Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка

Описание

В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.

Содержание

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58

Работа состоит из  1 файл

КЛЕНОВА Практические материалы.doc

— 768.00 Кб (Скачать документ)

   Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

    3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

   • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь 
целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в 
каких образовательных областях в настоящее время используются Интернет-олимпиады 
школьников, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость 
предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или 
региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие 
методические рекомендации);

  • определение цели составления методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня -школьных, городских, региональных - с использованием современных информационных технологий и т.п.);
  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);

   • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

   4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми 
разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, 
проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно- 
исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. 
Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной 
структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно 
структурировать в следующей логике:

   d описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов -например: автоматизированное тестирование, наблюдение);

   а дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому (Интернет в школах и УДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам);

   и вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

    а предостеречь от типичных ошибок.

  1. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
  2. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
 
  • штаны проведения конкретных дел, мероприятий;
  • тестовые задания;

    а методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

    а примерные  вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

    а методики определения  результатов по конкретным видам  деятельности;

    а схемы, диаграммы, фотографии, карты;

    о примерная  тематика открытых мероприятий, экскурсий  и т.д.

        Использованная  литература

  1. Виды методической продукции. Справочник. -Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.
  2. Корлякова С. В., Деникаева О. В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. - Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.
  3. Методическая деятельность. Словарь-справочник. -Л., 1991.

Материал  подготовлен Н. В. Кленовой.

            методический  семинар как форма методической работы в удод

   Семинар - вид групповых учебных занятий, содержанием которого является обсуждение какой-либо темы (проблемы) под руководством преподавателя.

   Методический  семинар (МС) - это форма методической деятельности в системе дополнительного образования детей (ДОД), связанная с реализацией таких ее основных направлений, как систематизация и распространение методических знаний.

   Цель  МС - повышение уровня методической компетентности педагогов дополнительного образования и совершенствование на этой основе их профессионального мастерства.

    Функции МО

   • систематизация знаний обучающихся в области методов и технологий 
педагогической деятельности;

  • обобщение педагогического опыта (опыта научно-методических исследований, опыта практической деятельности);
  • трансляция систематизированного педагогического опыта в профессиональную среду специалистов дополнительного образования детей;
  • совершенствование профессиональной деятельности педагогических работников.

                     Типология МС Различают следующие разновидности МС: По составу участников:

  • постоянно действующий МС (педагоги определенного направления);'
  • расширенный МС (с привлечением иных категорий участников). По функциональному назначению:

   ■У  МС по обобщению и обмену опытом (этот вид семинара во многом напоминает конференцию и должен строиться в соответствии с законами проведения научно-практических конференций);

   */ МС, направленный на обучение, повышение квалификации тех или иных категорий работников ДОД (данный вид семинара представляет собой практическое занятие в системе повышения квалификации работников образования и имеет свои специфические законы организации и проведения).

    По формам проведения:

    ■ Традиционные:

    п МС на основе доклада с его обсуждением;

о МС на основе серии сообщений по общей тематике (без основного доклада); п Семинар-практикум (современная интенсифицированная форма традиционного МС; включает 3 части: теоретическую, практическую, итоговую).

    ■ Альтернативные (нетрадиционные);

   о МС - деловая игра (обучающая форма, в которой все участники наделяются определенными ролями).

    Чаще всего  используются роли:

    • учащиеся - педагоги - родители - администрация - представители органов власти;

   • генераторы идей - оптимисты (защитники идеи, сподвижники) - пессимисты 
(противники идеи, скептики) - реалисты (аналитики, способные взвесить все «за» и 
«против», сделать выводы).

    а МС - дискуссия (проблемный семинар, «круглый стол»),

   Особенность данного вида МС: выявление различных  точек зрения по конкретной проблеме для уяснения истины. Обязательные требования: предметом обсуждения должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения; формулировка темы должна быть острой, «задевать за живое».

   о МС - творческий отчет о методической деятельности (отдельного педагога, методобъединения, структурного подразделения).

   а МС - презентация (используется для  официального представления новых  программ, нового педагогического опыта, учебника, методкабинета, новой литературы, дидактических материалов).

   а МС - педагогический аукцион (рассматривается множество идей, технологий программ по определенной теме; участники «покупают» только те, которые наиболее обоснованны, жизнеспособны).

              Методические рекомендации по проведению МС Методические рекомендации  по  проведению  МС,  связанного  с обобщением  и

обменом педагогическим опытом, могут быть составлены по: Клёнова Н. В., Бутова Л. Н.

Рекомендации  по подготовке и проведению конференций, симпозиумов  и семинаров (для

работников  системы дополнительного  образования детей). - М.: ЦРСДОД, 2001.

