Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка

Описание

В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.

Содержание

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58

Работа состоит из  1 файл

КЛЕНОВА Практические материалы.doc

— 768.00 Кб (Скачать документ)

   Для программ, находящихся на стыке (пересечении) нескольких направленностей, критерием определения ведущей направленности служит приоритетность образовательных целей, их соотнесенность с той или иной предметно-тематической областью.

   В программах интегрированного типа содержание одной из них выступает в качестве базового (чем и определяется ведущая направленность программы), а содержание другой - в качестве вариативного.

   Объединяющей  рамкой для всех предметных образовательных программ дополнительного образования детей одной направленности может служить организационно-методологическая программа, определяющая функционирование и развитие образовательного процесса в рамках дайной направленности, В МГДД(Ю)Т такими объединяющими программами являются: «Постижение истории» - программа культурологической направленности, «Живому - жить» - экологической направленности, «Наша Земля - наше наследие» - художественно-эстетической направленности и др. По своей сути это программа деятельности по определенной направленности ДОД. Такая программа, прежде всего, фиксирует нечто общее для всех предметных образовательных программ конкретной направленности: единые цели, функции, инвариантное содержание.

    Также в ней  определяются:

  • реальное предметное наполнение реализуемой направленности (дается перечень образовательных программ дополнительного образования детей центра, указывается их связь и отличие от базовых образовательных программ общего или профессионального образования в соответствующей области, перечисляются программы интегрированного типа, а также программы, находящиеся на стыке (пересечении) нескольких направленностей);
  • соотнесенность целей и задач в реализуемых центром программах дополнительного образования данной направленности (преимущественная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ориентации, общекультурного развития личности, компенсирующего обучения и др.);

    применяемые   в   практике   деятельности   центра   педагогические   технологии

{репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др.);

   характер и уровень результата (развитие мотивации; специальных знаний, умений, 
навыков; личностное развитие ребенка); методика его отслеживания.

   Пакет подобного рода организационно-методологических программ определяет лицо учреждения и специфику реализации в нем заявленных направленностей.

        II. Как описать направленность, определяющую профиль соответствующего образовательного центра Дворца

   В соответствии с Типовым положением об образовательном центре МГДД(Ю)Т при создании того или иного центра разрабатывается программа деятельности по определенной направленности ДОД. Важным компонентом такой программы должна стать характеристика соответствующей направленности, а также системы практических действий по ее реализации.

    Примерная схема  описания направленности может выглядеть  следующим образом:

   1. Характеристика приоритетных для данной предметно-тематической области 
образовательных целей, свойственных любым предметным курсам и выражающих 
качественную определенность данной направленности (предметно-тематической области) 
ДОД. Например: «Художественная направленность образовательной деятельности ДОД 
связана с изучением и сохранением культурного наследия, передачей накопленного опыта, 
необходимого для творческого развития ребенка, через его включение в художественную 
деятельность».

   2. Описание инвариантного содержания образовательной деятельности, т.е. базового 
минимума знаний, умений, навыков
детей, общего для любых образовательных программ 
данной предметно-тематической области.

   3. Характеристика типичных для данной предметно-тематической области 
образовательных технологий.

  1. Описание предметного наполнения данной предметно-тематической области. Оно включает перечень учебных курсов, дисциплин, которые по своему содержанию могут «вписаться» в границы этой образовательной сферы (см. Приложение).
  2. Характеристика типичных для данной предметно-тематической области форм и способов определения образовательных результатов.

   Система практических действий по реализации определенной направленности должна включать совокупность действий всех субъектов, участвующих в реализации программы данной направленности как в самом образовательном центре, так и в других структурных подразделениях учреждения.

