Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59
Фонематическое недоразвитие
детей данной группы проявляется
в несформированности процессов
дифференциации звуков. Недоразвитие
фонематического восприятия отмечается
при выполнении элементарных действий
звукового анализа – при
В современных условиях развития
общества совершенствование
У речевых детей эти
условия нарушаются. При нарушении
этого условия возникает
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Улучшение речи осуществляется через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма. Таким образом, преодоление речевого нарушения происходит посредством развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Основной целью логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, в процессе которого нужно опираться на ряд принципов. Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.11
При работе над коррекцией
речи следует опираться на следующие
принципы: системности, комплексности,
последовательности, принцип развития,
рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи
с другими сторонами
1. Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
2. Для логопедического
заключения, для дифференциальной
диагностики сходных форм
3. Порядок исправления произношения (если у ребенка сложное нарушение) должен отвечать дидактическому принципу последовательного перехода от более легкого к более трудному звуку.
4. В процессе изучения
нарушений речи и их коррекции
важно учитывать общие и
5. Принцип подхода к
речевым нарушениям с позиций
связи речи с другими
6. Исследование детей
с нарушениями речи, а также
организация логопедической
- пробудить в ребенке желание самому участвовать в коррекционном процессе;
- увеличить объем
Повысить познавательную активность и работоспособность ребенка; активизировать познавательные процессы: внимание, память и другие; плавно регулировать поведенческие трудности ребенка; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков [52].
7. Разработка методики
коррекционно-логопедического
8. Возникновение речевых
нарушений во многих случаях
обусловлено сложным
9. В процессе компенсации
нарушенных речевых и
10. Важное место при
изучении и коррекции речевых
нарушений занимают
При формировании правильного
звукопроизношения у детей
1. Необходимо соблюдать
строгую последовательность
2. При постановке звуков
следует широко использовать
опору на различные
3. К автоматизации поставленного
звука можно переходить лишь
тогда, когда ребенок
4. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах (в начале слова, середине, конце), словосочетаниях, предложениях, потешках, чистоговорках, стихах, в тексте и разговорной речи.
5. В лексическом материале
для автоматизации и
6. Необходимо постепенно
и систематически повышать
7. Необходимо постепенно
усложнять лексический
8. Необходима параллельная
работа над двумя звуками.
9. Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос.
10. Логопедические занятия должны быть систематичными (не реже трех раз в неделю). Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях, где объединяют детей, у которых исправляют один и тот же звук. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 мин, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки, и у них наступает переутомление.
11. Необходимо широко
12. Логопед должен учитывать
индивидуальные особенности
«В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф.Ф. Рау выделяются два, в работах О.В. Правдиной и О.А. Токаревой – три, в работах М.Е. Хватцева – четыре».14 К числу основных этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Б.М. Гриншпун относят следующие:15
- подготовительный;
- формирования произносительных умений и навыков;
- закрепления произносительных умений и навыков.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков проводится в определенной последовательности:
- постановка звука;
- автоматизация в слогах (прямых, обратных, закрытых, открытых, со стечением согласных), в словах;
- автоматизация в предложениях;
- дифференциация сходных по звучанию и артикуляции звуков;
- автоматизация в разговорной речи.
Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работы:16
Целью подготовительного этапа является подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
- формирование точных
движений органов
- формирование направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха;
- отработка опорных звуков.
Формирование движений органов
артикуляционного аппарата осуществляется
с помощью артикуляционной