Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка
В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58
Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека. Сост. Н. В, Кленова, А. С. Постников. - М.: Изд. МГДД(Ю)Т, 2006.-60 с.
В
настоящей брошюре
представлены материалы,
касающиеся некоторых
вопросов содержания
и организации
методической работы
в системе дополнительного
образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Ответственный
за выпуск:
В Б, Соболев, первый заместитель
директора
МГДД(Ю)Т
СОДЕРЖАНИЕ
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам
и организаторам информационно-
Как составить
методические рекомендации
Методический
семинар как форма методической
работы в УДОД
Методические
рекомендации, по работе над единой
методической темой
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического
сопровождения образовательных
программ
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного
образования детей
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки
и проведения
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного
образования детей
Положение об экспертной
комиссии МГДД(Ю)Т
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная
карта по дидактическим разработкам
и материалам
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей
(УДОД) - это совокупность действий, направленных на:
Перечисленные процессы могут быть названы основными направлениями методической деятельности.
Осуществлением методической деятельности занимается методическая служба УДОД
организационно оформленное объединение специалистов, профессионально занимающихся методической деятельностью.
Цепь деятельности методической службы в УДОД - методическое обеспечение педагогической системы учреждения во всей совокупности ее внутренних и внешних связей и взаимодействий.
Субъекты методической деятельности - люди, профессионально занимающиеся методической деятельностью: ученые, организаторы методической деятельности (зам. директора УДОД по научно-методической, программно-методической, учебно-воспитательной деятельности, заведующие методическими кабинетами, методисты, в том числе по направлениям деятельности), практики (заведующие структурными подразделениями УДОД, психологи, наиболее опытные педагоги).
Виды методической деятельности - это те способы, приемы, с помощью которых ее субъекты получают, систематизируют, распространяют методические знания. К числу основных видов методической деятельности относятся:
Формы методической деятельности - институционально закрепленные варианты практической реализации основных направлений методической деятельности. Каждому из этих направлений - получению, систематизации, распространению методических знаний -соответствует относительно устойчивая совокупность конкретных форм.
Процесс получения методических знаний реализуется в УДОД преимущественно через такие институциональные формы, как:
ш проблемно-творческая группа;
Процесс систематизации методических знаний осуществляется, прежде всего, через следующие институциональные формы:
▼ методический совет УДОД;
▼ методическое объединение (по направлениям);
▼ экспертная
комиссия, экспертный совет (экспертиза
целевых и образовательных
программ).
Процесс распространения методических знаний связан преимущественно с такими институциональными формами, как:
▼методическая конференция;
▼ методический семинар;
▼ мастер-класс;
▼ школа профессионального мастерства;
▼ педагогическая студия;
▼ конкурс профессионального мастерства.
Подготовлено Н. В. Кленовой (по материалам .журнала «Методист»)
ПОНЯТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ЕЕ ОПИСАНИЯ1
(рекомендации методического совета МГДД(Ю)Т)
1.
Направленность
Направленность в дополнительном образовании детей (ДОД) - это конкретная предметно-тематическая область, в пределах которой реализуется содержание дополнительного образования детей в реальной практике работы образовательного учреждения (независимо от типа и вида последнего).
Основой реализации образовательной деятельности определенной направленности являются программы дополнительного образования детей этой направленности.
В настоящее время в официальных документах, касающихся ДОД, перечисляются 10-11 возможных направленностей, хотя их список остается открытым:
(См.: Приложение к приказу Министерства образования РФ от 3 мая 2000 г. № 1276. Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям дополнительного образования детей, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории; Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16).
Нетрудно
заметить, что направленности в ДОД
выделяются по аналогии с образовательными
областями, по
которым осуществляется обучение детей
в общеобразовательной школе и которые
составляют основу ее учебного плана (в
, школе это такие образовательные области,
как «Математика».
«Филология», «Естествознание)}
и др.). Правда, в отличие от образовательных
областей общего среднего образования,
в ДОД при выделении направленностей были
использованы явно не однопорядковые
критерии.
В рамках каждой направленности целесообразно различать-
Инвариантное содержание в рамках определенной направленности может быть кратко выражено в формулировке сути того, что сможет приобрести ребенок, погружаясь в данную сферу человеческой деятельности, независимо от конкретного учебного курса. Представление о вариативном содержании может дать перечень дисциплин, предметов, названий образовательных программ, изучаемых детьми в пределах той или иной направленности (предметно-тематической области). Образовательное учреждение вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать вариативное содержание каждой реализуемой направленности.
Общим основанием, критерием для отнесения конкретной предметной (авторской) программы к той или иной направленности является общее соответствие содержания программы инвариантному содержанию деятельности в рамках соответствующей направленности. ■