требуется направленная воздушная струя, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, т. к. в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. К выполнению артикуляционных упражнений предъявляются следующие требования:
1. Выработка умения принимать
требуемую позу, удерживать ее, плавно
переключаться с одной
2. Система упражнений
по развитию артикуляционной
моторики должна включать как
статические упражнения, так и
упражнения, направленные на развитие
динамической координации
3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, т. к. при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу.
4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.17
Для развития правильного речевого дыхания можно использовать следующие упражнения: произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две-три секунды воздух в легких и произвести протяжный плавный выдох через рот; сделать короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков; произнести плавно на одном выдохе несколько гласных звуков и другие.
Одновременно нужно вести работу по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальной пальчиковой гимнастики можно применять настольные игры («Мозаика», «Конструктор»), выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, мы способствуем более быстрому и эффективному овладению речью.
Далее следует этап постановки правильного произношения. На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые (когда ребенок слышит звук), тактильные (когда ребенок осязает, например «жужжание», прикладывая руку к гортани, при произнесении звонких согласных), а также вибрационный и кинестетический. Целью данного этапа является получение правильного звучания изолированного звука. Для того чтобы отработать произношение изолированного звука, нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную базу и голос (если он необходим). При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.
Необходимо рассмотреть возможные способы постановки шипящих звуков с механической помощью. Постановка звука [ш]:
- от звука [с]: предложить
ребенку произнести долго с-с-
- от звука [р]: затормозить
вибрацию кончика языка с
Постановка звука [ж]: на базе звука [ш] с помощью вызывания голоса; от звука [з] аналогично постановке звука [ш] от [с]; от звука [р], затормозив вибрацию кончика языка. Постановка звука [ч’]:
- от звука [ц], отодвинув в момент его произнесения опущенный вниз кончик языка немного назад;
- от звука [т’]: предлагается произнести слог ать и в это время кладется шпатель или зонд под кончик языка, приподнимая его за верхние резцы.
Постановка звука [ ’]: от звука [с’] аналогично постановке [ч’] от [т’]. Затем уточняют произнесение изолированного звука. Для этого логопед подбирает картинку-символ, с которой будет соотноситься звук (лопнувшая шина - [ш], жук - [ж], поезд - [ч’], змея - [ ’]). Звук длительно или многократно повторяют, чтобы добиться четкого произношения. При этом привлекается внимание ребенка к правильному звучанию и положению органов артикуляции.19 При работе с любым способом постановки следует избегать названия звука, который нужно получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Нужно называть звук с помощью звукоподражаний. Каждое занятие следует начинать с уточнения артикуляции и произнесения звука. Это позволяет привлечь внимание детей к правильному положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения.20
К следующему этапу –
автоматизации звука можно
В заключение коррекционной работы проводится этап дифференциации звуков. Целью данного этапа является научение ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Основная задача заключается в том, чтобы постепенно и последовательно научить различать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам. Сначала работают над изолированными звуками, затем в слогах, словах, в предложениях, тексте и в самостоятельной речи. Для осуществления зрительного контроля нужно поставить перед ребенком зеркало, с помощью которого он будет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков. Таким образом, в заключении теоретической части дипломной работы можно сделать следующие выводы:
В последнее время в
логопедической практике появляются новые
средства обучения, основанные на преимуществах
информационных технологий. Многочисленными
исследованиями была обоснована целесообразность
использования компьютерных технологий
для решения коррекционных
Эта программа является новым
действенным средством
В статье 18 п. 1 Закона «Об образовании», которая целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста указано, что родители являются первыми педагогами ребенка - дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребенка, то есть максимальная ответственность за развитие и воспитание ребенка возлагается на родителей (семью).22 Изучение зарубежных источников свидетельствует о том, что в западной педагогике работе с родителями уделяется одно из центральных мест. Американский исследователь А. Хендерсон утверждает, что участие родителей в учебном процессе создает благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. В американской литературе по логопедии, в частности в исследовании К. Wood, установлена зависимость возникновения нарушений произношения от эмоционально - личностных особенностей матерей обследованных детей.23
Влияние стиля общения матерью на формирование речи ребенка исследовали и у нас. В Новокузнецке в 2002 - 2004 годах по данным исследователей выявлено, что при материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств.24 Во многих семьях препятствием для развития речи ребенка является отсутствие стимуляции к речи, излишняя опека всеми членами семьи, ограничение его речевой активности, изоляция ребенка от общения с окружающими детьми.