    Методические  рекомендации по проведению МС, направленного на повышение

профессионального   мастерства   педагогических   работников   системы   ДОД,   должны

включать: ., .

  • рекомендации руководителю семинара;
  • рекомендации слушателям семинара.

      Рекомендации  руководителю методического  семинара

  1. Узнать и запомнить имена участников МС и использовать их при обращении к слушателям.
  2. Разминка. Чтобы в начале занятия «привести» всех слушателей в рабочее состояние, отвлечь от своих мыслей, необходимо их настроить на занятие, например, распределить по группам с использованием. игровых приемов, сюрпризов и т.п. Разминка должна быть короткой по времени, проводиться в быстром темпе и с высоким эмоциональным тонусом.
  3. Распределение времени. Не следует поддаваться искушению во что бы то ни стало «пройти» весь запланированный материал. Если какие-то части программы не укладываются в намеченное время, лучше обозначить начальный и конечный этапы занятия и сообщить об этом группе, решив, какой материал следует оставить, а какой исключить. Учет эмоционального настроя группы способствует правильному выбору.
  4. Использование интерактивных методов на семинаре. Целесообразно совместно с группой определить правила проведения занятий, по которым предпочитает работать группа. Эти правила могут быть вывешены на плакате с тем, чтобы на них мог сослаться любой член группы. Часть занятий следует проводить пленарно, т.е. со всем составом участников. При этом важно помнить, что объем внимания взрослого человека составляет 20 минут. При проведении занятия всем составом существует опасность «монополизирования» его хода 2-3 слушателями, умеющими и любящими поговорить. Поэтому может быть эффективным использование малых групп. Разделение на группы позволяет высказать свою точку зрения большему числу людей, а также обсудить предложенные вопросы более основательно. При работе с малыми группами следует добиваться того, чтобы участники четко понимали цели такой работы.
  5. Формирование малых групп. Группы, образованные по собственному выбору 
    слушателей, создают ощущение психологического комфорта, однако они могут 
    характеризоваться единообразием высказываемых мнений, изоляцией новичков. Группы, 
    образованные методом случайного подбора, исключают дискриминацию, объединяют 
    людей, которые при других обстоятельствах не общались бы между собой, обеспечивают 
    обмен опытом. Группы, сформированные руководителем по принципу специального подбора 
    участников, могут оказаться наиболее рациональными и эффективными. В любом случае 
    обязательна регулярная смена состава малых групп.
  6. Участников МС следует периодически информировать о том, на каком этапе изучения темы находится группа, как данный этап связан с предшествующим и последующим этапами.
  7. Чтобы постоянно поддерживать внимание слушателей, целесообразно применять такие приемы, как снижение громкости голоса руководителем, изменение темпа речи или выдержка паузы. Не поддаваться соблазну перекричать говорящих на посторонние темы.
  8. Задание на дом может быть завершением начатой в аудитории работы. Обязательное условие - домашнее задание обязательно должно быть проверено.

   9. Резюмирование. Полезно периодически обобщать ключевые моменты занятия, а 
также разъяснять участникам МС значимость данного занятия для их собственного 
профессионального роста.

   Рекомендации  слушателям методического семинара могут включать советы по организации самостоятельной работы, способам работы с научно-методической литературой, технологии выполнения итоговых заданий.

        Использованная  литература

    1. Вершинин В. Н. Дискуссия как форма итогового занятия // Методист. 2003. № 6.

  1. Гузеев В. Организация урока в форме проблемного семинара // Народное образование. 2002. К» 8.
  2. Ильенко Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.
  3. Кленова Н. В., Буйлова Л. Н. Рекомендации по подготовке и проведению конференций, симпозиумов и семинаров (для работников системы дополнительного образования детей). - М.: ЦРСДОД, 2001.

   5. Рухленко Н. М. Работа по повышению профессионального мастерства 
педагогических кадров // Практика административной работы в школе. 2003. № 5.

Материал  подготовлен Н. В. Кленовой

         
        МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ

   Работа  над единой методической темой - одна из важнейших коллективных форм методической работы, способствующих повышению квалификации педагогических кадров, внедрению в практику инновационных технологий, сплочению коллектива.

   Выбор единой темы может быть связан с  проблемой, над которой работает данное учреждение дополнительного образования детей (УДОД). Как правило, выбор темы и сроков работы над ней решается коллегиально и исходит из результатов анализа образовательного процесса, проблем, выявившихся в ходе этого анализа, и задач, стоящих перед коллективом.

   Удачно построенная работа над единой темой может частично или полностью решить существующие проблемы.

   К единой методической теме предъявляются  определенные требования, главными из которых являются следующие:

    • актуальность и своевременность;

   • правильный выбор и соответствие возможностям данного педагогического 
коллектива;

Информация о работе Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель