Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка

Описание

В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.

Содержание

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58

Работа состоит из  1 файл

КЛЕНОВА Практические материалы.doc

— 768.00 Кб (Скачать документ)

    Практические  материалы для  организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека. Сост. Н. В, Кленова, А. С. Постников. - М.: Изд. МГДД(Ю)Т, 2006.-60 с.

 
 
    В настоящей брошюре  представлены материалы, касающиеся некоторых  вопросов содержания и организации  методической работы в системе дополнительного  образования детей.

   Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.

    Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.

    Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.

    Сборник адресован руководителям  методических служб  учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.

 
 
 
Ответственный за выпуск:

В Б, Соболев, первый заместитель

директора МГДД(Ю)Т 

 
 
СОДЕРЖАНИЕ

Методическая  деятельность в учреждениях дополнительного  образования детей: основные определения        4

Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания                      5

Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки                                                  11

Как составить  методические рекомендации                                                            13

Методический  семинар как форма методической работы в УДОД                                                              16

Методические  рекомендации, по работе над единой методической темой                                                            18

Рекомендации  по разработке нормативной базы конференций  в системе дополнительного образования детей 21

Организация психологического сопровождения образовательных  программ                                                         23

Методические  рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для

педагогов дополнительного  образования детей                                                                                                     25

Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство  и творчество»:

опыт подготовки и проведения                                                                    27

Положение о  методическом кабинете Городского программно-методического

центра дополнительного образования детей                                                                 41

Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т                                                                 44

Примерная схема  годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела               48

Карта мониторинга  образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей              49

 
 
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам  и материалам                                                          58

 

    МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Методическая  деятельность в учреждениях  дополнительного  образования детей

(УДОД) - это совокупность действий, направленных на:

  • получение (разработку);
  • систематизацию:
  • распространение методических знаний.

   Перечисленные процессы могут быть названы основными направлениями методической деятельности.

    Осуществлением  методической деятельности занимается методическая служба УДОД

  организационно оформленное объединение специалистов, профессионально занимающихся методической деятельностью.

  Цепь  деятельности методической службы в УДОД - методическое обеспечение педагогической системы учреждения во всей совокупности ее внутренних и внешних связей и взаимодействий.

   Субъекты  методической деятельности - люди, профессионально занимающиеся методической деятельностью: ученые, организаторы методической деятельности (зам. директора УДОД по научно-методической, программно-методической, учебно-воспитательной деятельности, заведующие методическими кабинетами, методисты, в том числе по направлениям деятельности), практики (заведующие структурными подразделениями УДОД, психологи, наиболее опытные педагоги).

   Виды  методической деятельности - это те способы, приемы, с помощью которых ее субъекты получают, систематизируют, распространяют методические знания. К числу основных видов методической деятельности относятся:

  • методическое исследование:
  • разработка методики;
  • создание методической продукции (методических пособий, методических рекомендаций и др.);
  • изучение педагогического опыта;
  • обобщение и описание педагогического опыта;
  • экспертиза образовательных программ;
  • научно-методическое руководство;
  • методическое консультирование;
 
   
  • методическая  помощь (опережающее либо оперативное реагирование методиста на запросы, потребности, затруднения педагога, руководителя; содействие решению возникших проблем);
  • методическая коррекция.

   Формы методической деятельности - институционально закрепленные варианты практической реализации основных направлений методической деятельности. Каждому из этих направлений - получению, систематизации, распространению методических знаний -соответствует относительно устойчивая совокупность конкретных форм.

   Процесс получения методических знаний реализуется в УДОД преимущественно через такие институциональные формы, как:

    ш проблемно-творческая группа;

  • проблемная лаборатория;
  • проектная команда;
  • методическое объединение (по направлениям);
  • научно-методический совет.

   Процесс систематизации методических знаний осуществляется, прежде всего, через следующие институциональные формы:

▼ методический совет УДОД;

▼ методическое объединение (по направлениям);

  • методический семинар;
  • методический     кабинет     (информационно-методический     либо     кабинет     по соответствующему профилю деятельности);

▼ экспертная  комиссия, экспертный совет (экспертиза целевых и образовательных 
программ).

Процесс распространения методических знаний связан преимущественно с такими институциональными формами, как:

▼методическая конференция;

▼ методический семинар;

▼ мастер-класс;

▼ школа профессионального мастерства;

▼ педагогическая студия;

▼ конкурс профессионального мастерства.

              Подготовлено  Н. В. Кленовой (по материалам .журнала «Методист»)

     
    ПОНЯТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ЕЕ ОПИСАНИЯ1

      (рекомендации  методического совета МГДД(Ю)Т)

        1. Направленность образовательной  деятельности в  системе дополнительного  образования детей:  общие сведения

   Направленность  в дополнительном образовании детей (ДОД) - это конкретная предметно-тематическая область, в пределах которой реализуется содержание дополнительного образования детей в реальной практике работы образовательного учреждения (независимо от типа и вида последнего).

   Основой реализации образовательной деятельности определенной направленности являются программы дополнительного образования детей этой направленности.

   В настоящее время в официальных  документах, касающихся ДОД, перечисляются 10-11 возможных направленностей, хотя их список остается открытым:

  • научно-техническая; • военно-патриотическая;
  • спортивно-техническая; • социально-педагогическая;
  • физкультуряо-спортивная; • культурологическая;
  • художественно-эстетическая; • естественно-научная;
  • туристско-краеведческая; • социально-экономическая.
  • эколого-биологическая;

  (См.: Приложение к приказу Министерства образования РФ от 3 мая 2000 г. № 1276. Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям дополнительного образования детей, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории; Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16).

Нетрудно  заметить, что направленности в ДОД  выделяются по аналогии с образовательными областями, по 
которым осуществляется обучение детей в общеобразовательной школе и которые составляют основу ее учебного плана (в , школе это такие образовательные области, как «Математика». «Филология», «Естествознание)} и др.). Правда, в отличие от образовательных областей общего среднего образования, в ДОД при выделении направленностей были использованы явно не однопорядковые критерии.
 

    В рамках каждой направленности целесообразно различать-

  • инвариантное содержание образовательной деятельности (т.е. базовый минимум знаний, умений, навыков детей, общий для всех образовательных программ данной предметно-тематической области);
  • вариативное содержание (т.е. то особое содержание, нередко уникальное, которое несут с собой конкретные предметные дисциплины, представленные образовательными программами данной направленности; вариативное содержание определяется развивающим потенциалом программы, предусмотренными в ней профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими приемами и др.).

   Инвариантное  содержание в рамках определенной направленности может быть кратко выражено в формулировке сути того, что сможет приобрести ребенок, погружаясь в данную сферу человеческой деятельности, независимо от конкретного учебного курса. Представление о вариативном содержании может дать перечень дисциплин, предметов, названий образовательных программ, изучаемых детьми в пределах той или иной направленности (предметно-тематической области). Образовательное учреждение вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать вариативное содержание каждой реализуемой направленности.

   Общим основанием, критерием для отнесения конкретной предметной (авторской) программы к той или иной направленности является общее соответствие содержания программы инвариантному содержанию деятельности в рамках соответствующей направленности. ■

Информация о работе Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель