Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка
В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58
Материал подготовлен авторским коллективом:
М. С. Алешина Н. В. Клеиова
A. В. Леонтович
B. Е. Соболев
ПАМЯТКА УЧАСТНИКАМ И ОРГАНИЗАТОРАМ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКИ
Информационно-методическая выставка как форма методической работы может иметь целью:
По функциональному назначению различают несколько видов выставок:
По своей
структуре информационно-
в аннотацию к представленной на выставке литературе, дидактическим материалам;
• отлаженный
механизм ознакомления посетителей выставки
с содержанием
представленных материалов (консультации
авторов методической продукции, практические
семинары, мастер-классы по реализации
конкретных методик, продажа литературы
и др.).
На выставке могут быть представлены следующие типы и виды методической продукции:
■ Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению; как правило, основные виды такой продукции включают информацию двоякого рода - собственно факты и оценку этих фактов):
в Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления определенного рода действий - в процессе учебной, воспитательной, социокультурной деятельности отдельного педагога, учреждения в целом):
1) программа
(образовательная, организационно-
деятельности);
■
Прикладная методическая
продукция (вспомогательный
дидактический материал,
дополняющий, иллюстрирующий,
более полно раскрывающий
тему, отраженную в других
видах методической
продукции):
10) инструктивно-методический плакат и т. п.
Приложение
Справочные сведения
о некоторых видах методической продукции,
представляемых на информационно-методическую выставку
Информационно-методический справочник - сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.
Бюллетень - регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.
Инструктивно-методическое письмо - указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.
Памятка - краткие, наиболее важные сведения о сути и порядке осуществления какого-либо дела.
Инструкция - пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.
Методическая записка - пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: планам, графикам, таблицам.
Методические рекомендации - вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций - пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
Методическая разработка - это логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.
Методическое
пособие - комплексный вид методической
продукции, включающий в себя особым
образом систематизированный материал,
раскрывающий суть, отличительные особенности
и методики какого-либо образовательного
курса либо направления ДОД. Как правило,
методическое пособие,
помимо теоретического,
содержит обширный
дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой. Тематическая папка объединяет:
Тематическая
подборка материала - подбор текстового
и наглядно-иллюстративного
Инструктивно-методический плакат - плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.
Требования к оформлению методической продукции
Представляемая на выставку методическая продукция должна включать:
■ титульный лист (по аналогии с титульным листом образовательной программы);
■ сведения
об авторе (авторах):
должность, квалификационная категория,
почетное
звание (ученая степень), контактный телефон;
и краткую аннотацию;
ш пояснительную записку;
ш содержание;
ш список рекомендуемой литературы;
т приложения (при необходимости).
Рекомендуемая литература
Памятка подготовлена: Н. В. Кленовой С. М. Костьевой
КАК
СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, дидактическим материалом, методическим пособием).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача -рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.)- Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
• пояснительную,
записку;
1 :• содержание;
• список рекомендуемой литературы по данной теме;
« приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным элементам структуры методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
•, название (с пометкой о виде методической продукции - методические рекомендации);
2. На
втором листе вверху приводится аннотация,
включающая лаконичные
сведения о:
• сути
рассматриваемых вопросов (например, указывается,
что данные рекомендации
посвящены методике
организации Интернет-олимпиады
для школьников в системе
ДОД);
« предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа - школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);