                  Приложение

    Предметное  наполнение направленностей,

    реализуемых в дополнительном образовании детей

    (примерный  перечень) 

    Направленность
Предмет
  Хоровое искусство
 
Эстрадная студия
 
Актерское мастерство
 
Драматический театр
 
Музыкальный театр
 
Детский мюзикл
 
 
Кукольный театр
 
 
Риторика
 
 
Театр моды
 
 
Ритмика
 
 
Народный танец
 
 
Хореография
 
 
Музыкальные инструменты
 
 
Народные инструменты
 
 
Киноискусство
 
 
Цирковое искусство
 
 
Журналистика
 
 
Дизайн
 
 
Компьютерный  дизайн
 
 
Конструирование и моделирование одежды
 
 
Художественное  чтение
 
 
Кулинария
 
 
Юный фотолюбитель
 
 
Киноискусство
Туристско-краеведческая География
 
 
Многопрофильный туризм
 
 
Пешеходный  туризм
 
 
Горный туризм
 
 
Велотуризм
 
 
Экологический туризм
 
 
Краеведение
 
 
История родного  края
 
 
Поисковая работа
 
 
Экскурсоведение
Эколого-биологическая Природа Земли
 
 
Человек и биосфера
 
 
Общая биология
 
 
Ботаника
 
 
Зоология
 
 
Орнитология
 
 
Наши питомцы
 
 
Палеонтология
 
 
В мире древних  животных
 
 
Основы экологии
 
 
Природа под  микроскопом
 
 
Юные биологи
 
 
Юные зоологи
 
 
Юные экологи
 
 
Экология человека
 
 
Аранжировка растений

 

Спортивно-техническая 

Авто- и мотодело

Юный водитель

    1.   Картинг 
     
     

Физкультурно-спортивная 
 

Автомоделизм

Авиамоделизм

    Спортивное  ориентирование

Судомоделизм

Радиоспорт

    Ракетно-космический моделизм

      Парашютная подготовка

      Спортивная стрельба

      Спортивные танцы

Легкая  атлетика

      Спортивная  гимнастика

    Художественная гимнастика

Зимние  виды спорта (лыжи, коньки, фигурное катание) 
Спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, 
 гандбол и др.) 

Теннис

      Настольный  теннис

Дартс

Восточные виды единоборств (дзюдо, каратэ, тэквандо и 
 
 

Художественно-эстетическая 

      Самбо

Традиционные  народные виды спорта

      Бокс

    Шахматы и  шашки

    Аэробика. Шейпинг

      Фитнесс

ОФП с элементами различных видов спорта

    История искусств

    Изобразительное искусство

    Рисунок и  живопись

      Графика

    Живопись и  цветоведение

      Керамика

    Роспись по ткани

    Роспись по дереву

    Ручное ткачество

    Бисерогыетение

    Кружевоплетение

    Вышивка и лоскутное шитье

    Художественное вязание

    Мягкая игрушка

    Декоративная игрушка

    Резьба  по дереву

    1 WDua >iir р^ръру 

Художественная  обработка металлов

Авторская песня

Вокальное искусство

    Айтопг.кяя  песня

 

 
      Фитодизайн
 
      Популярная  медицина
Военно-патриотическая
      Военное дело
 
      Морское дело
Социально-педагогическая
      Политология
 
      Социология
 
      Основы права
 
      Основы психологии
 
    Практическая  психология
 
      Этикет
 
      Развивающие игры
 
    Игровое конструирование
 
      Игротека
 
      Народные  игры
    Культурологическая
      История культуры
 
    Традиционная  культура славян
 
      Археология
 
      История России
 
    История мировых  цивилизаций
 
      Мифы народов  мира
 
      Страноведение
 
      История нашего города
 
    История_£усско£провишщи
 
      История в  твоем доме
 
    Основы исторического  исследования
 
      Музееведение
 
    Традиционная  народная культура
 
      Иностранный язык
 
      Язык и  культура
    Естественно-научная
      Астрономия
 
    Занимательная астрономия
 
      Тайны космоса
 
      Земля и Вселенная
 
      Путешествие в космосе
 
      Математика
 
      Физика
 
        Химия
 
      Геология
Социально-экономическая
    Экономика и  предпринимательство
 
      Современный бизнес
 
    Школа юного  предпринимателя
 
      Семейная  экономика

Информация о работе Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель