Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка
В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58
Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
• обоснование
актуальности разработки данных методических
рекомендаций (здесь
целесообразно дать
краткий анализ положения
дел по изучаемому вопросу:
уточнить, в
каких образовательных
областях в настоящее
время используются
Интернет-олимпиады
школьников, в чем их
достоинства и недостатки;
охарактеризовать значимость
предлагаемой работы
с точки зрения реализации
соответствующей федеральной
или
региональной программы;
разъяснить, какую помощь
и кому могут оказать
настоящие
методические рекомендации);
• обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание
методических рекомендаций может быть
связано с самыми
разнообразными вопросами: решением определенной
педагогической проблемы,
проведением массовых мероприятий, организацией
летней кампании, проведением учебно-
исследовательской работы, изучением
отдельных тем образовательной программы
и т.п.
Поэтому содержание методических рекомендаций
не имеет особо регламентированной
структуры и может излагаться в достаточно
произвольной форме. Например, его можно
структурировать в следующей логике:
d описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов -например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
а дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому (Интернет в школах и УДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам);
и вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
а предостеречь от типичных ошибок.
а методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
а примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
а методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
а схемы, диаграммы, фотографии, карты;
о примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Использованная литература
Материал подготовлен Н. В. Кленовой.
методический семинар как форма методической работы в удод
Семинар - вид групповых учебных занятий, содержанием которого является обсуждение какой-либо темы (проблемы) под руководством преподавателя.
Методический семинар (МС) - это форма методической деятельности в системе дополнительного образования детей (ДОД), связанная с реализацией таких ее основных направлений, как систематизация и распространение методических знаний.
Цель МС - повышение уровня методической компетентности педагогов дополнительного образования и совершенствование на этой основе их профессионального мастерства.
Функции МО
• систематизация
знаний обучающихся в области методов
и технологий
педагогической деятельности;
Типология МС Различают следующие разновидности МС: По составу участников:
■У МС по обобщению и обмену опытом (этот вид семинара во многом напоминает конференцию и должен строиться в соответствии с законами проведения научно-практических конференций);
*/ МС, направленный на обучение, повышение квалификации тех или иных категорий работников ДОД (данный вид семинара представляет собой практическое занятие в системе повышения квалификации работников образования и имеет свои специфические законы организации и проведения).
По формам проведения:
■ Традиционные:
п МС на основе доклада с его обсуждением;
о МС на основе серии сообщений по общей тематике (без основного доклада); п Семинар-практикум (современная интенсифицированная форма традиционного МС; включает 3 части: теоретическую, практическую, итоговую).
■ Альтернативные (нетрадиционные);
о МС - деловая игра (обучающая форма, в которой все участники наделяются определенными ролями).
Чаще всего используются роли:
• учащиеся - педагоги - родители - администрация - представители органов власти;
• генераторы
идей - оптимисты (защитники идеи, сподвижники)
- пессимисты
(противники идеи, скептики) - реалисты
(аналитики, способные взвесить все «за»
и
«против», сделать выводы).
а МС - дискуссия (проблемный семинар, «круглый стол»),
Особенность данного вида МС: выявление различных точек зрения по конкретной проблеме для уяснения истины. Обязательные требования: предметом обсуждения должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения; формулировка темы должна быть острой, «задевать за живое».
о МС - творческий отчет о методической деятельности (отдельного педагога, методобъединения, структурного подразделения).
а МС - презентация (используется для официального представления новых программ, нового педагогического опыта, учебника, методкабинета, новой литературы, дидактических материалов).
а МС - педагогический аукцион (рассматривается множество идей, технологий программ по определенной теме; участники «покупают» только те, которые наиболее обоснованны, жизнеспособны).
Методические
обменом педагогическим опытом, могут быть составлены по: Клёнова Н. В., Бутова Л. Н.
Рекомендации по подготовке и проведению конференций, симпозиумов и семинаров (для
работников системы дополнительного образования детей). - М.: ЦРСДОД, 2001.
Методические рекомендации по проведению МС, направленного на повышение
профессионального мастерства педагогических работников системы ДОД, должны
включать: ., .
Рекомендации руководителю методического семинара
9. Резюмирование.
Полезно периодически обобщать ключевые
моменты занятия, а
также разъяснять участникам МС значимость
данного занятия для их собственного
профессионального роста.
Рекомендации слушателям методического семинара могут включать советы по организации самостоятельной работы, способам работы с научно-методической литературой, технологии выполнения итоговых заданий.
Использованная литература
1. Вершинин В. Н. Дискуссия как форма итогового занятия // Методист. 2003. № 6.
5. Рухленко
Н. М. Работа по повышению профессионального
мастерства
педагогических кадров // Практика административной
работы в школе. 2003. № 5.
Материал подготовлен Н. В. Кленовой
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД ЕДИНОЙ
МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ
Работа над единой методической темой - одна из важнейших коллективных форм методической работы, способствующих повышению квалификации педагогических кадров, внедрению в практику инновационных технологий, сплочению коллектива.
Выбор единой темы может быть связан с проблемой, над которой работает данное учреждение дополнительного образования детей (УДОД). Как правило, выбор темы и сроков работы над ней решается коллегиально и исходит из результатов анализа образовательного процесса, проблем, выявившихся в ходе этого анализа, и задач, стоящих перед коллективом.
Удачно построенная работа над единой темой может частично или полностью решить существующие проблемы.
К единой методической теме предъявляются определенные требования, главными из которых являются следующие:
• актуальность и своевременность;
• правильный
выбор и соответствие возможностям данного
педагогического
коллектива;