Понятие звукопроизношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных её нарушениях, а какие просто являются возрастными нарушениями. Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование методов коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие звукопроизношения и развитие в онтогенезе 7
1.2. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор методик направленных на коррекцию звукопроизношения старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Диагностика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 37
2.2. Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 50
2.4. Рекомендации, направленные на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 55
Заключение 57
Список литературы 59

Работа состоит из  1 файл

коррекция звук-ния у детей старшего дошк-го возраста с ОНР 3 уровня КУРС (2).docx

— 437.83 Кб (Скачать документ)

Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется  в несформированности процессов  дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании  звука, придумывании слова на заданный звук.

1.3.  Обзор  методик направленных на коррекцию звукопроизношения  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

В современных условиях развития общества совершенствование коррекционного воздействия, поиск новых подходов в преодолении нарушений звукопроизношения  у детей общим недоразвитием  речи III уровня является особенно актуальным. Появление современных коррекционно-развивающих технологий не отвергает использование традиционных форм и методов работы с детьми, а наоборот актуализирует их знание в педагогической практике учителя-логопеда. Коррекционная педагогика предлагает пути коррекции речевых нарушений. Эффективность использования методов логопедической работы во многом зависит от научно обоснованного выбора при коррекции речевых нарушений.10 В коррекционной педагогике существует метод использования «обходных путей» при обучении детей с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями. Известно, что в основе овладения ребенком произносительной стороны речи лежит механизм подражания речи окружающих, воспринимаемой на слух. Одним из условий становления произносительной стороны речи у ребенка в норме является сохранность сенсорных каналов, необходимых для восприятия устной речи окружающих.

У речевых детей эти  условия нарушаются. При нарушении  этого условия возникает необходимость  в целенаправленном формировании у  ребенка представлений о процессе произношения, так как за счет нарушения  различных этапов обратной связи  возникает дефицит информации о  фонетических элементах речи, восполнить которые можно только за счет специальной  помощи взрослого, применения «обходных  путей» и специфических средств обучения. Одним из факторов, определяющих успешность работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи, является частота повторений правильно произносимого звука. Существует филогенетическая связь между развитием движений и формированием звукопроизношения. Давно установлено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место должны занимать физические упражнения и логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Улучшение речи осуществляется через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма. Таким образом, преодоление речевого нарушения происходит посредством развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Основной целью логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, в процессе которого нужно опираться на ряд принципов. Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.11

При работе над коррекцией речи следует опираться на следующие  принципы: системности, комплексности, последовательности, принцип развития, рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи  с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип  учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип  учета симптоматики нарушения и  структуры речевого дефекта, принцип  обходного пути, общедидактические и другие принципы. Необходимо рассмотреть их подробнее.

1. Принцип системности  опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

2. Для логопедического  заключения, для дифференциальной  диагностики сходных форм речевых  нарушений необходим анализ речевых  и неречевых симптомов, данных  медицинского, психологического, логопедического  обследования, соотнесение уровней  развития познавательной деятельности  и речи, состояния речи и особенностей  сенсомоторного развития ребенка.  В этом заключается принцип комплексности.

3. Порядок исправления произношения (если у ребенка сложное нарушение) должен отвечать дидактическому принципу последовательного перехода от более легкого к более трудному звуку.

4. В процессе изучения  нарушений речи и их коррекции  важно учитывать общие и специфические  закономерности развития аномальных  детей. Принцип развития также предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

5. Принцип подхода к  речевым нарушениям с позиций  связи речи с другими сторонами  психического развития заключается  в том, что речевая деятельность  формируется и функционирует  в тесной связи со всей психикой  ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Раскрытие  связей между речевыми нарушениями  и другими сторонами психической  деятельности помогает найти  пути воздействия на психические  процессы, участвующие в образовании  речевого дефекта. Наряду с  непосредственным исправлением  речевых нарушений логопеду необходимо  воздействовать на те отклонения  психического развития, которые  мешают нормальному функционированию речевой деятельности.12

6. Исследование детей  с нарушениями речи, а также  организация логопедической работы  с ними осуществляются с учетом  ведущей деятельности ребенка  (предметно-практической, игровой, учебной). В дошкольном возрасте основной ведущей деятельностью является игра, использование которой в работе над звукопроизношением позволяет решить несколько задач:

- пробудить в ребенке  желание самому участвовать в  коррекционном процессе;

- увеличить объем коррекционного  воздействия путем включения  игр в режимные моменты;

Повысить познавательную активность и работоспособность  ребенка; активизировать познавательные процессы: внимание, память и другие; плавно регулировать поведенческие трудности ребенка; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков [52].

7. Разработка методики  коррекционно-логопедического воздействия  ведется с учетом последовательности  появления форм и функций речи, а также видов деятельности  ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

8. Возникновение речевых  нарушений во многих случаях  обусловлено сложным взаимодействием  биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической  коррекции речевых нарушений  большое значение имеет установление  в каждом отдельном случае  этиологии, механизмов, симптоматики  нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

9. В процессе компенсации  нарушенных речевых и неречевых  функций, перестройки деятельности  функциональных систем используется  принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

10. Важное место при  изучении и коррекции речевых  нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

При формировании правильного  звукопроизношения у детей необходимо соблюдаться ряд общих требований:13

1. Необходимо соблюдать  строгую последовательность этапов  логопедической работы.

2. При постановке звуков  следует широко использовать  опору на различные анализаторы  (слуховой, зрительный, кожный и двигательный).

3. К автоматизации поставленного  звука можно переходить лишь  тогда, когда ребенок произносит  его изолированно совершенно  правильно и четко при продолжительном  или многократном повторении.

4. Автоматизация поставленного  звука должна проводиться в  строгой последовательности: в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах (в начале слова, середине, конце), словосочетаниях, предложениях, потешках, чистоговорках, стихах, в  тексте и разговорной речи.

5. В лексическом материале  для автоматизации и дифференциации  звуков должно содержаться максимальное  количество закрепляемых звуков, не должно быть неправильно  произносимых ребенком звуков, а  также необходимо учитывать и  смысловую доступность лексического  материала.

6. Необходимо постепенно  и систематически повышать темп  речевых упражнений. От неторопливого,  утрированного произнесения слогов  ребенок должен постепенно переходить  к более быстрому проговариванию  слов, затем к еще более ускоренному  произнесению предложений и, наконец,  скороговорок. В таком случае  осуществляется быстрое и прочное  закрепление звука.

7. Необходимо постепенно  усложнять лексический материал, переходить от простых видов  речевой деятельности к более  сложным, от элементарного повторения  слов за логопедом к называнию  предметов, действий, описанию простейших  ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок, скороговорок и далее  к пересказу коротких рассказов,  составлению рассказов по серии  картин и, наконец, к свободному  речевому общению.

8. Необходима параллельная  работа над двумя звуками. Нельзя  брать для одновременной работы  те звуки, артикуляция которых  характеризуется прямо противоположным  укладом речевых органов (например, бокового произнесения звука  [с] и постановкой звука [л]). Это может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения. Нельзя одновременно работать над так называемыми «трудными» звуками (например, над звуками [р] и [ш], требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения).

9. Если у ребенка нарушено  произношение парных согласных  звуков, то в первую очередь  работают над глухими звуками,  затем усложняют артикуляцию,  прибавляя к ней голос.

10. Логопедические занятия должны быть систематичными (не реже трех раз в неделю). Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях, где объединяют детей, у которых исправляют один и тот же звук. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 мин, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки, и у них наступает переутомление.

11. Необходимо широко использовать  наглядный материал: отдельные картинки  и серии картин, всевозможные  лото, картинное домино. Это помогает  поддерживать у детей интерес  к занятиям, концентрировать их  внимание, вызывает положительные  эмоции, а значит, способствует достижению  наибольшего эффекта.

12. Логопед должен учитывать  индивидуальные особенности ребенка.

«В литературе нет единого  мнения по вопросу о том, на сколько  этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах  Ф.Ф. Рау выделяются два, в работах  О.В. Правдиной и О.А. Токаревой  – три, в работах М.Е. Хватцева – четыре».14 К числу основных этапов работы по преодолению нарушений звукопроизношения О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Б.М. Гриншпун относят следующие:15

- подготовительный;

- формирования произносительных  умений и навыков;

- закрепления произносительных  умений и навыков.

Этап формирования первичных  произносительных умений и навыков  проводится в определенной последовательности:

- постановка звука;

- автоматизация в слогах (прямых, обратных, закрытых, открытых, со стечением согласных), в словах;

- автоматизация в предложениях;

- дифференциация сходных  по звучанию и артикуляции  звуков;

- автоматизация в разговорной  речи.

Исходя из цели и задач  логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работы:16

  1. подготовительный этап;
  2. этап постановки правильного произношения;
  3. этап автоматизации звука;
  4. этап дифференциации звуков.

Целью подготовительного  этапа является подготовка к правильному  восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

- формирование точных  движений органов артикуляционного  аппарата;

- формирование направленной  воздушной струи;

- развитие мелкой моторики  рук;

- развитие фонематического  слуха;

- отработка опорных звуков.

Формирование движений органов  артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для  тренировки определенных положений  губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Очень важно, чтобы работа над ними проводилась целенаправленно  и качественно, т. к. от их выполнения во многом зависит постановка звука. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, а функции контроля возьмут на себя собственные ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов малыш определит, что делает его язычок (губы), где он находится, какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность делать свои первые «открытия», вызовет интерес к упражнениям. Если у ребенка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, помочь поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, чайной ложки или своим пальцем, обернутым в чистый носовой платок. Упражнения нужно вместе с ребенком, показывая образец, т. к. по подражанию намного легче выполнять задания.

Информация о работе Понятие звукопроизношения