Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка

Описание

В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.

Содержание

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58

Работа состоит из  1 файл

КЛЕНОВА Практические материалы.doc

— 768.00 Кб (Скачать документ)

          Материал  подготовлен авторским  коллективом:

                  М. С. Алешина Н. В. Клеиова

                  A. В. Леонтович

                  B. Е. Соболев

 

              ПАМЯТКА УЧАСТНИКАМ И ОРГАНИЗАТОРАМ  ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКИ

   Информационно-методическая выставка как форма методической работы может иметь целью:

  • ознакомление с новинками методической литературы;
  • освещение опыта методической деятельности учреждения;
  • пропаганду изданной сотрудниками учреждения методической литературы, разработанных ими дидактических материалов.

    По функциональному  назначению различают несколько  видов выставок:

  1. постоянно действующая выставка (с периодическим обновлением);
  2. временная выставка (к празднику, юбилею, итоговая - по итогам года);
  3. передвижная выставка (фонд такой выставки перемещается по различным учреждениям, организациям).

    По своей  структуре информационно-методическая выставка должна иметь:

  • заглавие, точно отражающее тему выставки, ее назначение;
  • адресата (категорию лиц, на которых преимущественно ориентирована выставка); в разделы выставки (их может быть 2-3 и более, каждый со своим подзаголовком);

    в аннотацию  к представленной на выставке литературе, дидактическим материалам;

   • отлаженный механизм ознакомления посетителей выставки с содержанием 
представленных материалов (консультации авторов методической продукции, практические 
семинары, мастер-классы по реализации конкретных методик, продажа литературы и др.).

   На  выставке могут быть представлены следующие  типы и виды методической продукции:

    Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению; как правило, основные виды такой продукции включают информацию двоякого рода - собственно факты и оценку этих фактов):

  1. буклет;
  2. листовка;
  3. газета;
  4. аннотированный каталог;
  5. реферат;
  6. информационно-методический справочник;
  7. бюллетень и т.п.

   в Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления определенного рода действий - в процессе учебной, воспитательной, социокультурной деятельности отдельного педагога, учреждения в целом):

   1) программа (образовательная, организационно-методологическая, программа 
деятельности);

  1. инструктивно-методическое письмо;
  2. памятка;
  3. положение (о конкурсе, фестивале, структурном подразделении и т. п.)
  4. инструкция;
  5. методическая записка;
  6. методические рекомендации,
  7. методическая разработка;
  8. методическое пособие;
  9. тематическая папка и т. п.

 
 
    Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции):

  1. картотека;
  1. тестовые задания; :  3) график;
 
  1. схема;
  2. сценарий;
  3. наглядное пособие;
  4. задачник;
  5. сборник упражнений;
  6. тематическая подборка материала - текстового и наглядно-иллюстративного;

    10) инструктивно-методический плакат и т. п.

                  Приложение

    Справочные  сведения

    о некоторых видах  методической продукции,

    представляемых  на информационно-методическую выставку

   Информационно-методический справочник - сборник вопросов и  ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

   Бюллетень - регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.

   Инструктивно-методическое письмо - указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.

   Памятка - краткие, наиболее важные сведения о  сути и порядке осуществления  какого-либо дела.

   Инструкция - пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.

   Методическая записка - пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: планам, графикам, таблицам.

   Методические  рекомендации - вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций - пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

   Методическая  разработка - это логично структурированный  и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

   Методическое  пособие - комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления ДОД. Как правило,     методическое    пособие,     помимо    теоретического,     содержит    обширный 

дидактический  материал  в  виде  иллюстраций,  таблиц,  диаграмм,  рисунков,  а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой. Тематическая папка объединяет:

  • нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
  • методические рекомендации;
  • разработки конкретных дел, сценарии;
  • материалы из опыта работы;
  • библиографию;
  • дидактический материал.

   Тематическая  подборка материала - подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенной теме (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.).

   Инструктивно-методический плакат - плакат-схема, включающий в  определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.

      Требования  к оформлению методической продукции

    Представляемая  на выставку методическая продукция  должна включать:

    ■ титульный лист (по аналогии с титульным листом образовательной программы);

   ■ сведения об авторе (авторах): должность, квалификационная категория, почетное 
звание (ученая степень), контактный телефон;

    и краткую аннотацию;

    ш пояснительную записку;

    ш содержание;

    ш список рекомендуемой  литературы;

    т приложения (при необходимости).

          Рекомендуемая литература

  1. Виды методической продукции. Справочник. - Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.
  2. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д. Е. Яковлев. - М: АРКТИ, 2002.
  3. Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л. Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. - М: ЦРСДОД, 2002.

                  Памятка подготовлена: Н. В. Кленовой С. М. Костьевой

     
    КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

   Методические  рекомендации - это один из видов  методической продукции (наряду с методической разработкой, дидактическим материалом, методическим пособием).

   Методические  рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

   Методические  рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача -рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию).

   В методических рекомендациях обязательно  содержится указание по организации  и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

   Методические  рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.)- Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

        Структура методических рекомендаций

    Методические  рекомендации как вид методической продукции включают:

  • титульный лист; в аннотацию;
  • сведения об авторе (авторах);

• пояснительную, записку; 
1 :• содержание;

• список рекомендуемой литературы по данной теме; 
« приложения (при необходимости).

    Пояснения к  отдельным элементам структуры методических рекомендаций

    1. На титульном листе должны быть обозначены:

  • название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
  • фамилия, имя, отчество автора;

   •, название (с пометкой о виде методической продукции - методические рекомендации);

  • название города;
  • год разработки.

   2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные 
сведения о:

   • сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данные рекомендации 
посвящены методике организации Интернет-олимпиады для школьников в системе ДОД);

   « предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа - школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
  • возможных сферах приложения предлагаемого вида мегодической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Информация о работе Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель